И опять – о Службе защиты прав граждан в стационарных организациях

Мы добавили на «Особое право» новый тег – Служба защиты прав.

Зачем? Объясняет координатор правовой группы Центра лечебной педагогики Ирина Ларикова:

«Напомним, летом 2023 года были приняты поправки в закон РФ о «Психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании», которые, в частности, неожиданно для всех изъяли из него статью 38 – о создании в стационарных организациях здравоохранения Службы защиты прав граждан с психическими расстройствами. В качестве аргумента было указано, что Служба дублируется в ст. 46 закона – об общественном контроле.

Однако ни эпизодический общественный контроль, ни тем более эпизодические проверки таких организаций государственными органами не в состоянии заменить постоянную работу представителей Службы в таких организациях. Ст. 38 была включена в закон о психиатрической помощи в 1992 году по предложению одного из его создателей, выдающегося советского и российского психиатра И.Я. Гуровича. Служба, как она была задумана и сформулирована в ст. 38 Закона, не является инструментом проверки. Она призвана способствовать нормализации взаимодействия между проживающими, с одной стороны, и персоналом и администрацией интернатов, с другой, и тем самым – улучшению качества социальных услуг в стационарных организациях. И.Я. Гурович наблюдал и изучал такую Службу в Голландии, много разговаривал и с персоналом интернатов, и с самими проживающими, и убедился в эффективности такой Службы.

Именно поэтому в процессе создания закона о распределенной опеке (см. записи на «Особом праве» по тегу распределенная опека) по предложению Минюста действие Службы в законопроекте было распространено, помимо медицинских стационаров (психиатрических больниц), и на стационарные организации социального обслуживания (психоневрологические интернаты – ПНИ). Была также добавлена необходимость создания федерального закона о Службе. Такой законопроект был создан в специальной рабочей группе, возглавляемой Минздравом, и одобрен Минюстом и Институтом законодательства и сравнительного правоведения (ИЗИСП) при Правительстве РФ. Однако при «приостановке» обсуждения закона о распределенной опеке не был дан ход и законопроекту о Службе.

Тем не менее, сначала в Москве, потом в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде по инициативе известных НКО были созданы модели такой Службы, в той или иной мере поддерживаемые властями регионов. К настоящему моменту наиболее масштабная модель создана и плотно поддерживается региональными властями в Нижегородской области.

Работа региональных моделей Службы защиты прав (московская и нижегородская модели, созданные в соответствии с бывшей ст. 38, упомянутые и в Докладе УПЧ (с. 17–18), а также питерская модель, созданная СПб БОО «Перспективы») обнаруживает огромный (противоречащий данным гос. проверок и не сравнимый с ними по масштабам) массив нарушений прав проживающих, а главное – помогает их пресечь. Так, до УПЧ в 2023 г. дошло менее 200 обращений от граждан, проживающих в ПНИ, со всей России (даже это – чудо[1]); при этом только в нижегородскую модель Службы поступило около 4900 обращений от проживающих; в значительно более скромную московскую модель – около 540 обращений. Такая разница в картине нарушений прав в ПНИ по сравнению с выводами госпроверок – вполне понятна. Эпизодические госпроверки в принципе не в состоянии обнаружить ежедневные издевательства персонала над беззащитными людьми: для этого необходимо постоянное (регулярное) присутствие в учреждении защитников прав проживающих, к которым последние могут обратиться со своими нуждами. Госпроверки не в состоянии обеспечить возможность искреннего, честного разговора с людьми, находящимися в полной зависимости и связанных страхом мести со стороны персонала. И существенно, что государственные проверяющие органы ограничиваются проверкой документов и – реже – внешних условий жизни. В подавляющем большинстве отчетов о проверках нет и в помине общения проверяющих «один на один» с людьми, живущими в ПНИ.

Поэтому в ситуации, когда необходимость (и незаменимость) работы Службы доказаны практикой и статистикой, а из федерального закона она изъята, – центр тяжести переносится на региональные модели Службы. В передовых в этом смысле регионах власть уже поддерживает работу Службы! И мы надеемся на постепенное расширение в стране региональных моделей Службы – и отражение этого развития и достижений на нашем сайте».

Для удобства отслеживания читателями этого процесса мы и добавили новый тэг: Служба защиты прав.

 

 [1] При «закрытости» российских ПНИ это возможно, только когда у проживающего есть существенная поддержка родственников или друзей «на воле» (вне ПНИ).

 

⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒

Еще по теме:

О том, как Служба защиты прав граждан с психическими расстройствами в стационарных организациях помогает решать вопросы восстановления дееспособности. Часть 1

О том, как Служба защиты прав граждан с психическими расстройствами в стационарных организациях помогает решать вопросы восстановления дееспособности. Часть 2

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии