Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
 Страницы:  1  2  
Автор Тема Чтение у аутят
Nasty
Активный участник
***




Сообщения: 241
Зарегистрирован: 17-6-08
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 5-5-09 в 17:17


Гиперлексия - известный и признанный синдром. Исследователями отмечается его наличие у большого количества аутистов. Правда, в нашей стране, исследований по этой теме очень мало.

Могу рассказать, как дети узнают звучание "узоров". Наши дети не глухие. Они смотрят телевизор (особенно рекламу), где часто озвучивают слова, которые показывают. Часто первыми глобальными словами бывают именно товарные марки. Он слышит, как родители называют написанные слова (когда читают книжки, обращают внимание на вывески на улице и т.д.). Так постепенно набирается опыт. Помогают разные игры, которые родители покупают детям (кубики со словами и буквами, магнитные азбуки и т.п.). Ребенок не произносит слова вслух какое-то время, поэтому его умение читать заметно не сразу.
В литературе по аутизму отмечается, что дети с высокофункциональным аутизмом достаточно рано начинают читать, и их особое отношение к знаку. Так, что это не только мое мнение.

Насчет фонематического слуха. Деление на фонемы - это то, что не очень нужно для жизни. А вот правильно слышать слово - важно. Потому что ребенок как слышит "дмерь" или "медреть", так и пишет, и произносит, что добавляет ему трудностей для общения с другими людьми.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 5-5-09 в 18:53



Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  
Гиперлексия - известный и признанный синдром.

Nasty, логопеды находят массы синдромов, и у аутистов, и у прочих, только у моего сына имеются в комплекте: дизартрия, дислеския и дисграфия (оптические и еще какие-то). А так же эхолалия. Есть еще и оценка степени недоразвития речи, которую нам разные логопеды ставят по -разному (а он в разных ситуациях, разном настроении, и с разными людьми по разному и говорит и себя демонстрирует).
Синдромы, синдромами, но обучают не комплект синдромов, а совершенно конкретного ребенка. И в части случаев может оказаться, что методика в чистом виде не пашет. Глобальное чтение начинают часто использовать именно при отсутствии у ребенка своей речи. У моего речь устная имелась, и понимал он устную речь тоже (соответственно уровню своего общего жизненного развития).









Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 5-5-09 в 22:08


Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

Гиперлексия - известный и признанный синдром.

Google по известным и признанным синдромам обычно показывает гораздо лучшие результаты, чем
203 для "гиперлексия".

Я думаю Вы согласитесь, что при этом подавляющее большинство контекстов вовсе не будет связано с Вашей интерпретацией.

При этом:
Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.

ГИПЕРЛЕКСИЯ

1. Вообще – раннее овладение чтением. Употребляется специально по отношению к детям, которые научились читать до формального обучения чтению. 2. Состояние, характеризующееся очень ранним овладением чтением без особых усилий ребенком, у которого не обнаруживается никаких других специальных способностей и который фактически "медленно" продвигается по стандартным этапам развития. Когда термин употребляется в этом смысле, он относится к тому, что некоторые считают формой минимального повреждения мозга.

Мне это определение кажется не совсем корректным, но связи с аутизмом в нем явно не просматриваются.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

Исследователями отмечается его наличие у большого количества аутистов. Правда, в нашей стране, исследований по этой теме очень мало.

Имело бы наверное смысл говорить какими исследователями, у каких аутистов, в каких исследованиях, кем признанных, где эти исследования обсуждаются.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

Могу рассказать, как дети узнают звучание "узоров". Наши дети не глухие. Они смотрят телевизор (особенно рекламу), где часто озвучивают слова, которые показывают. Часто первыми глобальными словами бывают именно товарные марки. Он слышит, как родители называют написанные слова (когда читают книжки, обращают внимание на вывески на улице и т.д.). Так постепенно набирается опыт. Помогают разные игры, которые родители покупают детям (кубики со словами и буквами, магнитные азбуки и т.п.). Ребенок не произносит слова вслух какое-то время, поэтому его умение читать заметно не сразу.

Т. е. вы описываете несколько кривой путь обучения глобальному чтению.
А вот почему бы ребенку слова не произносить не понятно.

У меня таким образом выучилось самостоятельно читать некоторое количество знакомых. Некоторые из них даже сохранили довольно яркие воспоминания о процессе.
Но люди эти без всяких намеков на аутизм.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

В литературе по аутизму отмечается, что дети с высокофункциональным аутизмом достаточно рано начинают читать, и их особое отношение к знаку. Так, что это не только мое мнение.

Много чего можно прочесть в литературе про аутизм.
И возможно найти подтверждения Вашему мнению.

Но Может быть Вы знаете, что аутисты, в том числе "высокофункцональные", бывают разные, и кроме аутизма у них, как и у прочих людей, бывает множество особенностей.
Возможно у некоторых из них бывает и "особое отношение к знаку".
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

Насчет фонематического слуха. Деление на фонемы - это то, что не очень нужно для жизни. А вот правильно слышать слово - важно. Потому что ребенок как слышит "дмерь" или "медреть", так и пишет, и произносит, что добавляет ему трудностей для общения с другими людьми.

Для жизни деление на фонемы вообще не нужно.
Легко заметить что бОльшая часть человечества вполне без них жива и надеюсь местами даже счастлива.

Правильно слышать конечно важно и с проблематикой звукоразличения, если таковая имеется, очень желательно работать.
В этом, как я понимаю, здесь никто не сомневается.

А пытаются дети писать так как слышат не сами по себе. Все родители в один голос отмечают падение грамотности при письме с началом "фонематического анализа" в школе.

Вы когда-нибудь действительно делали фонематическую запись?
А фонетическую?
Занятие между прочим очень тяжелое и для студентов языковых вузов, специально интересовался, а не только для учащихся начальных классов.

А ведь ребенок пытается воспроизвести на бумаге все слышимые им звуки, которые совершенно справедливо относит к нормальным, необходимым звукам речи.

Никто ему не объясняет, что письменная речь, в отличие от чуда устной лишь некоторый социальный договор, позволяющий опираясь на нее понять что хотел сказать автор и воспроизвести это в устной форме.

Ребенок говорит не фонемами, и русская письменность вовсе даже не фонематическая.

Детей в школе просто вводят в заблуждение что устная речь буквально преобразуется в письменную по неким якобы объективным законам. (А мы с Вами кое-что знаем про историю вопроса).

Вот дети и стараются. Мучаются понапрасну над никому не нужной неразрешимой задачей правильного отображения русской звуковой речи с помощью алфавита.

Но мы то с вами знаем что русская письменность устроена иначе и зачем детям морочат головы -- непонятно.

Русский язык это вам не иврит, в котором, как говорят, человеку с правильной устной речью всегда понятно как правильно писать.

Да и не только с русским проблемы. Всем европейским языкам древнесемитский алфавит не очень то подошел, во всех те или иные трудности.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nasty
Активный участник
***




Сообщения: 241
Зарегистрирован: 17-6-08
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 6-5-09 в 07:53


По опыту. Дети, которые владеют глобальным чтением, начиная учиться письму, ошибок как правило не делают. Но по большому счету, они не пишут и рисуют слова. И я считаю, что, когда ребенок начинает потом при письме делать ошибки, это признак динамики в его развитии. Он стал действительно писать. Этот процесс стал для него сознательным. Он уже не вызывает из памяти образ слова, а думает, как его написать (аналогично, кстати и при решении примеров в математике). Ошибки - это возможности для развития. Уверена, что не все со мной согласятся.:-)

По поводу гиперлексии... В ближайшее время обязательно выложу уточненную информацию.
Для меня наличие гиперлексии у некоторых аутистов - это дополнительная возможность развития детей и общения с ними.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 6-5-09 в 08:39


Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  
По опыту. Дети, которые владеют глобальным чтением, начиная учиться письму, ошибок как правило не делают. Но по большому счету, они не пишут, а рисуют слова.


По моему -- это совершенно нормальный и необходимый этап овладения письмом.
Без способности рисовать слова не спишешь готовый текст.
Мы тоже так делаем, срисовывая например незнакомые имена и фамилии.
С этой способностью бывают более-менее большие проблемы и вот тогда-то понятно становится как без нее плохо.

Рисовать слова -- интересно и не только детям, каллиграфия называется.
Из школьных тетрадей ее последовательно извели.
Ну она на стенах выступила, граффити теперь называется ...

Во многих языках с неразвитой системой орфографических правил рисование слов -- основная форма владения письмом вообще, например в английском, в котором как известно "говоришь Ливерпуль а пишешь Манчестер".

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  
И я считаю, что, когда ребенок начинает потом при письме делать ошибки, это признак динамики в его развитии. Он стал действительно писать. Этот процесс стал для него сознательным. Он уже не вызывает из памяти образ слова, а думает, как его написать (аналогично, кстати и при решении примеров в математике). Ошибки - это возможности для развития. Уверена, что не все со мной согласятся.:-)


Большинство опрошенных мной взрослых ни помнят практически никаких правил орфографии и ничуть от этого не страдают.
Развал уже сложившегося у ребенка эффективного навыка поэтому не кажется мне желательным.

Другое дело, что Грамматика для греков была как известно богиней.
Изучение грамматики кажется и мне очень полезным для развития.
Другое дело, что появление при этом ошибок у писавшего до того без них ребенка представляется мне результатом методических ошибок в изучении грамматики.

Можно видеть, что все современные программы изучения языка опираются на прямое освоение речи, которое, вторым слоем, подкрепляется изучением грамматики.

В нашей стране все учебники были построены наоборот -- эффективность этих программ как мы знаем почти ноль.
(Но они мертвой хваткой многие десятилетия держали за собой рынок).
Результат предсказуемый -- при первой возможности во всех известных мне школах перешли на западные учебники.

Если сильно постараться с помощью изучения грамматики можно наверно и устную речь развалить, только надо ли?

Хотя конечно наработка рефлексии у аутиста крайне ценный процесс, за ради нее можно согласиться наверно и грамотность потерять.

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

Для меня наличие гиперлексии у некоторых аутистов - это дополнительная возможность развития детей и общения с ними.


Т. е. мы кажется наконец договорились, что сама по себе гиперлексия -- не патология.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nasty
Активный участник
***




Сообщения: 241
Зарегистрирован: 17-6-08
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 6-5-09 в 11:21


Если Вы внимательно почитаете мои сообщение, то увидите, что я никогда не утверждала, что гиперлексия - это патология. Удивляюсь, почему Вы так решили. :-)

О том, как построены наши программы и учебники можно говорить много. Совершено ясно, что они не учитывают особенности аутичных детей. Учителям приходиться постоянно адаптировать учебный материал. Будем надеяться, что когда-нибудь появятся материалы, специально разработанные для аутистов.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
rozab
Заслуженный участник
****


Аватар


Сообщения: 534
Зарегистрирован: 26-3-08
Откуда: Кемерово
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 6-5-09 в 16:33


Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

О том, как построены наши программы и учебники можно говорить много. Совершено ясно, что они не учитывают особенности аутичных детей. Учителям приходиться постоянно адаптировать учебный материал. Будем надеяться, что когда-нибудь появятся материалы, специально разработанные для аутистов.


Я уже писала примерно год назад в каком-то из постов, что нам очень помог учебник для нерусских школ "Русская речь в картинках" (он у меня есть отсканированный, но отправлять так долго, объём большой) и учебник русского языка для глухих детей.
Эти книги очень наглядные, с иллюстрациями и подписями. Мой ребёнок с удовольствием занимался.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 6-5-09 в 21:35




Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  
О том, как построены наши программы и учебники можно говорить много. Совершено ясно, что они не учитывают особенности аутичных детей.

А эти учебники хоть чьи-то особенности учитывают? Рассчитаны (и учебники, и программы) чаще всего на здорового и натасканного, а не подготовленного обучаться ребенка.
А в корр. школе 8 типа новые учебники просто урезаны до крайности по сравнению с теми, что были годах в 80 х. У нас учителя часто берут старые (больше материала).









Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 6-5-09 в 22:57


Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  
Если Вы внимательно почитаете мои сообщение, то увидите, что я никогда не утверждала, что гиперлексия - это патология. Удивляюсь, почему Вы так решили. :-)

Ваши кажется слова: "Гиперлексия - известный и признанный синдром"?

Может быть Вы конечно не в курсе, но синдром
(по весьма распространенному мнению) это определённое сочетание признаков болезни, обусловленных единым патогенезом.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nasty
Активный участник
***




Сообщения: 241
Зарегистрирован: 17-6-08
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 7-5-09 в 19:04


Вполне допускаю, что, используя слово "синдром", допустила ошибку. Уточню.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 7-5-09 в 22:07



Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  
По опыту. Дети, которые владеют глобальным чтением, начиная учиться письму, ошибок как правило не делают. Но по большому счету, они не пишут, а рисуют слова.

Nasty, но мой не владел глобальным чтением (элементы были, да) . Тем не менее писать начал он без ошибок (в отличии от одноклассников). То, как он научился читать и писать очень удивило его учительницу, т.к. каких-то особых усилий не прилагали. Также как и то, что пишет правильно (невнимательность тут не рассматриваем). Кроме того, часто спрашивает как пишется незнакомое слово. Я ему могу и сказать, и написать что удобнее.
Результатодинаков -узнал - далее пишет правильно.
И еще один момент -"рисунок" слов печатных и письменных различен. Не много ли комплектов рисунков надо держать и легко опознавать? Это же какая работа!Простите, но мне как-то не верится.
Моя мама была очень способной девочкой, очень хорошо училась, отлично знает все правила. При этом она писала и пишет с ошибками. За письменные работы получала 2/5 (грамотность/и оценка за само изложение, сочинение).
У нее были неврологические проблемы (сильное заикание после пожара, был период почти полного отсутсвия речи, энурез и т.п. приступов не было). Подробно ее никто не обследовал, была война).
М.б. вообще есть "чувство языка" в большей или меньшей степени имеющееся у всех. Ведь есть люди прекрасно ощущающие положение тела в пространстве. Они такое могут сделать, так прыгнуть извернуться и т.д., что одними тренировками не достигнешь (тренируются все, тренер один -а вот кто-то быстро двигается вперед, а другой так не может).
Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  
Большинство опрошенных мной взрослых ни помнят практически никаких правил орфографии и ничуть от этого не страдают.
Развал уже сложившегося у ребенка эффективного навыка поэтому не кажется мне желательным.

Мне бы тоже не хотелось обучать дите по второму разу правильно писать. Чувства пусть развиваются, но зачем имеющееся терять? А то какой-нибудь добрый доктор припишет, услышав о том, что стал писать с ошибками, развал сформированных навыков, т.е. регресс.
И доказывай ему потом, что это у нас не аутизм в шизофрению переходит, а чувства,рефлексии появились...:-)









Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 8-5-09 в 17:11


Мне кажется, что со всей этой дискуссией по поводу гиперлексии мы сильно съехали в сторону.

Может модеры подумают и в отдельную тему ее вынесут?

Тема кажется как научить аутиста читать, и какие проблемы при этом бывают.

А я бы вернулся к первому посту.
Потому, что понял, что автор его возможно не знает, что у аутистов важнейшей проблемой бывает диссоциированость тех форм восприятия, которые в норме совершенно естественно интегрированы.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 8-5-09 в 21:57


Цитата: Исходное сообщение добавлено Alys  
Ну вот почему так, у меня в голове не укладывается, получается что читая он сам себя не слышит?

Это, на мой взгляд, из типично аутичных проблем.

Если составить их краткий список, то получится примерно так:

-- Сенсорная диссоциация.
-- Проблемы с игнорированием. (они же с вниманием, восприятием фона и т. д.)
-- Проблемы с латенциями (это скрытые периоды реагирования, которые могут быть больше или меньше нужных.
Или их в какой-то зоне вообще нет и тогда возможно только непосредственное реагирование).
-- Проблемы с деятельностью и произвольностью.

Похоже что в той или иной степени и форме все они присутствуют у любого аутиста, поэтому имеет смысл сложности с овладением чтением, как и прочие рассматривать через призму этих помех.
Тогда гораздо легче и понимать почему сложности и подбирать инструменты для их преодоления.
Исходя из первого поста в теме можно заподозрить, что ведущую роль играет латенция звукового восприятия.
Выглядит это как будто "трудно доходит".
Конечно ее надо стараться проработать, но это терапевтическая задача, которую конечно хорошо включить в учебную, но не обязательно.
Учится и лечиться можно по отдельности, поэтому, "умный гору обойдет", можно попытаться опираться в первую очередь на зрительное восприятие при овладении чтением.
Это не значит, что надо отказаться от проговаривания, но понимать написанное можно ведь и не со слуха, глухих например так учат, начиная с навешивания надписей на предметы. И ничего, отлично выучиваются.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
rozab
Заслуженный участник
****


Аватар


Сообщения: 534
Зарегистрирован: 26-3-08
Откуда: Кемерово
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 9-5-09 в 03:38


[rquote Учится и лечиться можно по отдельности, поэтому, "умный гору обойдет", можно попытаться опираться в первую очередь на зрительное восприятие при овладении чтением.
Это не значит, что надо отказаться от проговаривания, но понимать написанное можно ведь и не со слуха, глухих например так учат, начиная с навешивания надписей на предметы. И ничего, отлично выучиваются.[/rquote]

Когда мой ребёнок был маленьким, одна опытная мама указала мне на то, что у её ребёнка большие трудности с пониманием текстов, с пересказом и пр. Я стала заниматься этими проблемами целенаправленно и рано, используя визуальную поддержку. Так же навешивала надписи не предмет, обучала глобальному чтению, использовала одновременно метод Зайцева(послоговое чтение, очень рекомендую). А на стене у нас был нарисован алфавит, где были прописаны печатные и прописные буквы, поэтому проблем с их узнаванием не было.
Каждую детскую песенку я прорисовывала, объясняла каждое слово. Мне кажется, именно благодаря этому сейчас ребёнок очень быстро схватывает смысл, у него нет проблем с выделением основной мысли текста. Это произошло не сразу, не через год и не через два.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 9-5-09 в 16:55


Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  


Я стала заниматься этими проблемами целенаправленно и рано, используя визуальную поддержку. Так же навешивала надписи не предмет, обучала глобальному чтению, использовала одновременно метод Зайцева(послоговое чтение, очень рекомендую). А на стене у нас был нарисован алфавит, где были прописаны печатные и прописные буквы, поэтому проблем с их узнаванием не было.
Каждую детскую песенку я прорисовывала, объясняла каждое слово. Мне кажется, именно благодаря этому сейчас ребёнок очень быстро схватывает смысл, у него нет проблем с выделением основной мысли текста. Это произошло не сразу, не через год и не через два.

В общем вы создали свой собственный метод под Вашего ребенка в котором, как я понял, синтезировали следующие приемы:
1. Введение надписи как дополнительного визуального атрибута предмета.
2. Выделение этого атрибута как достаточного признака предмета в ряде ситуаций.
3. Сведение речевого "имени предмета" и "имени надписи" в одно.
Более менее одновременно играя и в:
4. "имена букв" как объектов и в:
5. "имена слогов" (по Зайцеву) связывая образы знаков, а затем и простых групп знаков с речью.
6. При этом Вы подвели с другой, "гуманитарной" стороны "искусственный" (от слова искусство) фундамент в виде проживания знакомых текстов с процессом (что очень важно) их графического, рисуночного отображения.
(Я еще обычно в таких случаях предлагаю делать это многоэтапно, с обсуждением и планированием того, что, в каком порядке, где и как будет нарисовано).
7. В такой -- обжитой и в смысловом и в душевном плане, графический материал легко обычно вводятся буквенные компоненты, как уже знакомые атрибуты объектов.
(Не знаю делали ли Вы так).

Получилась такая вполне себе гармоничная, семиступеньчатая, как все любят, метода, позволяющая не только читать-писать выучить, но и решить гораздо более сложные проблемы.

С чем и поздравляю.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 9-5-09 в 17:21


Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  

Я уже писала примерно год назад в каком-то из постов, что нам очень помог учебник для нерусских школ "Русская речь в картинках" (он у меня есть отсканированный, но отправлять так долго, объём большой) и учебник русского языка для глухих детей.
Эти книги очень наглядные, с иллюстрациями и подписями. Мой ребёнок с удовольствием занимался.


Возможно и наличие этих подошедших вам книжек сыграло существенную роль.
В принципе иллюстрированных книжек очень много, но в массе своей они мне не нравятся.
Помню и свои детские впечатления от букваря. Там тоже вроде картинок было довольно много, но скучная была книжка неимоверно. Прямо как открывал, так сразу спать хотелось.

Так что интересно было бы узнать чем именно оказались на Ваш взгляд эти книжки (если можно их названия поточнее) хороши и удобны и что Вы с ними делали?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Alys
Активный участник
***




Сообщения: 200
Зарегистрирован: 7-4-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 9-5-09 в 17:24


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  

Исходя из первого поста в теме можно заподозрить, что ведущую роль играет латенция звукового восприятия.
Выглядит это как будто "трудно доходит".
Конечно ее надо стараться проработать, но это терапевтическая задача, которую конечно хорошо включить в учебную, но не обязательно.
Учится и лечиться можно по отдельности, поэтому, "умный гору обойдет", можно попытаться опираться в первую очередь на зрительное восприятие при овладении чтением.
Это не значит, что надо отказаться от проговаривания, но понимать написанное можно ведь и не со слуха, глухих например так учат, начиная с навешивания надписей на предметы. И ничего, отлично выучиваются.


Ага, получается что ребенок прочитывая слова повторно и уже понимая их, просто уже помнит их зрительно. Мы кстати, пока сделали перерыв в чтении, ребенок начал активно отказываться читать. Теперь иногда в игре и только знакомые слова даю прочитать.
А еще интересно про "трудно доходит". Что можно сделать с латенцией звукового восприятия, как ее проработать?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 9-5-09 в 17:49


Цитата: Исходное сообщение добавлено Alys  

А еще интересно про "трудно доходит". Что можно сделать с латенцией звукового восприятия, как ее проработать?


Давайте с этим вопросом создадим отдельную тему "Что делать с латенцией?"? Потому как это не только про чтение.

Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
rozab
Заслуженный участник
****


Аватар


Сообщения: 534
Зарегистрирован: 26-3-08
Откуда: Кемерово
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 10-5-09 в 13:33


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  
Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  

Я уже писала примерно год назад в каком-то из постов, что нам очень помог учебник для нерусских школ "Русская речь в картинках" (он у меня есть отсканированный, но отправлять так долго, объём большой) и учебник русского языка для глухих детей.
Эти книги очень наглядные, с иллюстрациями и подписями. Мой ребёнок с удовольствием занимался.


Возможно и наличие этих подошедших вам книжек сыграло существенную роль.
В принципе иллюстрированных книжек очень много, но в массе своей они мне не нравятся.
Помню и свои детские впечатления от букваря. Там тоже вроде картинок было довольно много, но скучная была книжка неимоверно. Прямо как открывал, так сразу спать хотелось.

Так что интересно было бы узнать чем именно оказались на Ваш взгляд эти книжки (если можно их названия поточнее) хороши и удобны и что Вы с ними делали?

Я пользовалась учебниками:
"Русский язык" для слабослышащих (Боксис, Зикеев,Коровин),1992 г.
"Русская речь в картинках"(Баранников, Варковицкая),1989 г.
Преимуществ несколько. Во-первых, не нужно родителю ничего изобретать, всё по темам и с наводящими вопросами. Во-вторых, к каждой картинке подпись, очень наглядно.
http://s50.radikal.ru/i127/0905/69/2a848791ccd4.jpg
http://i009.radikal.ru/0905/6f/24f3ef2910b3.jpg
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 12-5-09 в 16:24


Очень похоже на мой букварь, только картинки цветные и массив видимо больше.

Вы видимо гораздо более одаренный педагог чем моя училка в начальной школе, от которой у меня остались тем не менее только добрые воспоминания.

Мне не много приходилось детей учить читать, но логику некоторую успел выработать.

1. Заинтересованность ребенка.
2. Эмоционально наполненный, хорошо интонирующийся текст. Обсуждавшийся, пропитанный ассоциациями.
3. Придумал тезис -- "речевой единицей является высказывание".

Поэтому самым удобным материалом является стишок, хорошо иллюстрированный, лучше всего самостоятельно.
Это, кроме всего прочего, позволяет естественным образом начать разделять и дробить форму и содержание и непринужденно перебраться от рисования к письму через врисовывание отдельных букв и слов в картинку.

Рифма позволяет легко акцентировать отдельные звуки, произношение которых передается ребенку.

Буква обозначающая этот звук, хоть и знакомая, прячется в "месиве" из остальных, "других" букв которые пока не важны.

Но, через это "месиво" движется палец, и помогает ребенку вовремя выделить и распознать нужную букву или слог, и сообразить, когда его очередь сказать. Сначала один звук, потом слог, потом слово.

При таком подходе достаточно легко совмещаются визуальный и звуковой образы слова.

Еще один "секрет":

б у к в ы

д о л ж н ы

б ы т ь

о ч е н ь

б о л ь ш и е

, сантиметров по пять поначалу, и расстояние между ними и между строчками тоже.
Это просто требует резко меньше усилий от ребенка для сосредоточения внимания на надписи.
Это маленькое обстоятельство зачастую и оказывается главным.

В общем работу "прочитания" имеет смысл подпирать со всех необходимых сторон поначалу и только по мере укрепления функции от этих подпорок освобождать.

Тогда не возникает проблем ни с пониманием, ни с фразовой интонацией, ни с интересом к занятию "прочитывания", по большому счету для ребенка совершенно бессмысленным: никакой игры из него не сделаешь, если за ним не открывается следующие слои -- смыслов, чувств, коммуникации.

От всего этого кажется все встреченные учебники в странном согласии детей бережно охраняют.

Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 12-5-09 в 20:59


В общем можно сказать, что аутичный ребенок, в смысле чтения, от "нормы" ничем особенно не отличается. Ему требуется выстроить ровно такие же навыки, поэтому и основные методические ходы в принципе аналогичны.
Но есть специфические препятствия в выстраивании этих навыков, которые надо учитывать и есть зачастую специфические способности, на которые конечно надо опираться.


Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
rozab
Заслуженный участник
****


Аватар


Сообщения: 534
Зарегистрирован: 26-3-08
Откуда: Кемерово
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 13-5-09 в 09:40


Карточки для глобального чтения у нас были с большими буквами. Но на стене висела большая самодельная касса букв и слогов, вот по ней ребёнок совершенно не ориентировался, видимо мешала как раз величина букв. А почему мы остановились на учебниках, я объясню. Все карточки ребёнок использовал не по назначению. Он просто начинал их сортировать по размеру, по цвету, строил из них "башни".
А в книге всё статично, неизменно и для него понятно. Научить читать не проблема, важно научить понимать прочитанное. Ещё раз подчёркиваю, что необходимо объяснять НАГЛЯДНО все слова, словообразование. И объяснять как иностранцам или инопланетянам, как глухим на картинках. На моём ребёнке это сработало.
Я иногда смотрю какие-нибудь ролики о занятих АВА и думаю: "Да с таким дитём я бы как угодно занималась!"
А вы попробуйте научить ребёнка с полевым поведением, который прыгает и бегает по всей квартире, как будто у него вечный двигатель внутри!
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-5-09 в 07:38


Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  
Карточки для глобального чтения у нас были с большими буквами. Но на стене висела большая самодельная касса букв и слогов, вот по ней ребёнок совершенно не ориентировался, видимо мешала как раз величина букв. ...
Ещё раз подчёркиваю, что необходимо объяснять НАГЛЯДНО все слова, словообразование. И объяснять как иностранцам или инопланетянам, как глухим на картинках. На моём ребёнке это сработало.

Думаю, что мешала не величина, а полная абстрактность надписей, для детей совершенно лишенная смысла.
Сколько вашему было когда учились?
Мы кажется одно и то же говорим -- нужно интенсивное, максимально насыщенное проживание.
Надпись должна быть оживлена.
Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  

А в книге всё статично, неизменно и для него понятно.

Жесткая визуальная структурированность материала в книжках вам могла конечно здорово помочь.
Гиперактивному ребенку, а у Вас кажется такой, приходится очень быстро соображать из-за кратковременности концентрации.
Поэтому все должно быть жестко предопределенным образом устроено, чтобы не тратить внимание на ориентацию, а брать ее по памяти.
Тогда хватает времени и сил на содержание, на восприятие связей слов с смыслами, переживаниями.
Т. е. то, что меня утомляло в букваре в детстве для него оказалось необходимой опорой.
Но занимался я сам, поэтому и было скучно, содержательностью эти книжки прямо скажем не блещут.
А вот если бы кто тогда со мной сидел да все расцвечивал жизнью, то тоже наверно без содержательности текста и картинок прекрасно бы обошелся.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 15-5-09 в 20:17


Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  
Все карточки ребёнок использовал не по назначению. Он просто начинал их сортировать по размеру, по цвету, строил из них "башни".
...
А вы попробуйте научить ребёнка с полевым поведением, который прыгает и бегает по всей квартире, как будто у него вечный двигатель внутри!


То что Вы описываете трудно назвать полевым поведением, которое характеризуется отсутствием или, в лучшем случае, незавершенностью действий обычно достигающих лишь уровня простейших манипуляций.

В вашем же случае вроде проблема в неразвернутости сюжета, человек похоже "застревает" в стереотипных повторах. Ну и гиперактивность жить мешает.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
prozerpina
Участник
**




Сообщения: 60
Зарегистрирован: 8-5-09
Откуда: Новокузнецк
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 18-5-09 в 19:06


Да интересно, мой ребёнок зачитал в 2,5 года словами и что энто ему не помешело в последсвии иметь 3 и 2 в школе. И детки которые ко мне ходят многие и читают без проблем иногие и не ушли со слогового чтения. И просто я вспониманаю себя с жёсткой Идеализацией раннего обучения я везде в доме обвешивала картинки, карточки, но потом мы столкнулись стакими проблемами, поэтому я иногда думаю а стоит, и иногда думаю наверное но смотря когда и кому.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
 Страницы:  1  2  

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики