Что нужно для правовой помощи людям в психиатрических стационарах

Министерство здравоохранения РФ намерено по-своему контролировать общественные наблюдательные комиссии (ОНК), которые с недавнего времени имеют право посещать людей в психиатрических стационарах, – соответствующий документ выложен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Почему при этом работа ОНК не будет эффективной – в материале «Бесконтрольная психиатрия» на сайте Агентства правовой информации. Если вкратце – ОНК должны заранее уведомлять о визите, при этом администрация учреждения вправе не пустить комиссию в любое помещение, объясняя это «нарушением внутреннего распорядка, противоэпидемического режима, прав и интересов пациентов или работников».

Комментируя ситуацию, адвокат Юрий Ершов отмечает, что могло бы помочь в решении проблемы защиты прав пациентов психиатрических стационаров: «Важно добиться реализации наиболее эффективных мер в этой наиболее проблемной области. Создание постоянно действующей службы защиты прав пациентов, предусмотренной федеральным законом и упоминаемой ЕСПЧ, помогло бы наладить этот процесс. В том числе обеспечить ознакомление самого пациента с материалами его дела, предоставить возможность приглашать любых независимых специалистов, юристов, свидетелей, истребовать документы в свою защиту, своевременно получать протоколы судебных заседаний, подавать замечания на них и жалобы. Не думаю, что ОНК сможет эту проблему решить – специфика этих историй такова, что тут требуется более глубокое погружение».

Отметим, что, в соответствии со ст. 38 закона о психиатрической помощи Служба защиты прав граждан, о которой справедливо напомнил Юрий Ершов, должна быть принципиально «независима от органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья». Поэтому попытка Минздрава руководить созданием закона о такой Службе в 2014–2017 годах была обречена на провал. И по той же причине Минздрав в принципе не может «регламентировать процедуру» общественных инспекций самого себя из-за всем понятного пресловутого конфликта интересов (т.е. может только участвовать в раб. группе). Очень жаль, что законодатели не понимают такой простой вещи.

Что же до Службы – ее задачи принципиально отличаются от задачи общественных инспекций. Так, представитель действующей в Москве модели Службы, юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Митюшкина комментирует: «Мне частенько приходится в беседах о Службе доказывать людям, что Служба – это не контроль. Вижу, что четкого различия между индивидуальной помощью людям (содействием в реализации прав) в ПНИ, ПБ и др. – не видят, в том числе, потому, что в Службе – "общественники", с которыми весь народ увязывает в наше время именно "общественный контроль": где только "общественики" появляются – там вскрываются нарушения прав граждан».

Если же говорить о Службе, которая по закону должна действовать уже 25 лет, – такой законопроект разработан рабочей группой Совета Федерации (параллельно с признанием Минздрава в невозможности его разработать). Мы надеемся, что (по логике – под руководством Минюста) удастся доработать в нем небольшие связки и передать законодателям. При этом важно, чтобы остались незыблемыми основные принципы  концепции деятельности Службы:

1 – расширить ее действие на ПНИ и другие стационарные организации Минтруда;
2 – реализовать требование ее малобюджетности путем опоры на НКО: чтобы этой деятельностью по-прежнему занимались добровольцы и представители некоммерческого сектора (те, кто реально работает в интернатах и понимает, как это устроено и что нарушается), опираясь на свои ресурсы, но получив для этого достаточные полномочия. Это позволит постепенно справиться с проблемой такого масштаба – эффективно и с экономией бюджетных средств;
3 – обеспечить, чтобы, помимо регулярного приема в стационарной организации, ее представитель имел бы гарантированную возможность экстренно присутствовать при различных значимых ситуациях (госпитализация в психиатрическую больницу, прием, перевод и выписка из интерната, изоляция человека в отдельном помещении по любым причинам и прочее).

Будем надеяться, что в обозримом будущем увидим, наконец, и такой закон.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии