Форумы сайта Особое детство

Сюжетная игра для неговорящего аутиста

Эвелина - 20-8-08 в 05:28

Вроде доросли мы до состояния, когда можно вводить сюжетную игру. Нам 4 года, аутизм, не говорим.

Основная проблема на данный момент, что и я, и все родственники в моем окружении - прожженные технари, так что прошу помощи у специалистов и опытных мам.

1. Может, есть какая-нибудь литература на эту тему - электронная или бумажная?
2. Каков "джентльменский набор" сюжетов?
3. Возможные пути и тонкости практического осуществления.

И еще - есть ли разница между сюжетной и ролевой игрой, я так понимаю, что в сюжетной мы выступаем за "автора", а в ролевой натягиваем на себя роль. Возможна ли в таком случае ролевая игра с неговорящим аутистом?

Shella - 20-8-08 в 10:21

http://www.autism.ru/library.asp?sort=3
В библиотеке на аутизме.ru есть книга Янушко Игры с аутичным ребенком, почитайте

Shella - 20-8-08 в 10:46

Почитайте тему :http://www.osoboedetstvo.ru/x/viewthread.php?tid=249

Лана - 20-8-08 в 11:16

Дурной совет.
Купите, одолжите, смастерите перчаточную куклу.
Начинайте с коротеньких сценок, только показывайте.
Затем подключайте и ребенка - у вас одна кукла. у ребенка другая. мы гуляем (ребенку помогает второй взрослый). Прошли полтора метра - ура, погуляли.
Затем можно поделать гимнастику (если ребенок знает, что это такое), покушать, поспать - все из жизни, однократные действия. А уж потом ставить нечто с сюжетом.

Еще лучше ставить крошечные пьески, нужны говорящие помощники, много. Ребенка может кто-то другой озвучивать, а еще столько ролек без слов!!

Начинаем с Курочки-рябы, а далее - простор!!!
Театр!!

rozab - 20-8-08 в 12:17

Только хотела написать о перчаточных куклах, Лана меня опередила. Из старых колготок можно сделать замечательную змею. Не знаю только как объяснить технологию шитья. Нужно вставку сделать для рта и глаза пришить. А ещё можно из солёного теста сделать различные головы, которые одеваются на палец.
Я для своего сына покупала в магазине игрушек Барби, Кента и двоих деток. Потом мы с ними играли. Играла-то я, а Илья бегал рядом с довольной физиономией.
"Маша и медведи" у нас шла на ура, что называется. Кроме того, при помощи этой сказки можно объяснить понятия "больше" и "меньше", разницу между детским и взрослым голосом показать. Опять же, Михаил Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка - это тоже семья, хоть и звериная. Можно сколько угодно с ними сказок придумать об их житье-бытье.
Ещё мы "Трёх поросят" обыгрывали. Сначала строили домик из веточек, потом из листиков. Каменный дом рисовать пришлось.

Эвелина - 20-8-08 в 16:47

Цитата:
Исходное сообщение от Shella
http://www.autism.ru/library.asp?sort=3
В библиотеке на аутизме.ru есть книга Янушко Игры с аутичным ребенком, почитайте


Янушко и Ньюман у меня есть, но там речь больше идет о предметно- и телесно-ориентированной игре. Тут у нас тоже поле почти непаханое, но одного вроде бы добились (т-т-т): ребенок бегом бежит «рисовать», играть в ладушки и даже тыкать в карточки. Однако по своему почину в сторону игрушек даже не смотрит.
Я хочу «раскрутить» сейчас именно сюжетные игры, так как они как-то связаны с жизнью, но все это приходится делать на уровне понимания, вернее, непонимания, четырехлетнего аутиста с 90 баллами по ATEC.

Эвелина - 20-8-08 в 16:55

Цитата:
Исходное сообщение от Лана

Купите, одолжите, смастерите перчаточную куклу.
...
Театр!!


Куклы на руку имеются. Воодушевленно играет с Бобиком в ладушки. Но самому ему на руку куклу одеть пока проблематично. Пальчиковые куклы он сбрасывает с руки тотчас же, а ручные – руки пока разработаны не слишком – но будем пытаться.
«Кормить» и «поить» кукол под чутким руководством родителей – это мы делаем, но без большого энтузиазма. С бОльшим энтузиазмом стягиваем с них туфли и тыкаем пальчиком в глазки. Гимнастику попробуем. Может, еще какие сюжеты есть – здесь у меня фантазия вырубается ну просто напрочь.
Купила театр на магнитах «Колобок» - картонные фигурки лепятся на холодильник. Последовательность заяц-волк-медведь-лиса усвоил быстро. Но развернуть игру мне не удалось. С точностью до наоборот – он молниеносно развешивает фигурки на холодильник, а затем без промедления складывает их в мешочек – типа разборка-сборка автомата Калашникова на скорость. Книжки слушать тоже не любит. Как удлинить время слушания книжек и игры, может, есть у кого какие-нибудь идеи?

Эвелина - 20-8-08 в 17:14

Цитата:
Исходное сообщение от rozab
Из старых колготок можно сделать замечательную змею. Не знаю только как объяснить технологию шитья. Нужно вставку сделать для рта и глаза пришить.




Рот примерно такой?

rozab - 21-8-08 в 03:31

Рот и глаза именно такие, как на фото. Ещё можно по такому же принципу гусей сделать и инсценировать известную песенку "Жили у бабуси два весёлых гуся". А потом продолжить тему при помощи стишка и отработать жесты "да" и "нет"
- Гуси! Гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Ну, летите, раз хотите!
- Нет-нет-нет!
Серый волк под горой
не пускает нас домой.
За гусей должен отвечать ребёнок. Я долгими тренировками добилась того, что мой неговорящий сын стал отвечать "да" или "нет" или мотать головой.
А сюжетные игры пойдут по мере того, как ребёнок начнёт понимать происходящее вокруг. А может быть и вообще не начнутся никогда, как в нашем случае. Мне кажется, что у некоторых аутистов эта функция напрочь выпадает.

Лана - 22-8-08 в 11:03

Куклы на руку имеются. Воодушевленно играет с Бобиком в ладушки. Но самому ему на руку куклу одеть пока проблематично. Пальчиковые куклы он сбрасывает с руки тотчас же, а ручные – руки пока разработаны не слишком – но будем пытаться.***

Попробуйте на ладошке ребенка нарисовать глазки и рот. Если даст. А пальчиками вы рисуете? На первый взгляд, никакой связи, но она есть! Не боимся пачкать руки красками и глиной. Давим пластилин!

***Кормить» и «поить» кукол под чутким руководством родителей – это мы делаем, но без большого энтузиазма. С бОльшим энтузиазмом стягиваем с них туфли и тыкаем пальчиком в глазки. Гимнастику попробуем. Может, еще какие сюжеты есть – здесь у меня фантазия вырубается ну просто напрочь.***

Уже кое-что! Молодцы!
Придаем смысл и озвучиваем (!) любое действие. Снял туфли - отлично, Миша (как зовут дитя?) помогает куклк ножки помыть. Принесем в чашке воды, вместе окунем, полотенцем (носовым платком) вытрем.

Глазки тыкаем - что ж, переводим в положительный контекст. Миша соринку вынимает из глаза куклы! Или зрение проверяет, илиеще что. Только не сильно, а то кукле больно...

Сюжеты - навскидку пока, пероое, что на ум.
Везем в гости кукол (в коробке. в машине, за веревочку)
Купаемся (в ванне, в тазу, что не размокает)
Играем в прятки - Молодец, Миша, всех кукол нашел! (Кстати, лучше говорить не куклы, а имена и зайки-девочки - папы)
Спать укладываем!
В поезде едем!!! (Если ребенок ездил в поезде - неизгладимое впечатление!) Вагон, купе устраиваем в большой картонной коробке, одной стены нет, в другой вырезаны окна. В поезде и едят, ируки моют!


***Купила театр на магнитах «Колобок» - картонные фигурки лепятся на холодильник. Последовательность заяц-волк-медведь-лиса усвоил быстро. Но развернуть игру мне не удалось. С точностью до наоборот – он молниеносно развешивает фигурки на холодильник, а затем без промедления складывает их в мешочек – типа разборка-сборка автомата Калашникова на скорость***

Молодец! Игрушки в мешочек спать пошли, Миша проводил домой!

***Книжки слушать тоже не любит. Как удлинить время слушания книжек и игры, может, есть у кого какие-нибудь идеи? ***

Время. Время.

Лана - 22-8-08 в 11:09

А сюжетные игры пойдут по мере того, как ребёнок начнёт понимать происходящее вокруг. А может быть и вообще не начнутся никогда, как в нашем случае. Мне кажется, что у некоторых аутистов эта функция напрочь выпадает***

Вашему мальчику 50 лет?
Аутист развивается и в 20, и в 30, и до 40, и дальше!
Если поставить целью, этого добиться можно. Извернуться, но научить играть в сюжетные игры - до 30 лет учить - и достичь!
А вот нужно ли?

Эвелина - 22-8-08 в 14:07

Спасибо всем откликнувшимся! :-)

Цитата:

Если поставить целью, этого добиться можно. Извернуться, но научить играть в сюжетные игры - до 30 лет учить - и достичь!
А вот нужно ли?


Лана, а вы считаете, что это не нужно?
Каковы дожны быть приоритеты при занятиях с аутистами?
Вначале я считала, что нам нужна АБА и только АБА, но в связи с отсутствием специалистов и собственной педагогической, мягко выражаясь, несостоятельностью, занимались с дитем в основном развивалками. Но сейчас, по моим ощущениям, нам нужна именно игра. Не как самоцель, конечно. Хочется, чтобы ребенок заговорил или, на худой конец, научился писАть. А с общением у нас большущие проблемы.

Shella - 22-8-08 в 15:08

С общением у всех проблемы и у нас тоже до сих пор.
Особенно с детьми.
Не знаю, Лана, а вот мне нужно учить играть своего 8-летнего аутиста с синдр. Аспергера. Я как-то учила, билась он немного играл со мной, а сейчас бросила, думаю, что большой. Но он сам без меня как не играл, так и не играет.

rozab - 23-8-08 в 05:57

Илья мне так и сказал: "Я не понимаю смысла игры". Стала объяснять, что дети, когда играют с машинкой, представляют себя на месте водителя, ставят машину в гараж и т.п. А он мне в ответ: "Знаю, что они представляют. Глупость всё это. Не хочу". Он может держать машинку, разглядывать, как колёсики крутятся, что внутри интересоваться. Но игры нет
А вчера раскрашивали дерево. Спрашивает: "Зачем это делать?" "Чтобы писать смог сам", - отвечаю ему(мы до сих пор пишем только тогда, когда чья-нибудь рука сверху лежит). Опять возмущение со стороны ребёнка: "Зелёный не такой, как на дереве". А у меня нет другого зелёного фломастера, какой есть, таким и рисуем. Сомневаюсь, что обычного ребёнка возмутил бы этот факт.
То есть, что я хочу этими примерами сказать. Мы предлагаем правила игры, условности всякие вводим. Коробка- это гараж, ковёр - дорога. А он не может принять это и протестует. Аутисты, они другие! А мы изо всех сил хотим приблизить их к "норме"
Это пишет Тео Питерс: "Ему тяжело "читать" по нашим глазам, жестам, позам. Ему трудно понять то, что мы думаем, чувствуем, понять наши намерения. Они - слишком явные "бихевиористы", им тяжело переступить буквальное восприятия, чтобы видеть то, что подразумевается под определенным поведением. С социальной точки зрения, они кажутся слепыми".

Ola - 23-8-08 в 10:22

Цитата:
Исходное сообщение от rozab
... Аутисты, они другие! А мы изо всех сил хотим приблизить их к "норме"...

Думаю, в этом состоит один из "камней преткновения" в спорах разных терапевтических школ. Кто-то настаивает на том, что надо только принимать и любить ребёнка таким, как он есть, и не напрягать его напряжёнными для него занятиями - что захочет и сможет, то и пусть, но стремиться ни к чему не надо (в смысле, к "лишнему" уровню социального, познавательного и т.п. развития). Зачем, если ему и так обеспечат безбедное существование в цивилизованном обществе, на руках будут носить, вокруг него устраивать показательную социальную жизнь. Есть другая точка зрения - специалисты заботятся не о том, чтобы формально, как Вы написали, "приблизить к норме", которая, к тому же, давно непонятно что такое, а расширить внутренние возможности самого ребёнка, человека, чтобы расширился его мир (то есть чтобы Мир в возможно большей полноте для него открылся), чтобы он сумел узнать, увидеть и почувствовать много нового, пережить эмоциональные состояния, которые были ему недоступны, испытать - хотя бы немного - чувство общности с людьми или с каким-то сообществом, с мировой Культурой, со смыслом приобщился к каким-то делам (умениям, отношениям, результатам труда), ... В общем, перечислить всего невозможно. Но если мы сосредотачиваемся только на том, чтобы любить, кормить, одевать, обеспечивать, развлекать, и не стремиться задействовать скрытый потенциал ребёнка, не искать в этом смысла и к этому путей, а чисто по мере спонтанно возникающих у него возможностей "приобщать" его к чему получится - ...
Вот я разделяю такой взгляд, что даже самый "сложный" ребёнок, потенциал которого может быть не очень большой и к тому же глубоко скрыт (откопать его и помочь раскрыться потребует большого желания, веры в него, терпения и профессионализма) - он чувствует, если "снаружи" кто-то пытается достать эти его маленькие возможности, и особенно если этот человек правильным путём его возможности, пусть и маленькие, ухитряется актуализировать. Именно возможности хоть чуть-чуть внутренне по уровню развития приближаться к Миру, Культуре и Обществу, помочь ребёнку расширить его собственный потенциал. А есть этим никто не озабочен, или если это делают формально, не ища нестандартных путей именно к ЕГО, данного ребёнка, потенциалу - со временем настроение ребёнка неминуемо "испортится" навсегда, он превратится в нерадостное существо, в глубине души или явно. Даже если он будет обут, одет, накормлен, развлечён - не будет ему радости и он не будет приносить радости своим близким и окружающим его людям. Может быть я сгущаю краски, но что-то вроде того.
Поэтому мне, например, не близки идеи типа "они просто другие, зачем им вот это и вот это".

rozab - 23-8-08 в 15:18

Ola, вы просто плохо знаете нашу историю развития. Ребёнок, неговорящий(!), с диагнозом "аутизм" и "олигофрения в стадии имбецильности" сейчас учится в обычной школе в пятом классе. И обвинения в мой адрес, что я оставляю его в покое и не пытаюсь раскрыть его потенциал, явно не по адресу. Я как раз именно этим и занимаюсь с момента постановки диагноза. А всяческих школ и методик я перепробовала великое множество и из каждой брала по крупицам.
А теперь по поводу основной темы. Никто не против игры, но надо учитывать особенности конкретного ребёнка. Я лишь передала то, что он мне сам сказал, вот и всё. А как это истолковать, каждый сам решает.

Ola - 23-8-08 в 20:43

rozab, извините, если я неудачно выразилась - я совсем не имела в виду задеть Вас. Конечно, я не знаю Вашу историю, просто Ваше высказывание навело меня на мысли и я их тут и выразила. Как мысли о занятиях с любым ребёнком, а не в Ваш адрес. Так что извините ещё раз :shuffle:

Shella - 23-8-08 в 23:26

rozab, извините за любопытство, но меня очень заинтересовала ваша история. Загляните, пожалуйста, в приватные сообщения.

Ola - 24-8-08 в 00:00

Цитата:
Исходное сообщение от rozab
... А как это истолковать, каждый сам решает.

А что тут толковать, надо вот именно учитывать особенности конкретного ребёнка и придумать, как помочь именно ему. Думаю, каждый родитель и каждый специалист заняты именно этим, как и Вы. Просто каждый сам принимает решения о целях и средствах - к чему стремиться и в каком порядке, как к этому двигаться, того ли ты достиг, что делать, если не получается и т.п. Ну и несёт ответственность за эти решения перед собой и перед ребёнком. :-)

rozab - 24-8-08 в 10:50

Ola? Извинения приняты. А по поводу того, как заботится о ребёнке, это вопрос, который мне часто задают, иногда в лоб, без церемоний: "Зачем вы это делаете? Он же никогда не станет таким, как все. Ну, выучится, школу окончит, а дальше что?" Я уже писала об этом на форуме, как на комиссии в психбольнице докторша заявила: "Пока вы живы, жив и ваш ребёнок". Я очень обиделась, плакала долго. А потом знакомая пошла туда же вслед за мной со своим сыном. Приходит и рассказывает, что её встретили теми же словами. И диагноз припечатали - шизофрения. А ребёнок - аутист со всеми полагающимися ему проявлениями. К сожалению, это позиция большинства врачей. Сразу ставят клеймо "необучаемый" на наших детях, а потом как хотите, так и живите. Кто-то барахтается, как лягушка в кувшине с молоком из известной притчи, а кто-то на дно ложится. Так и живём. Пардон, от темы ушла совсем.

Лана - 25-8-08 в 09:12

Важность игры я не только признаЮ, но и пропогандирую всеми силами. Мы учимся играть, чтобы научиться общаться, думать, проинимать решения - типа того. Но бывает и другая крайность - иногда забывается, что важнее. Иногда хочется спросить - что важнее, научиться играть в сюжетно ролевые игры или общаться?
Есть дети, единичные, которым это (сюжетная игра) не нужно. Ибычные, и особые - ну не их это... Без игры вообще ребенок не может! Об этом я кричала на всех перекрестках (фигурально выражаясь). Но без сюжетной игры некоторые дети вполне могут обойтись. И это их право. Можно костьми лечь и научить их технологии игры, можно даже научить их извлекать некоторое удовольствие от сюжетной игры - и упустить нечто более важное.
Наша (моя и близких мне по духу) - не научить их общаться, а научить их наиболее безопасно, комфортно, самостоятельно и самореализованно жить в этом мире. А сюжетная игра - всего лишь один из мноооогих способов к цели приблизиться.
И поэтому я советую родителям тех детей, кому сюжетная игра не в жилу, не париться по этому поводу, а спокойно идти дальше.
Люди живущие на берегу теплого спокойного моря или удобной реки считают необходимым условием полноценности личности умение плавать - у древних греков пословица была о недалеких людях - он не умеет ни плавать, ни читать.
Люди, живущие в пустыне считают этот постулат неправильным. Правы и те, и другие.
Да, игра позволяет аутисту быть менее гиперреалистом.
(Я говорила маленькому сыну - принеси мне мои тапочки - и он их тут же приносил. Говорила потом - теперь свои принеси - легкий ступор. Он уже принес тапочки! Тапочки могут быть только одни! И следовал некоторый интеллектиальный ступор). Мы дошли до исполнения ролей в спектаклях, но он так и не заговорил.
А был в нашей группе мальчик Богдан, и он говорил, но на театры я его так и не раскрутила. Зато он самостоятельный. Мама научила его оставаться одного дома и одному гулять по улице.
Все относительно.
А один мальчик закончил среднюю школу, так и не заговорив. Сдавал все письменно. Потом работать пошел.
А Володя, уо человек, в 40 лет в первыйраз устроился на работу - грузчиком. А до этого никак не удавалось никуда его пристроить.
Это я к тому, что у нас еще есть время, и владение сюжетной игрой не есть непременный, непреложный атрибут успешности и общения.