Форумы сайта Особое детство

Как научить ребенка пересказывать

Shella - 4-8-08 в 15:57

ПОдскажите, пожалуйста, литературу как научить ребенка с синдромом Аспергара пересказывать, развивать речь. Ребенок говорящий 8 лет, учится по 7 виду, примеры решает, но плохо пересказывает.

rozab - 5-8-08 в 04:28

Когда мой сын был совсем маленьким, то я все сказки после прочтения объясняла своими словами. Заметила, что половина слов ему просто была непонятна, отсюда и трудность в воспроизведении. Мы абзац прочитаем или упражнения по русскому языку, я спрашиваю: "Слова все понял?" Если не понял, то объясняю. Постепенно, с течением времени словарный запас расширился и непонятных слов практически не стало. Причём, я заметила, что приходится объяснять словообразование, приставки, суффиксы, употребление местоимений и т.п., как можно раньше, а не тогда, когда это проходят в школе. Мой сын неговорящий, но внуренняя речь развита, дай бог каждому. А у подруги сын тоже с синдромом Аспергера. Так она с ним занимается каждую свободную минуту. Тоже были проблемы с пересказом. Помню, как она жаловалась, что приходится по несколько часов делать домашнее задание, читать и пересказывать. Они составляли план,потом по нему рассказ. Сейчас дела получше, дети наши в пятый класс пошли, им по 12 лет.

Shella - 5-8-08 в 11:42

Спасибо за совет, попробуем

Лана - 12-8-08 в 13:38

Значит, так.
если ребенок может составить рассказ по картинкам (старичок идет с топором в лес, рубит елку, несет домой. а потом она стоит нарядная) - если может, со временем научится
если ребенок может составлять из разрозненных картинок ряд по порядку, без слов. только картинки по порядку разложить - научится.
Как у вас с этим? С работой с картинками?
Ой, редактор пришел. смываю....

Мария_Дименштейн - 12-8-08 в 20:00

Цитата:
Исходное сообщение от Shella
ПОдскажите, пожалуйста, литературу как научить ребенка с синдромом Аспергара пересказывать, развивать речь. Ребенок говорящий 8 лет, учится по 7 виду, примеры решает, но плохо пересказывает.


Посмотрите книгу Л.Г.Нуриевой "Развитие речи у аутичных детей", главы 5-7, особенно 7-ая глава -"Формирование монологической речи". Если книги у Вас нет или нет возможности купить - напишите, я постараюсь эти главы выложить.

rozab - 13-8-08 в 03:57

http://www.autism.ru/library.asp?sort=3
Здесь есть книга Нуриевой по развитию речи, а также другая литература по аутизму.

Shella - 13-8-08 в 08:49

Спасибо, я нашла книгу Нуриевой. А с картинками у нас проблема. Рассказ с картинками дается плохо, почти никак. Особенно не понимает что лишнее и какого предмета не хватает.

Лана - 13-8-08 в 10:00

Обучала я уже не маленькую девочку Аллу, и жуткая проблема была с классификацией, с что лишнее, чего не хватает.
У Алуськи был жуткий пиетет к художникам и их произведениям - если кошка без уха - может, ей в драке оторвали. расческа без зубьев - лохматый причесывался - и тд Если художнтк так нарисовал, значит, он так видел.
Справились тем. что показывали сначала целую картинку или даже сам предмет, или фотку. потом - с отсутствующими деталями. Незнайка нарисовал вот эту расческу, в чем он ошибся? Вот твой кот Самсон, вот его портрет, что в портрете неверно? Алла Самсона своего знает. и любит, и тут же находит отсутствие глаза и лапы. На Незнайках топтались долго, до автоматизма, потом потихоньку убирали предисторию, по слову, по фразе. и в конце концов одолели мы этот тип заданий!
С что лишнее был полный завал! Но Алла тогда увлекалась Фабрикой звезд, и задания звучали так - Светикова, Тирлеева, Бородин, Гагарина - кто лишний?
Алуся выдавала: Бородин-мальчик, остальные - девочки.
Если кратко. то
1.Объясняем, что художник ошибся, или специально обманывает - вводим слово понарошку, развиваем понятие игры, абстракции
2.Берем близкие для ребенка примеры - для кого-то это еда, напитки, для кого-то динозавры (трицератопс, птеродактиль, тиранозавр, стегозавр - кто лишний. Птеродактиль, он летает). Главное - найти то, что интересует.

Сейчас эти задания Алла выполняет играючи. А было...

Что касается картинок и пересказа.
1Берем что-то знакомое и родное. Например, песенку в лесу родилась елочка.
2 Создаем атмосферу - вытаскиваем пару шаров, фотки с нового года и тд.
3 Для затравки делаем разминочку - легкие задания из другой оперы, например, куда мы звезду на елку надеваем, или где растут елки. и тд
4 И только потом приступаем к основному. Делаем интересную преамбулу - Я, понимаешь, картинки правильно разложила, а Самсон мимо бежал, хвостиком махнул, и все перепутал. Помоги нам с Самсоном все правильно разложить.

Возни много. Но постепенно антураж сводим до минимума и вовсе ликвидируем и начинаем выполнять задания без всякой нагрузки.
Игра стоит свеч!!!!

Shella - 13-8-08 в 14:54

Спасибо, Лана. Сижу, читаю книги из аутизма.ru. Игры с аутичным ребенком. Господи, когда этим заниматься работы море. Кажется, что надо не работать, чтобы был результат. А возжможности такой нет. Я с работы прихожу поздно.:weep:

Shella - 14-8-08 в 11:57

Вчера занималась с ребенком по книге Нуриевой. Занимался неохотно, отвлекался. Сказал, что у льва есть клюв, и в будке для собаки живет лев.
Будем понемногу заниматься. Сегодня днем приходила учитель, наняли для занятий, тоже занималась. Вроде математикой.

Shella - 14-8-08 в 12:02

Лана, а где можно взять картинки для пересказа. Наверное, это какие-то учебные пособия?

Лана - 14-8-08 в 15:42

Есть такой чемоданчик дефектолога, там набор всего - пирамидка, кубики коса, и прчий инструментарий. И картинки тоже. Чем хорошо - стандартно, есть шанс, что на комиссии что-то знакомое попадется.

Я бы посоветовала сначала выяснить, что близко, что родное. Лучше - для начала - с родным.

1. Можно нарисовать самим, вместе. И уж с этой то серией картинок проблем особых не будет.

2. Если есть фотоаппарат, сфотографировать. Бабука накрывает на стол, люди садятся, едят, встают. Со знакомыми людьми рассказ идет лучше.
3. Обнаглеть, взять старую книгу (знакомую), вырезать. Если это не Библия, Господь простит
4. Пошарить по учебникам, пособиям и тд. Разрезать страничку с роасписанием дня (во многих учебниках есть, даже по математике) Только на глазах ребенка не стричь.
5. Кстати, о математике. Там в иллюстрациях по два-три рисунка - было - стало. Чем не пример для короткого расказа. Стоял ясный день, на полянке прыгали пять зайцев, пришла лиса, два зайки убежали... Попробуйте, а?

А насчет Л. Нуриевой не расстраивайтесь. Не у всех она с 1 раза получается. Далеко не у всех! А со временем получается.

Насчет репетитора. ИМХО. Главное - не складывать цифры, это и калькулятор может. Главное - логику подтянуть. Уж как я с Аллой билась - и добилась -таки!!!

Времени мало, я понимаю. После работы и постирать, и с малям позаниматься, а о себе и подумать некогда, даже подумать, не то что сделать.
Поэтому
1. Занятия должны исходить из хода жизни. Летом выкапывать шары для пересказа Елочки - время жалко. А под новый год само собой. Вот печете пирог - ну и сфотографируйте процесс - раскатываем тесто, кладем начинку, ставим в духовку - едим (приятный конец - непременное условие!). Не печем? Ну, салат режем - монм помидоры, режем, мешаем, едим... Из хода жизни!!! Вот как бабки старорежимные говорят с детьми, - встали. умылись, кушать пошли... так и говорить, только новых реалий подставить.
2. Лучшее, любимое и только для вас! - Любимое!!! Лучшее!!! - Индивидуальное!!! Я вот своего на жуках и звездах учила - это ЕГО. У другого - динозавры, у Аллы - Фабрика звезд была (перешли на сериалы теперь для примеров). Лучше один пример на РОДНОМ. чем 10 абстрактных, ни о чем. И силы экономятся.
А уж как на родном-то научимся, так и на абстрактное перейдем.

rozab - 14-8-08 в 18:00

Продаются такие книжки для самых маленьких, где картинки сгруппированы по темам (человек, игрушки, одежда и обувь, еда, домашние и дикие животные, цвета, транспорт и т.д.), под каждой картинкой подпись. У нас есть такая, называется "Моя первая книга", изд. "АСТ-ПРЕСС". Очень рекомендую.
А карточки с картинками можно купить в отделах с развивающими играми, иногда они продаются и в книжных магазинах, стоят недорого.
Как бы вы ни устали, старайтесь заниматься, чтобы не упустить время!

Shella - 15-8-08 в 07:44

Спастбо за совет. Вчера рисовала собаку и кота с недостающими частями. Соображает быстро, все дорисовал, т.к. у нас есть собака и кот. Спрашиваю собака, кот и рыба, что лишнее. Долго думаем, с подсказками , еле разбираемся. Карточки я как-то покупала на тему "Что лишнее". ОН их заучил быстро, а на другие темы это не переносит. И книги покупала с картинками по темам, а когда перепутываешь, не различает, что лишнее.
Насчет идеи попробовать сфотографировать. Я думаю это неплохо. Насчет режима дня он соображает, что за чем, а вот насчет елочки... Это наврядле, с трудом. Где же взять чемоданчик дефектолога? Зайду в "Книгомир". Может там что есть.
Вот все думаю, чем он сейчас увлекается. Практичеки ничем. Все больше счетом. Сколько квартир в каждом подъезде. Надо разрушить женскую консультацию (она пристроена к нашему дому) и построить еще один подъезд и т.д. Не понимает о чем рассказы в книге для чтения.

Shella - 15-8-08 в 07:47

Наверное он не понимает эти абстрактные рассказы. Где он видел, чтобы срубали елочку. Их покупают. Где он видел лошадь и телегу.

Лана - 15-8-08 в 09:18

Значит, надо сначала разобраться с текстом В лесу родилась...

Режим дня понимает - отлично!
1 Разрезаем картинки, перепутываем - его задача расставить по порядку
2 Разложили по порядку, назвали мальчика Васей, или как еще, составляем рассказ Васин день. Какие-то эпизоды можно менять. Подставляем картинку с зоопарком - значит в зоопарк сходид Вася. на другой раз цирк - в цирк сходил...

Собака, кот, рыба - пример запутывающий. А вдруг это про то, что кот любит рыбу, а пес нет?! Шютка, но...
1. На первом этапе нужно не менее 4 картинок!!
2. Начинаем с совсем уж несуразицы типа живое-неживое, люди - животные, животные - растения, и только доведя это до автоматизма, переходим к другому, посложнее. Я не сомневаюсь в умственных способностях вашего сынули ни на секунду (как и в Алкиных), но раз особенности восприятия такие, то надо подстраиваться под них. Подстраиваться изобретательно, а потом сводить их к минимуму.
3. Авы уже добились автоматизма при заданиях типа:
а. 3 красных квадрата - один синий кркг
б. з мелких красных квадрата - один крупный, а далее по мере усложнения

Чемоданчик покупать не надо - дорого, да и вырос ваш сынок. Хотя если деньги позволяют... Игрушка что надо!

Как у вас склассификацией? Не только по мебели, но и по более сложным предметам. С аутистами и аспергерятами иногда не стоит бояться сложных понятий. они же не уо, в конце-то концов! Они просто узкие специалисты. Классифицируем точно. Кошка. лиса, волк - млекопитающие! Карась или акула - рыбы! Курочка, ворона - птицы! Жуки. комары - насекомые! То, что они все вместе животные, можно пока и не говорит, потом само собой с возрастом придет.
Картинка с натуры. Учитель второго класса 8вида: Дети, это насекомое или животное? Как будто насекомое уже не животное? Острых углов можно избежать, если сопоставлять не млекопитающих с кем-то, а рыб-птиц-насекомых.
Уф, заболталась я что-то. В следующий раз я расскажу вам про таблицы...

Shella - 15-8-08 в 12:09

Спасибо, Лана. Я все ваши советы распечатываю и отношу домой пробовать. Живое-неживое - отвечает полохо. У него почему-то все живое и кусается. Книга кусается, карандаш кусается. Не знаю, с чем это связано.
Он часто как-то наугад отвечает. Наверное, чтобы отвязались. И, главное, с таким выражением и уверенностью. И смотрит на тебя. Если это мне не нравится или учителю, то сразу же говорит противоположное. С квадратами и кругами я не пробовала. Я думаю, сделает.
С классификацией плохо. Пробовали, отвлекается бысто. Вначале вроде пытается отвечать, а потом отключается.

Лана - 17-8-08 в 17:43

Пока не освоим классификацию, на что лишнее много времени не тратим.
Начнем с невербальной, не словесной классификации.
1. Простейшая оппозиция - мальчики-девочки, или взрослые - дети, или съедобное - несъедобное. Нарезаем картинки, и раскладываем в две кучки - мальчики налево, девочки направо!
Если ваш юноша читает, можно раскладывать написанные имена - Сережи, Светы, ЮлиЭ, Феди. Имена должны быть знакомые, знакомых людей, и без двойных - Валя и туда, и сюда пойдет.
Доводим до твердого результата, а уж потом ко всему.
Ваш мальчик читает? С аспегерчиками так бывает, что дитя читает, но не очень хорошо классифицирует. Не потому что уо, а просто подхода не было специфического.

2. Знакомы ли собирательные понятия. Стул, стол, диван - мебель. Молоко, квас, лимонад - напитки, ну и тд. Паралельно с лассификацией повторяйте собирательные понятия, даже зазубривайте.
И не бойтесь длинных слов. Вместо живое - неживое попробуйте одушевленное-неодушевленное. Смело вводите слово млекопитающие! Не в активную речь, так пусть на слуху будет!!

Собирательные понятия
Игрушки
Напитки
Одежда
Обувь
Овощи
Фрукты
Посуда
Мебель
Цветы
Домашние животные
Инструменты, учебные принадлежности и тд........

3. Помните, не менее 4х названий - и общее, собирательное понятие. И наоборот - мебель - и всякие там табуретки.

Если ребенок читает, можно классифицировать только куски бумагт с написанными словами.

Shella - 18-8-08 в 15:50

Мой ребенок читает хорошо, даже бегло. Лет с 4-х. Но плохо понимает смысл прочитанных рассказов. Объясняю раз по 20., пока наизусть не выучит. Рассказы, сказки слушать не любит, быстро отвлекается. Учила я его читать по методике из Центра коррекционной педагогики целыми словами, показывала подпись и картинку. Поэтому были проблемы с делением слов на слоги.
С классификацией растения-животные, посуда, мебель бьемся который год. Он не запоминает, отвлекается.
Попробовала взять 4 его любимых пены для ванны и 1 шампунь, сразу определил что лишнее. Взяла 4 красных зубных щетки и 1 зеленую, сказал, что зеленая лишняя. Щетки он любит. А при слове животные становится вялый и отвлекается, неинтересно. Пробовала учить, что из какого материала состоит (из стекла, пластмассы) тоже с трудом.
Я думаю может быть знакомый рассказ нарезать на предложения и попросить разложить по порядку, а потом пробовать с рисунками.

Лана - 18-8-08 в 19:50

Я так и думала, что ваш мальчик читает! Урррра!
Можно не париться с рисованием картинок.
Пусть меня забросают гнилыми помидорами, но главное - в быту, а не на занятии. Если за столом сидят, а не на нем, то какая разница, есть классификация или нет.
Вам трудно. Но есть простор для развития, и перспективы довольно хороши.
Итак, если вы чиатаете, делаем классификацию на осове слов написанных, а не кртинок. Мы с Аллой так и делали. А потом еще и на английском языке - cat? boy? fox? dog - что лишнее - не представляете, но шло лучше, чем на русском!!!

Примеры классификации слов

сссстул, сссуп, яяяблоко, ссстакан - это очень трудно идет, особенно если фонематический слух поднарушен. первую букву красьте другим цветом, тяните. И сто раз продемонстрируйте сами, объясняя, а уж потом требуйте, чтобы мальчик это делал. Здесь принцип - первая буква.
А вот попроще

суп, рот, барабан, душ. слоао барабан такое длинное, даже табличка длиннее. Все короткие, одно длинное.

слова разного рода

заглавная - строчные

двойные согласные

и много чего еще

А с нарезанными предложениями знакомого текста попробуйте непременно! Это дельная мысль!!!

Shella - 19-8-08 в 11:17

Уже пробовала, нарезала рассказ. Раскладывал. Тяжело, с трудом.
С картинками тоже, наверное, тоже надо пробовать, потому что на ПМПК дают именно картинки. Нелепицы особенно не понимает.
Всякие вопросы задают, типа что будет со снежком, если взять в руку. Показывала. Снег из холодильника доставали. Но все равно не уверена, что ответит.
Спрашивали на ПМПК, что убирают в сентябре, какие овощи.
Да все что угодно могут спросить.
Английский, к сожалению, сама не знаю.
Плохо понимает, что такое перед, на, под, за, около.
А вот со словами, начинающимися на на один звук, я думаю сделает. Со звуками у него неплохо было еще с д/с. И фонетическую схему слова он делает.

mamaZ - 19-8-08 в 20:25

Shella, я читаю Ваши сообщения и вижу своего мальчишку. Может, мне это только кажется, нам еще только 5. И самая основная проблема именно с речью. Тоже читает с 4-х, может классифицировать, но не объясняет, почему. И с предлогами проблема. А еще "он" и "она" совсем не различает. Скоро в садик, опять проблемы будут. А Вы педагога нанимали для работы с ребенком? Я иногда думаю, легче заплатить, чем самой заниматься. А муж наоборот хвалит, говорит, что Рудька мне доверяет и ему легче со мной и читать, и играть, и заниматься. А Вы как занимаетесь? У Вас ведь тоже мальчик?

rozab - 20-8-08 в 05:00

Девочки, есть такой старый учебник "Русская речь в картинках" Баранников, Варковицкая, найти его можно только в библиотеке или у букинистов. Это учебник для нерусских детей, изучающих русский язык. Как нам помогла эта книжка! Открыла наугад первую попавшую страницу. Тема "Физкультура и спорт" Читаем и смотрим на картинки.
Играют в мяч (картинка), бьёт по мячу (картинка), кидает мяч(картинка), идёт с мячом(картинка). Вот вам один предмет-мяч, а с ним употребляется несколько предлогов и дана визуальная поддержка, а это самое важное для наших детей. Можно сколько угодно объяснять словами, что означает тот или иной предлог, и не достичь результата. А когда вы покажете на картинке "книга лежит на столе", "мяч лежит под столом", то всё понятно становится.
Ещё, попробуйте найти учебники по русскому языку для глухих детей, по ним замечательно можно заниматься.

Shella - 20-8-08 в 08:52

mamaZ, конечно я нанимала педагогов и не одного, кроме того что занимаюсь сама. Она педагог долго с нами занималась, где-то год, но потом отказалась. Очень трудно заниматься с таким ребенком. Многие отказываюся. Но я продолжаю нанимать. Пусть результат маленький, но есть. Он прибавляет в развитии. Даже на ПМПК это отметили. Если на прошлой ПМПК говорили, что он даже врядле сможет учиться по 8 виду в диагностическом классе. То теперь уже через год 100% может учиться по 8 виду во 2-м общем классе. Но мы же боремся за 7 вид. Не знаю, удасться или нет нам там удержаться. Но надеюсь. В садик мы его с таким трудом устроили в логопедическую группу. Там было 8 человек и с ним хорошо занимались. И на дом много задавали. Не знаю, может быть для него вредна большая нагрузка, но мы его сильно нагружаем.

Shella - 20-8-08 в 09:47

rozab, не знаю, смогу ли я найти такие учебники. у нас-то город небольшой. Да и я не педагог. Спрашиваю у знакомых. Пока ничего не нашла. Начала рисовать сама. И нарезать на картинки. Времени правда не хватает. Я же много работаю. Куда без этого. Сидела ночью рисовала. Вчера набрала рассказ на компьютере из учебника по чтению и развитию речи и разрезала на полоски по 2-3 предложения по смыслу. Получилось 8 полосок. Рассказ знакомый, его самый любимый. Начало хорошо разложил первые 3, а потом путался.
Занимались классификацией. Кстати, спасибо Лана, напечатанные слова замечательно раскладывает. Мальчиков в одну сторону, девочек - в другую - легко. Мебель отложил, инстументы, деревья, овощи и т.д. Запутался в 2-3-х словах.

Лана - 20-8-08 в 11:05

Насчет педагогов.
Эх, жила б я с вами в одном городе, то ходила б к вам раз в две недели - бесплатно, из интереса. К Аллке теперь так и хожу - два раза в месяц. Оставляю гору заданий, выполняются не все, но и того что делают, хватает. Прогресс есть... Нет, это не самореклама. Я завязала, у меня другая работа, а с Аллиной мамой мы подруги. Просто если начала работать с особым ребенком. то потом, завязав с этим, все равно тянет.
Итак, про педагогов.
Вся беда в том. что "класические" дефектологи работают с нашими детьми как с уо. Говорят, что понимают. что работают с аутистами, но на самом деле... Вы молодец, что пробуете, и продолжайте искать именно Вашего педагога.
Проблема не в вашем мальчике! Проблема в том, что аутистов не умеют учить именно как аутистов! И это трагедия.
Но в вашем случае я никакой трагедии не вижу. Есть некоторые неудобства от того, что с ребенком не используют те уже существующие методики, которые максимально могут ему помочь. Поэтому есть задержка. Но она преодолима!!!
Конесно, задержка огорчает, но надо просто подождать, и все выравнеется. Не само собой, конечно.
Подозреваю, что с формой у вас полегче, чем с содержанием.
Поэтому сначала оттачиваем форму, а потом дозированно, по капельке, вводим содержание.
А сейчас я расскажу вам про таблицы.
Берем четыре предмета , например, 4 книги - двя явно толстые, две тонкие. Обложки желательно одноцветные.
Чертим таблтцу, в которой идут следующие столбцы- номер, толщина, цвет обложки - и 4 строчки для заполнения.
Показываем первую книгу - ставми номер один, записываем толщину - толстая или тонкая, и цвет обложки. Потом вторую, третью, четвертую.

Убираем книги, смотрим в таблицу, и вспоминаем, глядя в таблицу
1 какой по счету мы смотрели га толстую зеленую книгу (я условно)
2 вторая книга толстая или тонкая
3 сколько тонких книг .... и до бесконечности.

Зачем? Для развития логического мышления. Но попутно много чего еще тренируется.

rozab - 20-8-08 в 11:53

Shella, я тоже не педагог. С нашими детьми приходится таковым становиться. Если с вашим ребёнком занимаются педагоги, то с моим отказывались заниматься все.
По поводу книг. Даже в маленьком городе есть библиотека. Мы, например, брали детские журналы, развивающие книжки. Старые учебники и азбуки тоже пригодятся, поспрашивайте у тех, кто начальную школу закончил.

Shella - 20-8-08 в 12:28

Да в библиотеку -то сходить не трудно, у нас еще какая проблема: он на книгах рисует, и невозможно его остановить в этом. Страницы подписывает покрупнее и на страницах рисует. Я боюсь брать книги в библиотекеи и у людей. Меня потом убьют.
И вот как не прячь книги, он если захочет порисовать, все равно найдет и изрисует. Диски царапает гвоздем, может жевать одежду до дырок. У вас такого нет?
У нас все лежит на стенке наверху, и то он уже высокий, с краю достает.

Shella - 20-8-08 в 12:29

Ну а у людей можно поспрашивать.

Shella - 20-8-08 в 12:37

Лана, я так боюсь обучения по 8 виду. Я все надеюсь, что все-таки может быть он закончит школу и будет работать, я думаю я смогу его устроить будет потихоньку копаться, приборы ремонировать каким-нибудь слесарем по приборам. У нас есть ребята, такие , как сказать , со странностями. Лишь бы взяли в училище, дали мед. справку. А после 8 вида у нас 2 специальности - сантехник и плотник. Ну, не знаю, как он с этим справится. Думаю все об этом. Кто знает, сможет ли он. Но я не могу сказать, что он совсем глупый. Вот только любит что-попало бормотать ни к месту.

Shella - 20-8-08 в 12:47

Спасибо, Лана за советы.
Да, хорошо бы , если бы мы жили в одном городе.
Меня мама аутиста приглашает на курсы.Она педагог, поедет учиться где-то в октябре в Москву. Она будет работать в коррекционной школе , учить своего ребенка. Он у нее неговорящий. А меня приглашает на практичесике занятия. Не знаю, смогу ли я научиться.