Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
 Страницы:  1    3  
Автор Тема Про ДЦП
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-3-08 в 00:19


Л.Зельдин. Продолжение про ползание.


"Брать" нам это торсионное напряжение, как и любое другое, надо там, где оно "лежит". В положении лежа, в первую очередь.

Наиболее востребовано торсионное напряжение в положении на боку, зачастую только здесь и удается его запустить, но нормально, "по жизни", оно запускается двумя "способами" в положении лежа на спине:
– поворотом головы (попросите кого-нибудь прижать с силой килограммов в несколько вашу голову к подушке и попробуйте поворачивать, чтобы понять, насколько это серьезное дело – повернуть голову для маленького ребенка и почувствовать пронизывающие все тело, этот поворот обеспечивающие, напряжения), и
– с подъема в воздух одной руки, в первую очередь в сторону (возьмите в нее бутылку с водой, этого обычно тоже хватает).

Сочетания этих напряжений разнообразны, и сами они очень не просто организованы, но мы здесь не пытаемся диссертацию писать.
(Более менее удовлетворительно координации описаны, кому интересно, только в профессиональной спортивной литературе и в книгах для художников. Единственное образцовое медицинское описание – Войтовское описание ползания.
Ни на какое из них всерьез рассчитывать не стоит, все они не содержат осмысленно, под ваши задачи, структурированного описания.
Внимание уделяется всегда почему-то основным мышцам, берущим на себя большую часть работы, но в организации движения обычно играющих вовсе не первую скрипку. Проиллюстрирую. Формально основную работу при поднятии штанги делают мышцы ног, в первую очередь разгибатели бедер, но легко заметить, что гораздо "главнее" в этом деле сгибатели пальцев рук, от них исходит "разрешение" на начало подъема. Таких связей множество, но внятной литературы, помогающей выучиваться понимать, в чем же проблема при конкретном расстройстве движения, не видел).

В рамках игр на сопротивление повороту головы и подъему руки с последующим выходом на перенос руки через среднюю линию и играми с ним обычно удобнее всего заниматься, особенно с ребенком, который пока голову не держит.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 16-3-08 в 21:39


Л.Зельдин. Продолжение про ползание.

В дальнейшем развитии этих движений, которым так много уделяют внимания младенцы в первые месяцы жизни, все больше в дело вовлекаются ноги. Довольно долго симметричные сгибательные или разгибательные напряжения здорово блокируют торсионные, и лишь со временем осваивается их сочетание.

ДЦП-ята в силу разных причин торсию в первые месяцы "тренируют" мало, глубоко она в тело не входит, ноги обычно остаются не у дел, а симметричные координации почти не "пробиваются".

У посаженного или поставленного ДЦП-енка симметричные напряжения, поддерживаемые отсутствием балансных реакций, "придушивают" и имеющиеся небольшие торсионные возможности, поэтому когда возникает задача поползти или пойти, оказывается, что делать это "некому": нет необходимых координаций.

Так что, обнаружив такую проблему в любом возрасте, и в 2 года и в 20, приходится возвращаться в младенчество, ложиться для начала на спинку и устраивать разнообразные тренинги с целью развития этих торсионных напряжений.

При этом как обычно не надо путать произвольные задачи, вроде рассматривания заинтересовавшей игрушки, с непроизвольными действиями, вроде напряжения ротаторов головы или косых мышц живота, про которые ребенку знать совершенно ни к чему.

Обычная тактика сводится к тому, что в позиции, в наименьшей степени вызывающей симметричные напряжения (а у детей с АШТР, наоборот, с аккуратно дозированными симметричными напряжениями), многократно провоцируется самое лучшее имеющееся у ребенка торсионное напряжение, а затем всякими средствами в него стараются втянуть всю мышечную систему вплоть до конечностей.
Типичная мечта: научиться брать правой рукой лежащую у левого плеча игрушку, опираясь при этом правой ногой.

Наибольшие возможности торсия предоставляет на боку. Сложности с этим положением разнообразны, но как правило вполне преодолимы, если в него не сразу "врываться", а втягиваться "по чуть-чуть". Освоить это положение крайне желательно по многим причинам: в первую очередь из-за наибольшей возможной латерализации активности. Во многих случаях только в этой позиции удается запустить удержание головы.

После некоторого прогресса в освоении торсии к ней можно присоединять все бОльшие сгибательные и разгибательные напряжения, но дозированно, так, чтобы они торсию не блокировали, хотя на этапе наработки собственно как сгибания, так и разгибания при их недостаточности блокада торсии нормальна.
Но при первой возможности в симметричные напряжения надо вводить элементы асимметрии. Чем мощнее сгибание или разгибание, тем сложнее "уговорить" их разделять власть над мышцами с какой-то там торсией.

Но достаточно часто бывает, что вроде и разгибание хорошее, и торсия хорошая, и опора на руки тоже, а не ползет... Что делать?

А подумать: может быть, эта симметричная опора – третий лишний? Выступающая во всей своей симметричности, да вместе и со сгибанием и с разгибанием одновременно, может быть она-то и не дает пробиться торсии? Тогда можно догадаться, что проще всего для начала ликвидировать симметричность опоры, забрать у ребенка одну руку, разгрузить до максимума сгибание и разгибание поддержкой головы и груди (обычно с мелкими все это удается делать одной рукой, подведенной под грудь и поддерживающей голову под подбородок, в то время, как вторая держит ноги, например за щиколотки) и начать нарабатывать удержание веса на одной руке.
То есть двинуться не от опоры на две руки к опоре на одну, а наоборот, с опоры на одну рук к опоре на две.

(Подробно захваты я здесь, без картинок, описывать не берусь, безнадежное дело. Можно только сказать, что существуют удобные захваты для всех возрастов и комплекций, а критериев их правильности немного: удобство и для ребенка и для вас, правильность создаваемого положения, правильность движения и надежность, исключающая всякие неожиданности).
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 18-3-08 в 00:00


Л.Зельдин. Продолжение про ползание

На практике наверно чаще всего применима "технология" освоения опоры на одну руку с одновременным "отбиранием" одной руки и с некоторым поворотом всего тела вокруг продольной оси.
При этом можно построить позу так, чтобы превалировали сгибательные или разгибательные напряжения, в разных случаях бывает надо по-разному. Например, одного ребенка держишь за щиколотки и под верх груди, поддерживая одновременно голову – чистое сгибательное напряжение, а у другого прижимаешь коленки к животу, и голову только чуть под лоб поддерживаешь – чисто разгибательное. Все это подбирается "по месту". Начинать надо с позиции, из которой удается легче всего организовать опору на одну руку.

Вначале на одну руку, затем на другую, но очень желательно не подряд, через паузу, промежуточное упражнение, а может быть и не в один день поначалу.

Любой моторный навык усваивается несимметрично быстрее.

После получения уверенной односторонней опоры достаточно легко запустить перенос веса с руки на руку через соединение опоры с поворотом тела.

В этой технике есть недостаток: ноги остаются "хвостом", с этой проблемой во многих случаях еще придется работать отдельно, но решить основную задачу она хорошо помогает.

Дальше остается превратить это переваливание с руки на руку в боковое переступание на руках, и вот ребенок уже научился вертеться "вокруг пупка".

Ноги мы пока "не трогали". И по той причине, что при обычном развитии они только на этом этапе "пристегиваются" (именно во время вращения "вокруг пупка" дети обычно синхронизируют ноги и руки), и потому, что нормально ноги до этого этапа живут достаточно самостоятельной жизнью, которую надо отдельно от рук налаживать.
Ноги действительно должны быть вполне самостоятельны от рук, иначе, "лишенные инициативы", подчиняясь "командам сверху", обеспечивая только стабильность верха тела, они легко уходят в спастику, откуда их "доставать" не легко.

Посмотрите на младенцев, насколько "бурную и независимую жизнь" ведут их ноги с первых дней жизни. Конечно, дети получают от нее удовольствие, но "берут ноги в руки", буквально, обычно только к полугоду, когда овладевают произвольным движением ног, которое нужно для сидения.

Совершенно нормально движения ног должны быть качественно менее произвольными, чем рук, иначе просто на ногах не устоишь, балансные реакции нельзя подчинить произвольности, она может их только блокировать.
При том, что балансирование включает и шаг.
Собственно, ходим мы, просто последовательно нарушая баланс, но "разрешая" ограниченную попытку его восстановления.
Через освоение ограничения восстановления баланса дети нормально учатся ходить.

Вспомните, как выглядят первые шаги, обычно это короткие перебежки до опоры. Поначалу ребенок может только побежать. Чтобы остановиться, нужна внешняя помощь.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 18-3-08 в 22:55


Л.Зельдин. Продолжение про ползание

Но вернемся к рукам.
Собственно, осталось нам "совсем немножко":

– Освоить длительную опору на одну руку со свободой движения головы и другой руки.

Обычно эту задачу решают через опору на один локоть примерно по средней линии тела.
Часто такую опору тоже нужно "строить".

Снова "экспериментируем на людях".

Ложимся на живот. Ноги – коленями наружу, несколько разведены. В общем-то чем шире тем лучше, равняйтесь на младенцев.
Руки опираются на локти, стоящие примерно на ширине плеч, под плечевыми суставами. Сцепите кисти, это поможет Вам освоить движение.
Теперь Вам надо лечь на бок, не смещая предплечье руки, через которую Вы кладете голову.
Вернитесь в исходное положение.

Проделайте движение несколько раз, "приживитесь" в нем, оно несколько непривычное для нас, взрослых, но дети им часто пользуются.

Обратите внимание на то, что делают Ваши ноги.
Именно через их движение Вам желательно научиться запускать всю процедуру.
Собственно, все сводится к натягиванию ноги по диагонали для перехода из положения на боку в положение опоры на локти и обратного ее "подталкивания" для обратного перехода.

Игры в этом положении – важнейший инструмент для привлечения ног к исполнению их обязанностей.
Вашему ребенку тоже желательно с ним освоиться.
Тогда он сможет и безбоязненно переступать с локтя на локоть, зная, как справиться с "падением" из этого положения, и освоит важную торсионную координацию, нужную и для ползания и для ходьбы, и сделает шаг вперед в освоении балансных реакций, и научится освобождать от опоры одну руку.

– Освоить переступание на руках вперед и назад.

Для этого надо сначала научиться на руках качаться.
Удобно это делать в коленно-локтевом положении, стоя на четвереньках так, что локти соприкасаются с коленями.

Сядьте, для начала на пятки, ноги вместе, поставьте локти перед коленями, кисти соедините, наклонитесь вперед до опоры на голову, вернитесь назад.
Это самая легкая версия.

Желательно будет освоить и более сложную, но эффективную.
Снова сядьте на пятки, пальцы ног вместе, а колени врозь, угол между бедрами 60-90 градусов. Локти перед коленями, кисти вместе.
Повторите наклон вперед до упора головой в пол. Вернитесь в исходное положение.
Двигаться в этом положении заметно труднее, но его достоинства проявятся на следующем этапе.

Конечно, ребенок сразу обнаружит, как и Вы, что заняться ему здесь особенно нечем. Единственно чем можно развлечься, это поеданием с пола мелких вкусностей, можно, естественно, и понарошку. Тут-то и выяснится, что вторая версия позы гораздо пластичнее, и позволяет "объесть" существенно большую площадь.

Не передерживайте ребенка в этом положении, выводите его в положение сидя на пятках.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 23-3-08 в 00:10


Л.Зельдин. Продолжение про ползание

Очень возможно, что Ваш ребенок не сможет сам опустить попу без Вашей помощи, будьте внимательны, берите на себя движения, оставляя ребенку только доступное ему участие.
Помогайте ему перемещать тело не только вперед и назад, но и вбок. Как плоско-параллельно, так и вращая его.

Вероятно, Вам надо будет располагаться сзади от ребенка, не давая ногам расползаться, и страхуя их от неожиданного выстреливания.

После некоторого освоения этой игры обычно не составляет труда перейти к следующей, в упрямых баранов или козлов (по вашему выбору). Для этого Вам придется расположиться симметрично ребенку, "лоб в лоб". Если он мелкий, то бывает удобно поставить его поперек дивана. Если ноги расползаются, придется их заблокировать, например обернув чем-то.

Ну и вперед, кто кого "переупрямит", желательно выстроить бесконечный диалог с большим количеством эмоций. Ребенок должен стараться Вас спихнуть изо всех сил.

Естественно, имеет смысл поиграть и в противоположную игру, с тягой к себе.
Это проходит в виде игры в жадную собачку. Что ей ни покажи, она утверждает, что это ее, хватает зубами, тянет к себе, вырывает из рук (очень полезно) и складывает в кучку.

В рамках подобных игр происходит освоение шагания на руках вперед и назад с преодолением сопротивления, что позволяет набирать длину шага на руках.

Все это при неподвижно стоящих, но активно вовлекаемых в движения ногах.
От положения сидя на пятках до положения лежа на животе и обратно.

Учтите, что "стартовать" из нижнего положения Вашему ребенку может быть не просто, помогайте ему, если надо.
Самым ценным в занятии является большое количество успешных движений, поэтому помогайте во всех фазах движения, вызывающих затруднение, но конечно в меру. Именно помогайте, а не двигайте ребенка сами.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 23-3-08 в 14:15


Л.Зельдин. Продолжение про ползание

Будем считать, что на руках мы ходить научились, хотя стоит помнить, что описанный ряд упражнений, к сожалению, не может учитывать специфику каждого ребенка, но Ваша работа понимания смыслов упражнений и логики образования их цепочек может помочь Вам сориентироваться в Вашей конкретной ситуации.

Пора заняться ногами.

Основная проблема обычно – освоение переноса веса с ноги на ногу.

Заниматься этой темой надо начинать как можно раньше.
Большая часть задач решается ребенком при нормальном развитии в положении лежа. И для ДЦП-енка это тоже нормально.

Только справиться ему с этими задачами оказывается гораздо сложнее по множеству причин. Некоторые из них мы постараемся рассмотреть.

Начнем с симметричных синкинезий и синергий.

Посмотрите при случае, как двигаются ноги у новорожденных. Они несколько подтянуты, как и руки, "взвешены", извлечены из поля действия силы тяжести, в то время как и тело, и голова с ней не справляются и провисают, но не сильно.
Эта ситуация достаточно часто сохраняется у ДЦП-енка длительно, в то время как нормально ребенок довольно быстро приобретает способность преодолевать тяжесть и тела и головы.
Примерно параллельно с этим в норме падает тонус в конечностях и одновременно нарастает объем и многообразие движений в них, а у ДЦП-енка тонус в конечностях остается, а движения развиваются слабо. (Конечно это только один, но достаточно распространенный вариант).

Вывод из этой картинки для нас существенный: тонусы и движения в теле и конечностях исходно весьма независимы и должны согласовываться в процессе развития.

Кроме того, младенец одарен некими моторными примитивами, часть из которых постепенно пропадает "за ненадобностью", например поисковый рефлекс, а часть поглощается более сложными реакциями, например рефлексы опоры.

Такими примитивами являются и сучение ногами и автоматическая походка.
Эти движения так похожи на шагание, что многим кажется, что стоит их потренировать, и ребенок пойдет. Это иллюзия.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 24-3-08 в 12:05


Л.Зельдин. Продолжение про ползание

Рассмотрим эти примитивы повнимательнее и тогда легко заметим, что:

– Это симметричные синкинезии. Ноги двигаются синхронно, только в противоположных направлениях. Это просто вариант синкинезии с одновременным, синхронным, сгибанием и разгибанием ног.
– Эти синкинезии жестко стереотипны, исключают возможность и балансных реакций, и просто изменения направления движения.
– Они приводят ноги при выпрямлении только в одну точку, запрещая собственно шаговое движение. Тело на такой опоре можно только "протащить" вперед руками, а не продвинуть ногами.
– Они опираются на симметричный корпус, не допуская ни его скручивания, необходимого для выноса ноги и отталкивания, ни бокового сгибания, необходимого для переноса веса на одну ногу.
– Они жестко "плоские", не только сами лишены асимметричного отведения-приведения бедер, тоже необходимого элемента переноса веса на одну ногу, но и запрещают их "запуск".

Все это вовсе не означает, что сучение или автоматическая походка чем-то плохи. Наоборот, очень даже хороши. Плохо их отсутствие.
Парез может быть настолько глубоким, что с некоторого момента занятий становится понятным, что к самостоятельной ходьбе можно и не пробиться.
В таких случаях единственный выход – научить человека пользоваться для перемещения автоматической походкой, позволяющей пусть с поддержкой, а позже с ходилкой, но перемещаться на небольшие расстояния на своих ногах.
Возможность переместиться на ногах на несколько метров не просто украшает жизнь, она ее радикально меняет в лучшую сторону.

Итак:
– Голова "охотно" поворачивается "под руководством" врожденных ориентационных реакций, в первую очередь поискового рефлекса, и слуховой ориентационной реакции, которая с большой точностью направляет лицо младенца в сторону источника звука и очень помогает глазам этот источник "захватить".
– Тело живет в своих "змеевидностях" из которых "самая главная" для нас латеральность.
– Ноги – в симметриях. (Хотя и в них, нормально, живут мелкие локальные движения, в первую очередь в стопах, которые очень важны и показательны).

Вся эта троичность пронизывается цепными реакциями, которые глобализируют локальные напряжения.
(Руки живут поначалу в своих примитивах "подвешенными в воздухе" и только со временем, связавшись как следует с телом, приобретают способность действовать, а исходно они наиболее ярко связаны со зрением в виде протягивания в сторону взгляда).

Эти цепные реакции распространяются во всех направлениях, и сверху вниз, и снизу вверх, и будучи поначалу весьма "своенравными", постепенно "объезжаются" ребенком в основном по английской логике "разделяй и властвуй".
Например, как говорилось, ходьба – это борьба контролируемого падения с контролируемым восстановлением равновесия. Поначалу младенец может либо бежать, либо падать, но находя баланс между ними, осваивает хождение.

Все это живет вполне самостоятельной жизнью и можно сказать "обнаруживается" ребенком просто как фактология, к которой он, к своему удивлению, имеет некоторое отношение. Это отношение выстраивается через переживание повторяющихся событий с формированием их прогноза, "предпереживанием", через которое и происходит "соединение в согласии" с собственным телом, а вовсе "не захват власти".

Все моторные функции, да и очень сложные формы поведения, могут отлично реализовываться безо всякого личного участия человека, например у сомнамбулитиков, но могут быть и частью жизни личности.
Таким образом, легко заметить, что то, что мы привыкли считать частью нашей воли, просто "добросовестно и беспрекословно" поддерживает нашу иллюзию, преодолеваемую нами обычно только в случае утраты или ослабления функции.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 25-3-08 в 16:33


Л.Зельдин. Лирическое отступление вокруг все того же ползания :)

Это может быть один из критически важных пунктов в абилитации:
Человек не имеет власти над собственным телом, оно живет собственной жизнью, но "очень симпатизирует" своему "обитателю" и охотно, даже "самозабвенно", "сотрудничает".

Постоянное промывание мозгов на тему "покорения чего-нибудь" не должно вызывать ничего, кроме сочувствия к промывателям.
Типичные товарищи – это "покорители" Эвереста, Енисея и прочих вершин. (Я не про альпинистов и строителей, а про развернутую вокруг них демагогию).

Эта жажда власти, говорят, чисто человеческое чувство. У очень многих человеческих особей – доминирующее и все подавляющее. Такие люди весь мир представляют в виде пирамид и действительно их выстраивают. Из себе подобных. Естественно, что их "путь наверх" лежит по головам.

Эта доминанта проецируется на все, в том числе на устройство человека, в виде "командно-административной системы с телеграфным управлением и естественным отбором". Представления, сложившегося в Германии во времена бурного развития немецкой науки и немецкого государства во второй половине 19-го века.

Так как оно явно к человеку никакого отношения не имеет, то, по мере своего совершенствования, приобретает все более гротескные формы.

На сегодня у них получается, что во главе стоит некий таинственный "компьютер" в голове.
А нервы только и делают, что отчеты да команды передают, туда-сюда, туда-сюда.

Никого не останавливает, что компьютер не имеет никакого отношения к интеллекту, это всего лишь очень быстрый арифмометр, а в мозгу еще никто не нашел следов даже простого.
Одним очень хочется доказывать, что человек – это машина.
Другие все надеются узнать, где же у человека эти кнопочки управления...

И что происходит, когда все эти колоссальные столетние усилия тысяч людей, впитанные всей нашей культурой, прикладываются к ногам конкретного ребенка?
Ничего хорошего. Эти ноги, может быть, с радостью выполнили бы все, что от них требуют, но не умеют. Не умеют в первую очередь до конца подчиняться. Они "немножко туповатые и просто столбенеют", когда получают непонятные указания.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 30-3-08 в 00:37


Л.Зельдин. Продолжение про ползание.

Одна из важнейших функций ног -- поддерживать равновесие.
Конечно, делать это человек может практически любой частью тела избирательно, но при "нормальном распределении труда " это работа ног.
В идеале этим занимается в первую очередь мускулатура стоп и голеней.
Только если их возможностей не хватает, подключаются "вышестоящие инстанции" – мышцы коленей и тазобедренных суставов. Если и этого оказывается недостаточно, то в удержание равновесия могут вовлекаться и корпус, и руки, и голова.

Все эти реакции не являются врожденными, а выстраиваются в процессе развития ребенка. Стоит вполне здоровому человеку полежать пару месяцев, и они "засыпают", но довольно легко возобновляются.

Любопытно, что такое возобновление проводят обычно точно так, как пытаются делать и с ДЦП-ятами: вначале поднимают и сажают, а вскоре ставят на ноги и водят.
Видеть это можно в любой клинике. Зрелище неутешительное. Вполне здоровые взрослые люди оказываются сильно похожими на ДЦП-эшников. Совершенно скованные, с маскообразными лицами и ужасом в глазах, судорожно вцепившись в поддерживающего человека, они делаю крохотные шажочки, резко перебрасывая ноги, а перед каждым броском долго сосредотачиваются. Эта скованность при ходьбе часто сохраняется месяцами. А ведь у них все в порядке с координацией!

Что же происходит? Формы поведения ДЦП-енка не являются патологическими. Они дефицитарные.
У нас всех где-то спрятана рефлекторная реакция опоры, но она есть. Стоит заснуть всем благоприобретенным координациям, и она выплывает на поверхность, но совершенно не послушна и может отказать в любой момент, сменившись столь же рефлекторным поджиманием ног, не дает перенести вес с ноги на ногу, мешает шагнуть, не позволяет поддерживать равновесие. Понятно, как чувствует себя поставленный на нее человек.
Кроме того, он ведь лишен не только привычных "ходильных талантов", но и понимает, что совершенно не готов падать, знает, что не знает как это сделать в случае чего, что вовсе не поднимает ему настроение и здорово добавляет скованности.

Картина, прямо скажем, мало похожая на "покорение Эвереста".
Видимо, это зрелище имеет некий педагогический смысл для нашей культуры, но я как-то не вижу, чтобы урок усваивался.

А ведь нормальная реабилитация таких людей вполне себе осмысленное и веселое занятие.
Достаточно дать им возможность поэтапно, снизу-вверх потренировать балансные реакции, и все идет как по маслу.

Признаком успешности освоения каждого этапа вертикализации является легкость спуска с каждого осваиваемого "этажа" на нижележащий всеми необходимыми способами.

Это как с астматиками, которые на приступе субъективно не могут вдохнуть и сосредотачивают на этом все свои усилия, а объективно находятся в крайнем положении вдоха, дальше просто некуда, за выдох бороться надо.

Так и с осваивающими ходьбу людьми вне зависимости от причин проблемы надо осваивать не вертикализацию, а успешность в выходе из нее.
Без этого неизбежно формируется защитное избегание неосвоенных направлений событий, резко сужающее спектр допустимых положений и движений.
Типичны в этом отношении страхи заднего пространства у многих ДЦП-ят, заставляющие их "висеть" на носочках в крайнем переднем положении. (Конечно, это не единственная причина эквинуса).
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 1-4-08 в 22:11


Л.Зельдин. Продолжение про ползание

Произвольная вертикализация "сидит" на очень мощной глобальной разгибательной реакции, которая зачастую и выступает как единственное доступное произвольному запуску движение при тяжелых формах ДЦП.
Она отлично позволяет стоять с поддержкой, но одновременно запрещает любые другие движения.
Нормально человек вертикализируется, не допуская полномасштабного развертывания этой разгибательной реакции, осваивая множество разнообразных способов ее "подтормаживания". Эти способы с одной стороны реализуются в переходах вниз, а с другой – в балансных координациях.

Грубо говоря, ребенок научается хорошо ходить только когда научается хорошо падать.
И у большинства "здоровых" детей навыки падения весьма ограничены, что очень хорошо видно в группах начинающих в борцовских секциях.
И это важнейшая причина, по которой им так трудно дается освоение приемов с участием движений ног вроде множества подсечек, подножек и подхватов.
Аналогичная картина и в танцевальных кружках, очень многие дети не справляются с вроде бы простыми движениями ног.
Но если в борцовских секциях эти задачи более-менее успешно решаются, то в танцевальных кружках обычно идет простой отсев.
Все по той же причине. В них принято требовать "держать спину", форсировать ту самую выпрямительную реакцию, которая ногам двигаться не дает и балансные реакции блокирует, в то время как в борцовских секциях освоение падений – первостепенная задача, продвижение в борцовской технике жестко привязано к продвижению в ее решении просто из-за обеспечения безопасности занятий.
Нормально в теле устанавливается некоторый "баланс интересов" между функциями, обслуживающими произвольные движения, и функциями, обслуживающими непроизвольную их базу. Самыми "жертвенными", подчиняющимися обстоятельствам, оказываются опорные функции. Они должны быть дальше всего от произвольности и близки в этом отношении органам чувств. Вы сильно можете повлиять на то, что видит глаз? Да, Вы можете направить его в любом направлении, но на то, что он там увидит, повлиять не можете. Ногу тоже можете переставить с места на место, но она должна адаптироваться к поверхности опоры и реализовать давление в правильном направлении. Мы можем, в отличие от зрения, вторгнуться в этот процесс довольно глубоко, но стоит нам чуть перебрать, как опорность будет утрачена.

Конечно, мы всегда воспринимаем проблему как утрату возможности намеренного движения. Это естественно, потому что так же как не осознаем, как глаз видит, не осознаем, как реализуется опорная и балансная функции, но так же как произвольное перемещение глаза – крохотная "пристройка" к функции видения, так и произвольное шагание лишь вершина айсберга, большей частью (7/8 кажется) скрытого под водой.

Может возникнуть впечатление, что не бывает никаких проблем с намеренным движением, в этом тексте кажется ни разу не упомянутым. Бывает, сколько угодно и самых разнообразных. Но про них прицельно поговорим, надеюсь, как-нибудь отдельно. Пока намеренные движения нас интересуют только как мешающие или помогающие непроизвольной части движений.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 3-4-08 в 18:45


Л.Зельдин. Продолжение про ползание.

Думаю, уже даже самый благосклонный читатель, поймав паузу, готов спросить: "Так делать-то чего?"
Воспользуюсь его поддержкой и попробую что-то про это сказать.

Для начала труизм.

1. Самое главное – это лечение положением.

Заезженное утверждение, не теряющее от этого своего значения.
Обеспечение условий, в которых части тела занимают правильное физиологическое положение/ия и нет дистоний – центральная задача при работе с ДЦП вообще и в борьбе за хождение в частности.

Мы ведь ползать хотим научиться в борьбе за расширение возможностей перемещения, но ползание, как и ходьба, всего лишь реализация доступного варьирования опорных возможностей. (С одной стороны, и преодоления веса тела – с другой.)
Любые мышечные напряжения можно поделить на три категории: образующие опору, преодолевающие вес и варьирующие форму тела между этими двумя. Любое мышечное напряжение, не входящее в эту компанию, отбирает у нее возможности, и неважно, это рефлекс фехтовальщика у ДЦП-енка или драматический жест у актера. Просто оно забирает себе часть моторного ресурса.
(Поэтому эмоциональный баланс так необходим всем спортсменам).

У ребенка, у которого возможности и без того ограниченны, эти нефункциональные напряжения часто играют очень большую роль, перекрывая возможности развития, так что главное – лечение положением.

Естественно, не одним положением, а множеством, которые надо очень стараться выстраивать, и осваивать переходы между ними, и реализовывать их как можно чаще.

2. В этих положениях надо набирать опорную функцию.

Опора в норме может реализовываться практически любым участком тела.
Под это выстраивается соответствующая тоническая картина.
И поддаваться давлению тело может практически в любом направлении.

Эти две функции тщательнейшим образом прорабатываются в культурных программах единоборств, но почему-то практически не затрагиваются обычно в работе с ДЦП-ятами, хотя имеют центральное значение.

Если Вы пробовали встать на голову (а если нет – рекомендую попробовать), то можете оценить состояние ДЦП-енка и понимаете, что экстремизм в этом деле не помогает, постепенно надо, маленькими шажками продвигаться к цели.

Для ДЦП-енка это в первую очередь сенсорные игры, направленные на локализацию события и осознание сенсорного события как отчасти внешнего.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 6-4-08 в 21:49


Прежде чем продолжить, хочу поместить небольшое замечание Л.Зельдина, который, как и я, надеется, что с окончанием этого текста уважаемым читателям будет легче сформулировать интересующие их вопросы.

Ув. читатель/ница!
Мы с сочувствием относимся к испытываемым Вами трудностям при чтении этого текста.
Может быть Вам станет немного легче, если Вы попробуете ответить себе на вопрос: "Что из прочитанного я знал/а до того?"
Подозреваем, что не много.
К сожалению, без всего этого разобраться в предмете не получается.
Утешить можем только тем, что кажется - конец близок.

Ну и продолжим...

Л.Зельдин. Продолжение про ползание.

Без сенсорной локализации трудно ожидать дифференцированного тонического ответа. (Хотя конечно, так как это разные епархии, сенсорная локализация может быть, а тонус может остаться недифференцированным).

Так как реально у детей паралич очень большая редкость, то так или иначе можно рассчитывать на то, что хуже или лучше, но можно добиваться тонической защиты формы тела по мере увеличения "агрессивности" сенсорных игр, как впрочем и податливости этой формы вплоть до реакций избегания, которые Вы используете например в переполненном транспорте и которые не менее важны, чем опорные.

Дело в том, что именно за их счет происходит перенос веса в пределах опоры.

Мышечный тонус реализуется в пяти основных формах:

-- преодоления сопротивления,
-- сохранения положения,
-- контролируемого отступления,
-- следящего следования,
-- вязкого сопротивления.

Наша "цивилизация покорителей" уважает только первый, а нужны все одинаково, только никто ими не занимается.

-- Первый позволяет поднять руку.
-- Второй позволяет при этом сохранить положение тела.
-- Третий эту руку протянуть вперед (бицепс-то должен согласиться при этом под нарастающей нагрузкой планомерно растягиваться!)
-- Четвертый позволяет погладить ребенка по голове.
-- Пятый позволяет адаптироваться к неожиданному столкновению, на которое не выстроилась конкретная реакция.
Еще есть и шестой, обеспечивающий само существование мышечной массы, которая без него просто исчезает, но непосредственно к движению он отношения практически не имеет.
Легко сообразить, что все эти пять видов тонуса, да еще правильно примененные "в правильном месте, в правильное время", обеспечивают перемещение. Любое.
И каждый из них, возникающий «не так, не там и не тогда», разрушает движение.

Поэтому надо приложить все возможные усилия для их развития.
Поначалу без всякого движения со стороны ребенка, только выстраивая его тонические ответы на различного рода "вторжения" в его тело.

-- "А что же Вы раньше про все это не говорили!?"
-- "А предлога не подворачивалось".
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 8-4-08 в 22:22


Л.Зельдин. Продолжение про ползание.

В условиях таких игр, которые очень легко варьировать, можно добиться успешности и эффективности даже самых слабых и медленных тонических реакций, которые не могут иначе развиться.

В силу упомянутой специфичности конструкции человека приобретенную способность сопротивляться или "поддаваться", скажем, повороту головы можно пытаться распространять и на ноги, не всегда очень просто, но вполне законно.

Легче всего подобные реакции строятся в лице, шее и корпусе.
В конечности их "загнать" бывает не так-то просто.
Поэтому в конечностях начинают просто с сенсорных локализаций различного характера без предложений реагирования, набирая опыт телесных переживаний вплоть до значительных локальных сдавлений и натяжений.
Представьте, насколько они бедны у ДЦП-енка по сравнению с "нормой".
К ним надо еще приспособиться, принять их существование.
Только когда они уже достаточно освоены, Вы можете надеяться, что новые впечатления, приходящие с конечностей, не будут отторгаться вместе с вызывающими их движениями.

Параллельно можно (а бывает и нужно) осваивать всякие новые, непривычные положения, которых много не бывает, но помним про тонусы...
Освоенные в теле дифференциации тонуса обычно удается буквально "втягивать" в конечности. Используя искусственное натяжение последних на фоне "нарочно подстроенного" под это натяжение тонического распределения в корпусе, да на фоне подходящей сенсорной стимуляции, да еще с привлечением прослеживания, да и слуховая ориентационная реакция в такой компании не лишняя, не говоря про маленький кусочек чего-нибудь вкусненького...
В общем, все средства хороши.

Конкретные упражнения трудно описывать, так что прилепим сюда как вполне подходящий пример вышеописанные занятия на удержание головы через натяжение бедер.
Естественно, эти занятия годятся и на наработку сгибания бедер и на наработку длительного удержания тонуса мышц живота. В общем, вполне подходящее упражнение на некотором этапе подготовки ног к ползанию.

При этом стоит помнить, что преодоление силы тяжести по сути не так уж и сильно отличается от опорной реакции, если ему создавать дополнительно сопротивление. Мы так опору на руки лежа на спине выстраивали. Конечно, оно сопровождается другим комплектом тонусов, но это обычно вполне преодолимая проблема.
Точно таким же образом подтягивание коленей к животу по сути ничем не отличается от стояния на них в положении на четвереньках.

Только в играх с ногами надо уходить как можно дальше от значения самого движения. Сознание предпочитает находиться в верхней половине тела, традиционная длинная одежда хорошо на это указывает. Самосознание тоже. Можно обратить внимание на то, что если руки "легко и просто" оказываются в поле зрения, то ноги попадают в него только эпизодически и отчетливо этим сужают мировосприятие.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-4-08 в 21:31


Л.Зельдин. Продолжение про ползание.

Младенец нормально начинает осваивать опору на ноги с первых дней жизни.
Рассмотрим, как он это делает поэтапно, а потом подумаем, чем мы можем заменить эти этапы ДЦП-енку, который в силу действия различных причин их не проходит.

Если совсем мелкого младенца оставить лежать на спине, то он довольно легко "падает" на бок, но останавливает такое падение "растопыренными" ногами и руками. Стоит им "растопыриться" чуть больше, а это происходит в виде естественной реакции на вмешательство в форму тела, и он "падает" обратно на спину.

Эта координация довольно долго защищает его от поворота на живот.

Сильно похоже, что защищает не зря, видимо положение на животе для совсем мелких детей неестественно.

Кроме того, младенец охотно и помногу мутузит пятками поверхность, на которой лежит. Да так, что довольно быстро научается приподнимать попу.
Бывает, что этот навык надо поразвивать. Тогда имеет смысл поучить ребенка стучать по рукам пятками, немного подбрасывая их, и давая ударить по ладоням, приподнятым над горизонтальной поверхностью поначалу (достаточно часто нет усилия в разгибателях бедра, посему легче начинать стучать по поверхности, приподнятой над уровнем, на котором ребенок лежит, проще всего по ладоням, для чего эффективное сокращение ягодиц не требуется; важно и то, что они при этом реально сильно долбят ногами, сенсорная актуализация).А для увеличения объема движения можно класть младенца на "укороченую" плоскость, так что ноги оказываются стоящими на несколько более низкой поверхности, чем та, на которой лежит тело. Можно и хлопать ногами по воде в ванночке во время купания, как следует, чтобы брызги летели, но не очень, давая ребенку адаптироваться к каплям воды, попадающим ему на лицо. (Естественно, это подходит как обычно не всем и не всегда).

ДЦП-енки "избавлены" и от этих "падений", и от битья ногами.
И не сучат они ногами, цепляясь ими друг за дружку.

А вскорости происходит поворот на живот и дети дальше развивают ту реакцию, которую они строили, мутузя матрасик, налаживая отношения между разгибанием ног и напряжением поясницы, и суча ногами и налаживая отношения между их сгибанием и напряжением живота. Они вполне эффективно разгибаются, приподнимая ноги и голову, и сгибаются, подтягивая коленки под живот.
Делает они и то и другое помногу.
Дальше на животе осваивается опора на руки, затем на одну руку и наконец, дотягивание, требующее уже асимметричной опоры на одну ногу с балансированием другой.

Попробуйте сами, чтобы понять, насколько нелегкая это работа.

На этом дети не успокаиваются и, довольно быстро освоив управление поворотом, научаются останавливаться в положении лежа на боку, крайне ценном вообще и в частности для развития опоры на ноги и "понимания ими своего места в жизни" – обеспечения положения тела и его перемещения.

Теперь подумаем, как же нам решить с Дцп-енком все эти задачи.

Обратите внимание, что нам в общем-то все равно, каким образом у ребенка нарушено движение, гипотония у него, гиперкинезы или еще что.

Нас ведь интересует постановка функции, которая одинакова по сути у всех, только степень доступной вариативности различается.

Собственно мы на этом пути уже несколько продвинулись в рамках "ужесточения" игр в рамках сенсорной стимуляции. Теперь нам надо втягивать ноги в движение, помня про наличие аж пяти необходимых видов тонуса по младенческому "маршруту развития".
(Помним, что он идеальный и предназначен только для понимания феноменологии развития. По нему не двигается ни один ребенок. Каждый находит свои причины отклониться, тем не менее можно сказать, что понимание идеального маршрута сильно помогает понять причины такого отклонения и создать условия для его успешного прохождения, в том числе и для ДЦП-ят).
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Оля
Активный участник
***




Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 16-4-08 в 23:11


Цитата:
Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Сильно похоже, что защищает не зря, видимо положение на животе для совсем мелких детей неестественно.

Ого! Значит везде и всюду встречающийся совет почаще выкладывать младенцев на живот - вредный? Или это хорошо в неестественное положение ребенка укладывать?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Оля
Активный участник
***




Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 16-4-08 в 23:17


Цитата:
Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Кроме того, младенец охотно и помногу мутузит пятками поверхность, на которой лежит. Да так, что довольно быстро научается приподнимать попу.
А что под этим имеется ввиду? Когда ребенок "сворачивается", подтягивая ноги ко рту? Или наоборот, разгибается, поднимая пузо и опираясь на пятки? Первое я помню у старшей, а второе у Надюхи.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 27-4-08 в 21:59


Цитата:
Исходное сообщение от Оля
Цитата:
Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Сильно похоже, что защищает не зря, видимо положение на животе для совсем мелких детей неестественно.

Ого! Значит везде и всюду встречающийся совет почаще выкладывать младенцев на живот - вредный? Или это хорошо в неестественное положение ребенка укладывать?

А вот и ответ Л.Зельдина:
С сожалением должен частично подтвердить Ваши опасения. Да, для очень и очень многих детей. Надеюсь понятно почему.

Лекарства - это обычно сильные, опасные яды. Если правильно использовать, то можно как известно большую пользу получить, а если так просто пить, то трудно ожидать что-то кроме вреда.

Цитата:
Исходное сообщение от Оля
Цитата:
Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Кроме того, младенец охотно и помногу мутузит пятками поверхность, на которой лежит. Да так, что довольно быстро научается приподнимать попу.

А что под этим имеется ввиду? Когда ребенок "сворачивается", подтягивая ноги ко рту? Или наоборот, разгибается, поднимая пузо и опираясь на пятки? Первое я помню у старшей, а второе у Надюхи.

Л.Зельдин:
Имелся в виду второй вариант, первый достигается гораздо позже.
Имеет смысл обратить здесь внимание, что в норме мы имеем напряжение поясницы, ягодиц, сгибателей коленей и тыльных сгибателей стоп. Верхняя часть спины, шея, руки в разгибание ног не вовлекаются.
То есть это координация отталкивания при шагании.
При этом вполне доступна односторонняя.

У ДЦП-енков развивается глобальное разгибание при этом симметричное.

Дальше так и идет, очень редко кого можно уговорить, что это очень серьезная тема и надо очень стараться добыть нужную координацию уже на этом, раннем этапе.
Потом, гораздо позже, в некоторый момент люди сильно удивляются, что ребенок ни стоять, ни шагать не может. И настойчиво начинают пытаться это самое стояние и шагание из ребенка добывать. А ему нечем это делать, нет необходимых координаций.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 19-5-08 в 00:44


Л.Зельдин. Продолжение про ползание.

-- А что собственно могут дать эти боковые столкновения с поверхностью руками и ногами?

-- Довольно легко, покатавшись по полу, заметить, что совершенно не обязательно руки и ноги приходят с полом в соприкосновение одновременно, что само по себе предлагает богатое варьирование ситуации, а если обратить внимание, как сильно на происходящее влияет положение и движение головы, даже при сохранении практически постоянных углов отведения и сгибания плеча и бедра, голени и предплечья (а эти движения и положения определяются ведь всякими там ориентационными реакциями например), да еще добавить ко всему этому варьирование углов отведения бедра и плеча, да все это попробовать на себе, то понимаешь, что оказываешься в весьма богатом пространстве возможностей, которое тем не менее организовано на очень небольшом наборе тонических и моторных реакций, в той или иной мере и ДЦП-кам доступных.

-- Ну и зачем его осваивать, что это дает?

-- Во-первых, ради него самого: постоянное освоение новых движений необходимо ДЦП-енку, как и "обычному" ребенку.
Во-вторых, ради опыта освоения вариативности движения, часто ДЦП-енку незнакомого, без которого не может быть балансирования. Собственно то, что Вы делали, и было освоением возможностей балансирования в положении лежа на спине. Это первый вид баланса, который осваивает (или не осваивает) ребенок.
В-третьих, ради запуска игр со "змеевидностью" позвоночника, через которую ведь взаимодействуют тазовый и плечевой пояса и голова.
В-четвертых, ради овладения торсией, без которой невозможно ни ползание, ни ходьба.
В-пятых, ради раскачивания симметричных синэргий в плечевом и тазовом поясах.
В-шестых, ради запуска произвольности приведения и отведения бедра и плеча.
В-седьмых, ради согласования этого отведения с торсией.

Я все это перечислил не в "назидание потомкам" и не ради тренировки мозгов. Это все рабочие задачи. Вполне доступные для наработки в этой простенькой ситуации. Без решения которых никакого ползания не видать.

Можно заметить, что в этих падениях еще много чего может происходить.
Так устроено моторное развитие: на самых первых этапах решаются целые пакеты основных задач.

-- Да, но у моего ребенка не получается так кататься.

-- Да, очень может быть, что без Вашей помощи ему это моторное пространство не освоить. К сожалению, его вариативность одна из важнейших целей, как Вы заметили, а получить вариативность стереотипным образом, как я подозреваю, невозможно. Так что все зависит от Вашей изобретательности, внимательности и конечно готовности поиграть. Вот без нее уж точно ничего не получится.

Помогайте освоить "падение" на бок.
Помогайте освоить "падение" на спину.

Ваша помощь может быть очень велика поначалу. Главное нащупывать те фазы движений которые могут быть полностью "индуцированы" Вами, но у ребенка начинают получаться, и вовремя их ему передоверять.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Марина
Участник
**




Сообщения: 97
Зарегистрирован: 22-1-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 19-5-08 в 16:07


Цитата:
Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Л.Зельдин. Продолжение про ползание.

Помогайте освоить "падение" на бок.
Помогайте освоить "падение" на спину.

Ваша помощь может быть очень велика поначалу. Главное нащупывать те фазы движений которые могут быть полностью "индуцированы" Вами, но у ребенка начинают получаться, и вовремя их ему передоверять.

А можно немного пояснить, как осваивать эти падения? Просто держать ребенка и "ронять" его, продолжая держать? В какой момент отпускать и как этот момент почувствовать? Т.е. как понять, чтО у него уже может получиться самостоятельно? А то так отпустишь раньше времени во время падения :weep:
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 22-5-08 в 20:15


Цитата:
Исходное сообщение от Марина
[А можно немного пояснить, как осваивать эти падения? Просто держать ребенка и "ронять" его, продолжая держать? В какой момент отпускать и как этот момент почувствовать? Т.е. как понять, чтО у него уже может получиться самостоятельно? А то так отпустишь раньше времени во время падения :weep:


Ответ Зельдина:
В богатом на открытия девятнадцатом веке наш соотечественник Козьма Прутков нашел замечательную формулу: "Нельзя объять необъятное".
Все дети разные.
При этом у всех две ноги и две руки. Соответственно все дети решают одни и те же задачи развития по разному.
Приходится жить с этим парадоксом.
Кроме того я сильно сомневаюсь, что Вы помните с младенчества, каково кататься с боку на бок, хотя кошки и собаки наверняка неоднократно Вам напоминали, как это делается.
Боюсь, что без того, чтобы влезть в собачью, кошачью или младенческую шкуру не обойдется.
Так что надо лечь на пол, поднять в воздух ручки и ножки и по младенчески их растопырив попробовать, как это делается разными способами. (Советую и голову на весу держать, тогда легче получается).
Потому что, занимаясь с ребенком, нельзя просто механически переводить его из положения в положение, удовлетворенно фиксируя количество переходов в соответствии с самым правильным алгоритмом. То есть можно, конечно, но толку от этого мало. Надо соучаствовать в процессе перехода ребенка из одного положения в другое.
Любой ребенок отлично справляется с обучением взрослых этой науке. Мы все отлично умеем поддерживать ребенка, сидящего на руках, когда он вдруг тянется за солнечным зайчиком.
Поддержать движение лежащего на спине ребенка гораздо проще, только надо вспомнить, что это такое.
Вот Вам картинка в помощь.

Вложение: mladenec.tif (16kB)
Этот файл был скачан 1882 раз

Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 22-5-08 в 20:24


Ну и продолжим потихоньку...

Л.Зельдин. Продолжение про ползание.

Одна из возможных "технологических форм" – катание на одеяле: кладете ребенка на одеяло на пол и медленно поднимая один край, вызываете поворот. Если ребенок сложный, то может быть некоторое время нужны будут "вторые", в смысле "третьи и четвертые" руки. Может быть, ребенку будет совсем не просто справиться с руками и/или ногами. В таком случае их имеет смысл "подвязывать", не давая выходить из-под контроля.
Есть разные способы. Например, руки можно засунуть под майку и изнутри зацепить за воротник.
Главное поначалу добиться плавности перекатывания без патологических установок.
Хотя конечно и другие аспекты немаловажны.

Стараемся добиться, чтобы такой перекат на бок и обратно мог происходить в любом порядке: с головы, с ног, с тела.
Так как нас сейчас интересуют больше ноги, то обратим внимание на то, что хотя ноги удерживаются младенцами в весьма устойчивом симметричном разведении, но при повороте на бок и обратно опорное бедро испытывает отчетливые односторонние импульсные нагрузки от столкновения с поверхностью, происходит скачкообразное переключение тонуса с аддукторов на абдукторы, в то время как у ноги, остающейся в воздухе, тоже происходит аналогичное переключение тонуса, но в момент прохождения бедра через вертикальное положение.

Пока у нас в ногах работает только второй тонус – сохранения положения, но одна нога выполняет уже простейшую опорную функцию, а другая – балансную.

Этот тонус, когда он выступает "не по делу", и называют спастикой, но здесь-то он "по делу".

Такая опора очень часто совсем не получается у ДЦП-енка.
Эту опору осуществляют и балансную ногу в воздухе удерживают наружные ротаторы бедер, согнутые бедра разводящие. Это мышечная группа, расположенная в нижней половине ягодиц, прикрытая большими ягодичными мышцами, заведующими в основном разгибанием бедра.

Слабость функции этой мышечной группы очень часто определяет и скрещивание ног стоя, и многие другие проблемы, в частности, не позволяет перенести вес с ноги на ногу при ползании.

Обычная практика, как мы уже говорили, – создание движения, не важно за счет какой координации, а уже затем, после того, как ребенок начинает им пользоваться, подведение под это движение различных других координаций.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 23-5-08 в 14:58


Л.Зельдин. Продолжение про ползание.

Это наверно не очень понятно, поясню.
Если Вы лежите на животе и держите руку на весу наверху, над головой, то удерживается она, грубо, дельтовидной мышцей и мышцами спины, а если Вы делаете то же самое лежа на спине, то руку, в том же положении относительно тела, удерживают совсем другие мышцы, грудные и мышцы живота.

Самое главное, это чтобы ребенок обнаружил хоть в каком положении, что держать руку над головой можно и бывает и интересно и полезно, а потом под это желание можно подвести разные координации.

В нашем случае, с наружными ротаторами, можно использовать например следующие приемы:
– Положив ребенка на бок с согнутыми ногами, между ног положить большую подушку, чтобы угол между бедрами был градусов 45-60, а верхнюю ногу придавить другой, желательно увесистой подушкой.
В этом положении играем, провоцируя торсию, во время которой немного, в функционально эффективных пределах, качаем таз, меняя углы между тазом и бедрами. Естественно, что и под головой подушка пригодится.
– Вкладываем между согнутыми ногами большой мячик и фиксируем эту конструкцию, например засунув ее в подходящую наволочку. Дальше развлекаемся как можем. Например, осваиваем поворот на бок и обратно.

Понятно, надеюсь, что эти приемы не взаимозаменяемы, каждый дает свои возможности, имеет свои достоинства и недостатки.

Окончательную победу над этими наружными ротаторами можно праздновать, когда у ребенка получается, извините, поза метящей дерево собаки, с задранной ногой. Тут тебе и ротаторы во всей красе и торсия замечательная. Полная демонстрация переноса веса на одну ногу и уверенного его удержания.

Здесь надо заметить, что, хотя в этом "собачьем" положении бёдра относительно таза стоят вполне симметрично, но во время переноса веса на одну ногу стоя на четвереньках это совсем не так.

Встаньте сами на четвереньки и, глядя на свои бедра, посмотрите, что с ними происходит, когда Вы "переминаетесь" с коленки на коленку: бедра с тазом и полом образуют нечто вроде ромба (хотя это иллюзия, реально – трапецию, с большой разницей размеров между ее горизонтальными сторонами). Этот ромб сминается то в одну сторону, то в другую.

Тут нам опять понадобятся наши тонусы, помните, там был тонус "контролируемого отступления"? В этом режиме работают наружные ротаторы вашей опорной ноги, а у другой ноги работает тонус "преодоления сопротивления".

Тут-то ДЦП-енка подстерегает засада, очень ему не просто такое совершить: с одной стороны один тонус, с другой – другой. Вот одинаковый – это проще. Только если запускается "преодолевающий", то ноги расползаются в стороны, а если "отступающий", то не удается удержать расстояние между коленками, они "спадаются".

Реально необходимые таланты ребенок может приобрести с Вашей помощью во время игр, похожих на наработку опоры на руки лежа на спине: помогаем ребенку удержать бедра примерно перпендикулярно к полу и добиваемся умения, сохраняя давление коленом вбок, то "наступать", то отступать". За второй ногой при этом внимательно присматриваем, лучше всего, если она при этом будет в покое, это программа максимум. С большой вероятностью Вы столкнетесь с тем, что при давлении одним коленом вбок другое отваливается в противоположную сторону. Такая ситуация, понятно, нас не устраивает. В этом случае добиваемся противоположного движения, вплоть до того, что коленки вместе давят в одну сторону, а движение происходит за счет торсии, вдвойне полезное дело.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 29-5-08 в 01:20


Л.Зельдин. Продолжение про ползание.

В некоторых случаях оказывается удобной игра в автомобильные дворники, которыми выступают ноги ребенка, а Вы с ним едете себе на машине и обмениваетесь впечатлениями о том, что вы видите через переднее стекло вашего автомобиля. Заодно и фантазию развиваете вместе с ногами.

Естественно, на первых этапах может оказаться, что "дворники" слабоватые и очень неспешные.
Ничего, руками подвигаете. Основная задача в таком случае сводится к аккуратному привлечению внимания ребенка к происходящему с "дворниками", они ведь, естественно, и хулиганить могут, застревать, например, или мешать смотреть в интересующем направлении. Степень участия ребенка в реальном перемещении ног при этом поначалу может быть весьма мала; Ваша задача – добиться, чтобы у ребенка появилось желание самому определять это движение.
Постепенно по мере роста силы, амплитуды и скорости доступного движения можно будет передавать ему инициативу.
Главное – не забывать, что такие задачи не решаются по щучьему велению, требуется время и регулярные занятия.
Веселые и разнообразные, ноги ведь не автоматы, они по-разному могут двигаться и торсию очень неплохо бы, как Вы понимаете, подключить...

Естественно, это не единственно возможное упражнение. Если Вы поняли, за что бороться, то сможете подобрать другие, может быть для вас более подходящие.

Наверно, не менее важны и игры вокруг "велосипедного" движения, ноги ведь надо не только поднимать, но еще и переставлять. Это тоже не просто бывает, проблема совершенно аналогичная, те же два тонуса надо организовать.
А кроме того, надо не давать спине провиснуть и коленкам фиксироваться.
В "велосипеде" очень удобно заниматься всеми этими проблемами. Движение надо постепенно сдвигать вниз, в сторону разогнутых бедер. (Это дает близкую к статической нагрузку на мышцы живота, с тонусом которых часто бывает не просто).

Совершенно не обязательно делать велосипед сразу двумя ногами, даже скорее наоборот, лучше одной, в то время как другую, если возможно, надо дать ребенку держать в руках, буквально, помним про симметричные синергии.

Тут надо обратить внимание, что есть еще проблема рефлекса, обратного рефлексу тройного сгибания, отрабатывать которую очень удобно как раз во время "велосипедных" занятий и около.

Не знаю почему, но это явление живет, видимо, без названия, а проявляется в том, что при выпрямлении ноги к разгибанию бедра и колена охотно присоединяется и стопа, и уговорить ее, что она в этом деле совершенно не обязана участвовать, бывает очень не просто.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 30-5-08 в 00:37


Л.Зельдин. Продолжение про ползание.


Основные принципы работы с этой проблемой вкратце выглядят примерно так:
– Нарабатывается движение в каждом суставе ноги изолированно при согнутых двух других.
– Нарабатывается движение в двух суставах при согнутом тазобедренном.
– Осваиваются движения, в которых одни суставы сгибаются, а другие одновременно разгибаются. (Я здесь решаюсь называть подошвенное сгибание стопы разгибанием, да простят меня анатомы).
– После выстраивания опоры на ногу лежа на спине вертикально вверх (здорово звучит а?) можно постепенно приводить направление давления к продольной оси тела, акцентируя опору на пятку.
Не надо только спешить ноги полностью выпрямлять.
Умение удерживать опору "на полусогнутых" крайне важно, без него нельзя, например, сесть на стул, можно только плюхнуться. Именно в этих, промежуточных между полностью согнутыми и полностью выпрямленными ногами, положениях нОги могут реализовывать все свои таланты.
Те многообразные движения, которые возможны пока ноги согнуты, на прямых ногах тоже существуют, но в малом объеме. Эта вариативность и позволяет нам ходить. Если вариативности по каким-либо причинам нет, то ходить тоже можно, но тогда все задачи, связанные с балансированием, изменением длины шага и направления движения должен взять на себя кто-то другой. Этим "другим" могут быть любые части тела, вплоть до шеи. Но в случае, если вариативность движения не достигается нигде, идти можно только с посторонней помощью.

Борьба за вариативность движения, в частности поэтому, одна из важнейших тем занятий.

Основную подготовку ноги могут проходить в положении на спине и на боку, но это не значит, что на животе делать нечего, очень даже есть. В первую очередь это борьба с "рыбьим хвостом", который ноги часто изображают в положении на животе, уходя в спастику.
Эта спастичность и симметричность никуда не деваются и при попытках ползать.

Далеко не каждый ДЦП-енок может справиться с ползанием по-пластунски, честно говоря, и далеко не каждый "здоровый" взрослый это может, но вот положения, в которых человек оказывается в разных фазах ползания по-пластунски, видимо, совершенно необходимы. Осваивать их не сложно, если аккуратно набирать их элементы, приводя в соответствующие положения части тела спокойно лежащего ребенка.
Затем в этих положениях добиваются локальной, не разрушающей положение активности ребенка, не навязчиво, но настойчиво не позволяя ногам при этом уходить в спастику, для чего их надо просто пассивно шевелить.
Это бывает не просто, даже небольшие пассивные движения в ногах могут разрушать активность ребенка.
Тогда надо для начала добиваться согласованной его активности "наверху" в руках и теле, с Вашей пассивной "внизу" в ногах.
При этом имеет смысл стремиться к тому, чтобы Ваша активность играла существенную роль в игре. Например,Вы можете обеспечивать поворот тела, необходимый для того, чтобы ребенок взял игрушку.
В общем, понятно, что Ваша задача – научить ребенка использовать ноги "по назначению", для определения положения тела и его перемещения, и заниматься этим надо начинать задолго до выхода на четвереньки.

Дело в том, что "события", происходящие с ногами, могут полностью захватывать внимание ребенка, и если не научить его воспринимать эти события как фоновые, ему ничего не остается, как ноги блокировать, чтобы они к нему "не приставали".
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 6-6-08 в 02:22


Л. Зельдин. Продолжение про ползание.

Дорожка к решению этой проблемы лежит через сенсорные игры, к которым присоединяются содружественные: Вы двигаете ноги, а ребенок эти движения признает, движения ног надо постепенно отодвинуть на второй план событий, постепенно подключая и произвольные движения ребенка, от которых надо стараться быстро уходить в (нет подходящего термина) в "подпроизвольные".

Эту ситуацию я обычно иллюстрирую так: протяните руку вперед и держите. Это произвольное движение и положение.
А теперь подойдите к стене и пощупайте ее пальцами. Теперь эти движения в кисти произвольные, а удержание положения всей руки опустилось на другой уровень регуляции.
Именно этого и надо добиваться в занятиях с ногами, при первой возможности убирая их движения и положения с переднего плана событий.
На этом, втором плане, понятно, ноги приобретают значительно большую самостоятельность, а значит должны многое уметь делать без помощи "вышестоящих инстанций".

Для понимания этого очень полезен опыт обучения игре на музыкальных инструментах. Подумайте, как много могут делать руки совершенно "подпроизвольно". Ноги конечно гораздо менее "одаренные", но тоже кое-что могут, посмотрите на чечеточников.

(Нормальный термин -- "автоматически", можно считать, погиб. На сегодня он воспринимается как синоним слова "механически", что подразумевает стереотипность действия, хотя слово "автоматически" означает только неучастие сознания в действии).

Дальше.
Встаем на коленки.
Это приходится делать по-разному, в зависимости от ... .
Общим является только то, что не стоит делать это любой ценой. Если ногам стоять на коленях "ничего не стоит", им просто некуда деваться, то вот всем остальным часто бывает не просто, вспомним многосложность опоры на руки.
Поэтому внимательно смотрим, что происходит с телом, руками, головой и все отстраиваем, для начала облегчив положение.

Во многих случаях начинается осваивание опоры на колени с положения сидя на пятках с постепенным подкладыванием под попу все более высокой подушки.

К этому положению, как и к любому другому, можно подбираться от любого соседнего:
-- от положения сидя на пятках,
-- от положения лежа на животе,
-- от положения стоя на коленях.
Не редкость ситуация, когда начинать удобнее всего с поддержкой горизонтально лежащего, приподнятого над полом на высоту бедра, тела.

В любом случае исходно нас интересует парадоксальная задача: сразу нужно бороться и за способность ребенка стабилизировать положение, и за податливость положения, и за способность положение восстанавливать, помните про разные тонусы?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
 Страницы:  1    3  

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики