Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
 Страницы:  1    3  ..  8
Автор Тема Что делать с "зеркальным" письмом?
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 11-4-09 в 23:07
Что делать с "зеркальным" письмом?



Мой сын (10 лет, РДА) пишет зеркально, справа налево. Казалось бы ерунда, но... Буквы соединять неудобно, обводит, грязь, злиться, черкает - работа выглядит более чем неприглядно. Он правша (вроде, гарантий не дам), пишет правой, но держа ручку как держат левши (она над строкой, направлена от себя). Сейчас у нас это на уроне букв, вначале и слова целиком писал справа налево, и читал. Даже рисовал зеркально. Рисует, кстати, часто начиная с правого края листа, но для рисунка это значения не имеет.
О нем: было органическое поражение ЦНС (правая височная доля), родовая травма шейного отдела. Долго не мог определиться с ведущей рукой, да и до сих пор любое новое дело пробует и правой и левой (управление компьютерной мышью, например), но потом переходит на правую.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Айрис
Заслуженный участник
****




Сообщения: 957
Зарегистрирован: 20-12-08
Пользователя нет на форуме

Настроение: Go ahead!

[*] размещено 12-4-09 в 00:44


Nata, у моего старшего сына было такое -- правда, проблем других с ним не было -- обычный ребёнок, не особый. Всё, как Вы описываете. Только не черкал и не мазал, ровненько писал -- ставь зеркало и читай. Мы перед школой озадачились, и в начале учебного года ходили на индивидуальные занятия к психологу (в методический центр при отделе образования -- могу ошибаться в названии заведения) несколько месяцев. Всё наладилось после этих занятий. Стал писать, как все, только ручку держал ещё очень долго, как Вы и описываете, в правой руке, но как левша (наклон от себя). Хоть я и присутствовала, сейчас плохо помню методику, так как лет прошло немало, -- сейчас ему 14. Больше проблем таких не было.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 12-4-09 в 08:24


Спасибо, Айрис! Об обычных ребятишках мне тоже рассказвывали, у них это как-то бескровно проходит. Видимо здесь внес свою лепту его аутизм. У нас это долго, да и уходит с трудом. Такого экзотического зверя как нейропсихолог в Сыктывкаре, где мы живем нет. Я отправляла письмо в ЦЛП, пообещали помочь, но второго письма пока не было. решила закинуть вопрос сюда, т.к. среди массы народа вполне может оказаться кто-то у кого эти две проблемы: аутизм+зеркальность. Вдруг уже есть чей-то опыт, ведь лучше что-то проверенное попробовать или хотя бы не быть следующим, наступивщим на грабли.
У сына вообще какой-то иной способ обработки информации. Он легко считает в уме, способен вычислить какой день недели был какое-то число в каком-то году (за сеунду буквально. я это в принципе тоже могу расссчитать, но это долго). например, спрашиваю 12 апреля 1961 года что было- следом отвечает"среда" (день космонавтики, к слову это мне пришлось). Проверяю. Ага:yes: . И еще ряд особенностей. Как многие аутята он легче воспринимает рисунок, чем устное. Цифры и буквы тоже видит цветными. не знаю, м.б. я зря гоню волну, но если есть возможности изьежать ненужных проблем, то хотелось бы воспользоваться ими. Тем более, что вдруг это можно использовать и на пользу развития.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 12-4-09 в 19:35


А читает он сейчас легко?
Или норовит справа налево прочитать?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 13-4-09 в 00:17


Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
Я отправляла письмо в ЦЛП, пообещали помочь, но второго письма пока не было.

Nata, простите за задержку с ответом. Постараемся "раскопать" Ваше письмо - оно было передано нейропсихологу, которая почти сразу уехала в командировку (жаль, что не в Сыктывкар) и не успела ответить. Устно она пока сказала, что имеет смысл почитать А.В.Семенович. "Эти невероятные левши", там есть про зеркальное письмо.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Галина
Заслуженный участник
****


Аватар


Сообщения: 861
Зарегистрирован: 9-11-06
Пользователя нет на форуме

Настроение: :)

[*] размещено 13-4-09 в 05:08


Цитата: Исходное сообщение добавлено Мария_Дименштейн  
Устно она пока сказала, что имеет смысл почитать А.В.Семенович. "Эти невероятные левши", там есть про зеркальное письмо.


Ниже Подсолнух дала ссылку еще: http://www.osoboedetstvo.ru/x/viewthread.php?tid=90&page...
Просмотреть профиль пользователя Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 13-4-09 в 17:10


Это все достаточно тяжеловесные методики заточеные под "обычных" левшей.
Тут надо бы чего попроще найти.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 13-4-09 в 17:38


Цитата: Исходное сообщение добавлено Айрис  
Леонид Михайлович, .
Вообще "зеркальность" каким-нибудь образом влияет на развитие и на особенности личности?
...
Не может без общения -- рот в буквальном смысле не закрывается. Учится хорошо, но на уроках -- в своих эмпиреях.


Зеркальность -- нормальное свойство в определенных рамках.
Отчасти все мы такие.

Нам легче повторять движение по образцу, "обезьяной", именно зеркально.

Поэтому на занятиях движением хороший инструктор на фазе разучивания показывает зеркальную форму движений.
При этом текст говорит в "правильной" версии выполняемой разучивающими.

А вот уже разученную форму, самостоятельно выполняемую, он поддерживает своим движением уже симметрично, а не зеркально.

При этом когда они разучивают сами эти зеркальные формы, то испытывают значительные трудности, потому как формы эти обе-две "интреферируют" в голове и довольно успешно рушат программу даже у профи.

В серьезных системах обучения движению эти проблемы известны и прорабатываются.

Современная специфика обучения письму такова, что ставит ребенка в положение таких профи.
От детей не освоивших толком рисование букв требуют самостоятельное письмо.
Не все с этим справляются, что не удивительно.
В результате многие дети в той или иной степени зеркалят.

Естественно хуже всего приходится амбидекстерам, но зато они, прорвавшись, потом зачастую могут дать фору "одноруким".

По поводу Вашего мальчика я бы скорее думал о задачах спокойного наблюдения, диалога, сотрудничества, адаптивности.
Нет ли тут неких проблем которые он компенсирует генераторной гиперактивностью?

"Рот не закрывается" -- это не совсем общение.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 13-4-09 в 20:16




Огромное спасибо всем! Мария Дименштейн я абсолютно не в претензии что немедленно не получила ответ. Прекрасно понимаю, что вашим специалистам тяжко приходится - вопрошающих много. Я не считаю это вопросом жизни и смерти.
У мея вопрос к ktyz (Вы, как я понимаю, специалист по движению?).
Читает мой Женька нормально, бывает что переставляет бутвы, но поправляется чаще всего сам. Скорость чтения 41сл/мин (2 класс школа 8типа). В прошлом году - 28 слов. как ни странно для меня, лучший в классе по этому показателю.Текст понимает, но пересказ пока по вопросам (связный у нас "в процессе", работаем). В лог. гр. садика чтение не освоил (буквы знал, механически по слогам короткие слова). В 1 полугодии 1 года обучения стал читать словами, учительница слава богу, не стала заставлять читать его по слогам. Немало удивил ее, она от него не ожидала скорых успехов (не слушает, не смотрит -а выполняет потом правильно - РДА).
Писали мы его рукой (в воздухе, на листах). Он вообще у меня движения с показа не понимает. В 5 лет осваивали лыжи, я от безисходности -показываю так сяк - ноль, стала двигать ноги, руки, приговаривая что делаем, что получается - как-то пошло. Сейчас ездит, не быстро, не технично (движения не все правильные), но с охотой.
Значит показывать надо зеркально? Нам не попадали хорошие инструкторы. Кстати, я сама очень неплохо работаю обеими рукамит, но пишу правой, почерк с наклоном влево. У женьки так же причем не потому что меня копировал -писал по образцам прописей и учителей с правым наклоном, природа свое взяла. сама я путаю лево право, мне обязательно надо привязать это относительно тела.
Гиперактивность у сына есть, но в динамике она снижается (я сама не верю глядя на него, что мы смогли - вспомнишь-вздрогнешь). Кстати подвижки в письме у нас были когда ходил полгода в художку. Потом перестали, учительница ушла в декрет, а у нас было очень много других занятий. Хотели нынче продолжить, но не вышло - сменилась учительница в классе, школа перезжала в другое здание, в начале уч.года лежали в больнице -ухо болело). Наверное стоит на следующий год продолжить?
Еще он хорошо считает, любит сам рисовать (много прорисовываем), нужна зрительная опора (последовательность букв в слове стал называть легко после того как стал читать, видимо просто представляет слово). Цифри и буквы для него имеют каждая свой цвет.
Еще раз спасибо всем
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Айрис
Заслуженный участник
****




Сообщения: 957
Зарегистрирован: 20-12-08
Пользователя нет на форуме

Настроение: Go ahead!

[*] размещено 13-4-09 в 21:26


Леонид Михайлович, спасибо за комментарий. Меня эта тема всегда интересовала, а спросить не у кого. Всё наглядно понятно. Где ещё почерпнёшь такую ценную информацию, как не у Вас.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-4-09 в 11:31


Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  


Я бы вам предложил такую модель исходя из вышеизложенного.

Парень ваш, судя по описанию, эйдетик. (Эйдейти́зм (от др.-греч. εἶδος — образ, внешний вид) — особый картинный характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета, по своей наглядности и детальности почти не уступающий образу восприятия. В той или иной форме и степени присущ каждому человеку, особенно в детском или подростковом возрасте).
Само по себе это вполне нормально для его возраста, но в сочетании с РДА похоже порождает некоторые проблемы.

Он видимо воспроизводит зрительный образ, в отличии от "нормального" письма, при котором мы зрительный образ порождаем.

Я бы попробовал с ним игры в дорисовывание. Вначале совсем простые, затем орнаментальные, затем дописывание.

Подсказать сюжеты и технику рисования не смогу, сильно зависят от личных особенностей, но думаю Вы легко найдете подходящие.

В примитиве примерно так:

Вы рисуете холмик и часть травы на нем, он дорисовывает траву, вы рисуете домик и частично закрашиваете фундамент, он докрашивает, вы рисуете бревна, он дорисовывает, вы рисуете часть черепицы и т. д.

Все что нам требуется -- это серийный повтор, разворачивающийся слева-направо.

Потом рисуете дорожку неких опорных элементов орнамента,
а затем на нее накладываете часть следующего ряда элементов (конечно лучше другого цвета) -- он доделывает и т. д..

Естественно будет отлично если вы в некоторый момент поменяетесь ролями, но это уж как получится.

Потом делаете надпись, а по ней скажем все палочки подряд начинаете прорисовывать другим цветом, он доделывает, в каждый кружок ставите точку третьим цветом и т. д..

Потом пишите буквы "с разделением труда", скажем он палочки, а вы кружочки, затем буквы целиком по очереди, замет скажем Вы приставку, он корень, Вы суффикс, он окончание.

Таким образом надеюсь его можно будет перевести с нынешнего воспроизведения эйдетического образа на рисование букв.


Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-4-09 в 11:43


Цитата: Исходное сообщение добавлено Айрис  
Леонид Михайлович, Где ещё почерпнёшь такую ценную информацию.


Появляется она не без Ваших забот. Вы же предлагаете темы для обсуждения...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-4-09 в 12:07


Да, еще пару слов про зеркальность на том же примере фронтальных занятий.

В некоторой фазе инструктор "растрояется": руками показывает зеркальный вариант, а голосом -- правильный, и ходит при этом правильно, в смысле его перемещения в пространстве идентичного занимающимся, но задом-наперед.
Он же, бедный, в этой фазе обучения двигается лицом к залу.

При этом такая тройственность идеологизируется в том смысле, что только если человек с такой задачей справляется, то действительно умеет то, что делает.

Если всерьез, то на самом деле аж "расчетверяется": речевая программа, движения рук, перемещение в пространстве по "правильной" (для учащихся) программе, но спиной вперед, и "неправильные" шаги.

При этом он еще успевает видеть кто чего делает и поправлять по возможности.

Вот такие зеркала ... .
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 14-4-09 в 20:05


Большое спасибо, Леонид Михайлович! (Мне проще по имени-отчеству, ничего, что я так5 к Вам обращаюсь?). С рисованием должно, наверное пойти, я попробую обязательно. Он любит рисовать сам и совместно (вы в последнем с ним многого достигли, но занимались в основном развитием эмоций, рассказа и т.д. Поскольку он это любит будем подбирать сюжеты, но уже теперь работать над техническими моментами. Сейчас вряд ли много и регулярно получится, но летом - обязательно ( уменя сейчас со временем будет туго, преподаю в институте, май-июнь - горячая пора на работе). Обязательно сообщу, как получится.
Насчет эйдетика -охотно верю, т.к. наблюдая его, вижу, что образ, картина у него обязательно присутствует. Причем он и довольно сложные операции в уме производит не по цепочке, а как-то разом (определение какой день недели был такое-то число в году, причем удаленном от нынешнего лет на 50-70).
Вы так замечательно объясняете про движения! Как-то и не задумываешься, пока не припрет, а как, собственно, говоря моя рука (нога) понимает, что надо сделать. результат у здорового человека достигается чаще всего без проблем. А сам процесс-то сложнейший!

Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-4-09 в 21:19


Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
Поскольку он это любит будем подбирать сюжеты, но уже теперь работать над техническими моментами.
Сейчас вряд ли много и регулярно получится, но летом - обязательно ...
Обязательно сообщу, как получится.

Из этого занятия лучше делать совместную игру.
При РДА параллельно-последовательная деятельность на одном поле зачастую наиболее продуктивная форма общения.
Техники там должно быть не много, все должно получаться легко.
И заниматься лучше по чуть-чуть, ему ничего не придется выучивать или отрабатывать, так что это нормально не должно занимать существенное время. Главное найти формы занятия, в которых он будет успешен.
Конечно усложнять задачки придется, но доступный на каждый момент уровень Вам придется угадывать и сразу отказываться от слишком для него сложного.

Логика примерно такая: организуем столько опор для деятельности, сколько нужно ребенку для успешности, а потом их постепенно убираем.

В общем надо совсем не так как принято в школе.

Будем ждать вестей.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 14-4-09 в 22:49


А я так и стараюсь: что бы было игрой, интересно и начинаем всегда с близких любимых тем. Под много я подразумевала часто. Как раз обычно мы часто, но немного. В то время, когда я свободна буду он уже спать хочет. Мы и выполнение школьных домашних заданий не превращаем в тяжкую каторгу - сама убедилась за 8 лет работы со студентами, что лучше всего человек выполняет то дело, которое ему интересно. И на мой взгляд, задача педагога (и мамы, занимающейся с чадом) в том, что бы он делал, то что нужно, думая, что это надо ему, и он сам этого захотел, а не ты подтолкнул его в этом направлении. И всегда стараюсь оценить, как у нас настрой, отдохнул ли или м.б. начать не так обычно, а чуть позже. Мне хватило горького опыта когда мы еще не знали о своих проблемах - негативизм у нас сформировался жуткий. Он вообще на любое предложение говорил вначале "нет". Долго от негатива уходили, до сих пор еще бывает.
Мы часто используем для каких-то занятий (то же совм. рисование, чтение, счет) моменты ожидания в разных местах, поездки в поезде. Два зайца - и занят, посидит спокойно хоть часть времени, и польза!
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-4-09 в 23:04


Ну с вашими талантами не пропадете...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 27-4-09 в 22:56


мы попробовали понемногу рисовать вместе. я использую те сюжеты, которые Женьке приятны (ежики, картинки из жизни и т.п.). Я засняла как он держит руку и работает в начале и хочу это проделать в динамике, потом отправлю Вам, возможно где-то пригодится). Вообще, восмотрев на все это дело я решила, что с сентября нам надо попытаться опять пойти на занятия в художке, т.к. по части действия кистью и прочим у него , слава богу, стереотиповнеправильных нет. Наши подвижки были связаны с художкой. Ну а насчет талантов - может что-то иззаложенного природой мы сумеем использовать, но тут уж как получится.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 29-4-09 в 17:14


Леонид Михайлович, а на чем лучше рисовать - м.б. стоит попользоваться шероховатой бумагой, что-бы сопротивление было (движение-то на таком ощущается лучше)? Мы на всем подряд от писчей и альбомной до обоев.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 2-5-09 в 19:05


Nata, сопротивление на некоторых этапах обучения бывает очень полезно, кое-что по этому поводу есть в блоге, но и чисто на зрительном контроле тоже бывает полезно заниматься, с мягкой кистью.
Есть естественно и промежуточный вариант с жесткой, пружинистой кистью.

В общем случае я приветствую максимальное сенсорное обеспечение на этапе освоения, но выход на "мастерский" уровень подразумевает его минимизацию.

Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 2-5-09 в 19:25


Я потому и спросила,Леонид Михайлович, что почитала у Вас на блоге и статью про занятия с девочкой Машей скорописью. Это меня на мысли о материале и натолкнкнуло. Мы разными материалами (какрандаши разной жескткости, мелки краски , разная бумага пользовались), но так, без системы. чисто с художественных позиций и что бы стереотип не выраьоталься (аутист ведь). Спасибо!








Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 2-5-09 в 20:07


Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
мы попробовали понемногу рисовать вместе.


Очень интересно что у вас получится.

Ваша задача -- провоцировать конкретные графические действия, сбивать опору на память, образец, представление, даже мешать по возможности, в смысле собственного физического присутствия которое ему придется учитывать.

Художка это здорово, но с письменными проблемами она может в вашем случае не помочь.

И насчет вариативности материалов и инструментов -- не перебарщивайте. это дело нужное, но мешает отработке.

Кроме того надо помнить, что есть люди, и даже вовсе не аутичные, которые без опоры на привычное чувствуют себя ну очень неуютно.

Сложности с моторным копированием очень желательно прорабатывать, они не только мешают в обучении, но и в восприятии состояния других людей.

Снимайте, если возможно, серийной съемкой и делайте потом "гиф анимацию" -- получается все гораздо понятнее.

Можно наверное выкладывать по мере появления, не дожидаясь "окончания эксперимента". Думаю не только мне интересно.

Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 2-5-09 в 21:39


Леонид Михайлович, а "захват" пишуего предмета стоит ли тоже пытаться корректировать? Он держит большим с другой стороны стоят указательный и средний, лежит "орудие труда" либо на безымянном, либо только в этих трех, без опоры. Пока я его с этим не трогала (увы, это уже стереотип). И как-то в сомнении - надо ли? Может будет мешать выработке правильного направления.
засняла я не процесс совместной работы, а выполнение им дом. задания по русскому языку - как держит ручку, как ведет. Хотела себе исходную точку определить. Совместный труд тоже засниму. По мере работы будем выкладывать.
Материалы мы варьировали примерно так - использует карандаши долго (как мне кажется) подкатываю с предложением - а что-то ты давно гуашью не рисовал, не хочешь? Или: а тебе не хочется небо покрасить восковым карандашиком? Сейчас уже у него самого возникает "тяга к переменам" -"Давно ж я красками не рисовал!"









Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
rozab
Заслуженный участник
****


Аватар


Сообщения: 534
Зарегистрирован: 26-3-08
Откуда: Кемерово
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 3-5-09 в 05:28


Возник вопрос о захвате предмета. У нас тоже такая же прблема, ребёнок держит ручку очень слабо и далеко от края, нажим слабый. Может ли помочь ручка-тренажёр? Кто-нибудь пользовался таким приспособлением?

http://www.mirknigi.ru/product-46653714.html?SID=6b93c99d4b4...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Эвелина
Активный участник
***




Сообщения: 321
Зарегистрирован: 28-4-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 3-5-09 в 09:50


rozab, можно почитать

http://www.osoboedetstvo.ru/x/viewthread.php?tid=356#pid3968
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
 Страницы:  1    3  ..  8

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики