Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
 Страницы:  1  2    4
Автор Тема Про ДЦП
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 31-1-08 в 00:17


Л.Зельдин (продолжение про ползание)

Итак, остановились мы на том, что руки и голова связаны довольно сильно через плечевой пояс, который не просто пассивная проставка, а обладает собственными возможностями и своим "поведением" может многое определять.

Обратим сейчас внимание только на то, что именно в плечевом поясе сосредоточены основные мышечные объемы тела и события в нем происходящие крайне важны и интересны, и не задерживаясь, пойдем дальше.

Как легко заметить, плечевой пояс связан не только с руками и головой, но и с корпусом. (Если заглянуть в анатомию, то можно обнаружить, что связан множеством разнообразных мышц, различным образом соединяющих его и с ребрами и с позвоночником вплоть до поясницы). Вот позвоночник нас сейчас в первую очередь и интересует.
Позвоночник взрослого человека весьма малоподвижное образование, а вот у детей он вполне себе змеевиден и отлично гнется в любых местах и направлениях. Ведет он себя практически как веревка, и как веревка легко и плавно переходит из одного "набора кривизн" в другой. Такое его поведение создает очень большие трудности для осознания и осмысления происходящих с ним событий. А надо.
Что делать? Что можем. Язык содержит только набор простых слов для описания изменения положений позвоночника: вперед, назад, вбок, согнуть, разогнуть, повернуть... Все вроде? Вот мы ими и воспользуемся. Только не будем забывать, что наблюдать мы можем множество процессов, с позвоночником происходящих, этими словами не описываемых. Дело-то нам надо будет иметь с реальным позвоночником, а не со словами, и надо не поддаваться соблазну пытаться загнать его в прокрустово ложе наших понятий.
К чему я все это? К тому, что мы уже обнаружили, что руки и голова завязаны между собой в значительной степени дефицитарностью функций мышц позвоночника.
Опять же, если заглянуть в анатомию, то можно обнаружить, что этих мышц позвоночника там превеликое множество, просто глаза разбегаются, и все они зачем-то нужны, что-то делают. Это помогает понять, что позвоночник живет многосложной жизнью, нашим бедным словарем совершенно не отражаемой. Но вам придется с ним иметь дело и находить "общий язык". Учиться понимать, что он "говорит" и "объяснять", что вы хотите.. А умеет он это делать только на своем собственном "языке".

Очень большое значение для успеха будет иметь ваша внимательность, уважительность, вежливость и прочие воспитанности, без которых наладить любое сотрудничество невозможно.
А с позвоночником ребенка вам буквально придется сотрудничать.

Дело в том, что, хотя мы естественно воспринимаем в первую очередь периферийные движения у человека: движения глаз, рук, ног, головы, но все они базируются на движениях позвоночника и более того, в очень большой степени им подчиняются.

Наши намерения в основном идут от периферии к центру: например мы хотим взять чашку. Ну и протягиваем руку. И берем. И совершенно не замечаем и не должны замечать, что рука наша поднимается только потому, что позвоночник создал опору для нее напряжениями своих мышц. Эти опорные напряжения определяют возможность движения руки, которые должны развертываться согласованно с напряжениями мышц позвоночника, и любое нарушение этого согласования приведет к тому, что рука не сможет взять чашку. Таким образом, процесс реализации нашего намерения оказывается позвоночнику подчиненным.

Как мы заметили, позвоночник – структура многосложная. Нормально ребенок в первые месяцы жизни делает огромное множество "упражнений" для того, чтобы для начала ее "настроить", а затем и "наладить" ее взаимодействие с периферией. Если с "настройкой" и "наладкой" что-то по какой-то причине не получается, то ему приходится в своей произвольной активности пытаться обходиться тем, что есть. Часто этого совершенно не достаточно, но без внешней помощи ребенок эти проблемы решить не может.

К сожалению, слишком часто вместо помощи в развитии и компенсации дефицитарных моторных функций ребенку навязывают их интенсивную мобилизацию. Что естественно не может вести ни к чему кроме закрепления и развития патологии.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 1-2-08 в 02:16


Л.Зельдин (продолжение про ползание)

Мы непрерывно слышим речи про реабилитацию детей с ДЦП.
Слово это – реабилитация – означает восстановление. Хорошее слово, но применение его к детям с ДЦП говорит о том, что люди не хотят помнить, что у этих детей НИКОГДА НЕ БЫЛО некоторых возможностей. Восстановить можно утраченное. А при ДЦП можно только вырастить или выстроить то, чего не было.
Можно, хотя сам термин "детский церебральный паралич" говорит об уверенности придумавших его людей в полном отсутствии перспектив у детей с этим диагнозом. Потому что паралич означает полную утрату способности к движению. Но практика показывает, что как правило у детей не параличи, а парезы, частичная потеря двигательных функций, так что предлагаю подразумевать под прижившейся аббревиатурой ДЦП детский церебральный парез.
Потому что работающий с ребенком человек, подразумевающий паралич, может заниматься только помощью в адаптации в жизни без отсутствующей функции, а подразумевающий парез может заняться и укреплением слабой функции и созданием условий для ее развития.
"Почувствуйте разницу".

Как мы уже заметили, моторные функции совершенно нормально находятся вне нашего сознания, мы ими пользуемся, и естественно ожидаем этого и от других. Но в занятиях с вашим ребенком у вас задача именно на моторные функции обращать внимание и с ними работать, в то время как ребенок естественно занят результатами действия этих функций.

Обратите внимание, что распространенная практика устроена ровно наоборот: от детей требуют осознанного управления движением, а все смыслы этого движения оставляют себе.
Типичная команда: "Держи голову!" Подразумевается, что это зачем-то нужно. Может быть, отдающему команду даже хорошо понятно, зачем. Только для ребенка это остается тайной. Прямо все как в армии.
Но в армию обычно берут в 18 лет. А детей с ДЦП почему-то норовят забрить чуть не с рождения.

Это длинное отступление от заявленной темы понадобилось потому, что только при предлагаемом разделении ролей у вас может получиться наладить нужные занятия.
В первую очередь направленные на освоение удержания головы, проблемы с которым, как мы поняли, часто не позволяют освоить и опору на руки и ползание.

Дети, нормально начинают этим заниматься с освоения управлением торсией, скручиванием тела. Происходит это множеством способов сводимых к двум: в первую очередь к возврату к симметричному положению "выпавших" частей тела и во вторую к повороту через сопротивление.

Как обычно, нужно поэкспериментировать на себе, чтобы понять, что происходит с ребенком. Лечь на спину, согнуть ноги и уронить их в сторону, не нарушая симметричности их взаиморасположения относительно таза. Вас они с большой вероятностью заставят повернуться вслед за собой на бок или во всяком случае приложить ощутимые усилия, чтобы от этого поворота удержаться. (У детей относительная масса ног значительно меньше). Корпус так просто за ногами не поворачивается, возникает тканевое натяжение, которое "организует" координацию, позволяющую ноги вернуть на среднюю линию. Это простейшая форма движения. Так как позвоночник – "веревка", то поворачивать и возвращать можно, в той или иной степени, любую часть тела. Попробуйте сами. Такого рода движения, ограниченные гораздо больше, чем сгибание или разгибание, помогают освоить управление и сгибанием-разгибанием, потому как "чистых" сгибателей и разгибателей очень мало. Почти все мышцы тела в той или иной степени совмещают функции ротации и сгибания или разгибания.

Постепенно, и довольно быстро, ребенок осваивает "предупреждение" таких выпадений, формируется так называемый плече-тазовый блок, который затем обычно преодолевается, а у ДЦП-ят очень часто нет и блокирует формирование множества моторных функций, в частности ползание. Так что плече-тазовый блок нам тоже придется обсуждать. Потому что мы можем называть успешным удержание головы и опоры, только если оно состоятельно на фоне ассиметричных напряжений в теле.

В частности, из-за важности ассиметричных координаций я часто рекомендую начинать с бокового удержания головы, осваивать которое конечно можно, только научившись на боку просто лежать.

Это положение – лежа на боку – непостижимым образом выпало из очень многих классификаторов моторного развития, хотя именно в нем обычно происходят очень важные события в процессе двигательного развития детей, например подготовка координаций, необходимых для ходьбы.

Обычная "технология", которой часто можно начинать пользоваться уже после частичного освоения положения лежа с вытянутой вверх, вдоль тела, нижней рукой использует реакцию на натяжение, которая часто является важнейшим инструментом запуска движений и во многих других случаях.

Для ее освоения вам понадобится помощник для проведения эксперимента. Кроликом, как обычно, для начала рекомендую выступить вам, а потом можете попробовать и своего помощника уговорить выступить в этой роли.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 1-2-08 в 14:56


Л.Зельдин (продолжение про ползание)

Ложитесь на бок. Нижняя, вытянутая вверх рука под головой. Ноги согнуты под прямыми углами во всех суставах. Ваш помощник берет вас за запястье верхней руки и, уперевшись другой рукой в вашу верхнюю ягодицу, плавно натягивает руку вниз, примерно вдоль оси тела. Он должен точно поймать направление натяжения и правильно выставить вам плечо, чтобы вас не сгибало и не разгибало. После достижения некоторого натяжения, ваша голова "надумает" подниматься. Конечно, вы можете на это не согласиться, но попробуйте немного "поддаться", и ваша голова окажется в воздухе. При этом натяжение руки может быть заметно ослаблено, так как включаются цепные рефлексы, распространяющие напряжение мышц шеи на боковую поверхность тела. По такой "технологии" оказывается возможным не только вызвать подъем головы, лежащей на руке, но и поддержать ее перенос через руку вперед или назад. Постепенно натяжение удается уменьшать, можно, например, превращать его в произвольное вытягивание руки вдоль тела вниз (попробуйте сами).
Конечно, в занятиях с ребенком вы должны предварительно выстроить содержательные для него причинности происходящего. Это не должно быть тренировками, если только ваш ребенок не подросток, но "технология" сохранится.
Может оказаться необходимым помогать ему удерживаться от сгибания или разгибания тела, но осваивать такое удержание само по себе полезно. Может быть, вы сможете пристроиться так, что упор в попу обеспечите ногой, а второй рукой сможете помогать ребенку справляться с головой.

Если все получается нормально, то вы сразу получите может быть маленькую и кратковременную, но заметную успешность.

Еще раз повторю, что успешность превыше всего, даже Германии :)

Не имеет смысла делать с детьми никакие упражнения, в которых, может быть с большой поддержкой и кратковременно, не достигается ожидаемый от этого упражнения результат. Ровным счетом ничего хорошего, кроме плохого, не достигается в таких занятиях
Результатом упражнения является только то, что является его результатом, и ничего больше.
Да, человек с большим опытом занятий может рассчитывать, что результат занятий проступит через месяц, но это не меняет ситуацию. Он тоже ожидает появления в определенное время определенного результата.

Пока мы смело можем оценивать вашу квалификацию как невысокую, вы должны делать только то, что оказывается явно эффективным прямо в процессе занятия.

Если все получается, то надо стремиться к тому, чтобы ребенок мог на весу, может быть поначалу с помощью, поворачивать голову так, чтобы видеть свою протянутую вверх руку, с кистью которой в этот момент должно происходить какое-то содержательное событие.

Научиться вытягивать вверх руку при свободной голове вообще полезно, но особенно в целях подготовки к освоению опоры на руки.
Собственно, такую фазу проходит большинство детей, когда осваивают "лодочку" как подготовку к опоре на руки.
Вот в сторону освоения этой "плавающей на пупке" лодочки мы и двинулись.

Как мы убедились, руки могут помогать голове держаться двумя способами: вытягиваясь вверх и вытягиваясь вниз. В первом случае помогая удерживать разогнутым грудной отдел позвоночника за счет напряжения нижних порций трапеции, а во втором – работая противовесами голове и оттягивая ее верхними порциями той же трапеции.

Сам по себе и тот и другой способ вполне хорош, но вот при опоре на руки наиболее востребован тонус именно нижних порций трапеции, поэтому вытянутые вверх руки, которые еще и требуют дополнительного напряжения спины, оказываются хорошей подготовкой к опоре, а вниз -- нет.

Достаточно часто бывает, что не так-то просто вытянуть руку вверх.
Причины бывают разные. Разобраться в них можно только с помощью наблюдательности и бесстрашного задавания себе как можно более простых вопросов. Поначалу вы будете с ужасом обнаруживать, что совсем не знаете на многие из них ответов, но этот ужас, надеюсь, скоро пройдет. Это просто всплыл школьный невроз: "Садись! 2!"
Поверьте, что самые нужные вопросы – это те, на которые вы можете ответить, и быстро заметите, что незаметно приходите к пониманию еще совсем недавно казавшегося совершенно не доступным.

Ну например.
Кладем ребенка на спину и пытаемся выпрямить его руку вверх, а она отчаянно сопротивляется. И ничего не понятно. Естественный вопрос: "Что же делать?", небольшим усилием превращается в очень похожий, но не такой безысходный:
"Что же я могу сделать?" Ну, можете еще раз попробовать руку выпрямить, может быть чуть иначе. И еще. Главное без паники. Не получается ... Хорошо, убедились. Придется следующий вопрос придумывать. Например, такой: "Что же еще я могу сделать?" Он может помочь догадаться, что совершенно не обязательно рука должна взять и разогнуться по первому вашему желанию, (как впрочем и по стодвадцатьпервому) Но вы вполне можете поменять ситуацию, например повернуть ребенка на бок и вновь попробовать, повернуть на живот и еще раз попробовать. Достаточно часто оказывается, что рука ведет себя сильно по-разному в зависимости от положения тела даже при том, что ребенок лежит совершенно спокойно и удобно. Но как обычно – не всегда, и вы можете обнаружить, что как бы вы ребенка ни крутили, рука сопротивляется достаточно одинаково.

Эти ваши неуспешные в смысле выпрямления руки попытки, если вам удастся провести их в достаточно игровой форме, могут помочь заметить по дороге, каким объемом движения ребенок реально пользуется, какая часть доступного объема движения реально освоена, так что ваша неуспешность в одном окажется вполне полезной в другом.

А тут, глядишь, вы и новый вопрос придумаете вроде: "Ну почему же она не выпрямляется?!" ОцЕните его глобальность и чуть снизите накал: "Что же ей мешает выпрямиться?!"
Вот этот уже более-менее пригоден для рассмотрения, правда? Ведь он позволяет попробовать раздробить проблему, а это часто помогает.
Рука ведь явно не неделимое целое, в ней очевидно много чего умеет сгибаться и разгибаться.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 2-2-08 в 19:00


Л.Зельдин (продолжение про ползание)

Открывается новое широкое поле для экспериментов. Ведь можно, действительно можно пробовать сгибать и разгибать руку всеми способами, которые вы придумаете, не считая, конечно, тех, которые будут опротестованы ребенком. Впрочем, и эти надо не забыть, может позже как-нибудь разберетесь, в чем причины возражений, и договоритесь.
А пока можно нырнуть в море открывшихся многочисленных возможностей.
Постарайтесь создать максимум условий для их раскрытия. Это значит, что ситуация должна быть спокойной. Ребенок должен полностью доверять происходящему. Находиться в удобном для него положении. Соучаствовать доступными ему способами в происходящем с его рукой.

(Хотя, надо здесь сказать, что кроме того вам надо постараться поймать ситуацию, в которой рука ему будет "не нужна", он про нее забудет, так как будет сосредоточен на чем-то, и попробовать ею двигать совершенно для него незаметно, совсем.
Может оказаться, что рука будет в другом состоянии, может быть даже совсем свободной. Хотя обычно, может быть, выглядит очень спастичной. Имеет смысл такое положение дел с настоящей спастикой различать. Мы его называем "контроль", пока более подходящего слова не подобрали. Механизм в таких случаях совсем другой, чем при "настоящем" парезе. Проблема оказывается в сложностях восприятия и интерпретации происходящего, в нашем случае, с рукой, а не с движением. Соответственно и заниматься в таком случае надо несколько иначе, чем с парезом, Сосредоточившись в первую очередь на задачах восприятия и интерпретации, а не на моторных, но об этом как-нибудь в другой раз).

Конечно, вы несколько растеряетесь, если у вас не будет "проекта" действий. Естественно, его надо иметь как некоторую сумму намерений, но их нужно не реализовывать в теле ребенка, а предлагать к совместной реализации. Дети сильно отличаются от взрослых в частности тем, что совершенно естественным для них образом людям доверяют. И учиться хотят. И развиваться. И просто поиграть, пообщаться обычно не прочь.
Так что вы вправе рассчитывать в лице вашего ребенка на благодарного партнера, если только сами не отказываетесь от сотрудничества.

"Проект" ваших действий должен быть совсем простой.
Давайте попробуем его построить.

Для начала определим, что:

1. Мы хотим посмотреть, как выглядят ограничения при пассивных движениях.
2. Движения нас интересуют локальные, в отдельных суставах.
3. Мы догадываемся, что совсем мы руку на части разобрать не сможем, поэтому справедливо предполагаем, что положение "исключаемых" из наших проб ее частей оказывают влияние на происходящее во "включаемых".
4. Ну и помним, что положения руки могут сказываться и на общем состоянии ребенка, и не упускаем его из виду.

Теперь можно и "проект" порисовать.

1. Все пробуем во всех основных положениях тела: лежа на спине, боку, животе, в вертикальном положении, с наклоном тела под разными углами к горизонту. Сначала полностью разгружая ребенка от всех возможных напряжений, потом смотрим, что получается на их фоне, может оказаться, что очень разное.
В каждом положении стараемся найти способы расширить возможности движения руки. Это значит, например, что в положении на спине попробуем ноги ребенка сгибать и разгибать, класть под голову и убирать подушку. Может быть, попробуем создать условия, чтобы спина вообще лежала не на плоскости, а была несколько округлена и т. д.
2. Берем простой концепт, скажем, изучаем возможности движения от периферии к центру, хотя, естественно, можно и наоборот.
3. Разбираемся с захватами, чтобы не занимать этой проблемой голову в процессе работы по реализации нашего "проекта". Ведь нам надо будет создавать движение в любом суставе руки, одновременно определяя положение всех остальных. И тела. И головы. Для этого проводим пробы.
4. Чтобы уже наша голова не закружилась от множества задач, сразу, еще до формулирования, начинаем рассекать наш проект на части. Скажем, решаем, что вначале разберемся только с тем, что происходит с кистью, если ею пробовать водить по собственному телу ребенка с очень маленькой амплитудой, когда он лежит в самом удобном для него положении.
5. Под каждый наш фрагмент "проекта" подбираем мотивацию для ребенка.

Замечаем, что кроме сгибания и разгибания в движениях руки большую роль играют различные скручивания вроде пронации-супинации и приведения-отведения.

Теперь только нам удастся попробовать построить эти самые фрагменты... Кошмар, да? Совершенно безмерное количество всякого разного, а до дела так никак и не доберемся ...
Да давно уже добрались. И делаем это самое дело. И довольно далеко продвинулись. Например, уже точно знаем, что ваши занятия с ребенком никак не сводимы к "Раз! Два! Три! Четыре! Сели! Встали! Легли! Отжались!"
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Марина
Участник
**




Сообщения: 97
Зарегистрирован: 22-1-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 2-2-08 в 21:41


Цитата:
Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Л.Зельдин (продолжение про ползание)

Обычная "технология", которой часто можно начинать пользоваться уже после частичного освоения положения лежа с вытянутой вверх, вдоль тела, нижней рукой использует реакцию на натяжение, которая часто является важнейшим инструментом запуска движений и во многих других случаях.


Я сначала прочитала "верхней рукой" и не очень поняла, что это за положение, а когда через день решила попробовать, увидела, что теперь написано "нижней". Нельзя ли пояснить?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 3-2-08 в 00:23


Цитата:
Исходное сообщение от Марина
Цитата:
Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Л.Зельдин (продолжение про ползание)

Обычная "технология", которой часто можно начинать пользоваться уже после частичного освоения положения лежа с вытянутой вверх, вдоль тела, нижней рукой использует реакцию на натяжение, которая часто является важнейшим инструментом запуска движений и во многих других случаях.


Я сначала прочитала "верхней рукой" и не очень поняла, что это за положение, а когда через день решила попробовать, увидела, что теперь написано "нижней". Нельзя ли пояснить?


Приятно видеть, что кто-то читает и даже вникает! Вдвойне приятно, что я тоже это место не поняла, и у нас с Леонидом Михайловичем состоялся такой диалог:
Л.З.:
Глянул, что ты навыкладывала. Наткнулся на ошибку.
«...лежа с вытянутой вверх, вдоль тела, верхней рукой...» Не верхней, а нижней!
М.Д.:
Я, конечно исправлю, но так еще непонятней. Даже представить себе не
могу, не то что исполнить...
Л.З.:
1. Встаешь по стойке смирно.
2. Правую прямую руку вытягиваешь прямо вверх.
3. Зовешь мужиков.
4. Объясняешь им задачу: тебя взять, поднять и положить (аккуратно!) на правый бок.
5. Лежишь, думаешь, как сказать понятно, в каком ты лежишь положении.
6. Как только додумаешься, сразу переходишь в положение вольно.
М.Д.: Вот теперь поняла! Ухо на руке!
Л.З.: Да!
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 3-2-08 в 00:28


Л.Зельдин (продолжение про ползание)

Забыл описать еще кое-что необходимое.
Дело в том, что рука соединяется с телом весьма нетривиальным образом с помощью лопатки и ключицы. Природа не нашла другого способа обеспечить объем движения примерно в полусферу, который может охватить рука (конечно не всякая), не сгибаясь в локте, кроме как вставив между рукой и телом две проставки – лопатку и ключицу. И та и другая играют большую роль в движениях руки, но и проблемы, естественно, могут создавать. Лопатки умеют неправильно стоять, образуя всем известные "крылышки", и слишком сильно связываться с рукой, вплоть до образования плече-лопаточного блока. Так вот, движения лопатки – очень важная, хотя и непривычная тема для наблюдения, так что придется и с ней немножко разобраться.

Для этого проще всего "поймать" ребенка, у которого все в порядке, и с его помощью на деле познакомиться с взаимодействием руки, лопатки и тела.
Удобны два способа. По первому, повернув ребенка к себе спиной, положите свою разноименную руку ему на лопатку так, чтобы ваш большой палец контролировал угол лопатки, а остальные – ее верхний край, а другой рукой возьмите ребенка за плечо (не путать с надплечьем).
Попробуйте поднимать руку ребенка в сторону. Обнаружьте, что рука поднимается примерно до горизонтали без движения лопатки, а дальше они идут вместе. Попробуйте перемещать и плечевой сустав, в первую очередь вверх, это легче всего, а оттуда уже вперед, назад, вниз. И с поднятой рукой и с опущенной.
Выведите плечо вперед. Оказывается, что и тут угол между плечом и лопаткой может быть примерно девяносто градусов, а дальше лопатка присоединяется к движению руки. Поиграйте с перемещением плечевого сустава. После того, как вы немного освоились, попробуйте оказаться с ребенком перед зеркалом и посмотреть, как все это выглядит "снаружи". Научитесь "перешифровывать" внешнее впечатление в положения руки и лопатки.
После этого вы легко справитесь и с освоением контроля лопатки при захвате спереди, который конечно гораздо менее удобен, но зато можно позвать "помощника" – опорную поверхность, к которой можно прислонить ребенка, либо положив его на спину и чуть повернув на бок (лопатки не лежат в одной плоскости!), либо поставив его к стене.

После проведения этих экспериментов постарайтесь некоторое время присматриваться к окружающим вас людям, "переводя" свои впечатления на "язык" положений.
Конечно, неплохо бы научитьcя учитывать и стояние головы, и положение верхне-грудного отдела позвоночника и грудной клетки... Ну и всего остального тела вплоть до стоп, но не все сразу. Это когда-нибудь, а пока достаточно присматриваться некоторое время к чужим лопаткам.

Дело в том, что в процессе занятий с ребенком этим заниматься некогда, все внимание занято другими событиями, и только накопленный опыт позволяет понимать роль лопатки в положении и движении головы или других частей тела, от них не отвлекаясь.

В общем случае мы можем сказать, что проблема обычно сводится к тому, что лопатки слишком сильно связаны с руками, а их связи с телом несбалансированы. Естественно, страдают все функции руки, да и на многом другом это сказывается весьма заметно.

Практически, для решения таких проблем, конечно после соответствующего анализа конкретики, выводов и проверки их правильности, подбирается некоторый набор занятий, в которых для начала "убирается" рука, а взаимодействие с внешним миром достается лопатке напрямую.
Возможностей для этого немного.
Это занятия лежа на боку с вытянутой вверх рукой, что позволяет, через плечевой сустав конечно, опираться прямо на лопатку, аналогичные занятия с заведенной за спину рукой, и занятия с упором руками вперед, но выстроенные так, что ребенку не надо контролировать направление плеча.
Например, в положении на животе в опоре на локти вы можете подвести свое предплечье спереди так, чтобы ребенок мог опереться на него подбородком, в то время как оно поддерживает ребенку и грудь, охватить его разноименные плечевые суставы и покачивать его из стороны в сторону (что позволяет ему выглядывать то справа, то слева из-за препятствия, перед ним поставленного – как пример создания заинтересованности). Кроме того, естественно, удобны и практичны упражнения, в которых вы тянете или наоборот, давите вдоль оси плеча с различных направлений, обеспечивая при этом правильное положение плечевого сустава и опоры в верхней части тела ребенка для облегчения противодействия вашим натяжениям и давлениям. Которые вначале реализуются с сохранением осевого положения позвоночника ребенка, а потом, постепенно, осваиваются и все возможные варианты – и с уравновешиванием силы вмешательства, и с "отступлением", и с ее встречным преодолением.
Большую часть подобных игр удобнее проводить поначалу в положении на спине, отстроив его так, чтобы у вашего ребенка ушли всякие ненужные напряжения, что обычно вполне возможно, если постараться.

В процессе таких занятий вам станут понятны и значительная часть сложностей, которые испытывает ваш ребенок и с опорой на руки, и с дотягиванием, и с манипуляциями, и некоторый "инструментарий", позволяющий с ними работать.

Это естественно только небольшая часть возможных проблем с руками. Часть из них проявляется только в комплексных, а не изолированных ситуациях, например зависит от направления взгляда и положения тела одновременно, но не разобравшись с изолированными проблемами, забираться в дебри более сложно организованных не стоит.

В утешение могу только сказать, что значимость для ребенка успешности, достигаемой пусть в искусственно изолированных движениях, невозможно переоценить. В них он, может быть впервые, переживает правильные движения и узнает, к чему стоит стремиться. Часто именно благодаря этому возникает чувство правомочности требований к функциональным возможностям собственного тела, готовность бороться за их расширение и вкус к занятиям.
Более того, достаточно часто бывает так, что, получив помощь в решении локальной, изолированной проблемы, дети сами включают приобретенные возможности в реальную активность, так что следующими уровнями просто не приходится заниматься.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 4-2-08 в 00:45


Л.Зельдин (продолжение про ползание)

Вернемся после очередного, но в данном случае, кажется, не лирического, отступления к нашему "проекту".

Утоп уже в теме опоры на руки... А что делать? Без нее никуда.

Я честно пытаюсь прорваться к конкретике занятий, которая естественно в первую очередь и интересует читателей, но, если в реальной консультации просто помогаешь избавиться от ошибок в построении определенного упражнения с конкретным ребенком, здесь приходится пытаться обезопасить от всех возможных ошибок в занятиях со всеми возможными проблемами. Подозреваю, что это должен был бы быть том примерно энциклопедического размера, а я все надеюсь быстренько и незаметно проскочить всякие сложности.
Не очень понятно, что может в конечном счете получиться, а если вспомнить, что все многочисленные кафедры не только у нас, но и в мире ничего такого не сделали, то и вовсе можно оставить всякие надежды, но вот, как ни странно, стали показываться первые признаки близости опушки в наших непролазных дебрях хоть по одной теме.

В конечном счете ведь материал должен выглядеть примерно как выложенные уже "Упражнения с мячом" или "Подготовка к письму", но, к сожалению, не так много тем, поддающихся такому описанию.

Итак, попробуем начать с оглаживания ребенком себя.

Выбираем для начала место, до которого ребенок легче всего дотягивается, например его собственный живот, и поглаживаем его небольшим движением, превращая это в какую-либо игру, например в "угадайку".

Кладем на живот различные, но легко различимые при поглаживании предметы (проверьте предварительно на себе легкость их распознавания!) и угадываем. Рукой ребенка водите вы. Как только процесс пошел, то вашей задачей является оценка правильности выполнения движения: что тянет, как стоит плечевой сустав, локоть и т. д. Обратите внимание на то, как лежит кисть. Если она существенно отклоняется от прямого положения, то попробуйте перевести ее в положение с некоторой гиперкомпенсацией исходного отклонения. Если ладонь не раскрыта, пробуем постепенно раскрыть и т. д. В случае, если вам удается получить существенные выигрыши относительно исходного положения дел, то эта игра уже будет неплохим коррекционным упражнением.
Только не пытайтесь получить все и сразу, наша задача пока в первую очередь осознавать и запоминать проблемы, а не коррекцией заниматься. Хотя устойчивость "неправильностей" тоже надо оценивать. И время, нужное ребенку на то, чтобы адаптироваться, тоже. И степень его ориентированности в ситуации.

Обратите внимание на то, что гладить живот можно двумя основными движениями: сгибая-разгибая руку в локте и за счет отведения-приведения плеча. В первом случае кисть будет двигаться по вертикали, а во втором – по горизонтали. У кого-то могут легче получаться изолированные движения, у кого-то легче пойдет движение по кругу. Но анализировать встречающиеся проблемы и их описывать будет конечно легче при изолированных движениях.

Давайте попробуем сообразить, что мы можем заметить.
1. Насколько легко "приземлить" руку на живот.
2. Насколько рука в этом положении пластична. Какие ограничения проступают в движениях лопатки, плечевого сустава, локтя, запястья, кисти.
3. Можно попробовать оценивать, что и как конкретно мешает или не мешает.
4. Как ребенку вообще живется с рукой на животе. Не возникает ли из-за этого каких побочных реакций.
5. Оцениваем, в какой степени ребенок справляется с самостоятельными движениями. Что у него получается с помощью, какие действия его рукой он может только наблюдать.

В общем, есть чем заняться. Весь такой анализ профессионал делает за секунды, скорее проверяя свои ожидания, чем тестируя. Но начинают все одинаково. Медленно, спокойно, стараясь не упускать того, что кажется мелочами.

Разобрались с первой позицией, которой может оказаться конечно и некая другая, эту мы выбрали просто из-за гипотетической легкости, берем вторую. Например, пробуем положить ладошку на макушку. И рассказываем историю про барашка Бяшу, который сегодня хорошо ел кашу. И одну ложку съел, молодец, погладим за это Бяшу, и вторую съел, молодец, погладим за это Бяшу...
Тем временем отсматриваем все наши задачи.

Строим пару, тройку промежуточных положений.

Отсматриваем продвижение с головы на живот и наоборот. Тоже желательно с сюжетом.

Кладем на тело другую руку ребенка и ездим по ней, делая остановки на значительно различающихся тактильно участках.

После этого можно попробовать попутешествовать ладонью по голове, найдя для этого достойную причину, проявляя специальный интерес к попытке дотянуться через верх до противоположного уха.

Посмотрите, в каком положении окажется плечо ребенка. Не в том ли, которое нужно и для того, чтобы руку вверх вытянуть и под голову ее положить лежа на боку?

Это мы по дороге попробовали, кроме наших "научных изысканий", еще и показать возможный подход к одной из типичных ДЦП-шных проблем, называемой неосвоенностью тела. Которая часто достаточно грубо ограничивает и моторные возможности. Успешно выдавая себя за чисто двигательные проблемы.

Конечно вытянуть плечо вверх могут помешать и тонусы, рефлексы, бывают и контрактуры, но сенсорные и пространственные расстройства обычно играют при ДЦП отнюдь не последнюю скрипку.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 5-2-08 в 01:08


Л.Зельдин (продолжение про ползание)

А почему, собственно, столько внимания вытягивания плеча вверх, когда мы вроде про опору на руки говорим?
А потому, что именно это движение хорошо помогает запустить разгибательные напряжения в грудном отделе, которые очень нужны для удержания головы.
И потому, что это движение помогает развязать руки от глобальной разгибательной реакции, в которой оно, конечно, непременный участник, но вот если его реализовывать на фоне сгибательных напряжений, пусть для начала лежа на спине, без которых, как мы помним, на четвереньках не устоишь, то глядишь удается освободиться от его обязательного участия в тотальном разгибании.
В общем, поверьте, вещь хорошая, пригодится.

Все игры, которые мы здесь разобрали, объединяют три качества: неподвижное, спокойно и удобно лежащее тело, неподвижная голова и отсутствие участия зрения.

Потому что, чтобы разобраться, надо проанализировать, а чтобы проанализировать, надо разъять на части.

В рамках наших игр уже прояснились почти все проблемы с различными ограничивающими движение руки факторами вроде спастики или контрактур. Проблемы с самостоятельной организацией движения тоже уже наверно прояснились, и некоторый опыт помощи в ней в рамках совместного движения вы тоже приобрели.

Но движение руки в открытом пространстве, влияние на него различных напряжений и положений, ситуация со зрительно-моторными координациями потребует от вас отдельных усилий.

Тем временем никто не запрещает вам заниматься подготовкой к ползанию.
Первый этап такой подготовки – это надежное, без помощи напряжений в плечевом поясе, удержание головы на весу в положении лежа на животе.

Мы пока разобрали подход к освоению такого удержания только лежа на боку.

Лежа на животе ребенку бывает сложно поднять и удержать голову по разным причинам. Но в конечном счете все сводится к недостаточности напряжения разгибателей спины.

Чтобы с этим разобраться, я обычно предлагаю двигаться с другого конца: не пытаясь разогнуть спину, преодолевая вес головы, а наоборот – для начала дать голове разогнуть спину.
Для этого обычно достаточно посадить ребенка себе на колени лицом к себе, и для удобства общения помочь ему несколько откинуться назад, поддерживая, естественно, ему голову и спину. Тут-то и выясняется, а умеет ли он вообще разгибаться? Или забыл, как это делается за ненадобностью?
В такой ситуации дети обычно очень быстро признают ценность такого прогиба, если он доступен, или готовы попытаться прогнуться с вашей помощью, которая реализуется удобно, если ребенка положить на спину и, подведя под нее две свои руки, аккуратно ее прощупать и, может быть чуть покачивая из стороны в сторону "застрявшие" места, помочь немного прогнуться, не пытаясь, естественно, ничего "править".
Только если вам удалось закрепить такую конфигурацию в числе хорошо знакомых и желаемых, вы можете надеяться, что ребенок сможет предпринять усилия для ее достижения.
Надеюсь, понятно, что эти игры не очень нужны детям, и без нашей помощи постоянно распяливаемых, речь идет о детях с трудностями разгибания. На всех, к сожалению, не угодишь, как известно, бывает и так, что ребенок в одной ситуации не может разогнуться, а в другой согнуться. Мы пока про тех, кому разогнуться всегда трудно.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 10-2-08 в 18:38


Л.Зельдин (продолжение про ползание)

Мы разобрали некоторый достаточно универсальный прием, который можно назвать "Принципом Конечной Формы", который часто используется для выхода на использование "Принципа Конечной Позы".
Этот последний говорит, что прежде чем овладеть позой, ее надо иметь. Непонятно, да? Это просто, чтобы лучше запоминалось. Речь о том, что нужно уже знать некое положение тела до того, как вы захотите в него попасть.
Настоящие дети-маугли, как известно, не ходят. Никогда не видели, как это делают. Но видеть, как что-то делают другие, хватает только при хороших способностях к подражанию, остальным людям надо давать попробовать в их собственном теле, к чему имеет смысл стремиться. Это и есть "Принцип Конечной Позы". В этом отношении правильная идея, что ребенка нужно ставить для того, чтобы он научился стоять, другое дело, что обычно надо далеко не только это делать.
Предшествующий ему "Принцип Конечной Формы" говорит, что тело может освоить форму, которую оно будет иметь в "Конечной Позе", в любом другом положении. Форма тела одинакова в положении лежа на спине, стоя на ногах и стоя на голове. Много чего может помешать человеку, умеющему лежать на спине, освоить и стояние на ногах и стояние на голове, но если он на спине лежать не умеет, то шансы освоить два других положения очень малы.
В сохранении любой позы очень большую роль играет так называемое суставное чувство, помогающее определять взаиморасположение частей тела вне зависимости от мышечных напряжений. А ему совершенно все равно, стоите вы на голове, на ногах или лежите. Поэтому так важно в самом удобном положении создавать, пусть совершенно пассивно, нужную форму тела, и запоминать ее как ценную, раз за разом наполняя позитивом связанные с ней переживания.

В данном случае нас интересовало удержание прогиба спины в положении откинувшись на фоне различных положений рук и ног. Более того, чем больше их разнообразие, тем лучше. Дальше можно плавно перебираться вместе с прогибом на бок и учиться так жить и ногами и руками и усами (это для рифмы) шевелить. Потому что любая активность конечностей требует ответных тонусов в корпусе, и таким образом ребенок, вроде ничего не делая, приобретает способность удерживать форму тела при внешней попытке ее нарушить. Что вы и должны пытаться начинать делать под всякими предлогами, имея, конечно, со стороны ребенка хорошо мотивированные и успешные попытки вам не поддаваться.

Дальше обычно перебираются в положение сидя на пятках, которое ведь очень мало отличается от положения сидя у вас на коленях, с которого мы начинали эту историю.
Но вы оказываетесь сзади от ребенка, может быть не сразу, и сохраняя возможность обеспечивать положение откинувшись, можете и положить его грудью на его собственные бедра, что может быть тоже надо будет делать не сразу, а постепенно к нему подбираясь. Например, зачастую некоторое время ребенок справляется с подъемом только из достаточно высокой позиции, поэтому надо обеспечивать ему достаточно высокую опору спереди, но наверно даже чаще встречаются дети, для которых основная трудность – это запуск разгибательного напряжения, поэтому им гораздо легче начинать разгибаться, предварительно сильно согнувшись.
В таких случаях здорово помогает жутковато выглядящая со стороны помощь в виде натяжения выведенных за спину рук (аналогично помощи в подъеме головы на боку). Чтобы она работала, надо вначале помочь ребенку вывести плечевые суставы вперед, затем вверх, и только отведя их назад, набирать натяжение рук. Попробуйте эффективность этого приема на себе. Для этого достаточно просто стоя сцепить кисти прямых рук за спиной и, проведя плечевые суставы по кругу вперед-вверх-назад, натянуть руки вниз. Конечно, желательно попробовать это проделать и в тех же положениях, в которых вы предлагаете это ребенку, но осторожно, ваш радикулит всегда готов к общению...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 10-2-08 в 18:45


Вопросов по-прежнему нет? Неужели все понятно?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
мамаНаташи
Активный участник
***




Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 11-2-08 в 11:50


Наверно, большой массив информации - не успеваем переваривать:sleepy:...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 11-2-08 в 12:47


Цитата:
Исходное сообщение от мамаНаташи
Наверно, большой массив информации - не успеваем переваривать:sleepy:...

Тогда приторможу )))
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Марина
Участник
**




Сообщения: 97
Зарегистрирован: 22-1-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 28-2-08 в 23:57


Может быть, если уже есть продолжение, все-таки его помещать? Вопросы могут потом возникнуть, а пока хочется дочитать до конца (то есть до начала собственно ползания) :weep:
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 29-2-08 в 12:36


Цитата:
Исходное сообщение от Марина
Может быть, если уже есть продолжение, все-таки его помещать? Вопросы могут потом возникнуть, а пока хочется дочитать до конца (то есть до начала собственно ползания) :weep:

До конца дочитать мне и самой хочется :)
Давайте, действительно, продолжим - в надежде, что картина начнет проясняться! Л.М. некоторое время назад написал:

Предлагаемые вашему вниманию записки написаны в весьма тяжелой для восприятия манере "потока сознания". Автор имеет единственное оправдание: отсутствие других известных ему текстов, в которых рассматривались бы
очень многие из огромного вороха тем, очень важных для родителей детей с ДЦП. Задача этих записок -- обозначить подходы к по возможности значительной части этих тем, пусть в ущерб литературности и методичности. Автор решился бороться за количество при минимальном качестве в надежде на то, что благосклонный читатель поможет ему устранить наиболее существенные из многочисленных недостатков этих записок.

Возможно, с этой мыслью будет легче читать :)

Итак, Л.М.Зельдин. Продолжение про ползание.

Разобравшись по дороге с некоторыми методическими ходами , мы поняли, что нужные нам движения можно строить в одних ситуациях, а использовать в других. Когда мы собираем праздничный стол, то ищем шпроты в холодильнике, стулья у соседей, а лампочки для елки на антресоли. В построении новых двигательных комплексов примерно так же.

Разгибание корпуса, без которого голову не поднять, можно освоить одним способом. Набрать тонус живота, нужный, чтобы дать опору грудным мышцам – другим. Научиться направлять в нужном направлении плечо – третьим.
Остается собрать все это в одном месте в одно время.

Понятно, что то же разгибание корпуса нам еще надо "перевернуть", сделать доступным лежа на животе. Но мы ведь уже поработали над тем, чтобы удержание такой формы тела было устойчивым против различных сбивающих его "вмешательств". И с натяжением трапеции поработали. И с направлением плеча.

Ничего не забыли?
Забыли. Глаза. Направление руки, обычно называемое дотягиванием, функция со зрением очень связанная. Хотя зрение и не единственный организатор дотягивания, и конечно можно его ставить и без помощи зрения вообще, но это наиболее естественная связь, которая дает выпрямление руки в направлении взгляда. В "плохом" виде эта связь вылезает в рефлексе фехтовальщика, связанным со взглядом вбок, в "хорошем" – в реакции оптической опоры.

Поэтому если сохранять фронтальное направление взгляда, то тело можно научиться закручивать без выбрасывания руки. Сам по себе рефлекс фехтовальщика совсем не плох, даже нужен, дети на нем учатся присаживаться через бок. Он создает проблемы только если избыточно активен.
(есть отдельный ответ про рефлекс фехтовальщика и как с ним бороться)
А "хорошая" реакция оптической опоры при избыточности уводит взгляд от объекта, привлекшего внимание, и не позволяет развивать вторичные зрительно-моторные координации. У нее три фазы: Организация центрального взгляда на захватывающий внимание объект, протягивание руки в его направлении, увод взгляда с сохранением тонуса в руке.

Реакция опоры развивается на любой резко захватывающий внимание объект. Может и на внезапно увиденную луну. В этом случае ее называют дотягиванием, хотя она совершенно идентична реакции на надвигающийся пол.

Замечательно, что наиболее сильно эта реакция проявляется на "пустоту", на исчезновение привлекшего внимание объекта, что стандартно используется для запуска опоры при занятиях с грудниками, которых вначале приближают лицом к столу и сразу выносят за край. Руки выбрасываются и под них тут же "подставляется" стол.
Реакция держится поначалу секунду, но быстро укрепляется в повторах и превращается в устойчивую.

Оптическая реакция опоры имеет фиксированное направление, плечевой сустав в ней запирается, поэтому надо, не дожидаясь ее полного оформления, при первой возможности начинать покачивать ребенка на руках, оставляя от нее только важнейший компонент – выпрямленные руки.

Ну а нам-то что делать с этой оптической опорой?
Набирать ее, не приближая ребенка к объекту, а наоборот, приближая объект к ребенку. Это может быть большая игрушка, диванная подушка или просто ваше лицо. В любом случае этот "объект внимания" должен стараться ребенка «придавить», но чутко реагировать на любую попытку его оттолкнуть. Много раз подряд. Но надо обращать внимание и на истощаемость реакции, которая поначалу может быть очень быстрой. Надо вовремя сделать паузу, прежде чем тренировать ее вновь.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
мамаНаташи
Активный участник
***




Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 29-2-08 в 19:28


А имеет значение, КАК именно ребенок отталкивает "приближающуюся опору" (руки-то у нас неправильные - сжатые кулачки, или одна рука толкает, а другая нет). А бывает, два раза "оттолкнет", а на третий руки совсем не поднимутся. Это что, такая быстрая истощаемость реакции?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 2-3-08 в 22:57


Цитата:
Исходное сообщение от мамаНаташи
А имеет значение, КАК именно ребенок отталкивает "приближающуюся опору" (руки-то у нас неправильные - сжатые кулачки, или одна рука толкает, а другая нет). А бывает, два раза "оттолкнет", а на третий руки совсем не поднимутся. Это что, такая быстрая истощаемость реакции?


Ответ Л.Зельдина:

Все имеет значение: и как, и сколько, и с какой силой, и с каким чувством.
Имеется и некоторая иерархия значений, которая к сожалению у разных детей разная, но в общем примерно такая:

Главным значением выступает сама реакция: выставить руки и выдержать некоторое на них давление.
Поначалу она может выглядеть почти как глобальный тонус, и руки приходится в приемлемую позицию предварительно выводить пассивно, но удержать давление на глобальном тонусе тяжело, он дифференцируется понемногу и, глядишь, превращается во вполне конкретное движение отталкивания.

Замом главного значения выступает постановка плечевого пояса и головы.
Не должно быть сгибания корпуса и сползания плечевого пояса вперед. Иначе и руки на опору ставиться будут плоховато, и голова будет "клевать".

Помом главного выступает вариативность, пусть очень небольшая, направления сопротивления давлению.

Помом зама выступает темп выстраивания реакции.

Замом пома -- стойкость реакции в повторах.

Ну и у всех у них есть один сотрудник: объем движения, и одна сотрудница: правильность движения.

Дело в том, что если есть и выносливость, и темп, и вариативность, и нет грубо патологических установок, то просто неправильное движение обычно можно корректировать, а вот без них затруднительно.

Так что если поначалу опора на кулачки, особенно пугаться не стоит, главное напряжение в локтях. Плохо бывает разве что с просто болтающимися кистями у гипотоников. Да и то некоторое время реально интересует, пожалуй, только отсутствие дальнейшего разбалтывания суставов.

Если то выставляет руки, то нет -- присмотритесь, может просто хулиганит? Имеет право.
Другое дело, что право это должно быть ограничено. Опора на руки -- не игрушка, это важнейшая защитная реакция, так что надо аккуратно, но настойчиво с некоторого момента готовности показывать, что игры играми, а нос надо надежно беречь, не передоверяя это дело никому.

Реакция опоры должна быть доведена до полной автоматизации. Она должна срабатывать, чем бы ребенок в этот момент ни был занят, толком его даже не отвлекая. Сохраняя безусловность, темп и жесткость в любой ситуации.

Естественно, ребенок не автомат, имеет право делать с этой реакцией что угодно.

Автоматизация подразумевает вовсе не механичность, а отсутствие необходимости "личного участия".
Дыхание у нас с Вами, например, вполне автоматизировано, но отлично произвольно регулируется, если надо.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 4-3-08 в 01:29


Л.Зельдин (продолжение про ползание)

Можно, конечно, идти и совсем другим путем, например осваивая контроль головы, положенной на вытянутую вверх руку. Есть хорошие шансы получить опору на свободную руку, которая очень перспективна именно в силу своей асимметричности.

Обратите внимание, что опора на руки немножко парадоксальна: руки должны выпрямляться вперед на фоне некоторой сгибательной реакции корпуса. При этом трапециевидная мышца должна напрячься так, как будто она помогает рукам подниматься, а спина при этом должна как ни в чем не бывало разгибаться, занимаясь исключительно подъемом головы.

Про ноги мы пока не вспоминаем, в этом движении они могут вообще не участвовать, хотя позже надо будет и с ними согласовываться.

Так как же нам собрать в одну кучу все это богатство?
Это и есть самое интересное. Как только соберем, получим требующуюся опору на руки с высоко поднятой головой.
Так как?
Не знаю.
В каждом конкретном случае по-разному.
Появление новой способности -- всегда маленькое чудо.
В каждый конкретный момент занятия с ребенком подбираешь подходящие организаторы движения, тонуса, внимания для того, чтобы все согласовать.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 7-3-08 в 01:12


Л.М.Зельдин. Продолжение про ползание.

В общем логика примерно такая: для того, чтобы получить новую функцию, надо сначала набрать все ее составляющие, а потом построить ситуацию, в которой они все активируются и согласовываются.

Все очень похоже на приготовление супа. Начинается все с простого набора составляющих, а заканчивается ... , заканчивает повар. Из одного и того же набора продуктов у разных людей, как известно, получается очень разный по вкусу супчик.

Если серьезно, то мозг состоит из множества различных структур, он чрезвычайно дифференцирован, и каждая из этих структур очень специализирована. "Товарищи ученые" проделали колоссальную работу по выявлению этих структур и их функций. Но кажется никто до сих пор не может сказать ничего, кроме общих слов вроде бессмысленно-магического "компенсирует" по поводу того, как же мозг обходится без выпавших по каким-либо причинам структур.
Мне так кажется, что основой этой способности является интегративная функция мозга как цельного образования. В самом деле, мозг постоянно "должен" сводить воедино казалось бы несоединимое: например, зрительные и тактильные впечатления, слуховые и вкусовые. Вспомните хотя бы, как вкусно хрустят соленые огурчики...
И мозгу удается это делать абсолютно с чем угодно. Например, некоторые люди переживают математические формулы как зрительные образы, а кое для кого они еще и вкус и запах имеют.
Похоже, одну и ту же задачу мозг умеет решать бесконечным количеством способов. И наша работа сводится к тому, чтобы он "захотел".
А для этого приходится делать супчик.

Кое-что мы уже рассматривали. Например, чтобы научиться держать голову, мы натягивали четырехглавые мышцы и хохотали.
Задумайтесь на минутку, можно ли такое придумать в трезвом уме и твердой памяти? Однако мозг это странноватое блюдо "съедает" с удовольствием и никакой экзотичности в нем, похоже, не находит. Только чуть "подсаливает", добавляя "по своему вкусу" напряжение сгибателей шеи.
Понятно, что такое хитрое дело как кулинарное действо, да еще в коллективном исполнении минимум троих участников: вас, ребенка и его физиологии, плохо поддается описанию даже по факту, а уж не зная всех участников и имеющегося набора продуктов, прописывать, что и как делать, мягко выражаясь, неразумно.

Как же так! - может возопить изумленный читатель. Во всех книжках только и пишут рецепты! Да, пишут. Вы же их покупаете? Хотя наверное знаете, что по рецепту нельзя сделать ничего нового. Никто еще таких рецептов не придумал. С помощью рецептов можно и нужно обеспечить условия для решения творческой задачи, но не решить ее. А развитие каждого ребенка – творчество. Самое обыкновенное.

Кто-то сказал, что художник рисует не то, что есть, а то, что он хочет увидеть. А ребенок хочет сам кем-то стать. И приглашает вас поучаствовать в процессе. Это получается только в режиме здесь и сейчас, в проживании. Чем радикально отличается от любых тренировок. Результаты, которых надо ждать месяцами или годами. В абилитации же стоит задача получения нового, оно либо появляется прямо сейчас, либо нет. Тренировки, конечно, тоже нужны, но потом. Нельзя ведь тренировать то, чего нет.

Наша культура так устроена, что старательно уговаривает нас жить завтрашним днем, но очень многое при таком отношении к жизни просто невозможно. В частности абилитация, всегда разворачивающаяся в непосредственном переживании становления человека.

Все это вовсе не означает, что все должно висеть в воздухе и ножками болтать в чистой произвольности.
Любые занятия содержат множество определенностей. Эта, техническая, сторона бывает очень и очень непроста. Часто пугает.
Но я предлагаю относиться к ней позитивно. Человек может быть свободен в любых обстоятельствах, он выше в своем их приятии.
Определенности -- это почва под ногами. Совершенно не обязательно с ними что-то делать, но признавать точно надо. Тогда перестаешь сталкиваться с ними вслепую и шишки набивать и буксовать, впустую растрачивая силы, пытаясь сделать невозможное.
Находить возможности в ситуациях, казалось бы, безвыходных – можно. Только дело это творческое. Предполагает неожиданности. В свое время у нас была популярна игра в неразрешимые загадки, в виде пари. Например:
-- "Я сейчас прыгну выше шкафа."
-- "Этого, двухметрового?"
-- "Ага! Спорим!"
-- "Прыгни!"
Прыг на сантиметр.
--"Теперь пусть шкаф прыгает!"
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 7-3-08 в 17:49


Вроде как продолжение про ползание, а на самом деле - лирическое отступление, не становящееся от этого менее важным :)

Л.Зельдин:

Абилитация вся состоит из неожиданностей. Только они, в отличие от супа, не в нашей воле. Наше дело построить условия, в которых они могут случиться. И ждать. Ожидание – мощнейший фактор в коррекционной работе. Именно оно создает место для того, чего иначе никогда не будет.

Основой ожидания является простое доверие к жизни.
Чего я вам и желаю.

По этому поводу я тут написал некоторый "аллегорический" рассказик.

... Попутчиком Джейн оказался старенький доктор, который уже через полчаса знакомства, привычно улыбаясь, выслушивал все ее жалобы.
И про постоянный туман в голове, и про ледяные ноги, и про боли в животе, и про онемевшие с утра руки, и про совершенно невыносимые постоянные придирки свекрови и ... .
Станция. Ее станция!
Джейн судорожно схватила вещи и, выбегая из купе, успела услышать: "Режим, милочка! Спасение для Вас – режим!"
Только проехав полдороги до дому, запоздало и обиженно Джейн взорвалась: "Режим! Да я и так как в тюрьме! Бессрочно! Каждый день подъем в семь и понеслось: рубашку мужу, завтрак всем, бутерброды ребенку в школу, а в восемь пятнадцать уже сама должна вылетать из дома и дай Бог в одиннадцать упасть и забыться! Режим ... !"
Может быть от обиды, но слова доктора запомнились, и Джейн пересказала их, оказавшись в очередной раз у своего врача, уже почти как анекдот. Совершенно неожиданно для нее он очень серьезно отнесся к ее рассказу, задумался и подробно расписал – что, когда и зачем она должна делать.
И действительно все стало ясно, правильно и понятно. И конечно, встав с постели, она обязательно будет подпрыгивать ровно тридцать три раза, и по лестнице будет спускаться только пешком, а на работе будет обязательно каждые два часа две минуты смотреть в потолок. И все будет хорошо.
И на следующий же день Джейн с воодушевлением встала на путь к светлому будущему.
Уже десятым прыжком она разбудила мужа, которому вообще-то вставать на час позже, но выйдя из квартиры, честно побежала вниз по лестнице и на пятой ступеньке подвернула ногу, потому как оказалось, что ее единственные сапоги совершенно для такого занятия не предназначены. И это не лишило ее энтузиазма, но когда на совещании у начальника осталось смотреть в потолок всего 20 секунд, тот почему-то счел это занятие личным оскорблением и, при всех! устроил Джейн разнос.
И все вернулось на круги своя, просто добавив в длинный список ее разочарований еще одну строчку...
Только через много лет она случайно узнала, что режим по мнению того доктора отличается от распорядка добровольностью, и догадалась, что советовал он ей просто вспомнить то, что она хотела, вырвать из цепких лап принудиловок чуть-чуть сил и, вместо чтения Донцовой, по дороге упорно продумывать давно заброшенный ею цикл иллюстраций к Басё. Именно потому, что никто ее не заставляет. И поняла, что это действительно могло изменить всю ее жизнь. Ведь наверно не случайно через столько лет ее разыскали японцы, к которым непонятным образом попали несколько сделанных ею во время нудных совещаний набросков.

Воспользуюсь представившимся случаем и приведу три хайку Басё.

Ветер со склонов
Фудзи в город забрать бы,
Как бесценный дар.

Долгий путь пройден,
За далеким облаком.
Сяду отдохнуть.

Взгляд не отвести -
Луна над горной грядой,
Родина моя.


Ну и как иллюстрацию к тезису о том, что правильным путем можно пройти только ошибочной дорогой, отмечу некоторую неточность в моей "аллегории". По-хорошему, препятствия внешне правильным действиям Джейн должны были бы быть внутренними, правда?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 9-3-08 в 13:11


Л.Зельдин. Продолжение про ползание.

Итак, будем считать, что так или иначе, но опору на руки мы
получили, а может, она и сама появилась, или вообще давно есть. Что
же дальше?

Дальше много всего.
Для начала опора на руки должна стать совершенно надежной. Обычно
я предлагаю такой критерий как звук от удара руками в пол при
набрасывании на руки и отсутствие кивка головой при таком
столкновении. Это свидетельствует о том, что ребенок способен
организовать жесткий тонус, гарантирующий удержание на руках. До тех
пор, пока он не сформировался, ползание толком обычно не идет.

Для того, чтобы жесткий тонус мог сформироваться, надо позволить
быть эффективными тем реакциям, которые есть, пусть медленным, пусть
слабеньким, пусть почти мгновенно истощающимся. Это ваша задача – обеспечить их эффективность.
Создать достаточно большое время развития реакции.
И само столкновение сделать совсем слабеньким. (Физически, но не эмоционально!)
И вовремя отпраздновать победу, потому что поначалу тонусы
обычно держатся только мгновение.
И следующую попытку делать через правильное время.
И количество подходов в серии правильно определить.
Успешность превыше всего!


Еще кое-что неприятное.

Постоянно сталкиваюсь с тем, что люди ставят ребенка перед
заведомо невыполнимыми для него задачами с поразительным,
заслуживающим лучшего применения упорством.

Представьте себе, что каждый день, уже много лет, с утреца вам на
голову кладут бочку килограмм этак на 200 и кричат: "Держи!" Ну вы
конечно стараетесь выжить, и уже даже очень хорошо это умеете: для
этого действительно надо на долю секунды упереться, чтобы успеть
выставить одну ногу в сторону и быстро прогнуться, выскакивая из-под
бочки. Вы уже просто мастер своего дела, и команда "Держи!" легко
вызывает у вас готовность ко ВСЕМУ ЭТОМУ ПОВЕДЕНЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ.
Ровно так развиваются события при всех столь популярных тренингах
неуспешности. Даже еще хуже, потому что бочку на голову ребенку
обычно ставят не один раз, а "до потери пульса", просто истощая все
то, что якобы хотят натренировать. И хорошо выучивают ребенка,
например, не стоять на руках.

То, что в спортивных тренировках главное – не перегружать себя
любимого знают все, а вот что не очень здорового ребенка держать в
состоянии постоянного истощения, наверное, не полезно, – очень и очень
многие почему-то не догадываются.

Причина понятная и печальная: люди проецируют на ребенка свой
стресс неуспешности, связанный с его, ребенкиной, "неправильностью".
Ну и естественно требуют немедленно, прямо сейчас, эти их,
взрослых, проблемы решить: "Ходи!" "Пой!" "Пляши!"

Присмотритесь к детям. Они очень умело обходят те задачи, на
которые у них не хватает сил. Неуспешность вплоть до подросткового
возраста допустима только координаторная. Она нормальна. Если она
вариативна, то является просто естественным путем обучения. А как
иначе научиться, скажем, попадать мячиком в цель, кроме как
много-много раз его кидать в цель, не попадая?
Но очевидно, что ничего хорошего не получится, если мячик до мишени никогда не долетает.

Ровно такая же ситуация и с опорой на руки. Надо набирать
успешные повторы. Много повторов. Варьируя их при первой
возможности. Часто нужны многие сотни повторов, прежде чем опора
достаточно окрепнет.

Вас не должно пугать то, что она может быть совсем слабенькая вначале.
Обычно, при нормальных занятиях, прирост возможностей идет в
долях от имеющихся, так что почти неприметный вначале, он быстро
становится хорошо ощутимым, хотя всегда очень неравномерным.

Определить абстрактную норму занятий нельзя, она колеблется день
ото дня, и одна из важнейших ваших задач – научитьcя понимать, сколько
сделать СЕЙЧАС.

Надо понимать, что уже полученная опора на руки станет более-менее уверенной в лучшем случае через пару недель, а надежной может быть только через несколько месяцев.
Все это время надо регистрировать динамику, замечать расширение возможностей ребенка
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
мамаПоли
Модератор
******


Аватар


Сообщения: 642
Зарегистрирован: 28-12-06
Откуда: РФ, Москва, ЮЗАО
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 9-3-08 в 17:21
Модераторское обращение ко всем!


Большая просьба, если уж кто-то решил разместить на других порталах какие-то тексты с форума - давать гиперссылку на этот сайт, как первоисточник.



\"Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать.\" (Коко Шанель)
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 10-3-08 в 21:55


Цитата:
Исходное сообщение от мамаПоли
Большая просьба, если уж кто-то решил разместить на других порталах какие-то тексты с форума - давать гиперссылку на этот сайт, как первоисточник.

Поддерживаю - не с точки зрения авторских прав, а с точки зрения смысла. Ну наткнется человек на обрывок обсуждения - ни вопрос задать, ни контекст увидать... Так и запутать людей недолго, а мы ведь этого не хотим, правда?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 10-3-08 в 22:11


Л.Зельдин. Продолжение про ползание.

Теперь давайте определим, что от этой опоры на руки требуется для обеспечения ползания.

1. Возможность смещения тела за счет движения в плечевых суставах, без потери опорности.
2. Возможность развития торсионного напряжения, необходимого для переноса веса на одну руку.
3. Способность удержать вес на ОДНОЙ руке, "ушедшей" хоть немного от вертикали под тело.

Смещению тела часто мешает плече-лопаточный блок. Его надо прорабатывать вначале вне опоры.

(Помните, что опора на руки угрожает падением! Это достаточно
экстремальная ситуация! Без надежной, многократно проверенной
страховки ребенок думает в первую очередь о том, как бы не разбить
нос).

Потому что если вы пытаетесь "пробить" плече-лопаточный блок при
опоре на руки, а он связан с напряжениями и бицепса и трицепса, а не
только мышц лопатки и грудных, то одновременно "срываете" и
имеющуюся у ребенка единственную опорную координацию. Если блок вам
поддается, то и руки перестают держать. Попытка ребенка удержаться
вызывает этот самый плече-лопаточный блок опять.

Заканчиваются такие игры зачастую освоением движения руки с
плече-лопаточным блоком, а ля парез Эрба-Дюшена (он же акушерский).
Видели? Вам такое надо? Конечно у ДЦП-енка это не такое стойкое
состояние, как при акушерском парезе, но избавиться от возникшей
подмены движений в плечевом суставе движениями лопатки очень не
просто.

Если плече-лопаточный блок имеется, то надо научиться
контролировать лопатку, одновременно помогая движениям руки. Обычная
техника сводится к тому, что одной рукой, скажем правой, охватываешь левую
лопатку сзади (у сидящего ребенка), а другой, например, охватив
локоть, помогаешь ребенку двигать рукой, одновременно, если нужно,
создавая упор лопатки ребенка в свою правую руку. Это не очень
просто поначалу, очень помогут предварительные "эксперименты на
живых людях" – в данном случае желательно близкого возраста. Надо
научиться направлять руку с правильным разделением движения между
лопаткой и плечом.

Сидя просто легче всего разобраться, что к чему, а заниматься
придется не только в этом положении, естественно.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 12-3-08 в 09:59


Л.Зельдин. Продолжение про ползание.

Предположим, блока нет, или мы его более-менее преодолели.

Нарабатываем нестереотипную опору. Ребенок должен уметь ставить руки на опору под разными углами к собственному телу.
Реакция опоры может быть привязана к определенному углу и между рукой и телом, и между опорной поверхностью и рукой. Меняя положение тела относительно опоры, мы создаем между этими "привязками" конфликт и получаем некоторое освобождение рук.
Играет свою роль и подключение дотягивания. Подносим ребенка к опорной поверхности (или поверхность к ребенку) с интересующим его предметом на ней. И, в момент схватывания, нагружаем руку опорой.
Это позволяет освоить некоторую "опорную территорию".
"Схватывать" можно и рисунки на одеяле, нормальная игра.

Во всех этих играх внимательно дозируем опорную нагрузку, она не должна сковывать плечо. Нам важно добиться в первую очередь переключения опорных координаций, а не твердой опоры, ведь, в зависимости от положения руки на опоре, напрягаются разные мышцы,
которые должны научиться "переключаться под нагрузкой". (Например, передние и задние порции дельтовидных мышц или средняя порция дельтовидных мышц и грудные). Это бывает не просто. Конечно, исходно нужна собственно реакция опоры, но как только она есть, имеет смысл подумать и о свободе движения плеча.

Понятно, что с плечом гораздо проще разбираться в положении упора на локтях, а не на руках, но положение на локтях гораздо более "скучное", дети не всегда готовы им заниматься на горизонтальной поверхности, хотя охотно пользуются локтевой опорой в деятельности.
Так что бывает, что заниматься удается только "сочетая приятное с полезным", приложив значительные усилия для мотивирования занятий в локтевой опоре.

Предположим, что все это мы проехали, или вообще такой проблемы нет.

Бывает так, что опора просто отличная, ребенок охотно и подолгу стоит и раскачивается на четвереньках ... Но не ползет. В чем дело? А не может он руку одну оторвать от опоры. Бывают такие мастеровитые ребята, что находят-таки и в этом случае возможность ползать, и ползают, "галопом". А иначе у них не получается.

И где же нам брать это торсионное напряжение, да еще такое, чтобы оно могло развернуться на фоне мощных симметричных напряжений в
положении упора на руках?

На этом интересном месте мы, как и положено в сериале, прервемся до следующего раза.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
 Страницы:  1  2    4

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики