Форумы сайта Особое детство

Отказ в обучении ребёнка в школе для слабовидящих.

fall - 31-7-17 в 17:24

Подскажите, как поступить в ситуации. Школа для слабовидящих отказывает (пока на словах) в обучении ребёнку, имеющему заключение ПМПК с рекомендацией обучения по программе 4.3. Свободные места в школе есть. Объясняют тем, что для обучения такого ребёнка нужен отдельный класс. По их словам, школа в этом году класс для обучения детей с умственной отсталостью не набирает (нет помещения), а в классе с общеобразовательной программой учить его "не имеют права". Получается, обычная школа имеет право учить таких детей в общеобразовательном классе, а специальная - нет? Что делать, получить официальный отказ на бумаге, куда с ним идти, в орган образования с просьбой создать такой класс?

elenazab - 1-8-17 в 13:30

Добрый день! Действительно, дети, имеющие умственную отсталость, должны обучаться в отдельных классах (этого требуют федеральные государственные образовательные стандарты и СанПиНы). Это относится и к обычной школе, и к отдельной школе для обучающихся с ОВЗ. В любом случае необходимо подать заявление в школу. Отказать в приеме заявления школа не имеет права. Принять она заявление должна, а далее дать письменный отказ в приеме ребенка в школу, если для него есть основания. С отказом у школы будут сложности, т.к. это отдельная школа, специализирующаяся на обучении слабовидящих детей, к которым относится и Ваш ребенок. Даже если в территориальной доступности создан отдельный класс, в котором обучаются дети с легкой умственной отсталостью (3 вариант любой адаптированной общеобразовательной программы или 1 вариант адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью), то отказать школа не может, но должна обратиться в орган образования за содействием в решении вопроса о том, где и как создавать условия для обучения ребенка. Если у школы нет ресурсов для создания отдельного класса, условия для обучения могут быть созданы в классе, в котором реализуются другие варианты адаптированных общеобразовательных программ для слабовидящих детей. Однако, ребенок сможет обучаться только по индивидуальному учебному плану. Содержание и результаты обучения по 2 и 3 вариантам программы существенно различаются: обучение по 2 варианту предполагает такое же содержание и результаты, как по обычной программы, - получение аттестата об общем образовании, в то время, как обучение по 3 варианту не предполагает получение в результате аттестата, закончивший обучение по 3 варианту получает только свидетельство об обучении. Тем самым для школы возникают серьезные организационные сложности: для организации обучения по 3 варианту в классе для 2 варианта доля индивидуальных занятий ребенка, обучающегося по 3 варианту, должна будет увеличиваться от класса к классу, разнятся и занятия коррекционно-развивающей области адаптированной общеобразовательной программы. В настоящее время школы не имеют опыта организации такого обучения, могут сопротивляться. Поэтому одновременно предлагаю обратиться в орган образования за содействием в организации условий для обучения ребенка. Орган образования должен определять, в каких образовательных организациях будут создаваться отдельные классы для обучения разных групп детей. В обращении в орган образования необходимо изложить сложившуюся ситуацию со школой для слабовидящих детей. Если возникают вопросы, сомнения, пишите.
В обращении сделайте ссылку на пункт 23 Положения о ПМПК, согласно которому представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
Рекомендую узнать, имеется ли в территориальной доступности отдельный класс, в котором обучаются дети с легкой умственной отсталостью (3 вариант любой адаптированной общеобразовательной программы или 1 вариант адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью). Целесообразно познакомиться с тем, какие дети там учатся, может ли быть обеспечена особая среда, необходимая для слабовидящих детей. При решении вопроса, где целесообразнее организовать обучение ребенка, эта информация будет иметь значение.

fall - 11-5-18 в 15:11

Спасибо большое за ответ. Сделали так, как вы сказали, обратились в орган образования, которому подчиняется школа, и нас взяли в школу. Школа нам навится. Теперь у нас ещё один вопрос, прогноз улучшения зрения хороший, и в будущем ребёнок может перестать быть слабовидящим, в нашей школе проходят ПМПК практически ежегодно (говорят, что дети не справляются с программой). Если ребёнок боле не будет слабовидящим, из школы придётся уйти? У ребёнка сложились хорошие отношения в коллективе, класс маленький, мы волнуемся, что в обычной школе ребёнку не смогут уделять должного внимания.