Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
Автор Тема Ребенок ходит на носках
Агриппина
Участник
**




Сообщения: 45
Зарегистрирован: 22-2-08
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 18-5-09 в 14:13
Ребенок ходит на носках


Здравствуйте! Опять у меня вопрос, связанный с движениями. Моя дочка часто ходит на носках. Ортопед говорит - это из-за общего мышечного гипертонуса. Но никаких конкретных упражнений не рекомендовала. При этом, ребенок может контролировать это движение, если ее попросить наступать на пятки, она какое-то время наступает на всю стопу, но потом отвлекается и снова - на носочки. У нее сильно напряжены мышцы голени и, как ни странно, по утрам напряжение сильнее, чем вечером. Как у большинства аутичных деток у дочки проблемы с имитацией, поэтому упражнения мы можем делать только вместе - с помощью. Врач ЛФК отказался с нами заниматься, мотивируя тем, что у девочки аутизм и он не справится, хотя я готова помогать во время занятий. Может быть посоветуете, какие упражнения можно делать дома или в бассейне - мы плаваем 2 раза в неделю?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 18-5-09 в 16:05


Аутичность и эквинус -- непростая парочка.

Для начала имеет смысл сообразить сколько ребенку лет, не находит ли невропатолог рефлексы в ногах и особенно с ахиллова сухожилия повышенными, какая деятельность девочке доступна, насколько вы умеете договариваться и т. д.

Как правило подобная картина имеет сразу несколько причин.

Часть из них связана с реагированием разгибательным тонусом на некий ряд ситуаций, часть -- с сенсорными проблемами, часть с особенностями самовосприятия, часть просто с привычками.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Агриппина
Участник
**




Сообщения: 45
Зарегистрирован: 22-2-08
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 18-5-09 в 17:18


Уважаемый Леонид Михайлович, большое спасибо за ответ, постараюсь вкратце описать свою дочку:

Ребенку 7 лет, про рефлексы невропатолог ничего не говорил, но мы можем сходить на прием в ближайшее время. Я только могу сказать, что когда она сидит и я беру ее ножку, то согуть ее в голеностопе очень трудно - вообще не двигается на себя, от себя совсем чуть-чуть. Ортопед ставит еще х-образное искривление ног.
Что касается двигательных навыков: дочка ползает на четвереньках и по-пластунски, прыгает на месте, может на одной ноге, бегает, может забираться по "шведской стенке", висит на кольцах и раскручитается на них, плавает преимущественно под водой, может пинать мяч ногами (футбол). Не умеет: спрыгивать с высоты, предпочитает слезать или просто шагает, если не очень высоко, не умеет бросать мяч (или предметы) с замахом, она их скорее просто отпускает.
Договориться с ней можно, особенно, если пообещать поощрение после выполнения задания. Мы так и занимаемся чаще всего. Сейчас она начала воспринимать и просто вербальную похвалу. Мне она позволяет до себя дотрагиваться, любит барахтаться. Иногда у дочки возникает желание подойти и крепко ко мне прижаться. Может брать мою руку и прикладывать к себе - к грудке, голове.
Есть речь, но в ней пока мало глаголов, в основном существительные, повторить может практически все, даже фразу из 5-6 слов. Но сама редко говорит фразами.
Гипертонус нам ставили с рождения, аутизм диагностировали в 2,5 года. К этому возрасту у нее произошел регресс: практически перестала говорить, перестала вступать в зрительный контакт, перестала отзываться на свое имя и выполнять просьбы. Ухудшение речи присходило на фоне отита и частичной (II степень тугоухости) потери слуха. Отит оказался запущен, т.к. она не жаловалась на боль. У нее вообще снижена реакция на боль. Через полгода слух восстановился до нормы, но проблемы аутичности преодолеваем до сих пор.
Если нужно что-то уточнить, я могу написать конкретнее.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Агриппина
Участник
**




Сообщения: 45
Зарегистрирован: 22-2-08
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 18-5-09 в 17:23


Да, я еще хотела добавить, что ходить на носочках она стала приблизительно с трех лет. До этого я ничего подобного не замечала. А вообще пошла в год.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 18-5-09 в 21:52


А какие игры ей нравятся?
Самостоятельные? Со взрослыми?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Агриппина
Участник
**




Сообщения: 45
Зарегистрирован: 22-2-08
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 18-5-09 в 22:37


Любимое занятие - рассматривать картинки в книжках и на обложках DVD-дисков. Был период, когда ей было нужно, чтобы все время читали, сейчас больше любит смотреть картинки и чтобы никто не мешал. Играет на компьютере. Очень нравится, когда герои игры - дети. Еще год назад предпочитала разных зверюшек, желательно знакомых по мультикам. Маша очень любит музыку. Причем сама определяет, что будет слушать. Среди самых любимых мелодий - "Турецкий марш" Моцарта, "Танец маленьких лебедей", а еще любит детские песни "Крылатые качели", "Антошка". Я записала на диктофон песни, которые они поют на музыкальных занятиях, теперь их тоже часто слушаем дома, просит, чтобы я пела, но сама под музыку (или вместе со мной) петь не может. Но когда поет сама - попадает во все ноты. Сюжетной игры как таковой еще нет. Мне приходится инициировать, предлагать покормить куклу, уложить спать и т.п. Иногда отказывается, все расбрасывает. Проще играть с какими-то знакомыми персонажами (те же герои мультиков). Иногда она повторят действия и слова из мультфильмов и книжет, играя с героями. Я пытаюсь подстраиваться под ее инициативу, но это надо делать очень осторожно, иначе громким словом или чрезмерной активностью можно спугнуть желание играть вообще. С детьми тоже почти не играет. Единственное, что может делать вместе - это бегать. От таких игр быстро возбуждается и начинает кричать или смеяться. Хотя когда несколько дней нет контакта с детьми начинает обращать внимание на всех детей на улицах и в транспорте. Но общаться не умеет. Может пытаться потрогать лицо или сильно сжать руку или плечо. Я старютсь подсказать, что нужно сказать, как поздороваться и т.п. Она говорит с моей подсказкой (иногда достаточно подказать слово или даже слог), но сама не начинает разговор.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 19-5-09 в 13:01


Т. е. девочка в рамках реагирования и копирования много чего может, а вот с образованием самостоятельных действий проблемы?

Не понятно еще как обстоит дело с эмоциями, симпатиями- антипатиями, эмпатией (в частности в википедии про нее пишут ...)

Дело в том, что в зависимости от этого выстраиваются разные "политики" при работе с эквинусом.

Основных механизмов его образования без прямых неврологических оснований, а у вас их видимо нет, три:
-- Единообразная глобализация тонических реакций вместо дифференцирования в рамках позы или жеста соответствующих и сопровождающих эмоции. По которым мы их собственно обычно и "читаем".
-- Собственно эмоциональные проблемы, которые таким тонусом адекватно отражаются. "Эмоциональная неразвернутость".
-- Локальные сложности с самовосприятием, которые судя по всему в вашем случае присутствуют.

В их отношении надо попробовать аккуратно покачать голеностоп когда ребенок спит, или чем-то сильно увлечен и не замечает движения в голеностопе.

В зависимости от ... можно начинать как с незамечаемых ребенком действий в области голеностопов (поглаживаний, обдавливаний, изменений положения) очень кратковременных, не настойчивых, не вызывающих вообще никакой реакции. (Которая обычно негативная в таких случаях и развивается даже на слабые факторы, но через некоторое время их предъявления, которое имеет смысл засечь и "приставать" примерно в пределах его 1/2-ой - 2/3-ей).
Переносимость тогда довольно быстро растет.
Обычно через некоторое время она переваливает через некий порог в 2-3 минуты, после чего ребенок может уже и безболезненно осознавать такой фактор, хотя конечно силу его и длительность надо подбирать.

Учтите, что может быть и очень велика разница в реагировании на кожное воздействие, сдавление, натяжение, динамику.

Дальше можно строить максимально облегченные ситуации в которых движение в голеностопе функционально нужно, ну и далее везде.

Но это только один вариант -- другой должен уже опираться на эмпатию и обращен наоборот не на изгнание из сознания, а сознательное обживание.

Выстраивается он в рамках сенсорных игр устроенных следующим образом: создаете образ скажем пчелки, бабочки, слона, носорога, мышки, муравья ... .
Список открыт, главное чтобы у Вас получилось войти в роль и персонаж обладал нужными качествами.

Выходим "на сцену" (с дистанцией и перемещением по комнате) и добиваемся эмоционального вовлечения зрителя в спектакль.

Теперь персонаж потихоньку приближается и с некоторого момента Вы параллельно начинаете отыгрывать возможное дальнейшее событие и восприятие его(муравей бегает и щекотит, бабочка чуть прикасается как перышко, слон тяжело наступает, носорога упирается и т. д.) и отношение к нему: смеемся, деремся, терпим, и т. д.

Все это поначалу к тем "территориям" тела, с которыми все в порядке, если таковые имеются, а если нет, то там где переносимость лучше всего.

При этом в некоторый момент Вы переходите на сторону ребенка и вместе с ним отыгрываете уже его роль: ругаете подслеповатого носорога, командуете слону проходить побыстрее уж раз он, раззява, наступил и т. д.

В рамках подобных игр потихоньку подбираетесь к проблемной зоне и между делом в нее заскакиваете по чуть-чуть. Дальше-больше ... .

Ну а в эмоционально зависимых случаях, а это видимо тоже присутствует, надо с эмоциями в первую очередь работать и жестом.

Но это уже совсем другой сюжет.




Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Сова
Участник
**




Сообщения: 76
Зарегистрирован: 28-4-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 19-5-09 в 13:41


А можно я свои 5 копеек вставлю?
Мы перестали ходить на носочках, когда научились кататься на 4-х колесном велосипеде.
Каждое утро я таскала малого с велосипедом на себе - главное, чтобы пидали крутил. Прошло в течении 2-х дней занятий
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 19-5-09 в 14:10


Отличный пример!
Это вы попали в фазу "Дальше можно строить максимально облегченные ситуации в которых движение в голеностопе функционально нужно, ну и далее везде".

Могло сработать например то, что на велосипеде ногам не надо балансировать, или вообще простота велосипедной координации.
Что-то с чем-то наконец согласовалось или синхронизировалось в этих условиях, что не удавалось в естественных, более сложных.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Агриппина
Участник
**




Сообщения: 45
Зарегистрирован: 22-2-08
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 19-5-09 в 15:19


Спасибо!
Да, с реагированием у дочки - лучше, с копированием - чуть сложнее, зависит от личностного отношения к объекту копирования, самостоятельные действия - очень примитивные. Самостоятельная игра больше похожа на простые манипуляции с предметами.
Эмоции находятся на стадии становления. Т.е. она стала реагировать, например, на приход близких людей. Может подойти, обнять, меня даже стала целовать. Радуется, когда мы собираемся делать что-то, что она любит, например лепить из пластилина любимых геров. На отказ делать что-то, чего она хочет отвечает криками, бывает самоагрессией (кусает руку).
Может испугаться черезчур бурного провления радости или сама начинает слишком сильно смеяться, так, что потом долго успокаивается. Или вот такой пример: в мультике про Карлсона, когда Малыш плачет о том, что ему не подарили собаку, Маша начинает плакать вместе с ним и плачет гораздо сильнее его.
Если я изображаю, что плачу, когда мне больно (например, если она щипается), может тоже начать плакать.
Я надеюсь, что это первые шаги на пути к сопереживанию. Раньше-то она не реагировала на эмоции других людей (зверей). Вообще не замечала их. Так что я думаю со "слоном" и "муравьем" у нас получится.
Что касается различных действий с голеностопом, то это я смогу сделать, особенно под музыку, подстраиваясь под ритм (уже немного попробовали). Она сама всегда движется под музыкку: раскачивается, кружится и т.п., на занятиях учится совершать действия под музыку по инструкции (топать, хлопать). Я думаю, что движения голеностопа, пусть и с моей помощью встроить сюда тоже можно.
А как насчет такого упражнения: ребенок лежит на спине и ногами упирается в дощечку или В ладони взрослого и отталкивает их от себя?

Кстати! Удивительное совпадение!:jump: Мы несколько дней назад купили велосипед, подходящий нам по росту и с достаточно удобным сиденьем. Сейчас делаю "стремена", потому что ножки соскальзывают. Завтра попробуем выход с ним в парк.

И еще: о том, что тонус отражает эмоциональные проблемы: буквально сегодня, когда я начала собираться на прогулку, (Маша это дело очень любит) но ей еще не сказала, что пойдем гулять, она подошла ко мне (на носочках) с вопросом от прогулке и получив утветдительный ответ, развернулась, опустилась на всю стопу и пошла одеваться. Т.е., пока она не была уверена, что мы будем делать то, что она любит, она ходила на носках, как только получила некую уверенность, опустилась на стопу.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 19-5-09 в 19:55


А у нас забавно получилось с ходьбой на носочках, но в ранний период, до года. Женя стоял и шел (с поддержкой) на цыпочках, полностью на ступню не наступал. Но! если шел держась за собаку или рядом с ним - шел, ступая на ступню нормально. Так и научился- с помощью собаки... :-)










Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 19-5-09 в 21:35


Хороша у вас собака, всем бы такую.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 19-5-09 в 21:51


Увы, у нас его тоже уже нет...:weep: Он старенький был в описываемое время псу 16 годиков было, вскоре и погиб в неравном бою с бродячими собаками...
Он очень душевный у нас был, видно какие-то волны от него расслабляющие шли.









Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 19-5-09 в 22:01


Цитата: Исходное сообщение добавлено Агриппина  
Самостоятельная игра больше похожа на простые манипуляции с предметами.
Эмоции находятся на стадии становления.

Если помнить, что эмоции это не состояния а переходы, т. е. они естественным образом с одной стороны связаны с динамикой, с движением, а с другой с изменением ситуации, то оказывается, что изменение характера действия и есть основа первых сюжетных игр. Вспомните как мелкие мальчишки возят машинки и гудят за них интонированно, по разному. на горку, под горку, вот и весь сюжет. Но он есть!
Цитата: Исходное сообщение добавлено Агриппина  

Я надеюсь, что это первые шаги на пути к сопереживанию.

Похоже, только надо помнить, что сопереживание отличается тем, что человек понимает, что это не его эмоция, хотя она может быть очень сильной и стараться ее объективизировать, помогать ребенку к ней отнестись, а не только испытать.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Агриппина  

Так что я думаю со "слоном" и "муравьем" у нас получится.

Это между прочим развернутая сюжетная игра со взаимодействием. Но легко поддерживаемая как процесс если ребенок ее конечно выдерживает именно благодаря выраженному опорному сенсорному компоненту.
Очень удобная не только для занятий с ногами.
(Всех персонажей обкатывайте на себе, они должны очень характерно ощущаться).
Цитата: Исходное сообщение добавлено Агриппина  
Спасибо!
Что касается различных действий с голеностопом, то это я смогу сделать, особенно под музыку, подстраиваясь под ритм (уже немного попробовали). Она сама всегда движется под музыкку: раскачивается, кружится и т.п., на занятиях учится совершать действия под музыку по инструкции (топать, хлопать). Я думаю, что движения голеностопа, пусть и с моей помощью встроить сюда тоже можно.
А как насчет такого упражнения: ребенок лежит на спине и ногами упирается в дощечку или В ладони взрослого и отталкивает их от себя?
Все это годится, но эти упражнения относятся даже к более поздней стадии чем велосипед, так как в них события в голеностопе оказываются близко к центру внимания.

Если они проходят, то замечательно, значит вы прошли уже очень большую часть пути.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Агриппина  

Кстати! Удивительное совпадение!:jump: Мы несколько дней назад купили велосипед, подходящий нам по росту и с достаточно удобным сиденьем. Сейчас делаю "стремена", потому что ножки соскальзывают. Завтра попробуем выход с ним в парк.
То, что ножки соскальзывают намекает на то, что там не все в порядке с сенсорикой.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Агриппина  
И еще: о том, что тонус отражает эмоциональные проблемы: буквально сегодня, когда я начала собираться на прогулку, (Маша это дело очень любит) но ей еще не сказала, что пойдем гулять, она подошла ко мне (на носочках) с вопросом от прогулке и получив утветдительный ответ, развернулась, опустилась на всю стопу и пошла одеваться. Т.е., пока она не была уверена, что мы будем делать то, что она любит, она ходила на носках, как только получила некую уверенность, опустилась на стопу.

Прямо картинка для учебника: эмоциональное напряжение -- носочки. Спокойствие -- полная стопа.
Так что может быть все станет значительно лучше и по мере того как Вам удастся смещаться от аффективности в сторону эмоциональных процессов.

В общем, как оно обычно и бывает в жизни, мы можем говорить о том, что в ваши носочки вносят свою лепту практически все перечисленные факторы.

Но это скорее хорошо чем плохо, потому как даже общими стараниями им не удается поддерживать жесткий эквинус, а значит они слабаки.
А работать с ними можно вылавливая их по одному, что сильно облегчает задачу.

Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Агриппина
Участник
**




Сообщения: 45
Зарегистрирован: 22-2-08
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 20-5-09 в 10:29


Спасибо большое за ваши советы! А слабаков мы победим!:yes:
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики