Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
Автор Тема Госдума приняла обновленную редакцию закона "Об опеке и попечите...
мамаПоли
Модератор
******


Аватар


Сообщения: 642
Зарегистрирован: 28-12-06
Откуда: РФ, Москва, ЮЗАО
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 11-4-08 в 12:40
Госдума приняла обновленную редакцию закона "Об опеке и попечительстве"


Депутаты Госдумы приняли сегодня в третьем чтении обновленную редакцию закона "Об опеке и попечительстве". Главным образом документ направлен на расширение прав нуждающихся в опеке и их опекунов. Депутаты также разрешили существование частных приютов.

Первое чтение этот документ прошел еще в ноябре прошлого года, второе - в минувшую среду. Задержка была вызвана критикой ряда положений законопроекта со стороны общественности, в частности, о запрете на негосударственные приюты для сирот и об отмене патроната. В 2007 году против введения таких норм выступила Общественная палата, и Дмитрий Медведев пообещал, что они не будут приняты. В начале апреля избранный президент РФ раскритиковал органы госвласти, в том числе депутатов, за волокиту с подготовкой этого закона.

В обновленной редакции спорные положения о запрете на частные приюты исключены. Более того, по словам главы думского комитета по законодательству Павла Крашенинникова, "теперь осуществлять опеку над детьми смогут также различные фонды и религиозные организации". Останутся и патронатные семьи, которые заключили договоры до введения закона в действие.

Закон направлен на расширение прав нуждающихся в опеке и их опекунов. Впервые в нем вводится "ответственность опекунов за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан". В частности, органы опеки теперь вправе отстранять опекуна от исполнения его обязанностей, если он использует своего подопечного в корыстных целях, оставляет сироту или немощного без присмотра и помощи.

Вводится упрощенный порядок назначения предварительной и временной опеки. Близкие родственники имеют преимущественное право претендовать на роль опекунов.

По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, в этом базовом законе впервые "сойдутся нормы, прописанные в различных кодексах, - семейном, жилищном, гражданском".

Отсюда:http://www.rambler.ru/news/events/socialproblems/12552760.html?print=1

А вот что пишут по этому поводу те люди, кого это в первую очередь касается - коллектив «Центра патронатного воспитания» (г. Москва)и 120 патронатных семей, воспитывающих 138 детей:
Комментарий к НОВЫМ ТЕКСТАМ законопроектов «Об опеке и попечительстве»

и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации…»,

подготовленным Комитетом Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и представленным 08 апреля 2008 г, на Экспертном совете в Комитете Госдумы по делам женщин, семьи и детей



08 апреля 2008 года появился новый текст законопроектов, представленный на 2 чтение 09 апреля 2008 года.

По этому тексту имеются серьезные замечания:

1. Разработчики представляют этот вариант как законопроект, в котором гарантировано, что договора с патронатными семьями, заключенными до 01 сентября 2008 года, сохранят свою силу (Статья 32 зак-та «Об опеке..») и что закреплен патронат http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/04/08/russia/347577/

На наш взгляд, эта норма носит камуфляжный характер и не может быть реализована де-факто. Договор о патронатном воспитании утрачивает силу с утратой полномочий одной из сторон договора, а именно, «учреждения по патронату». А такие учреждения теряют права на заключение таких договоров, установленные в региональных законах, т.к. согласно П. 4 Статьи 6 зак-та «Об опеке..» на учреждения могут возлагаться только полномочия по «выявлению детей .. и подбору и подготовке семей..» и ничего больше, т.е. не выбор для ребенка конкретной семьи, не заключение договора о патронате и не сопровождение семей после устройства».

Просто «взаимодействием» с учреждениями (согласно части 3 статьи 6) проблему предоставления таких услуг не решить, т.к. для возможности активно взаимодействовать, учреждения должны иметь эти виды работ в уставе, иметь штаты и т.п. А если нет функций, нет и устава и штатов.

В любом случае эти семьи потеряют имевшуюся гарантированную и организованную помощь специалистов учреждений по патронату и вынуждены будут взять на себя обязанности, которые раньше выполняли сотрудники этих служб. Т.е. начать все заново и на новых условиях, что является ухудшением положения и семьи, и ребенка.

2. Далее, законопроект определяет патронатное воспитание как «опеку по договору» и как форму, регулируемую только региональными законами (Часть 1 статьи 14). Это не верно по сути: патронатное воспитание предполагает разграничение прав по защите прав ребенка между

- патронатным воспитателем

- учреждением по патронату (перепрофилированным детским домом)

- иногда и органом опеки.

Опека же означает передачу всех прав опекуну (п. 1) статьи 2 зак-та об опеке).

Т.е. суть отношений при патронатном воспитании будет утрачена и затененена на выхолощенный суррогат. Определение патронатного воспитания как опеки по договору означает подмену и искажение уже вошедшего в практику и устоявшегося понятия, что недопустимо.

Так, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 3607 патронатных семей, в которых воспитывается 5124 детей. Законы о патронатном воспитании по состоянию на 01 января 2008 года приняты в 42 регионах Российской Федерации. В 31 регионе патронатное воспитание определяется как форма устройства ребенка в семью, в 11 - как форма воспитания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В регионах имеется большой интерес к развитию этой практики. К нам постоянно приезжают люди из регионов и просят передать опыт. Только за 2007 год поступило 17 запросов от новых регионов.

В 80 % этих регионов при патронатном воспитании применятся разграничение прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка между учреждением по патронатному воспитанию, которое является уполномоченной организацией по патронатному воспитанию, и патронатным воспитателем.

В 49% регионов договор о патронатном воспитании заключается между органом опеки и попечительства, учреждением по патронату и патронатным воспитателем, в 34% регионов - между только учреждением и патронатным воспитателем, в 17% - между органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем. В большинстве регионов применяется как долгосрочный патронат (до 18 лет), так и краткосрочный (гостевой). В ряде областей применятся пост-интернатный патронат. Также в 31% регионов законом установлен социальный патронат как форма профилактической работы с ребенком, проживающим в семье в социально опасном положении.

Разнобой концепций требует внесение патроната в ФЗ при сохранении основы этой формы.

Нужно ввести специальную главу в СК РФ о патронатном воспитании, чего не сделано.

3. Необходимо оставить основу отношений, возникающих при патронате, а именно:

- разграничения прав по защите прав и интересов ребенка между семьей и учреждением по опеке и попечительству (не сделано)

- договорной характер передачи прав патронатной семье. Это тоже теперь запрещено, потому что вообще отменена возможность возникновения отношений «из договора» - в соответствии с п. 2 и 3 статьи 14 проекта ФЗ «Об опеке..» требуется вынесение акта при назначении опеки по договору. Т.е. договор – не по поводу передачи прав, а для установления дополнительных условий. Это серьезная смена всей парадигмы, которая не оправдана (вынесение акта при опеке по договору) и даже вредна, т.к. приводит к обюрокрачиванию передачи детей.

Заметим, что региональный опыт патроната как «опеки по договору» уже есть и крайне неудачен: в тех 17% регионов, где договор заключен с органом опеки и попечительства, патронат не развивается вообще: напр., в Мурманской области за 2007 год в патронатную семью не передан ни один ребенок. Разработчики берут вариант, который на практике показал себя как наихудший и возводят его в правило для всех.

Заметим также, что возможность «разграничения законного представительства» уже заложена в федеральном законодательстве:

Пункт 2 Ст 71 СК РФ и Пункт 2 Статьи 74 СКРФ лишение родителей родительских прав и ограничение родителей в род. правах не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка (часть обязанностей остается у родителей, т.е. есть разграничение прав между родителями и опекунами);

Пункт 2 Статьи 64 СК РФ – в случае разногласий между родителями и детьми орган опеки назначает представителя для защиты прав;

Статья 1015 ГК РФ – Доверительный управляющий имуществом подопечного – может быть коммерческая организация или некоммерческая организация;

П.8 статьи 10 данного законопроекта «Об опеке» – полномочия распределяются между несколькими опекунами – физ. лицами актом органа опеки и они несут солидарную ответственность;

Согласно пункту 5 статьи 15 законопроекта, вводят возможность запретить выполнение тех или иных действий опекуном или установления дополнительных требований к осуществлению прав и обязанностей опекунов. Однако, авторы не предусматривают адекватной замены для недостающих полномочий опекуна в той части, которая была урезана. Видимо, обязанности эти выполняет орган опеки и попечительства, т.е. тем самым законопроект – таки предусматривает разграничение прав и обязанности по законному представительству (орган опеки – опекун).

Поэтому нет препятствий для введения разграничения законного представительства между учреждением и патронатной семьей. А это сделать необходимо, т.к. именно это составляет механизм вывода детей из учреждений (они становятся ответственными за вывод ребенка в семью и за качество в семье).

4. В законопроекте не введено единое управление процессом защиты прав ребенка.

Разработчики дополняют категорию детей, уже оставшихся без попечения родителей детьми, находящимися в ситуациях «при создании действиями или бездействием родителей обстановки, представляющей угрозу жизни или здоровью детей или препятствующей их нормальному воспитанию и развитию». Эту категорию детей будут трактовать как предусмотренную в ст. 77 СК РФ. Те разработчики отказались от процессного пошаговой защиты прав ребенка и ограничились лишь расширением констатирующего определения категорий детей, которые уже остались без попечения. Т.е. тем самым органу опеки и попечительства не поручено вести работу по защите прав детей в семьях, находящихся в социально опасном положении, где есть угроза изъятию, но прямых оснований для изъятия нет. А именно из этих семей впоследствии и забирают детей. Сейчас с такими семьями никто не работает, в т.ч. органы соцзащиты.

Нужно ввести единую категорию для ребенка, подлежащего защите, и необходимо поручить защиту прав таких детей органу опеки и попечительства (Ст.64, ст. 121 СК,).

Необходимо определить понятие «социальное вмешательство в семью» в семью и «социальный патронат как форму защиты прав ребенка».

5. Предварительная опека – Статья 12: очень опасная норма о возможности передачи детей необследованным гражданам.

6. Второй закон «О внесении изменений..» повторяет и еще раз фиксирует деструктивные позиции проекта ФЗ «Об опеке..» и не содержит важнейших позиций о патронатном воспитании, социальном патронате, о категориях детей и о возложении нужных для работы (а не 1-2-х) полномочий на учреждения по опеке и попечительству.

Также в новой редакции статьи 152-2 СК РФ в части, регулирующей «гостевой режим», фиксируется, что такая передача может осуществляться к необследованным гражданам, по решению учреждения, не получившего полномочия на эти действия от органа опеки и попечительству (не проверенного на пригодность к выполнению такой работы, не получившего лицензию). Также сказано, что срок помещения ребенка должен быть не более чем на 1 месяц и что в исключительных обстоятельствах «непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать три месяца». Т.е. законопроекты стоят на защите интернатов: ребенка обязаны отрывать от семьи, в которой он прижился, и возвращать в интернат, или семья должна будет брать ребенка под опеку, что в отсутствии сопровождения (патроната в нашем варианте) во многих случаях оказывается невозможным.



Вывод:

- Ликвидация патронатного воспитания в устоявшейся форме и замена другой формой с тем же названием, т.е. де-факто расторжение договоров со всеми патронатными семьями;

- Превращение учреждений по патронату в обычные детские дома (опять ре- институциализация);

- Ликвидация активного сопровождения семей (если патронат будет опекой по договору, то дети не будут больше состоять на обслуживании таких учреждений, т.е. не будут получать те услуги, которые сейчас имеют);

- Ликвидация регионального социального патроната;

- Старый подход к управлению в системе органов опеки вместо процессного управления, заложенного в региональных законах о патронате (невозможность планирования попечения, пересмотра планов по защите прав, отсутствие профессиональных служб).

Таким образом, разработчики

- не учли практический опыт работы по патронатному воспитанию,

- исказили суть отношений в патронатной семье,

- и отказавшись от регулирования патроната на федеральном уровне, тем самым отказали в гарантированном финансировании выплат на патронат из федерального бюджета (субвенции),

- законсервировали ведомственный подход к защите прав детей (каждое ведомство защищает своих детей), нет возможности простроить защиту каждого ребенка как ему нужно, а не как нужно ведомству.

Тем самым, законопроект явно приведет к ухудшению положения и защищенности прав детей и семей.

Мы просим не допустить ликвидации позитивного опыта и защитить позитивный опыт работы по патронату во многих регионах нашей страны – ту организацию работы, которая дает результат: 95% качественно устроенных детей.



С уважением,

М.Ф.Терновская, от имени :

коллектива Детского дома № 19 – «Центр патронатного воспитания» (г. Москва) и 120 патронатных семей, воспитывающих 138 детей.




\"Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать.\" (Коко Шанель)
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики