7 вид обучения в общеобразовательной школе

Здравствуйте! У меня сын, 11 лет. Перешел в 5-й класс общеобразовательной школы. Учитель начальных классов утверждала, что программу начальной школы он усвоил плохо. Мы обратились к психиатру. Он выдал справку с рекомендацией обучения по 7 виду. Осматривал ребёнка он один, а печатей на справке три. Я так понимаю, что это справка ПМПК (?) В школе у нас эту справку не приняли, аргументируя тем, что заниматься с ребёнком никто не будет, так как за это не доплачивают. Посоветовали обратиться в районную больницу в комиссию ВКК для получение справки о переводе ребенка на обучение на дому. При этом пояснили, что заниматься с ребенком дома никто не будет, а будут проводиться дополнительные занятия в школе после уроков. Правомерны ли действия работников школы в этом вопросе? Какими нормативно-правовыми актами я могу фигурировать в общении с руководством школы? На какие законы ссылаться?

Категория:

Комментарии

  • Надежда (администратор). 10:26, 09.09.2016.

    Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

    Уважаемая Марина! Сама по себе справка врача с рекомендацией обучения по 7 виду является только рекомендацией, не является основанием для перевода ребенка на обучение по программам для обучающихся с ограниченными возможностями ребенка. При этом определение вида школы не входит в компетенцию психиатра. Кроме того, в настоящее время отсутствует деление школ на виды по номерам. Ранее в школах 7 вида обучались дети с задержкой психического развития.

    Только психолого-медико-педагогическая комиссия уполномочена давать заключения об условиях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обязательны для исполнения образовательными организациями и органами образования. Поэтому, если действительно есть основания считать, что ребенок не сможет обучаться без создания специальных условий обучения, то необходимо обратиться в ПМПК. Где она находится можно узнать, обратившись в орган образования по месту жительства. Психиатр в данной ситуации мог бы только составить заключение о том, какой у ребенка диагноз и как он влияет на способности ребенка обучаться. Такое заключение необходимо представить на ПМПК.

    Заключение же ПМПК в соответствии с Положением о ПМПК обязательно для исполнения образовательными организациями и органами образования. Для обеспечения его реализации подается соответствующее письменное заявление в школу с приложением копии заключения ПМПК. По получении письменного ответа будет понятно, что делать дальше. Если администрация школы дает устные ответы, надеясь, что родители отстанут и не будут требовать реализации заключения ПМПК, то надо обращаться с жалобой в орган образования по месту жительства.

    Необходимо уточнить, насколько необходимо ставить вопрос о том, что ребенок не справляется с обучением и нуждается в создании специальных условий. К специальным условиям относится и образовательная программа, адаптированная для обучения детей с теми или иными ограничения здоровья. Пробелы в освоении программы могут быть устранены иными способами, если есть такая возможность.

    Ссылка
  • Елена. 14:12, 18.10.2016.

    Здравствуйте, у нас сыном тоже такая проблема, еще в садике нам поставили диагноз СДВГ, в 6 лет нас из садика отправили в школу, 7 ему исполнялось 9.09, просила оставить на год в саду, навстречу никто не пошел, ни врачи ни сад. В итоге мы 1-й класс весь проспали на парте практически, второй еле закончили, 3-й на ребенка махнули рукой, сказали лентяй, перешли в другую школу в 4-м классе и нас сразу отправили на ПМПК, там посмотрели ребенка к СДВГ добавилось ММД и перевели нас на 7-й вид до 11 класса. В 4-м классе он обучался дома. Настал 5-й класс, психиатр индивидуальное обучение не продлил, мы пошли в основную школу со всеми нашими одноклассниками. Проучились 1 четверть практически одни двойки, ребенок не хочет обучаться, на уроках ничего не делает, дома конечно же он делает  домашнее задание, заставляю и сижу около него, так как только ухожу от него, сразу отвлекается и ничего не делает. Делаем очень долго его - с 18.30 и до часу ночи бывает. Очень медлительный он, если это касается школы. На дополнительном образовании - кружки - его очень хвалят педагоги, в основной школе его как подменяют. Классный руководитель готовит сейчас документы для психиатра о переводе моего сына на индивидуальное обучение, и дают ему в 5-м классе всего 11 часов по программе. Это мало или нет? И вообще на что ребенок имеет право, учась в обычной школе с таким заключением? Я так понимаю, что он имеет право на другую систему оценивания, раз не упростили ему программу в школе. 1-го сентября сын с удовольствием пошёл в школу, проучился 1 неделю 4-5 оценки, а потом просто видимо что-то случилось и начались проблемы, он не хочет работать на уроках совсем.

    Что делать с ним не знаю.

    Помогите, пожалуйста.

    Ссылка
  • Павел Кантор. 14:16, 06.03.2017.

    Здравствуйте! Извините за большую задержку с ответом.

    Под индивидуальным обучением Вы имеете в виду обучение на дому? Я правильно понимаю, что он обучается в обычной школе по программе для детей с задержкой психического развития? Конкретного минимального объема индивидуальных занятий на дому законодательством жестко не установлено, количество занятий должно быть достаточным для освоения программы, соответственно конкретный учебный план должен зависеть и от программы, и от состояния ребенка. В принципе, большинство существующих учебных планов для занятий на дому предусматривает около 10 час. еженедельной нагрузки для 5-7 классов, полагаю, что школа исходит из устоявшейся практики.

    Отдельно стоит отметить, что согласно Приказу Минздрава России от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому», СДВГ и подобные незначительные нарушения основанием для перевода на надомное образование не являются.

    Мне кажется, Вам следует обратиться за рекомендациями по организации учебного процесса к специалистам, которым Вы доверяете. Согласно закону «Об образовании», помощь школам по вопросам организации образовательного процесса, в том числе для детей с ОВЗ, осуществляют Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которые так или иначе действуют во многих регионах. Возможно, Вам стоит обратиться в такой центр.

    Перед Вами стоит несколько разных вариантов. Вы можете просить школу составить для Вашего ребенка индивидуальный учебный план, который бы учитывал особенности его состояния. Вы можете рассмотреть вопрос о переводе его на обучение по другой программе, например для детей с умственной отсталостью. Вы можете настаивать на том, чтобы Ваша школа усилила коррекционные занятия с ребенком, которые помогут ему справиться с отношением к учебе (в заключении ПМПК должно быть указано на необходимость занятий с дефектологом/психологом, если этого не указано, то можно обратиться на ПМПК за новым заключением). Вам нужно выбрать тот вариант, который в наибольшей степени соответствует интересам ребенка, и действовать в соответствии с ним.

    Из того, что Вы пишете, следует, что основная трудность Вашего ребенка – это формирование учебных навыков, как мне кажется, именно на это и должны быть направлены усилия педагогов и работников в первую очередь.

    Ссылка
  • Игорь. 15:49, 23.11.2017.

    Здравствуйте,Проблема такая,- сын двоечник, за первую четверть 6 двоек, 9 класс. До 9 двойки за четверть тоже были. Наблюдается у врача психиатра с 2012 года. Диагноз-СДГА, Органическое эмоциональное лабильное расстройство,несоциализированное расстройство поведения. На руках направление от врача на ПМПК с рекомендацией о переводе на обучение по 7 программе. В школе отказали в переводе. Объяснив тем что он может, но ленив и тут же единогласно говорят,- но ОГЭ он все равно не сдаст!Даем вам месяц и если результата не будет пишем заявление в милицию, в отдел по несовершеннолетним. На справки и выписки внимания не обращают, не прикрывайтесь говорят. О том что он наблюдается поставлены в известность неоднократно и директор и классный руководитель. Что делать в этой ситуации?

    Ссылка
  • Надежда (администратор). 19:23, 28.04.2018.

    Отвечает юрист Анна Басова:

    Как я поняла из текста вопроса, на руках у Вас имеется лишь направление от врача на ПМПК, то есть само обследование еще не пройдено.
    Согласно п. 23 Приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», представленное родителями заключение комиссии является основанием для создания образовательными организациями  рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
    Соответственно, наличие заключения ПМПК является необходимым условием для решения вопроса о переводе ребенка на специальные условия обучения. Одного лишь заключения врача-психиатра недостаточно для организации школой адаптированной образовательной программы для Вашего ребенка.
    Кроме этого, вариантом решения проблемы может быть перевод ребенка на обучение в Центр ППМС-помощи. Данные организации не только осуществляют обучение детей с ОВЗ, но и оказывают психолого-педагогическую помощь родителям по вопросам воспитания и обучения (Письмо Минобрнауки России от 01.12.2016 N ВК-2751/07).
    Если же Вы решите оставить ребенка в общеобразовательной школе, программу которой он «не тянет», важно иметь ввиду, что законодательством предусмотрено несколько вариантов: по усмотрению родителей можно оставить ребенка на повторный год обучения, перевестись на адаптированную образовательную программу либо на обучение по индивидуальному учебному плану (п. 9 ст. 58 Закона об образовании).
    Необходимо добавить, что, даже несмотря на обучение по адаптированной программе, итоговую аттестацию все равно придется проходить в форме государственного экзамена по программе среднего общего образования (п. б ст. 7 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1400). То есть если ребенок в связи с низкой успеваемостью в итоге не сможет сдать ЕГЭ, он не сможет получить аттестат о среднем общем образовании.

    В таком случае в целях получения профессии можно посоветовать обратить внимание на специализированные центры профессионального обучения, где созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (например, Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с расстройствами аутистического спектра с выраженными ментальными нарушениями http://tk21.mskobr.ru/prof_edu/strukturnoe_podrazdelenie_3/). В соответствии со статьей 79 Закона об образовании профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
    Ссылка
  • Марина. 21:07, 24.03.2018.

    Здравствуйте,  подскажите пожалуйста, у меня ребенок-инвалид с рождения ДЦП, эпилепсия( ремисия) , пошел в школу обще образовательную по заключению ПМПК  в коррекционный класс 7 вида, он нуждается в помощи тьютора по основному диагнозу неврологическому. С первого класса на уроках присуствую я ( мама, у меня высшее образование экономическое) , мы уже заканчиваем 6 класс, где мне можно пройти повышение квалификации или курсы по специальности тьюторство? чтоб по закону присуствовать как тьютор?2) В связи  с тем что в 9 классе предстоят экзамены , наш класс всех детей посылают на ПМПК , если у нас есть розовая справка и заключение врача психиатора о продолжении по 7 виду, я могу отказаться от ПМПК, ребёнок хорошист.

     

    Ссылка
  • Надежда (администратор). 16:00, 31.05.2018.

    Отвечает юрист Анна Басова:

    Если ребенок нуждается в постоянном сопровождении тьютора в соответствии с заключением ПМПК/индивидуальной программой реабилитации инвалида, безусловно, данные условия должны быть ему обеспечены образовательной организацией согласно п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082)
    Однако специалисты по развитию детей с ОВЗ не рекомендуют совмещать функции родителя и тьютора в одном лице.  Лучше, если тьютором ребенка будет человек из числа сотрудников образовательного учреждения. Тем не менее, в некоторых исключительных случаях школа может разрешить маме работать в качестве тьютора своего ребенка.
    Должность тьютора введена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н и относится к четвертому (самому высокому) квалификационному уровню. Для того, чтобы работать по профессии «тьютор», необходимо иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н). 
    Такие программы сейчас реализуются во многих ВУЗах – в частности, можно обратиться в МГПУ; в  РГПУ им.А.И.Герцена имеется магистерская программа «Семейное тьюторство». 
    Кроме того, получить индивидуальные рекомендации по выбору обучения на тьютора можно в Межрегиональной тьюторской ассоциации
    .
    Безусловно, Вы можете отказаться от проведения ПМПК в отношении Вашего ребенка; прежде всего, на том основании, что в Росийской Федерации действует принцип осуществления медицинского вмешательства, в том числе и проведение обследований, только в добровольном порядке  (п. 1 ст. 20 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”).
    Согласно п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082), заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей и одновременно является основанием для создания рекомендованных в нем условий для обучения и воспитания детей.
    Однако необходимо учитывать, что возможно, школа посылает детей на ПМПК перед ГИА для возможности создания детям специальных условий аттестации – в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и проведению государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 февраля 2015 г. N 02-60). Например, в соответствии с данными рекомендациями продолжительность экзамена для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа, предоставляется помощь ассистента и т.п.). 
    Таким образом, имеет смысл обсудить данный вопрос со школой, так как в случае отсутствия соответствующего заключения ПМПК ОГЭ будет проходить для ребенка в обычном режиме, что может оказаться непосильной нагрузкой детям с ОВЗ. И если ребенок не сможет пройти соответствующую аттестацию, то он и не перейдет на следующий этап обучения, что поставит вопрос о смене образовательной программы или оставлении на второй год (п. 9 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

    Ссылка
  • Ольга. 22:22, 23.10.2018.
    Здравствуйте! У нас похожая проблема. Сыну 9 лет. Ребенок с психо- речевой задержкой. В детсад ходили в коррекционную группу. Из сада выпустились с заключением ПМПК , что ребенок нуждается в адаптированной программе обучения 7вида. Первый класс начали в общем классе и по общей программе, до тех пор пока я не начала требовать тот самый 7 вид и адаптированную программу, тк,. Сын не успевал по общей программе. Со скандалом нас перевели на домашнее обучение и проблемы с обучением на время отступили. Второй класс мы так же отучились на домашнем обучении. Опять через ПМПк и мед заключение. Перед третьим классом нам не дали направление на ПМПк, но невролог оставила в заключении на мед осмотре 7 вид. Но при этом заявив, что домашнее обучение нам снимают. Ладно, согласились с этим. Пошли в общий класс. И началось. Опять шпарим по общей программе, хотя и классный руководитель и деректор с завучем знают ,что мы на 7 виде обучения. У сына двойки, истерики каждый раз как за уроки садимся. Пришлось дополнительно брать уроки репетитора. Так вот , подскажите пожалуйста что нам делать?как должен быть налажен процесс обучения ребенка с заключением врачей о адаптированной программе в общем классе? И какие требования к таким деткам?
    Ссылка

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии