Изменения в порядке назначения опекунов – проект Минтруда

Проект поправок к правилам назначения опекунов и попечителей совершеннолетним недееспособным гражданам разработан Министерством труда и социальной защиты РФ. Какие изменения планируется внести, рассказывает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики, эксперт Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Заблоцкис:

В апреле прошлого года по инициативе Центра лечебной педагогики в Совете при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере были рассмотрены отдельные вопросы по опеке и попечительству совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан (Анна Битова, председатель правления Центра леченой педагогики, является членом Совета). Минтруд России по поручению Совета провел опрос регионов, рассмотрел предложения общественных экспертов. Результатом стал проект изменений в постановление Правительства РФ.

Одним из вопросов является реализация действующей нормы Федерального закона «Об опеке и попечительстве», по которой недееспособному гражданину можно назначить не одного, а нескольких опекунов. Однако в действующем постановлении Правительства есть ограничение: назначение нескольких опекунов возможно в исключительных случаях. При этом не урегулировано, что это за случаи, нет каких-либо ориентиров для органов опеки и попечительства. В результате органы опеки и попечительства легко отказывают в назначении нескольких опекунов.

На практике мы видим, как органы опеки и попечительства отказывают в назначении опекунами даже обоих родителей ребенка, ставшего совершеннолетним и признанного недееспособным. Жизненные ситуации недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан разнообразны. В заботу о них включаются оба родителя, родственники, друзья, которые подменяют основное заботящееся лицо или берут на себя вопросы получения подопечным медицинской помощи, его реабилитации, сопровождение подопечного в медицинских и реабилитационных организациях, на оздоровительный отдых, оформление льгот и социальных выплат, управление имуществом. Это снижает нагрузку на одного опекуна и создает «подушку безопасности» в случае, если необходима помощь. Отказ от исключительности ситуаций для назначения подопечному нескольких опекунов должен нормализовать практику. Надеюсь, что за изменениями правовой базы последует методическое сопровождение для помощи органам опеки и попечительства в применении норм о назначения нескольких опекунов.
Всё сказанное в равной степени относится к попечителям ограниченно дееспособных граждан.

Другим вопросом, который затронули изменения, стал вопрос отчета попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина и управлении этим имуществом, который сдается ежегодно в орган опеки и попечительства. Ограниченный в дееспособности вследствие психического расстройства гражданин в зависимости от того, как он сам справляется со своими делами, может самостоятельно распоряжаться всеми своими доходами или их частью, или должен согласовывать все расходы или их часть с попечителем (это зависит от судебного решения и решения попечителя). Ограничение в дееспособности вследствие психического расстройства гражданин появилось в нашей стране в 2015 году. До этого было только ограничение вследствие зависимостей (алкоголизма, наркомании), когда доходы подопечного расходует попечитель, а не сам подопечный. Форма отчета попечителя принята еще до появления нового вида ограничения дееспособности и в ней до сих пор не отражена разница в расходовании доходов граждан, ограниченных в дееспособности по разным основаниям.

Такое положение привело к тому, что с попечителя гражданина, ограниченного вследствие психического расстройства, требуют полного отчета по расходам по тем средствам, которые неподконтрольны попечителю. Тем самым вроде гражданин по закону свободен в распоряжении своими доходами, а в силу того, что попечитель должен каким-то образом отчитаться по всем расходам подопечного, фактически подопечный этой свободы лишается. Минтруд предлагает изменить эту ситуацию и предусмотреть, что попечитель будет указывать, какие расходы совершены с его согласия и без его согласия.

Важным является то, что в форме отчета попечителя появится графа ознакомления самого подопечного, ограниченного в дееспособности, с отчетом попечителя. Это позволяет подопечному следить за своим имущественным положением, получать разъяснения от попечителя. Пока мы не можем говорить о том, что есть глубокое понимание того, что такое ограничение дееспособности, – что ограниченный в дееспособности на самом деле дееспособен, он должен быть включен во все свои имущественные дела. Зачастую к таким гражданам относятся как к чуть более способным, чем недееспособные граждане. Такие мелкие технические вещи как ознакомление подопечного с отчетом попечителя с обязанностью дать разъяснения по нему может способствовать развитию понимания ограничения дееспособности. Опять же без методического сопровождения этих изменений все может превратиться в фикцию. Орган опеки и попечительства при плановой проверке условий жизни подопечного и исполнения попечителем своих обязанностей должен убедиться, что подопечный знакомился с отчетом, что вопросов у него нет, а если есть – разъяснить их вместе с попечителем.

Опека и попечительство над недееспособными и ограниченными в дееспособности – это сложное и всегда индивидуальное дело как для опекунов и попечителей, так и для органов опеки и попечительства. Ведь речь идет прежде всего о подопечных с психическими расстройствами. К ним нельзя подходить как детям-сиротам, которые устроены в семью или в детский дом. Органам опеки и попечительства, опекунам и попечителям и самим подопечным нужны понятные инструменты, которые позволяют соблюдать и защищать права и интересы совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан.

Пока без решения остается вопрос продолжения опеки опекуном, когда подопечный устраивается для проживания в организации, где обеспечивается его содержание и уход за ним. Например, пожилая мама не справляется с уходом за взрослым недееспособным сыном, устраивает его в интернат. В этом случае ее освобождают от обязанностей опекуна, эти обязанности теперь исполняет директор интерната. Маме прямо говорят, что она теперь никто для сына. Доходит до абсурда. Мама, которая единственная знает все особенности сына, бьется за качественную медицинскую помощь для него, всеми способами буквально выбивает медицинские документы, договаривается с врачами, которые не могут ей ничего говорить о здоровье сына и предоставлять документы об этом, раз она не опекун, умудряется забрать сына домой в отпуск, чтобы продолжать лечение. Гражданский кодекс РФ позволяет в интересах подопечного сохранить обязанности опекуна в этих ситуациях. Некоторые регионы используют эту возможность. Другие регионы отрицают такую возможность и необходимость в ней. Мы считаем, что возможность сохранения опеки за теми родными, близкими, которые ее осуществляли до устройства подопечного в интернат, очень важна. Важна как для самих опекунов (зачастую родителей, которые всю жизнь заботились о своих непростых детях), так и для подопечных, для которых это люди, которым они доверяют.

Наконец-то исключат из перечня документов, которые оценивают органы опеки и попечительства при назначении опекунов и попечителей справку о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выдаваемую соответствующими уполномоченными органами. Это давно превратилось в формальность, существенно затягивающую процесс назначения опекуна или попечителя.

Не могу сказать, что предложения Минтруда по изменениям не вызывают вопросов, но уверена, что в рабочем режиме удастся документ доработать, чтобы он был полезен.

Отмечу, что имеются другие вопросы по опеке и попечительству совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан, которые требуют обсуждения. Надеюсь, что Минтруд России продолжит уделять внимание этой теме, которая, как правило, остается без внимания.

⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒

От редакции: напомним, что комплексное решение «других вопросов по опеке и попечительству совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан, которые требуют обсуждения» с урегулированием ряда типовых «неопределенных» ситуаций предлагается в законопроекте №879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан» (народное название – закон о распределенной опеке, см. одноименный тэг).

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии