Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
 Страницы:  1  
Автор Тема Работа с аутичными детьми
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 1-5-07 в 18:16
Работа с аутичными детьми


Недавно я нашла в ЖЖ участницы нашего форума Фрэнни (которая инициировала интересное обсуждение в соседней теме) описание того, как она начинала работать с аутичными детьми. Оно поразило меня глубиной и точностью формулировок. С разрешения Фрэнни помещаю здесь этот текст. Надеюсь, он вызовет вопросы, возражения, новые мысли и наблюдения за собой и детьми, с которыми мы работаем.

Вложение: Фрэнни1.doc (44kB)
Этот файл был скачан 2193 раз

Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Фокина
Модератор
******


Аватар


Сообщения: 22
Зарегистрирован: 21-3-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 5-5-07 в 21:09


Спасибо Фрэнни за откровенный рассказ. Очень интересно, что люди разные, а многие ощущения похожи. Например, желание все время что-то делать. Но это по-моему естественно, когда приходишь не просто смотреть, а помагать, работать, вот и стараешься сразу помочь. Я тоже чувствовала, что не понимаю чего-то важного; что явно все сложнее,чем кажется. Это было групповое занятие, но там было несколько педагогов.И самое интересное началось после группы - обсуждение!там-то и проговаривались все задачи для каждого ребенка, что и зачем. Тогда мне казалось, что я почти все поняла, сейчас вижу, что это было не так. Вобщем, первая встреча тоже произвела на меня довольно сильное впечатление. Но всё последующее было как-то иначе. Подумаю еще немного и напишу :-)
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Manko.Ola
Активный участник
***




Сообщения: 153
Зарегистрирован: 16-5-07
Откуда: Москва, СВАО
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 13-3-08 в 18:08


Не знаю,куда поместить свою просьбу-решила сюда.
Ситуация такая-мы начали ходить к логопеду в наш обычный центр.Всё хорошо,но когда наш дефектолог(ну её голыми руками не возьмешь) озвучила наши проблемы( атипичные черты?) логопедами,все дружно отказались,кроме одной храброй дамы.Она очень честно и ответственно взялась за дело,но её мучит совесть-она никогда не работала с такими детьми, не знает как это делается,не может гарантировать результат( меня скорее насторожило бы,если результат гарантировали).Вопрос в следующем-что ей дать почитать ? Рассказ Френни почитала, у нас не такой тяжелый аутизм.Книга Никольской (Аутичный ребенок)-имхо,прикладного мало.Может кто накидает какие ссылки? Именно в прикладном плане-как заниматся с неглубоким аутистом ?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Эвелина
Активный участник
***




Сообщения: 321
Зарегистрирован: 28-4-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-3-08 в 08:46


А нас так вообще ни один логопед не берет.
Поэтому присоединюсь к просьбе - какая существует литература по логопедической работе с НЕговорящими аутистами?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Галина
Заслуженный участник
****


Аватар


Сообщения: 861
Зарегистрирован: 9-11-06
Пользователя нет на форуме

Настроение: :)

[*] размещено 14-3-08 в 08:55


Вроде уже была эта ссылка, но не помню где.
Нам на каком-то этапе очень помог Заломаева Н.Б. ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫМ ШКОЛЬНЫМ НАВЫКАМ.
И до сих пор семейный альбом самая любимая "книжка" для ребенка. Он может часами рассказывать о событиях на фото, даже на тех, где он еще грудничок:yes:, что-то сочиняет. Многие наши родственники "ушли", но Тимка всех их помнит и даже разговаривает с ними, глядя на фото...
Просмотреть профиль пользователя Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Галина
Заслуженный участник
****


Аватар


Сообщения: 861
Зарегистрирован: 9-11-06
Пользователя нет на форуме

Настроение: :)

[*] размещено 14-3-08 в 09:01


Цитата:
Исходное сообщение от Эвелина
какая существует литература по логопедической работе с НЕговорящими аутистами?

Наверное специалисты предложат литературу, но я расскажу о нашем опыте, когда Тимка практически молчал (ну, во всяком случае когда нужно было говорить). У него было очень много вокализаций, они и сейчас еще сохраняются..:shuffle: Так вот, к примеру, наш педагог начинала повторять за ним: ребенок напевает "ду-ду-ду", педагог повторяла, а затем плавно переходила на другие слоги "да-да-до-до-тра-та-та" и т.д. так они отрабатывали звуки.
С артикуляцией у нас проблем не было - Тимка с удовольствием обезьянничал, поэтому, тут поделится не с чем...
Просмотреть профиль пользователя Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ольга
Администратор
*********




Сообщения: 845
Зарегистрирован: 15-11-06
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-3-08 в 10:16


А по-моему первым делом стоит попробовать применить методику Л.Г.Нуриевой, по-моему эта книжка у нас уже упоминалась:
Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей
Изд. 3-е – М. : Теревинф, 2007. – 112 с. – (Особый ребенок). – Методические разработки и наглядные материалы. ISBN 978-5-901599-29-7
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Manko.Ola
Активный участник
***




Сообщения: 153
Зарегистрирован: 16-5-07
Откуда: Москва, СВАО
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-3-08 в 12:40


Большое спасибо! Книжку купим,изучим.А для общего,так сказать,развития-кто такие аутисты и с чем их едят-что посоветуете?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ольга
Администратор
*********




Сообщения: 845
Зарегистрирован: 15-11-06
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-3-08 в 13:01


Цитата:
Исходное сообщение от Manko.Ola
... А для общего,так сказать,развития-кто такие аутисты ...

Ну про это, надеюсь, откликнется Мария_Дименштейн :yes:
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Галина
Заслуженный участник
****


Аватар


Сообщения: 861
Зарегистрирован: 9-11-06
Пользователя нет на форуме

Настроение: :)

[*] размещено 14-3-08 в 13:17


Цитата:
Исходное сообщение от Manko.Ola
Книжку купим,изучим.

Эта книга есть в on-line: Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей
Просмотреть профиль пользователя Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ольга
Администратор
*********




Сообщения: 845
Зарегистрирован: 15-11-06
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-3-08 в 13:44


В онлайн это здорово, но в таком виде её трудно передать логопеду :-) и к тому же придется самим придумывать, как, и готовить карточки - материал для занятий. А к бумажной книжке они вроде прилагаются и их можно прямо вырезать и использовать. По-моему что-то такое.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 16-3-08 в 21:34


Цитата:
Исходное сообщение от Manko.Ola
Большое спасибо! Книжку купим,изучим.А для общего,так сказать,развития-кто такие аутисты и с чем их едят-что посоветуете?

Скромно процитирую себя :-) (Это было в теме про установление контакта):
"Лучше книги "Аутичный ребенок. Пути помощи" Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг и О.С.Никольской - еще ничего не придумали :). Если человек собирается работать с детьми, у которых есть проблемы общения (независимо от того, стоит ли у них диагноз аутизм), - ему без этой книги не обойтись, это ликбез. Можно потом в работе применять разные методы, но для понимания психологических особенностей таких детей - эта книга незаменима". Мне трудно согласиться с тем, что там мало прикладного, но во всяком случае для решения задачи - узнать, "с чем их едят" - самое то! А если взять книгу тех же авторов (и еще нескольких) "Дети и подростки с аутизмом", то можно найти довольно много практических советов о том, как с такими детьми заниматься, как найти к ним подход, как решать конкретные проблемы (страхи, недостаточное внимание, плохая моторика и т.д. и т.п.). Про детей дошкольного возраста - начиная со стр. 62, конкретно про подготовку к школе - со стр.111. Про подготовку к школе есть несколько статей Н.Л.Моргун, последняя из них - в недавно вышедшем сборнике "Педагогика, которая лечит". Там больше про групповую работу, но основные идеи применимы как в групповой, так и в индивидуальной работе, и Илюшиной учительнице, надеюсь, пригодятся. Вообще, если она изучит этот сборник, то увидит, что бояться решительно нечего - если к гораздо более сложным детям можно найти подход (статьи Е.Моржиной, И.Захаровой, И Константиновой, Ю.Липес), то и она справится. Успехов Вам и ей!
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Manko.Ola
Активный участник
***




Сообщения: 153
Зарегистрирован: 16-5-07
Откуда: Москва, СВАО
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 16-3-08 в 22:23


Спасибо большое,будем справляться!
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
yuliaerz
Участник
**




Сообщения: 2
Зарегистрирован: 9-6-11
Откуда: Israel
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 9-6-11 в 16:41
Поведенческая терапия и детский аутизм


Всем кому интересен метод ABA для корекции нежелательного поведения у детей аутистов приглашаю посетить мой блог http://autism-aba.blogspot.com/



Консультант по Прикладному Анализу Поведения (BCBA)
Просмотреть профиль пользователя Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ИринаНиколаевна
Участник
**




Сообщения: 7
Зарегистрирован: 16-5-13
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 17-5-13 в 14:03


Жаль, мне подобные книги не доступны. Купить и заказать их просто негде.
Огромное спасибо за ссылки, прочту обязательно.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 27-6-13 в 10:35


Цитата: Исходное сообщение добавлено pavshinAN  
Вообще, если она изучит этот сборник, то увидит, что бояться решительно нечего - если к гораздо более сложным детям можно найти подход (статьи Е.Моржиной, И.Захаровой, И Константиновой, Ю.Липес), то и она справится. Успехов Вам и ей!

pavshinAN, видна только цитата из моего сообщения 2008 г., а Ваш текст не виден. Если у Вас не получается написать "с цитированием" - напишите, мы с удовольствием поможем.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 27-6-13 в 11:04


С радостью сообщаю, что наконец вышла долгожданная книга Стенли Гринспена про методику FLOORTIME: "На ты с аутизмом".

Подход Гринспена наиболее из всех известных близок нашему. Я планирую выложить некоторые места, но пока - краткое содержание (вынесенное для удобства читателей на четвертую страницу обложки):

Часть I. Прогноз при расстройствах аутистического спектра: мифы, факты, ранние признаки и новая концепция
• Новое определение аутизма и наш подход к помощи
• Ложные диагнозы и мифы
• Новые цели для детей с РАС

Часть II. Как семьи могут использовать концепцию DIR, чтобы развивать
отношения, общение и мышление
• Проект «Семья прежде всего»
• От пробуждения внимания и налаживания контакта до высших уровней абстрактного мышления
• Работа с учетом природных биологических особенностей

Часть III. Floortime
• Методика Floortime: чем она является и чем не является
• Floortime в любое время в любом месте
• Работа со старшими детьми, подростками и взрослыми с РАС

Часть IV. Диагностика и программа помощи
• Подход к обследованию с точки зрения концепции DIR
• Разработка комплексной терапевтической программы
• Общеобразовательные подходы и прогресс в обучении

Часть V. Как справляться с трудными симптомами
• Проблемы поведения
• Адаптация к новым задачам: еда, туалет, одевание
• Развитие социальных навыков

Приложения
• Исследование результатов применения концепции DIR
• Теория DIR: что приводит к аутизму
• Неврологическая природа РАС
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ola
Заслуженный участник
****


Аватар


Сообщения: 849
Зарегистрирован: 1-2-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 27-6-13 в 22:18


Цитата: Исходное сообщение добавлено Мария_Дименштейн  
С радостью сообщаю, что наконец вышла долгожданная книга Стенли Гринспена про методику FLOORTIME: "На ты с аутизмом".
В оглавлении упоминаются не только дети и подростки, но и взрослые люди с аутизмом. А на самом деле, насколько эта книга будет полезна для тех, кто имеет дело со взрослыми? Не как теоретическая, а в смысле помощи в практическом повседневном взаимодействии.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 28-6-13 в 00:51


Приведу начало соответствующей главы:

Работа с детьми старшего возраста, подростками и взрослыми с расстройствами аутистического спектра связана с множеством проблем. Одна из наиболее значительных — миф о том, что у этих детей есть определенный потолок развития, за пределами которого возможны лишь минимальные улучшения. На самом деле и мозг, и вся нервная система продолжают развиваться как у подростков, так и у взрослых. Те области мозга, которые отвечают за эмоции, последовательность идей и действий, абстрактное мышление и формирование понятий, продолжают развиваться до пятидесяти-шестидесяти лет. Из-за этого мифа многие специалисты, работающие с детьми старшего возраста, подростками и взрослыми, обучают их лишь поверхностным навыкам и стандартным действиям вместо того, чтобы пытаться поддержать их базовые способности в области развития и обработки информации.
Далее приводятся примеры взаимодействия в рамках методики DIR/FLOORTIME с подростками и взрослыми с легкой и средней степенью нарушений, и потом авторы переходят к описанию более сложных случаев:
... подростки и взрослые, которые совсем не способны вступать в отношения и поведение которых характеризуется бесцельностью, агрессивностью и беспорядочностью, часто неспособны составить последовательность даже из трех-четырех жестов. Если мы сможем помочь им перейти от бесцельных действий к контактам и затем к использованию простых целенаправленных жестов, мы тем самым уже значительно улучшим качество их жизни. Следующий шаг — помочь им научиться решать проблемы и взаимодействовать, используя последовательности из пяти-шести шагов, чтобы они могли, например, отвести нас на кухню и показать, что им хочется съесть. Далее мы можем попытаться помочь им выйти на ранний уровень символического мышления, используя для коммуникации несколько картинок или слов.
...
Пример:

пятидесятилетняя Элис с серьезными двигательными нарушениями, была помещена в дом инвалидов еще в детстве, когда у нее был диагностирован аутизм и сильное отставание в развитии. Она избегала контактов с другими людьми, была замкнута, не владела речью и никогда не смотрела в глаза. К своему окружению, персоналу и другим пациентам она не проявляла ни малейшего интереса. Часто плакала или хныкала без какой-либо видимой связи с внешними событиями. Одна из помощниц медсестер, Ким, интересовалась концепцией DIR и методикой FLOORTIME и выразила желание поработать с Элис. На первых порах их занятия проходили под наблюдением специалиста. Поначалу она привлекала внимание Элис и пыталась наладить контакт, просто повторяя ее жесты и звуки. Через несколько сеансов это ей уже хорошо удавалось, и она начала проводить с ней получасовые занятия трижды в неделю. Элис начала тянуться к Ким и смотреть ей в глаза. Спустя несколько месяцев у нее появилась к ней привязанность: Элис начала выражать удовольствие, когда Ким заходила в ее комнату, она тянулась к ее руке и подносила ее к своей голове, чтобы Ким потрепала ее по щеке. Она начала спонтанно улыбаться, хотя прежде на протяжении многих лет никто не замечал на ее лице ни улыбки, ни признаков удовольствия. Она стала меньше плакать и хныкать. Через несколько месяцев регулярных сеансов FLOORTIME Элис начала тянуться к другим членам персонала, смотреть им в глаза и демонстрировать признаки узнавания. В течение полугода многие сотрудники, поначалу не поддерживавшие методику FLOORTIME, начали использовать некоторые ее приемы, чтобы налаживать с Элис контакт.

И начало след. главы на ту же тему:

Работая с детьми старшего возраста, подростками и взрослыми, мы ставим те же цели, что и при работе с маленькими детьми: максимально способствовать обучению и развитию. Для людей с особыми потребностями и серьезными отклонениями в развитии преодоление сбоев в процессах обработки информации может быть целью всей жизни, во многих случаях им действительно приходится работать над этим всю жизнь. То же самое делают люди, стремящиеся добиться мастерства в какой-нибудь области, будь то теннис, балет или игра на гитаре. Все мы получаем удовольствие, развивая те или иные способности. По нашему мнению, для человеческого организма характерно стремление к овладению новыми навыками и освоению среды.

И далее рассказывается про создание обучающих сообществ.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ola
Заслуженный участник
****


Аватар


Сообщения: 849
Зарегистрирован: 1-2-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 28-6-13 в 00:59


Мария_Дименштейн, спасибо, понятно. А что такое DIR и FLOORTIME? Почему эти слова не переведены?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 28-6-13 в 02:17


Цитата: Исходное сообщение добавлено Ola  
Мария_Дименштейн, спасибо, понятно. А что такое DIR и FLOORTIME? Почему эти слова не переведены?

Обычно подход, разработанный С.Гринспеном, называют DIR, а Floortime - это основная методика в рамках этого подхода. DIR расшифровывается так: Developmental — связанный с развитием, Individual-difference — индивидуальные различия, Relationship-based — основанный на отношениях. Переводчик сначала хотел перевести аббревиатуру, чтобы получилось РИО (развитие, индивидуальность, отношения), а Floortime у нас почти до самого конца в книге жило под названием "время-на-полу", но потом мы все-таки решили оставить оригинальные названия, т.к. это общепринятый сейчас подход в переводной специальной литературе (например, названия методик PECS, TEACCH, ABA тоже чаще всего не переводятся - так их легче идентифицировать и соотнести с оригиналом). В книге есть вначале поясняющая сноска, а дальше читатель привыкает и уже не спотыкается :)
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 28-6-13 в 21:31


Цитата: Исходное сообщение добавлено Мария_Дименштейн  


Работа с детьми старшего возраста, подростками и взрослыми с расстройствами аутистического спектра связана с множеством проблем. Одна из наиболее значительных — миф о том, что у этих детей есть определенный потолок развития, за пределами которого возможны лишь минимальные улучшения. На самом деле и мозг, и вся нервная система продолжают развиваться как у подростков, так и у взрослых. Те области мозга, которые отвечают за эмоции, последовательность идей и действий, абстрактное мышление и формирование понятий, продолжают развиваться до пятидесяти-шестидесяти лет. Из-за этого мифа многие специалисты, работающие с детьми старшего возраста, подростками и взрослыми, обучают их лишь поверхностным навыкам и стандартным действиям вместо того, чтобы пытаться поддержать их базовые способности в области развития и обработки информации.в.


как приятно это читать!
Всегда считала, что развиваться человек может долго, и наши дети с задержкой развития продолжают это делать пока с ними занимаются.

вот сейчас сын, для которого "первый иностранный язык" - это родной русский :-D САМ! стал часто спрашивать, что значит то или другое слово - т.е. он уже действительно пытается осознанно их использовать, строя свою речь. Какой путь от эхолалии! (которая есть таки... особенно при волнении).









Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ola
Заслуженный участник
****


Аватар


Сообщения: 849
Зарегистрирован: 1-2-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 28-6-13 в 23:47


Цитата: Исходное сообщение добавлено Мария_Дименштейн  
Цитата: Исходное сообщение добавлено Ola  
Мария_Дименштейн, спасибо, понятно. А что такое DIR и FLOORTIME? Почему эти слова не переведены?
Обычно подход, разработанный С.Гринспеном, называют DIR, а Floortime - это основная методика в рамках этого подхода. DIR расшифровывается так: Developmental — связанный с развитием, Individual-difference — индивидуальные различия, Relationship-based — основанный на отношениях. Переводчик сначала хотел перевести аббревиатуру, чтобы получилось РИО (развитие, индивидуальность, отношения), а Floortime у нас почти до самого конца в книге жило под названием "время-на-полу", но потом мы все-таки решили оставить оригинальные названия, т.к. это общепринятый сейчас подход в переводной специальной литературе (например, названия методик PECS, TEACCH, ABA тоже чаще всего не переводятся - так их легче идентифицировать и соотнести с оригиналом). В книге есть вначале поясняющая сноска, а дальше читатель привыкает и уже не спотыкается :)
Спасибо!
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ванильная фея
Почётный участник
*****




Сообщения: 1544
Зарегистрирован: 14-9-10
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 29-6-13 в 02:34


Здравствуйте. Скажите, а вебинары по этой методике не планируете проводить?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 29-6-13 в 21:35


Получилось длинно, зато можно сопоставить. Три книги, три автора. Может, сговорились?

Вот пишет один автор:
Чтобы наладить взаимное общение с ребенком, а не отрывать его от любимой вещи или занятия, родители или специалисты выстраивают взаимодействие вокруг этой вещи или занятия. Например, если ребенок открывает и закрывает дверь, специалист может положить под дверь клинышек, чтобы ребенок не мог ее сдвинуть. Затем он спрашивает: «Давай я тебе помогу?» — и жестом показывает, что собирается толкать дверь вместе с ребенком. Ребенок может кивнуть головой, или взять его руку и положить ее на дверь, или сделать другой жест, выражающий согласие: то есть налаживать общение удается, когда мы помогаем ребенку достигать его целей.
...
Другой способ наладить взаимное общение — чинить препятствия в играх. Вы можете создавать игровые препятствия, например, изображая полицейского, который преградил путь игрушечной машинке ребенка, чтобы ему пришлось вас сбивать или объезжать. Создавая игровые препятствия, не слишком расстраивающие ребенка, продвигайтесь медленно, чтобы ребенок мог остановить вас жестом. Это позволит ему лучше освоить жестикуляцию, а когда он освоит целенаправленные жесты, он сможет командовать. И если он начнет получать удовольствие от того, что делает, — значит, вы достигли своей цели.

А вот другой:
– А попробуй сам поиграть в помеху. Не просто становись на дороге, а пробуй по-разному, как хочешь, ты же много вариантов поведения найдешь.
– Конечно, найду. Могу, например, появляться «на дороге» и исчезать, когда машинка подъезжает, могу встать совсем рядом с трассой, медленно пододвигаться и убираться в последний момент, когда он уже будет готов сменить маршрут. Что ж, я в детстве не хулиганил?
Стали пробовать, и вскоре мальчик нашел себе новую, вторую в жизни игру: врезаться в плохо предсказуемого дядю, который то давал в себя врезаться, то нет. Немного позже мальчик стал играть в третью игру: может, я в тебя врежусь, а может, не буду – угадай.
...
Поле возможного, с которым тяжелый стереотипный ребенок может быть незнаком с рождения, просто организуется рядом с ним.
Это обычный второй, после "просто быть рядом и благожелательно наблюдать", этап работы с такими детьми, называемый параллельная деятельность, пробуя разные варианты которой педагог подбирает, зачастую далеко не сразу, вид своей активности, подходящий для данного ребенка.
Такой подходящей активностью может оказаться и пение, и рисование светофоров, и переливание воды из одной баночки в другую.
От такой активности требуются только три вещи: педагог должен находить в ней что-то интересное для себя, не скрывать свое удовольствие от ребенка, приглашая его к сопереживанию, и хоть какая-то вариативность в игре педагога должна быть открыта и доступна для ребенка, чтобы эту активность можно было ему подарить.
Случай с машинкой, конечно, крайний, но зато показательный. Оказывается, достаточно обеспечить хотя бы две возможности, в данном случае – врезаться или нет, чтобы создать условия для произвольности и взаимодействия с другим человеком – двух основ развития.

И третий:
После домашней обстановки ребенок оказался в новом пространстве. Здесь, в этом новом пространстве, есть другой – некто, тенью следующий за ним по пятам. Моя задача, как педагога, на этом этапе – пытаться создавать разные ситуации, в которых ребенку было бы комфортно. И ждать. Терпеливо ждать, когда между мной и ребенком возникнет нечто, похожее на доверие. Это трудная задача. Мальчик перемещается по комнате хаотично и с виду бесцельно. Но эта комната, ее предметы, обстановка чем-то заинтересовывают его. Интерес этот недолог, внимание на одном предмете удерживается очень короткое время, и быстро наступает насыщение. Насыщает и присутствие рядом педагога, который сопровождает действия мальчика комментарием и пытается либо повторить эти действия, либо спровоцировать его на какое-то простое взаимодействие.
...
В каждом случае с новым ребенком контакт между ним и лечебным педагогом возникает по-своему. Педагог старается «двигаться» навстречу ребенку. Ребенок каким-то образом «выходит» из круга своей замкнутости, изнутри самого себя, и тоже «движется» навстречу педагогу. И в какой-то момент – через несколько часов, или через неделю, или через два-три месяца – между ребенком и взрослым выстраивается тонкий и хрупкий мостик доверия.
...
Если правильно угадаешь путь к этому островку приятия, на нем можно закрепиться и все время расширять этот островок как совместные владения. Н., например, нравилась вода. Значит, выбираться в мир надо «по воде», привязывая к ней всевозможные действия и виды деятельности. Вот мы с Н. приходим в «мокрую» комнату (комната с ванной и всем, что может пригодиться для игры с водой). Мальчику нравится опускать руки в воду, нравятся брызги. Вода из душа льется ему на ладони. А еще – на ладони педагога, на игрушки вокруг ванночки. Это новая игровая ситуация. Сейчас она распространяется не только на ладони мальчика, но и на игрушки, на педагога. Они «допущены» в эмоциональное поле мальчика. И это уже много. Мне тоже нравится, когда водяные брызги попадают мне на ладони. Мы заражаем друг друга своим отношением к воде, и у нас впервые возникает разделенное переживание.

Как говорится, найдите три отличия )))
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
 Страницы:  1  

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики