Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
Автор Тема ДЦП: динамика и возраст
Рахель
Активный участник
***




Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 24-9-09 в 18:53
ДЦП: динамика и возраст


Поделитесь, пожалуйста, опытом: как оно с динамикой у растущих ДЦП-шников?
Мне с недавних пор стало казаться, что грамотно выстроить реабилитацию такому ребенку можно только, набравшись как следует опыта и набив шишек, т. е. когда ребенок уже не такой уж маленький. Выбор между различными методиками (типа Домана, Войты или 18-й больницы) стал мне напоминать, как я в 20 лет пыталась понять, тот жених мне подходит или этот. Понятно, что на самом деле ни тот, ни другой, и вообще я вышла замуж в 33! Так и сейчас мне начало казаться, что только сейчас, когда Шимону почти 4 с половиной, я начинаю понимать основные принципы, по которым надо строить занятия с ним.
Все бы хорошо, но сам Шимон, кажется, все хуже поддается воздействиям, а каждая болезнь все заметнее отбрасывает его назад. Недавно он переболел, высокая температура держалась всего 2 дня, но тонус после этого нарос настолько, что наша Бобат-терапевт сказала позу на животе временно отменить и заниматься верхом на валике, так тонус мешает меньше. Но до болезни мы с ним на животе занимались буквально так интенсивно, что у меня до сих пор болит рука, которой я его придерживала! А теперь все это - коту под хвост, съедено болезнью. Так оно и будет теперь, что ли?
Или еще вопрос. В центре, где мы занимаемся, видели недавно девочку 11 лет, двигательно - примерно как Шимон (ну то есть более-менее никак). Ее мама сказала, что возить ее тяжело, потому что она очень утомляется из-за поездок, и вообще ей нужен дневной сон. Она очень удивилась, когда я сказала, что Шимон днем почти никогда не спит, но потом сказала, что ее дочка стала более слабой с возрастом. Получается, что и нас ждет такое? Я бы назвала это, как роман какой-нибудь"Вверх по лестнице, ведущей вниз, или Шаг вперед, два шага назад". Неужели так и будет?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 24-9-09 в 23:06


Попробуйте раз пять себе повторить: "Спокойствие. Главное в нашем деле спокойствие".
Состояние, очевидно малодостижимое с помощью самоуговоров, но ... помогает.

Секрет простой.
Попробуйте вместо этого досчитать до двадцати, а потом обратно.
Оказывается все равно что Вы себе говорите, лишь бы оно никак не относилось к текущей ситуации.
Это позволяет вырваться из реагирования, приобрести некоторую независимость от происходящего и ... невесть откуда появляются новые силы и возможности.

ДЦП -- не процесс, а последствия происшедшего.
Вполне себе стационарные.

Почти у всех людей ноги разной длины.
Это обнаружил не-помню-кто из великих возрожденцев, встал через площадь от широченного фасада собора Святого Марка в Венеции и стал заключать вполне себе серьезные пари со всеми желающими, кажется 1 к 10, на то, что они не дойдут до собора с завязанными глазами.
Очень неплохо заработал, пока желающие не перевелись. Заработал, потому как заранее убедился, что человек с завязанными глазами идет по кругу значительно меньшего радиуса чем ширина площади. Кого налево, кого направо, но всех, вслепую идущих, разворачивает.

Судьба такая у всех людей -- идти по жизни вслепую.
Как любил говорить мой папа: "Судьба играет человеком, а человек играет на трубе".
И, Вы знаете, у некоторых получается просто отлично!

Думаю не все проигрывали пари этому не-помню-кому.
Те, кто не был слишком самоуверен, могли просто внимательно прислушаться к шуму городскому и отлично, опираясь на него, дошагать до собора. (Вам наверно приходилось выходить таким способом из лесу к дороге).

Предлагалась парадигма -- не смотри и иди.
Думаю, каждый, кто не поддался и не пошел сразу как велели, мог оставить это предложение в сторонке и догадаться пойти по слуху.

ДЦП -- отличное и всегда имеющееся в достаточном количестве топливо для родительской тревожности. Совершенно нормальной, или, если считать что нет, то во всяком случае все родители такие.

Выход из беспокойств всего один -- наплевать на неизвестное, не лезть в трясину фантазий и заняться известным.
Очень помогает.

По вышеперечисленному известно:

Да, ДЦП-ята зачастую дают приличные откаты после болезни.
Мы все такие, не только ДЦП-ята, просто мы довольно хорошо маскируемся и к этим своим откатам отлично адаптированы.
ДЦП-ята с годами тоже научаются.
И маскироваться и адаптироваться.

ДЦП-ята не становятся слабее с возрастом, а лишь по мере накопления ошибок ухода и терапии (не считая системных проблем типа легочных или суставных, если имеются).

Да, состояние зачастую ухудшается с годами, но не из-за ДЦП, а как следствие примитивных причин -- гиподинамии, регулярных эпизодов перегрузки, сенсорного голодания и т. д.

А ресурс на развитие сохраняется, как и у любого человека -- пожизненно.


Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Рахель
Активный участник
***




Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 25-9-09 в 13:29


Спасибо! Насчет ошибок ухода и терапии - это более-менее понятно, хотя тоже очень была бы благодарна, если бы Вы перечислили хотя бы кратко те грабли, на которые желательно не наступать.
А вот болезни... Что тут можно поделать? Два дня высокой температуры - от этого же никто не застрахован, это совершенно нормально. И как же быть, если это дает такие резкие откаты? Боюсь, что только восстановимся - так снова переболеем...:-(
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Рахель
Активный участник
***




Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 25-9-09 в 15:31


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  

Думаю не все проигрывали пари этому не-помню-кому.
Те, кто не был слишком самоуверен, могли просто внимательно прислушаться к шуму городскому и отлично, опираясь на него, дошагать до собора. (Вам наверно приходилось выходить таким способом из лесу к дороге).

Предлагалась парадигма -- не смотри и иди.
Думаю, каждый, кто не поддался и не пошел сразу как велели, мог оставить это предложение в сторонке и догадаться пойти по слуху.



Очень красивая метафора, но только я не поняла, как ее применить конкретно к нашему случаю? Получается, нужно игнорировать то, как естественным образом хочется сделать (идти на ногах неравной длины, веря, что это само по себе приведет к цели), и при этом ориентироваться на что-то другое? Что все-таки нужно игнорировать и на что ориентироваться?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 25-9-09 в 21:35


Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
Что все-таки нужно игнорировать и на что ориентироваться?
Игнорировать надо все, что лишнее.
(Но это не работа рассудка -- он как известно из опыта с "синей обезьяной" только привязывает, а воли, силы представления, интуиции, в общем всего, что обеспечивает концентрацию внимания и сил на важном).

Человеки -- существа слабые и предоставленные самим себе почти ничего не могут, что этот опыт на площади хорошо показывает (этот не-помню-кто был человек точно не глупый), и спасаются лишь тем, что очень изобретательные на предмет что-нибудь к чему-нибудь зачем-нибудь приспособить. Сообразительные.

Вот и в этой ситуации на площади, по мне так надо было бы сразу сообразить, что человек не так просто пари предлагает, то есть, по простому, "не повестись".
Самоуверенностью ("этот дурак, ха! ха! вон как криво идет! а вот я ща ..."), или жадностью ("1000% дают! рискнем!!"), или страхом, да мало ли чем еще.

Дальше, сохранив произвольность, можно "замануху" и проигнорировать. А можно и заинтересоваться почему это другие не догадываются что это -- "развод".
В общем много чего можно сделать, если не оказаться внезапно для себя топающим неизвестно куда, с завязанными глазами и за свои же деньги.

Например скажем сообразить, что через пять минут начнется бой часов, про что не-помню-кто явно забыл, и спокойно заработать свои 10 гиней (так кажется тогда деньги назывались?).

ДЦП-енок в доме создает безумное количество внешних и внутренних поводов "повестись".
Но их сразу так много, они так тянут во все стороны сразу что, ... ничего не могут, уравновешиваются.

Таким странным образом мелкие, не ходячие дети очень ловко могут научить взрослых крепко стоять на своих двоих.

А дальше помогает простой эгоизм.
Надо спокойно разобраться что Вам надо в данной ситуации.

Например появляется идея (излагаю в оч. популярной формулировке): "Я хочу быть уверенной, что сделала для своего ребенка все возможное".

Оп! хватаешь себя за хвост и, в последний момент! останавливаешься на опушке леса откуда еще никто не вернулся, во время догадавшись что хотелось бы не возможного (коих тьмы и тьмы), а нужного.
Ну или полезного.
Или хоть приятного.
И не только ему, но даже (страшно подумать) и себе.
Повеселиться например. Прям сейчас.
А уж поспособствовать в этом занятии ДЦП-ята большие мастера.

А там, глядишь, и до полезного и нужного дело дойдет, если помнить что оно не бывает вообще, а всегда конкретно.

Вот примерно такая моя интерпретация.

Или, другими словами, я за маленькие сиюминутные успехи вместо больших ожиданий.
Ну а если таковых в данный момент не имеется, то значит они будут.
Если хотеть то что можно здесь и сейчас, (а что-то можно всегда, поверьте на слово), то точно будут, куда им деваться.
Ну а там, глядишь, и немаленькие появятся, и не сиюминутные.

Дойти от Москвы до Владивостока хоть и пишут, что это 9288,2 км, можно, неоднократно проверено.
Но, только сделав N положенных шагов.
Один за другим. Так что главное -- не забывать перебирать ногами.
Долго конечно, но из тех кто ходил вроде никто не пожалел.
Потому как по дороге много всего происходит интересного.
Руки например запросто выпрямляются.
Если надо, конечно ... .

В общем надо, спокойно, без патетики, держать убеждение (вполне между прочим основательное), что Ваш ребенок самый замечательный на свете.
А Ваше дело -- помочь ему реализоваться. Дойти до Владивостока.
Ну а для этого, понятное дело, надо все время идти на восток и то под ноги смотреть, то на пейзаж, то местных расспрашивать где тут переправа через речку, то у бывалого народа что-то узнавать ... .
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Рахель
Активный участник
***




Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 26-9-09 в 19:40


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  


Или, другими словами, я за маленькие сиюминутные успехи вместо больших ожиданий.
Ну а если таковых в данный момент не имеется, то значит они будут.
Если хотеть то что можно здесь и сейчас, (а что-то можно всегда, поверьте на слово), то точно будут, куда им деваться.


Спасибо еще раз! Но каков все-таки был бы Ваш совет в конкретной ситуации, которая меня так деморализовала: что практически месяц упорной моей работы "съеден" двумя днями высокой температуры? Саму-то болезнь ребенок перенес достаточно легко и быстро из нее выкарабкался, а вот последсвия... Полторы недели прошло, а они никуда не делись. И сезон болезней ведь только начинается...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Рахель
Активный участник
***




Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 26-9-09 в 20:18


Еще хотела задать вопрос, который косвенно относится к этой теме и очень меня волнует. В Вашем блоге мне очень понравилась статья про Войту и Домана; я почувствовала, что я не одинока в своем неприятии этого и нежелании этим заниматься и перестала мучиться чувством вины:)
Но про Войту у меня вопрос остался: не про настоящее наше, а про прошлое. Понятно, что сейчас и я, и Шимон Войту откровенно переросли. Он - потому, что может сейчас действовать руками только в сидячем положении (верхом на валике или в стуле); Войта все это запретит, а я совершенно не хочу лишать Шимона возможности играть и манипулировать предметами. Я переросла - из-за "бездушной механистичности" Войты, о которой Вы пишете, и потому, что хочу с Шимоном нормальных человеческих отношений. Но вот в раннем возрасте? К сожалению, почти год (с полутора лет до 2,5) мы занимались Войтой с откровенно некомпетентным инструктором, и результатов не было почти никаких. Потом уже нашли хорошего, но тут у меня появились другие приоритеты: нормальной жизни для себя (дама отличалась на редкость стервозным характером, и общаться с ней было для меня мучением) и человеческих, не манипулятивных отношений с Шимоном. А недавно я в очередной раз услышала мнение (специалиста, которому я доверяю), что Войта (с по-настоящему хорошим инструктором) в раннем возрасте очень эффективна, и в этом случае стоит смириться с ее манипулятивностью и перетерпеть ради результата. И мне стало очень тоскливо, что нам именно в этом раннем возрасте так с инструктором не повезло, причем тогда из-за недостатка опыта я очень долго и понять этого не могла:-( Так вот я хотела спросить: Вы вообще принципиально против Войты и считаете, что даже в раннем возрасте это того не стоит? Поскольку Вашему мнению я тоже доверяю, и это бы меня как-то успокоило...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 27-9-09 в 12:25


Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
каков все-таки был бы Ваш совет в конкретной ситуации, которая меня так деморализовала: что практически месяц упорной моей работы "съеден" двумя днями высокой температуры? И сезон болезней ведь только начинается...


Состояние всех людей меняется волнообразно.
Подозреваю, что у ДЦП-ят эти волны только кажутся глубже просто потому, что функции -- слабые.

Если здоровый на пике формы может пройти без остановки скажем 50 км, а "на дне" -- 10, то ДЦП-енок, на пике способный дойти из комнаты на кухню, "на дне" просто не может устоять на ногах.

Утешение это конечно небольшое, потому как функция-то -- выпадает, и возврат ее может потребовать отдельных не маленьких усилий.

Но, если идея, что бывают дни ясные, а бывают дождливые, в голове есть, то жизнь радикально веселее.
Понятно, что впереди и те и те, и надо иметь и сапоги и босоножки и вовремя их менять.
Тогда оказывается, что у природы нет плохой погоды.

Как объясняли мне старые, многоопытные доктора, прохождение через детские болезни -- при всей их опасности -- форма развития детей.
Да, рисковая.
Ну ничего с этим не поделаешь, они иначе не умеют.

У вас нет такого несчастья как неболеющий ребенок, с аутистами такое бывает.
Если удается протолкнуть в развитие, то и болезни появляются.
А так исходно, абсолютно здоровые, соматически, дети.
Только ничего и никак.

Организм -- черезвычайно сложно ритмически организованная система.
Переход из одного ритмического рисунка в другой гармонически невозможен.

Я обычно это поясняю на примере смены режима кормления младенцев.

Попробуйте придумать как скачком, без срыва режима, перейти, скажем с шестикратного питания на пятикратное.

Пока еще никому не удалось.
Поэтому кормление жестко по часам -- дорога к тяжелому кризису при каждой смене режима.

Чтобы их не было оказывается необходимо постоянно, понемногу, отклоняться от графика. То есть он должен быть но ... всегда неправильный, стремление к нему должно быть.

Если вы перестраиваете музыкальный инструмент из одного лада в другой, то он некоторое время не настроен.

Жестко организованный ребенок -- отлично настроенный инструмент -- тяжело болеет.
Ребенок попластичнее постоянно прибаливает, но ... без жестких кризисов.

Исходно это конституционно обусловленные вещи.
Так что как дали так и есть.

А по поводу бесследной пропажи не беспокойтесь.
Во первых, месяц работы с ДЦП-еком сам по себе практически не важен, хотя конечно и совершенно необходим, но -- до кучи.
Во вторых, он никуда не делся, просто "спрятался".
Будете заниматься -- и он постепенно "найдется".

И не упирайтесь -- просто понапрасну устанете.
ДЦП воспитывает немецкий подход к жизни.
Размеренности требует.

Если держать в голове, что работа с ДЦП это обучение новым навыкам, то удается отслеживать как они возникают, развиваются, осваиваются, закрепляются, автоматизируются, становятся привычными способностями.

И оказывается, что происходит это в их собственных ритмах, весьма неспешных.
Толкать их в надежде что они пойдут быстрее -- бесполезно,
Просто пустые затраты времени и сил.

Обычно я предлагаю сначала освоить некие занятия, не думая о динамике.
Потом наращивать усилия пока динамика не станет заметной и понятной.
Потом -- уменьшать усилия.

Очень часто оказывается, что можно уменьшить интенсивность занятий в несколько раз, а динамика -- прежняя.
Соответственно освобождается ресурс для решения других проблем.
Осваиваем что-то новое, упираемся, получаем динамику, сбрасываем усилия.
Смотрим, а нельзя ли объединить первые занятие со вторыми, слить в одно (лучший способ автоматизации).
И т. д. и т. п.

Так что не упирайтесь.
Не эффективно.
И отупляет.
А дети этого не любят.

ДЦП -- отличное поле для приложения всех наличных способностей, не только упорства.
(Хотя оно конечно вовсе не лишнее).
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 27-9-09 в 13:49


Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
Так вот я хотела спросить: Вы вообще принципиально против Войты и считаете, что даже в раннем возрасте это того не стоит? Поскольку Вашему мнению я тоже доверяю, и это бы меня как-то успокоило...
Войта построил себе памятник, открыв и систематизировав роскошный инструментарий поддержки некоторых аспектов младенческого развития.

Но аспектов этих -- много.
И отдельны они только в наших головах.
Дети, как и прочие человеки, на части не разбираются и заниматься надо с ними, а не с их "рефлексами".

На сегодня даже от самого термина потихоньку отказываются, предпочитая слово "реакции", потому как оказалось, что они зависимы от обстоятельств и очень индивидуальны.

Хотя конечно определенные их типы существуют, но именно неопределенности реагирования ведь и называются поведением.
А бороться приходится именно за него.
За личное, адекватное ситуации поведение.
Со специфическим, правильным для данного человека, реагированием.

К сожалению, (и это типичная западная практика) каждое ноу-хау пытается занять свое место под солнцем.
И как можно большее.
Коммерция ... .
Видимо это и привело к самоизоляции Войтовской школы с быстрым ее окостенением.
Говорят, что за последние 25 лет там ничего не изменилось.

Соответственно сохранилась и опора на сильно устаревшую рефлекторную модель человека, которую кажется уже давно проехали, и поминают то только как историческую.
(Это не значит, что с ее помощью не было сделано много полезного, но всему свое время).

В общем -- грустная это история.

Есть такое грустное наблюдение, что ДЦП-ята норовят давать положительную динамику при любых проводимых с ними занятиях.

Настолько они нуждаются в том, чтобы с ними занимались, что даже то, что проводящий какие-нибудь, не важно какие, занятия человек просто так или иначе адаптируется к ребенку (тем самым создавая адаптацию к ситуации и для ребенка) оказывается достаточным.

Если этот, проводящий занятия, человек, хоть как-то относится к ребенку как человеку.

Если нет, (а войтовская программа такого отношения не предусматривает), то в лучшем случае можно получить расширение базы реакций но на фоне обязательной депривации.
Той или другой степени и глубины.
Насколько я знаю, ничего страшнее депривации для детского развития нет.
Так что не волнуйтесь.
Миновала вас чаша сия и хорошо.

Это не значит, что, по моему мнению, войтовской программе место на кладбище под красивым памятником.

Войтовский инструментарий потихоньку расползается по миру и находит свое место, вспомогательного инструментария запуска и поддержки движения, в различных современных, более адекватных школах занятий с детьми, а не с наборами рефлексов.

Жалко только что это процесс не был запущен сразу, давно все стало бы на свои места.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Рахель
Активный участник
***




Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 27-9-09 в 15:28


Не получается быстро вставить из Вас цитату, а Шимон уже начинает возражать))))
Вы пишете, что Войта дает депривацию, поскольку инструктор к ребенку как к человеку не относится. А что это такое - "депривация"? Нам занятия с нашей компетентной, но стервозной инструкторшей в свое время дали большой шаг вперед: Шимон сначала научился комфортно лежать на животе (до этого такой возможности не было), а потом начал червеобразно переползать по ковру. Это был его первый опыт самостоятельного передвижения! Действительно, была определенная "депривация" в том, что касалось человеческого фактора наших с Шимоном отношений, но в то же время скачок был очевидный. А Вы какую депривацию имели в виду?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Рахель
Активный участник
***




Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 27-9-09 в 16:13


И еще я все-таки хотела Вам напомнить свою просьбу перечислить хотя бы кратко типичные ошибки ухода и терапии, которые дают ослабление ДЦП-шек с возрастом. И еще: каким образом их состояние ухудшается из-за сенсорного голодания и как этому противостоять?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 27-9-09 в 22:17


Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
А что это такое - "депривация"?
Это общий термин просто означающий потерю, утрату.
Употребляемый в связи с этим весьма разнообразно.

Я использую как сокращенное обозначение "необратимого, или трудно, или не полностью обратимого нарушения уверенности ребенка в том, что все люди, и в первую очередь мать -- человеки".

Добры, внимательны, ответственны, далее везде.
Дети почему-то все как один -- идеалисты...

Легче привести цитаты о последствиях такого разочарования чем самому рассказывать.
Их множество.
Вот, например, пара случайных описаний (ссылки не делаю чтобы не возиться. По цитате легко найти источник)

При желании найдете описания множества других последствий, из которых как кажется, самое главное -- простая потеря доверия к людям. Вообще. Ко всем.
Ну а дальше -- множество вариантов патологического развития личности.

... При полноценном контакте с матерью ребенок с самых первых дней жизни будет воспринимать мир как вполне комфортный и безопасный (в этой части взгляды К. Хорни близки к пердставлениям о первой стадии психосоциального развития Э. Эриксона).
В идеале при сохранении позитивных отношений с родителями формируется личность, которой тревога в принципе не свойственна. Если же имеет место материнская депривация в той или иной форме, то у ребенка формируется так называемая базальная тревожность — устойчивое переживание чувства беспомощности в потенциально враждебном мире ...

... Основные типы искаженного родительского отношения — депривация и симбиоз — ложатся в основу формирования виктимной личностной организации, которая вынуждает ее обладателя всю последующую жизнь вызывать на себя то или иное насильственное воздействие" ...

Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Рахель
Активный участник
***




Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 28-9-09 в 20:13


Но это почти неразрешимый вопрос: что лучше - счастливый ребенок, который не говорит и не удерживает голову, или "депривированный" - но интеллектуально развивающийся и себя худо-бедно обслуживающий? Мы для себя решили, что первое, но, может, это от того, что второе не получилось?
И еще: Вы пишете (долго искать цитату), что у мозга больного ребенка, как и здорового, пожизненный потенциал развития. А как же объяснить, что все в один голос твердят про возможности лечения и реабилитации: "чем раньше, тем лучше!", "только до трех лет!" и т. п.?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 29-9-09 в 08:54


В общем, уважаемая Рахель, депривация -- тема грустная.
Может поэтому практически не обсуждаемая.
От чего положение дел только ухудшается.
По мере коммерциализации медицины количество детей с депривацией растет на глазах.

На сегодня редкий "активно пролеченный" ДЦП-енк не демонстрирует ее во всей красе.

Проявляется она очень просто.

Попав на прием, ребенок замирает, а то и сразу начинает кукситься.
Мама привычно столбенеет и отдаляется от него, зачастую физически от себя отпихивая.

Как бы ты ни старался завоевать благорасположение ребенка -- это безнадежное занятие.
И уговорам мамы, что дядя хороший и ничего с тобой не сделает, он явно не доверяет ни на секунду.
Только если ты держишься от него на большом расстоянии и вроде чем-то занят, он может хоть немного расслабиться, но не теряет бдительности.

Ну а в "легких" случаях, (которые зачастую просто замаскировавшиеся тяжелые), когда тебе удается его таки хоть как-то до ребенка добраться, обнаруживаешь и болевые блокады и игнорирования, и отказ от сотрудничества. Состояния которые бывает не удается преодолеть и через годы работы.

Надо наверно пояснить о чем речь.

Болевыми блокадами мы называем объемы движения, скажем тыльного сгибания в голеностопе, которые доступны пассивному движению только если удается ребенка очень хорошо отвлечь от собственной ноги.
Так что он просто не замечает что там происходит с его голеностопом.
Ну а если замечает -- картина контрактуры, настолько жестким напряжением встречают мышцы попытку проникновения в запретную зону.
Запретную, потому как ребенок очень хорошо помнит, как там невыносимо больно.
И разубедить его часто не удается. Вообще.
Так что достаточно быстро формируется на этом месте реальная контрактура.

А игнорирование -- другая крайность.
Дети просто забывают что у них есть эта нога, или рука.
И вернуть им их собственные конечности тоже удается далеко не всегда.

Так что войтовцы на фоне отечественной практики - чуть не ангелы.
Хотя все знакомые дети, которым приходилось с ними общаться, и которые могли высказать по этому поводу свое мнение, говорили что лучше бы они с ними не встречались.

Насколько я понимаю, вы только прикоснулись к проблеме.
Надеюсь Шимон "оттаял" и никаких депривационных хвостов из вашей войтовской истории не тянется.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 29-9-09 в 09:23


Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
Но это почти неразрешимый вопрос: что лучше - счастливый ребенок, который не говорит и не удерживает голову, или "депривированный" - но интеллектуально развивающийся и себя худо-бедно обслуживающий? Мы для себя решили, что первое, но, может, это от того, что второе не получилось?
По этому поводу не волнуйтесь.

Депривация создает сильнейшие блокады всем видам развития.
А в тяжелых случаях дети просто жить перестают.
По одной и той же схеме.
Которая была осознана и описана.
Вот маленькая справочка:

Госпитализм (от лат. hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) — в буквальном смысле, совокупность психических и соматических (см. Психосоматика) расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Понятие "госпитализм" ввел в оборот австро-американский психоаналитик Р. Спите в 1945 г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По Р. Спитсу, госпитализм младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью. К симптомам госпитализма он относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия госпитализма у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях госпитализм приводит к смерти. Явления госпитализма, по Р. Спитсу, возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания. Госпитализм взрослых людей характеризуется социальной дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими, тенденцией к хронификации заболевания и другими проявлениями.

Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  

И еще: Вы пишете (долго искать цитату), что у мозга больного ребенка, как и здорового, пожизненный потенциал развития. А как же объяснить, что все в один голос твердят про возможности лечения и реабилитации: "чем раньше, тем лучше!", "только до трех лет!" и т. п.?
Ну, если слушать все что твердят ... . Да еще и обсуждать ... .

Я в свое время был у товарища на даче и там было еще человек пять гостей.
Они в некий момент включают телевизор и приникают ... Кашпировский!

Граждане вроде были интеллигентные и я им предложил провести экспетимент: пять минут слушаем, а потом просто перечисляем все, что он за эти пять минут успеет наврать.
Заинтересовались.
Мы больше двадцати минут только перечисляли то, что он успел наврать за пять!
Мастер!


Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Рахель
Активный участник
***




Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 29-9-09 в 12:13


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz
Депривация создает сильнейшие блокады всем видам развития.
А в тяжелых случаях дети просто жить перестают.
По одной и той же схеме.
Которая была осознана и описана.
Вот маленькая справочка:

Госпитализм (от лат. hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) — в буквальном смысле, совокупность психических и соматических (см. Психосоматика) расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома.
[/rquote  


А когда родная мама делает ребенку Войту - это, по Вашему мнению, тоже госпитализм, только другого вида, чем если бы мама лежала с ним в больнице?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Рахель
Активный участник
***




Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 29-9-09 в 12:17


И еще вопрос: про динамику развития. Т. е. Вы действительно считаете, что в реабилитации ребенка с ДЦП возраст не имеет того решающего значения, которое ему обычно придают? Меня бы это очень утешило! А это где-то написано? Не то чтобы я не верю Вам на слово, просто все, что я читала до сих пор, сводилось к тому, что пластичность мозга достаточно жестко ограничена возрастными рамками. Поэтому хотелось бы почитать что-нибудь другое!
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nitra
Участник
**




Сообщения: 57
Зарегистрирован: 29-4-07
Откуда: г.Мурманск
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 29-9-09 в 17:40


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  

Госпитализм (от лат. hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) — в буквальном смысле, совокупность психических и соматических (см. Психосоматика) расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Понятие "госпитализм" ввел в оборот австро-американский психоаналитик Р. Спите в 1945 г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По Р. Спитсу, госпитализм младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью. К симптомам госпитализма он относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия госпитализма у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях госпитализм приводит к смерти. Явления госпитализма, по Р. Спитсу, возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания. Госпитализм взрослых людей характеризуется социальной дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими, тенденцией к хронификации заболевания и другими проявлениями.

Да, у нас так ребенок до 1.5 лет 4 пневмонии перенес(с реанимациями и разлукой со мной). Так она сейчас чужих людей боиться, боиться моего ухода и чужих мест.
А вот тут уезжали из дома в центр на лечение. Так она там уже погрустнела(до этого развеселить можно было), сейчас дома отходим от тамошнего лечения(не занимаюсь физически с ней). Не знаю как уже быть, в больницы ее одну уже не отдаю.
Даже не знаю, как душу теперь лечить ребенку...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Рахель
Активный участник
***




Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 29-9-09 в 18:51


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  

Насколько я понимаю, вы только прикоснулись к проблеме.
Надеюсь Шимон "оттаял" и никаких депривационных хвостов из вашей войтовской истории не тянется.


В общем, да, только прикоснулись, и давно уже оттаяли. Что касается контактов, имеем в основном приятные впечатления. Типа такого: были недавно в своем реабилитационном центре, так директор позвала меня и стала рассказывать: мол, скоро будет праздник, посетят его спонсоры, нужно постараться всем прийти и быть в хорошем настроении. Я говорю: "Ну, Шимон всегда в хорошем настроении!" Она отвечает: "Конечно, именно поэтому я вам первым об этом и сообщаю". Действительно приятно было))))
Может, действительно не так страшно, что у нас с "кондовой" реабилитацией не получилось?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 1-10-09 в 11:50


Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
А когда родная мама делает ребенку Войту - это, по Вашему мнению, тоже госпитализм, только другого вида, чем если бы мама лежала с ним в больнице?
Госпитализм и депривация обычно употребляются как синонимы, хотя мне кажется, что имеет смысл их разводить.

Госпитализм, как явление -- указывает, что ребенок нуждается в личностных отношениях.
Не только психически, но и, как выясняется, буквально физиологически от их наличия зависим.

Так что госпитализм -- результат депривации -- утраты или сильного дефицита -- нормальных отношений с близкими людьми.

Если понимать занятия по Войте как безусловно принудительные, и ребенком совершенно нежелательные, о чем он старательно всем сообщает, и всячески пытается их избежать, а они все равно проводятся, раз за разом, то почти безразлично кто их проводит -- мама или тетя, а мама сидит рядом. Или не сидит, а выгоняется из кабинета.

И в том и другом случае происходит последовательное разрушение базовых отношений "мать -- ребенок", а вместе с ними и всех в системе "я -- другие".

С естественным последующим, уже вторичным, развитием комплекса госпитализма. По понятной причине: мама -- вот она, но ... депривация ... .

При этом не надо естественно абсолютизировать ценность комфортности детской жизни.

Дети, в отличие от взрослых, так хотят быть здоровыми, что, зачастую, с удивительным терпением переносят многократные мучительные медицинские манипуляции, претерпеть которые далеко не каждый взрослый в состоянии.

Опираясь на те самые личные отношения о которых шла речь.

Так что дело не в тыкании пальцем туда или сюда, пусть и некомфортном.

А в отношениях. Человеческих. Или не человеческих.

Например, знаете ли Вы, что в детдомах, по окончании рабочего дня, остается один дежурный педагог эдак детей на 500?
Что гарантирует полную власть над детьми сплоченной банды психопатов, всегда имеющихся в таком коллективе? Со всеми вытекающими?

Так что организация условий для депривации происходит не случайно, а вполне себе осознанно.

В результате многолетней упорной работы многих граждан, активно борющихся за организацию таких условий.

И последовательно продвигающих свои идеи в массы.
В частности, в виде модели занятий "поВойта".
В которой, у меня по крайней мере, нет никаких причин винить самого Войту.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Рахель
Активный участник
***




Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 1-10-09 в 21:20


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  
[Так что организация условий для депривации происходит не случайно, а вполне себе осознанно.

В результате многолетней упорной работы многих граждан, активно борющихся за организацию таких условий.

И последовательно продвигающих свои идеи в массы.
В частности, в виде модели занятий "поВойта".
В которой, у меня по крайней мере, нет никаких причин винить самого Войту.


Мне это, честно говоря, напоминает фразу нашей преподавательницы истории партии в МГУ: "Маркс не сразу стал марксистом".:-) Т. е. Вы хотите сказать, что современная модель "занятий по Войта" вовсе не им сформирована? А он-то тогда как себе все это представлял?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Рахель
Активный участник
***




Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 2-10-09 в 08:55


И еще вопрос по той же теме, даже более актуальный: почему система занятий по Войте в ее нынешнем виде сложилась именно так, как сложилась?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 3-10-09 в 15:06


Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
Вы действительно считаете, что в реабилитации ребенка с ДЦП возраст не имеет того решающего значения, которое ему обычно придают?
Имеет.
Точно так же как в развитии любого ребенка.

Основная проблема -- депривация.
Всяческая.

Обычно ребенок может достаточно успешно терроризировать окружающих на предмет удовлетворения своих потребностей.
И в общении и в получении разнообразных впечатлений и опыта.
Совершенно нормально взрослый просто не справляется с его запросами.
Справиться с ними можно только с помощью других детей, причем разных возрастов.
Природой предусмотрена такая схема.

Я в свое время провел пару экспериментов, натравливая собственного трехлетку (которого мы, до школы, старались держать в основном в деревне, в контакте с довольно большим набором разновозрастных соседских детей), на по настоящему крупных, мощных, спортивных мужиков.

Результат: мужики через полчасика выдыхались. Совсем.

Ну в самом деле, кто может ловить и кидать полчасика пудовую гирьку?
А было у него такое любимое занятие: разбежаться по дивану и в тебя прыгнуть, а ты его должен поймать и кинуть обратно.
И так без передыху.
Так вот, я где-то до двухсот полетов примерно мог считать, а потом было уже все равно.
И думал я, про себя, что просто слабак.

Но эксперимент на приятелях показал, что в общем-то я ничего.
Потому как они выдерживали не на много больше.
При сухом весе под сто и прочих своих серьезных кондициях.

В свое время, в Англии, не очень умный детский психолог, будучи заодно действующим бегуном на длинные дистанции, решил "войти в роль" годовалого ребенка и попробовал повторять за ним все действия.
Но ребенок генерирует такое количество событий, что он
часик поповторял и доповторялся до инфаркта.
Молодой, здоровый.

Конечно далеко не все дети такие динамо-машины.
Это совершенно не обязательно.
Но интенсивность событийного потока всегда у мелких велика.

Вот с этим у ДЦП-ят проблема.
Не получается у них с должной интенсивностью терзать окружающий мир.

И чем раньше и чем большие усилия прикладываются к решению именно этой проблемы (конечно не безоглядно, ДЦП-ята могут довольно долго "приходить в себя" и просто не держать нагрузку), тем лучше результаты.

Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
А это где-то написано?
Вот, стараюсь ... .
Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
Не то чтобы я не верю Вам на слово
Ой! Пожалуйста! Не верьте!
Потому как занятия с ДЦП-ятами требуют текущего понимания событий, оперативного принятия решений и конкретных, буквально, действий. И все это -- в реальной жизни. Вашей и ребенка.
Никакие авторитеты в этом деле не товарищи, а очень даже наоборот.
И я стараюсь в них не попадать.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
все, что я читала до сих пор, сводилось к тому, что пластичность мозга достаточно жестко ограничена возрастными рамками
Я подозреваю, что дело не в "пластичности", а в том. что мозг -- растущий.
Все функции у ребенка нужны не только для себя, но и для развития других.
Все выпадения функций соответственно вызывают последствия, в прямую к этим функциям не относящихся.
В первую очередь вы виде блокад развития других функций.
И не только функций, но и органов, в частности мозга.
Который, как и все в теле, развивается последовательно, от этапа к этапу.

Скажем типичная ДЦП-шная маленькая пятка -- результат того, что ДЦП-енок ей не стучит обо все что попало и, к году, разница обычно уже очень отчетлива.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
Поэтому хотелось бы почитать что-нибудь другое!
Я не знаю, где бы могли такую работу сделать.
Ведь для этого надо не только вести последовательную коррекционную работу от рождения и до пенсии, но и еще мониторинг ее результатов.

Занятия с ДЦП-ятами везде довольно ограничены и непоследовательны.

Все остальное -- единичные случаи. Вопреки всему.

Насколько я понимаю, только недавно возникли во всяких германиях места, где пытаются заниматься последовательно.
У нас таковых вообще нет.

Во всяких швейцариях например занимаются, если вообще занимаются, пару часов в неделю.

При этом, на голубом глазу, уговаривают родителей что этого совершенно достаточно.
Что, мягко выражаясь, грубо говоря, -- откровенное вранье.

Но вы знаете как родная ВОЗ определяет состояние здоровья?
Как состояние благополучия!
Так что главное теперь в медицине искусство -- уговорить клиента, что жизнь -- прекрасна!
Ну а если не верит -- антидепресантами подкормить ... .
А Вы -- почитать ... .
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 3-10-09 в 15:33


Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
Мне это, честно говоря, напоминает фразу нашей преподавательницы истории партии в МГУ: "Маркс не сразу стал марксистом".:-)
Ага! классика!
Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
Т. е. Вы хотите сказать, что современная модель "занятий по Войта" вовсе не им сформирована?
Сильно подозреваю.
Потому как не бывает коммерческих школ выучивающих мастерству.
А ремесленным образом, тупо реализуя стереотипные программы, нельзя с детьми работать.
Так даже одинаковые табуретки, как известно, хорошо делать не получается.
А дети -- разные, и -- живые.

У Войты -- получалось заниматься с детьми.

Мой опыт общения с людьми, что-то понимающими в обучении движению, не важно какому, говорит, что все они понимают, что на ремесленном уровне продуктивно учить двигаться -- невозможно.
Почему Войта должен быть исключением?
Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
А он-то тогда как себе все это представлял?
Понятия не имею, но то что схемы типа "две минуты давим" не имеют отношения к жизни он не мог не понимать.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 3-10-09 в 15:36


Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
почему система занятий по Войте в ее нынешнем виде сложилась именно так, как сложилась?
К сожалению, такова судьба всех тиражируемых программ обучения движению.

Видимо потому, что попадают они в руки людей, занятых не столько работой по программе, сколько (или только) тиражированием ее.

Это работа.
Вечно повторяющаяся.
Как у школьных учителей.
Сама в себе.
С полной потерей смысла и целей обучения.

Дети же терпеть не могут бессмысленного повторения.
А грудные дети им просто оскорбляются.
Могут принимать повторы только как форму живого общения.
В котором система им отказывает по определению, потому как обращается не к людям а к рефлексам.
На что дети, твердо уверенные что они человеки и волне достойны уважения, естественно обижаются.
Что раздражает исполнителей программы.
Отчего они действуют еще более строго (а вернее тупо) по букве закона.

И следующим поколениям уже преподносится как единственно правильное: дети -- объект для ваших манипуляций.
А что они там себе думают вас интересовать не должно.
Работа есть работа.

Я неоднократно наблюдал, как дети упорно не делают даже то, что могут, когда это из них, "повойта", выдавливает мама в надежде, хоть таким способом все это прекратить.
Просто потому, что не могут видеть как у мамы глаза становятся оловянными.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики