Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
 Страницы:  1  2    4
Автор Тема Про ДЦП
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 10-6-08 в 00:51


Л. Зельдин. Окончание про ползание.

Вот тут-то вам пригодится опыт сенсорных игр.
Надо решить очень важную задачу: добиться, чтобы невидимые события, а нормально ноги живут практически все время вне поля зрения, были актуальны, и вполне успешно организовывались ребенком. Вспомните, например, игры в баранов при наработке опоры на руки.
Их имеет смысл повторить, и перебраться от них к играм в упрямого ослика, которого толкают уже в попу и в бок, а он то вообще не поддается, то неохотно, вяло, но вязко чуть поддается, то, наоборот, активно отпихивается, и весь сценарий, поддерживаемый конечно речью и сенсорно, разворачивается не на глазах ребенка, а в его представлении.

Таким образом, первая задача – научиться уверенно держаться на ногах в "этом море бушующем", пусть пока на коленях и пользуясь всей необходимой поддержкой.

Собственно, практически все необходимое для этого Вы с ребенком уже нарабатывали, занимаясь ногами на спине и на боку и выстраивая опору на руки. Осталось ваши достижения объединить, после чего уже можно пытаться учиться собственно ползать, что требует некоторой сноровки.
Обычно наибольшую проблему представляет удержание веса на одной ноге, хотя конечно бывает всякое, вплоть до противоположной ситуации, трудностей с опорой на руку.
Может быть, самая любопытная из встречающихся проблем выглядит так: ребенок вполне уверенно стоит на четвереньках, может даже покачиваться, но любая попытка двинуться заканчивается падением. Руки-ноги подгибаются, тело обвисает и – шлеп! И так сколь угодно раз подряд.
Такое состояние является иллюстрацией на тему произвольного и "подпроизвольного": произвольно стоять ребенок может, но перевести опорность в "подпроизвольный" уровень не может, поэтому при попытке движения (а мы, помните, стенку щупали) опора просто пропадает (у Вас бы при попытке пощупать стенку рука падала).
Эта безвыходная вроде ситуация как правило вполне проходима, стоит только вспомнить, что любое единичное произвольное движение, доступное данному ребенку, состоит из множества непроизвольных событий.

Поэтому выход лежит в направлении согласования стояния на коленках с любыми параллельными событиями, не вызывающими падения: посмотреть, поговорить, поесть, голову повернуть, руку протянуть, подняться на четвереньки, опуститься обратно. Любой усложняющийся ряд действий ведет такого ребенка к возможности и руками-ногами шевелить (лежа на спине у него это может получаться очень даже хорошо), и на них же стоять при этом.

Другое дело, что научиться делать это синхронно оказывается часто не просто, поэтому обычно осваивают по отдельности ходьбу на руках и ходьбу на коленях.
В идеале для этого делают специальные тележки на мебельных колесиках, но если ребенок мелкий, то удобно просто положить его поперек большого банного полотенца и, ухватив получившийся саквояж, потаскать его по квартире, предоставляя, конечно, ребенку возможности посильного участия в перемещении и всячески их стимулируя и поддерживая. При этом попеременно то руки, то ноги исключая из движения. Можно просто перехватывать полотенце так, чтобы руки или ноги просто не доставали до пола, но обычно лучше подводить под то или другое полотенце, ребенок дольше продержится в задаче, хотя обычно длительность такого развлечения быстро начинают ограничивать Ваши возможности. Детки – не конфетки, гораздо больше весят. Рассчитывать, что ребенок так или иначе там внизу сам как-нибудь разберется со своими руками и ногами, не стоит. Так бывает, но не всегда, поэтому к этому этапу надо как следует подготовиться, получив уже уверенное переступание и руками и ногами.
Такие путешествия на полотенце хороши в первую очередь тем, что обеспечивают реальный опыт значительных перемещений в пространстве, обычно являющихся сильным стимулом собственной активности ребенка в этом направлении, но не способом разучивания переступания.

Чтобы его освоить, для начала удобно провоцировать переступание вбок. Дети используют этот прием трижды: осваивая переступание на руках, на коленях и на ногах

А перед тем как переступать вбок, надо убедится, что ребенок может выдерживать некоторое смещение тела, и плоскопараллельное, и с вращением стоя на четвереньках.
Ну и про удержание ноги и руки в воздухе помним.
Если вроде все это есть, то проще всего для начала приваливаться к стене и только бедром, и только плечом, и всем боком.
В идеале надо добиваться в этой ситуации приподнимания и удержания в воздухе колена дальней от стены ноги да еще с сохранением дистанции между коленями. (Поначалу для облегчения задачи можно между ногами подушку вставлять. Есть и другой способ решения задачи – использовать качалку, на которую ставятся ноги. Это фанерка, к которой снизу прикручены два обрезка доски, обрезанной по кругу так, что доска подходит к краю фанерки под углом примерно в 45 градусов. Качание поначалу организуете Вы, но постепенно передаете инициативу ребенку). Если получается (а это может быть корабль, который в порту причаливает, или медведь хочет почесаться, для этого еще и вперед-назад надо будет покачаться, очень хорошо), то можно разучивать шаги коленями в сторону при неподвижной опоре на руки. Их получается немного, порядка десятка маленьких шажочков "от края до края", но лиха беда начало. (Попробуйте сами, с некоторого момента возникает все более настоятельное желание и руки переставить, но согласованием верха и низа лучше заняться позже, а пока просто надо приобрести некоторый опыт и уверенность в движении).

После овладения такими боковыми переступаниями можно заняться поочередными "перебежками" руками и ногами.
Общее движения при этом оказывается вовсе не маленьким, вполне практичным и совершенно не обязательно чистым перемещением влево вправо. Скорее наоборот, такое чисто боковое перемещение еще может быть надо будет освоить отдельно, например "дрессируя роту" из четырех наличных лап в парадном шаге, который можно будет гордо близким предъявить. Оставив может быть и традиционные армейские команды вроде сено-солома или ать-два. (Это заодно и отличные способы запомнить, где лево, где право).
Ну и сержант должен командовать как на параде, правда до освоения лево и право лучше давать более внятные команды вроде: "К шка-ффф-ууу!!! Левым боОорРртоОом!!! Прислоняйсь!!! Ать-два!...

Попробуйте попеременное перешагивание, по несколько шагов руками и ногами сами, в нем достаточно легко возникает побуждение вставить шажок-другой стоящими руками или ногами.
В общем, согласование идет поначалу на уровне параллельного единичного подшагивания, скажем, руками к ряду шагов ногами или наоборот, с постепенным переходом к чередованию рук и ног.
Не забывайте, что ребенку может быть просто тяжело держаться желаемое Вами время занятий в положении на четвереньках. Будьте внимательны, не передерживайте его в этом непростом и достаточно тяжелом без привычки положении, используйте и сам выход на четвереньки разными способами из разных положений как упражнения и выход с четверенек тоже. Сами упражнения в ползании часто должны быть повторяемыми мелкими эпизодами. Трудно ожидать, что у ребенка появится желание самому стремиться пользоваться ползанием, если оно связано с памятью о дискомфорте.
Не поддавайтесь искушению сидеть в кресле и давать ценные указания. Освоение ползания требует Вашего реального интенсивного участия в движении, которое должно быть совместным.
Это не значит, что обязательно содружественным, хотя многие задачи удается решить только так, но во множестве эпизодов Вам необходимо создавать те или другие посильные ребенку трудности или неудобства. Адаптация к реальным обстоятельствам – большая проблема для ДЦП-енка, в течение некоторого времени наилучшими такими обстоятельствами являетесь Вы. Вовсе не обо всем надо договариваться, во многих эпизодах ребенка просто надо провоцировать на немотивированное для него перемещение. Когда Вы идете на работу, то собственно для ходьбы у Вас нет никаких мотивов, Вам просто нужно получить зарплату, а ноги идут себе в то время как Вы разглядываете витрину.

Будем пока считать, что тему закончили, хотя получилась, конечно, не энциклопедия.
Если что-то непонятно, или я упустил что-то нужное, то спрашивайте, постараюсь ответить.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
pimo4ka
Новенький
*




Сообщения: 1
Зарегистрирован: 31-8-11
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 15-2-12 в 12:56


Всем доброго времени суток! Мой мальчик ползал вначале на руках, как раненый боец, теперь стал пытаться ползать на четвереньках,проблема в том, что он вес переносит на руки и потом ноги переставляет,как бы подтягивает их, как мне научить его опоре на колени? На высоких коленях он долго не стоит ,только если что-то очень интересует его .
Если не туда адресовала вопрос, пожалуйста, модераторы, пошлите меня в нужный раздел.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
 Страницы:  1  2    4

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики