Форумы сайта Особое детство

научить ребенка "стесняться"

Валенсия - 30-1-07 в 23:55

Не знаю, присуще ли это детям с другими нарушениями или данная проблема касается только аутистов. Но не только мой сынуля, но и многие другие аутичные детки не имеют в голове понятия "неприлично".
Я думаю, здоровые дети легко усваивают это от сверстников. Пару раз их подразнят - и им ясно, что такое "стыдно". У маленьких аутистов, во-первых, друзей нет. Которые посмеются и подразнят. Во-вторых - они мало зависят от чужого мнения, делают так, как им удобно.
Моему десятилетнему мальчику не понятно, почему нельзя на пляже переодеться, а надо идти в кабинку. Почему нельзя пописать на улице.
Если мы гуляем в лесопарке и ему хочется в туалет, мы пойдем туда, где деревьев побольше, укроемся за самым толстым стволом. Но делается это в угоду мне, чтобы я была довольна. Мы даже проговорим дуэтом:"Если хочешь пописать - иди туда, где тебя никто не видит." Но я абсолютно уверена, что если его не контролировать, он сделает все это у самой тропинки, потому что понятие "неприлично" у него не сформировано. И как это делать - я не знаю. Специалисты, помогите советом!

Галина - 31-1-07 в 07:35

Присоединяюсь к просьбе Валенсии! Такая же проблема. В 7 лет может выйти из туалета на ходу натягивая штаны, окружающих это шокирует, естесственно.

Мария_Дименштейн - 1-2-07 в 02:13

Этот вопрос перекликается с вопросом о правилах вообще, обсуждаемым в теме "Школа для аутиста" - про готовность к школе как способность принимать правила. Так же, как в рассказе Имы Захаровой об эксперименте Эльконина ребенок начинает с того, что может выполнять задание только при контролирующем взрослом, потом при его заменителе (возможно, думает, что кукла расскажет ;-)), а потом уже без всякого контроля, так и принятие правил приличия (которые тоже являются правилами игры) происходит постепенно - от формального послушания к принятию внутрь. Маленькие дети, начинающие выполнять эти правила, не задумываются о причинах и не понимают, зачем это нужно, и сначала тоже нуждаются в подсказках. И конечно, как верно отмечает Валенсия, все усваивается намного быстрее, когда ребенок ориентируется на окружающих, а у аутичных детей этот процесс затягивается, и они долго нуждаются в помощи. Какой может быть эта помощь? Первое, что приходит в голову - поиграть в такие ситуации. Как поиграть - зависит от возможностей ребенка, уровня его понимания и игрового опыта. Если ребенок может поддерживать ролевую игру или просто смотреть разыгрываемые перед ним небольшие представления, в том числе непосредственно обыгрывающие реальные эпизоды вашей жизни, можно попробовать вводить в игру беспокоящие вас ситуации, чтобы ребенок посмотрел на них со стороны (так как ему "изнутри" это не видно). Можно попробовать по-разному: чтобы сам ребенок "не справлялся" в игре с правилами, а другие действующие лица ему помогали; или наоборот, кто-то "маленький" не справляется, а сам ребенок (или представляющий его персонаж) ему помогает, ругает, дразнит, хвалит - как в жизни :-). Мне кажется, не стоит делать эти проблемные эпизоды центральными в игре, чтобы ребенок на этих темах не "зацикливался". В любом случае, если ввести такую практику совместных игр и историй про вашу жизнь, это будет важно для ребенка, поможет ему лучше осознать себя и свои отношения с окружающими.
Пробовали ли вы что-то подобное? Как дети на это реагируют?

Има_Захарова - 2-2-07 в 23:03

При аутизме у большинства людей не сформированны в достаточной степени представления о социальных нормах, о понятии стыда и чувстве вины. Они нарушают социальные нормы поведения незлоумышленно. На этом уровне они все еще "невинны "( при нормальном развитии эти представления приобретаются в возрасте2-3 лет). Поэтому они обязательно должны иметь четкие правила : что разрешено, а что запрещено . Лучше всего эти правила сделать наглядными или, как предлагает Мария Дименштейн, попробовать проиграть с куклами или прорисовать эти затруднительные ситуации. Сначала в игре вы устанавливаете правила переодевания или хождения в туалет, все персонажи их выполняют - пусть ваш мальчик тоже их выполняет за какую-нибудь куклу или , может быть, даже сам установит эти правила. Поиграйте так несколько раз. А потом ( когда правила будут уже четко соблюдаться) появляется какой-нибудь "хрюша", который делает все наоборот. Пусть ваш мальчик поучит его" вести себя правильно". Если игра "не пошла", попробуйте просто расписать эти правила ( наверняка, ваш сын читает), что за чем следует.

Галина - 3-2-07 в 10:29

Спасибо за ответы! :yes:
Будем проигрывать эти ситуации!

Мария_Дименштейн - 3-2-07 в 17:40

Пишите, как будет получаться!

Валенсия - 3-2-07 в 21:23

Вот попробовала сегодня поиграть...Гришка отмахивался от меня, как от назойливой мухи. А потом и вовсе взорвался: "Хватит со своим пИсаньем...Дай мне спокойно в лифты поиграть!"

Мария_Дименштейн - 4-2-07 в 03:17

Гриша совершенно прав: он играет в любимую игру, а ему предлагается скучный дидактический сюжет - почему он вдруг должен захотеть в это играть?:no: Конечно, не захочет. Мне кажется, сейчас лучше вернуться назад и восстановить (или создать, если их нет) возможности для совместной игры. Повторюсь: не стоит делать проблемные эпизоды центральными, попробуйте просто с Гришей поиграть (в то, что ему нравится - в те же лифты). Такие проблемы быстро не решаются, поэтому не надо спешить, - пусть Гриша привыкнет играть с Вами вместе, смотреть представления, в которых участвует "мальчик Гриша" или рисованные истории из его жизни. Когда это начнет получаться и вы оба будете испытывать удовольствие от такой совместной игры или деятельности - тогда можно думать о решении конкретных проблем.

Валенсия - 4-2-07 в 14:17

Я пыталась встроиться в сюжет его игры...У него из книг построен лифт, около лифта на разных эт ажах сидят мелкие игрушки-зверюшки, он их перевозит с этажа на этаж, при этом завывает(типа лифт шумит при движении), и даже объявляет остановки:"Осторожно, лифт закрывается.Следующая остановка - второй этаж". Я пыталась проиграть ситуацию "полярный мишка ждет лифта на втором этаже и захотел в туалет...Что же ему делать?" Но игра не была поддержана СОВСЕМ.

Мария_Дименштейн - 4-2-07 в 14:44

Попробуйте все-таки поиграть с Гришей без туалетной темы. Поддержите ЕГО игру, поперевозите зверей, погудите, как лифт и т.д. Если он на таких условиях примет Вас в свою игру, и так будет принимать очень много раз, и в конце концов позволит Вам добавлять новые сюжетные линии в игру так, чтобы игра становилась все разнообразней - вот тогда только можно подумать о проигрывании нужной Вам темы. Любит ли Гриша смотреть, как Вы ему рисуете, есть ли у него такой опыт? Что, кроме лифтов, его интересует?

Валенсия - 6-2-07 в 00:07

Цитата:
Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Попробуйте все-таки поиграть с Гришей без туалетной темы. Поддержите ЕГО игру, поперевозите зверей, погудите, как лифт и т.д. Если он на таких условиях примет Вас в свою игру...
Любит ли Гриша смотреть, как Вы ему рисуете, есть ли у него такой опыт? Что, кроме лифтов, его интересует?


Нет, в свою игру Гриша меня не принимает, не разрешает ничего трогать. Хотя очень приветствует мое присутствие рядом при игре и сам требует моих комментариев.
Лифты - главная игра его жизни, практически с младенчества, просто с возрастом она усложняется и обрастает деталями. Еще играет в железную дорогу, в машинки. Играет с мягкими игрушками (ссорит-мирит, сам их "обижает" и просит, чтобы я их жалела, а на него ругалась - такая вот игра.)
А про рисунки - не могли бы Вы поподробнее? Или ссылочку какую-нибудь.

Мария_Дименштейн - 6-2-07 в 02:41

Мне кажется, не обязательно участвовать в игре "физически", передвигая игрушки или привнося свои сюжетные ходы - это придет постепенно. Может быть, Гришина игра усложнилась не просто с возрастом, а как раз благодаря тому, что Гриша позволял Вам сидеть рядом и комментировать. Ваше присутствие и, тем более, Ваши комментарии и его потребность в них - это уже очень большое участие в игре с Вашей стороны и хорошая предпосылка для того, чтобы и игра развивалась, и Гриша постепенно начал Вас больше в свою игру пускать, и воспринимать более сложные комментарии.
Почитать про эмоционально-смысловое комментирование и связанное с ним сюжетное рисование можно в книге О.С.Никольской с соавторами "Аутичный ребенок. Пути помощи" (во втором издании - стр. 241 - 247); также про рисование много в книге Е.Янушко "Игры с аутичным ребенком" (стр. 103 и далее).

oksanka - 17-1-10 в 15:04

у меня Ваня не аутист, НО со стеснением тоже не все так просто...
только недавно начал раздеваться в ванной (перед тем как пойти в душ), до этого раздевался в комнате и шел в душ голым :8-0:, причем пару лет назад его не смущало даже присутствие в квартире посторонних - раздевался и шел....
сейчас "стесняется", но переодеваясь в своей комнате не очень заботится тем, чтобы я его не видела - по комнате дефилирует без трусов :-D

лизонька - 17-1-10 в 22:02

Гы... моя лошадка всего год как стала стесняться. Еще позапрошлым летом, одиннадцатилетняя, выходила на улицу в трусах и заговаривала с проходящими дяденьками. А девица ранная, скороспелая, ей в 12 лет навскидку 15 дают, а в 11 груди уже ого-го были.
Ну и сейчас при всех спокойно рассказывает про физиологические отправления своего организма, может и трусы снять, проиллюстрировать, так сказать, свой рассказ.

oksanka - 17-1-10 в 23:39

мой в трусах на улицу не ходит, но про "пописать-покакать" тоже рассказать может запросто... Ах да, еще тема у нас про "я блевал!" :-D причем именно в этих словах :-D

Варвара - 3-2-11 в 07:26

Моя дочка в 8 лет посреди детской площадки села писать. Сейчас ей 9 - при контроле выходит из ванны в трусах, а если не смотреть - может и так. Причем иногда сядет и ноги расшиперит во все стороны. Я заметила, если вдалбливать много раз одно и тоже - усваивается. Контролирует себя когда это в ее силах.

Алла77 - 11-3-11 в 22:42

дааа..тема актуальная..мой(8 лет) ещё и в аське моим контактам "докладывает", когда я не вижу(пунктуация и орфография автора сохранена):
Егорий пошол в школу наскамейку сел егор пирабулся бантики егор пошол в клаас стал писать все блокити все пошли все детки в столовую все детки стали кушать пить после стовая и все детки пошло в класс стали писать все рисовали потом окружайщий мир читали все рисовали людей школы дом все детки убрали все пошли егор мама алла костюм витела костюм повешала егор пошол в аптечку егор громко пукал плохо вёл егор пошол в к бабушке нине мама алла сказала ты зачем аптеки гормко пукал мама алла стала тенють за лосики егор пукать не будет больше так будет больше так у егор кушал грибной суп маме аллиную апельсинку чистел егоркий апельсинку чистел башкиную нининую чистел апельсинку