Юрист ЦЛП Павел Кантор – об отчетности попечителя и представительстве человека, ограниченного в дееспособности

Норма об ограничении дееспособности вследствие психического расстройства применяется в России всё шире. У попечителей и представителей органов опеки возникают вопросы об очетности и представительстве (например, здесь). Ведь, с одной стороны, такой подопечный вправе сам распоряжаться своими средствами, а с другой – в законе прописано, что опекуны и попечители обязаны предоставлять ежегодный отчет. Во всех иных сферах такой подопечный самостоятелен, в том числе, может уйти жить отдельно, самостоятельно тратя свои пенсионные выплаты и зарплату. За что же тогда отчитываться попечителю?

В Постановлении Правительства № 927, регулирующем отдельные вопросы осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, приведены две формы отчета: одна – для опекунов недееспособных, другая – для попечителей ограниченных в дееспособности (ОД) граждан. В обсуждаемом случае (ОД) следует сдавать отчет по второй форме. К сожалению, форма отчета для ОД пока недостаточно продумана. Центр лечебной педагогики ставил этот вопрос перед Минтрудом, сейчас этот вопрос в Минтруде обсуждается.

Согласно закону, у ограниченных в дееспособности граждан есть как бы два разных вида денежных средств. С одной стороны, это доходы такого гражданина (заработок, стипендия, подарки, наследство и т.п.), а с другой – это средства, выделенные на его содержание (пенсия, социальные выплаты, алименты). «Первые» деньги поступают на его счет, и он вправе распоряжаться ими самостоятельно; соответственно, попечитель не может по ним отчитываться, кроме как по общей сумме – сколько было, сколько стало (если только подопечный не совершал сделки, на которые требуется согласие попечителя). «Вторые» деньги по закону должны поступать на номинальный счет, к которому подопечный не имеет отдельного доступа без попечителя. Попечитель вправе разрешить подопечному распоряжаться этими деньгами полностью или частично самостоятельно (то есть снять и отдать ему) либо же тратить их на нужды подопечного по усмотрению попечителя. И по этим деньгам попечитель может и должен отчитываться: «снято столько-то, потрачено столько-то, передано подопечному на личные нужды столько-то» (с учетом особенностей, установленных для попечителей-близких родственников). В Центре лечебной педагогики недавно вышла книга, где это подробно разъяснено, – она доступна как в электронном, так и в бумажном виде.

Что же касается представительства ограниченно дееспособного гражданина для совершения сделок, выходящих за рамки «мелких бытовых», то есть за рамки повседневной жизни (например, для покупки мебели, автомобиля, крупной бытовой техники, на ремонт, оплату медицинских услуги и т.п.), то оно возможно по доверенности, оформленной с согласия органов опеки и попечительства, – но только, если сделка совершается именно за счет денежных средств подопечного. Если платит по сделке сам попечитель, из своих средств, а подопечный только получает товары или услуги, попечителю никакой доверенности не надо. В других же сферах, где не требуется совершать действия с имуществом (например, действия в МФЦ, органах социальной защиты, МСЭ и т.п.), если возникает необходимость в его представительстве, полагаем, можно оформить «обычную» доверенность на попечителя, и на нее не требуется согласия органов опеки.

Категория:

Комментарии

  • Надежда (администратор). 15:24, 21.01.2021.

    А вот продолжение истории – инициативные родители обратились за разъяснениями в департамент социальной защиты, в результате чего «специалистам опеки организовали обучение, на которое пригласили даже представителей полиции (!), и подробно объяснили разницу между недееспособными и ограниченно дееспособными людьми, опекунами и попечителями, отчетами тех и других и всем, что сюда входит».

    Ссылка

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии