Форумы сайта Особое детство

Обучение в школе неговорящего аутиста

rozab - 28-5-08 в 03:50

Здравствуйте, мы новенькие. «Мы» - это я и мой сын Илья. Ему 12лет, аутист, не говорит, общается методом контактной поддержки, посещает общеобразовательную школу вместе со мной. Я сижу рядом в качестве переводчика. Сейчас мы закончили четвёртый класс. По чтению были оценки исключительно отличные, но основаны они на письменных работах. Вчера объявляют нам итоговые отметки и говорят, что в начальной школе существует такой показатель, как «техника чтения». И на том основании, что эту технику у нас проверить нельзя, то они вынуждены поставить за год «четвёрку». Ребёнок был так расстроен, показывал по таблице: «Несправедливо это! Я умею читать и смысл понимать!» Ну как им объяснить, что все тексты ребёнок «фотографирует» и воспроизводит почти дословно! О какой «технике чтения» может идти речь! Или, может быть, я неправа?

Эвелина - 28-5-08 в 07:15

Цитата:
Исходное сообщение от rozab
общается методом контактной поддержки


А что это такое?

rozab - 28-5-08 в 10:35

Подробнее об этом методе можно прочесть в журнале «Аутизм и нарушение развития», к сожалению, не помню номера. Кажется, это было несколько лет назад. В идеале, ребёнок показывает слова по алфавитной таблице, если его руку поддерживают, отсюда и название. Но мой сын приспособился иначе. Он берёт чужую руку и пользуется ей, как указкой. Это может быть и посторонний человек, не только мама. Просто, я лучше его понимаю. Когда таблицы нет под рукой, Илья может выписывать буквы на моей ладони. Прочтите книгу Н.Дилигенского «Слово сквозь безмолвие» на Autism.Ru в разделе «Библиотека», там описан похожий случай.

Лана - 28-5-08 в 16:33

Если обида очень сильна, купите сами какой-нибудь приз, уговорите кого-нибудь из школы придти к вам домой и приз этот вручить - за успехи в чтении.
А если не очень сильна, то стерпите. В жизни всех, и здоровых, и больных людей, встречаются несправедливости. Надо учится воспринимать их так, чтобы они не ранили, а только раззадоривали на новые успехи и победы.

rozab - 29-5-08 в 03:28

Спасибо, Лана, за поддержку! Мы привыкли не обижаться. "И вся-то наша жизнь и есть борьба!"
Грамоты за успехи в учёбе нам уже вручили на школьном празднике.
Я, наверно, неточно сформулировала. Ведь дело не в задетом самолюбии, а в критериях оценки. Если ребёнок не разговаривает, то невозможно проверить у него технику чтения в обычном понимании, дать ему минуту времени и посчитать, сколько же знаков он прочтёт. Если моему дать минуту времени, он несколько страниц потом сможет пересказать. Помните, как в фильме"Человек дождя", главный герой листал телефонный справочник и запоминал мгновенно все номера? Значит, нужно было оценивать восприятие информации, её осмысление, точность пересказа. И потом, оценки выставляются, как я понимаю, по записям в классном журнале. Если там нет ни одной четвёрки, то нужно было "добавить" других оценок, а это уже отдельная тема.

Лана - 29-5-08 в 10:50

Учимся на чужих(учительских) ошибках.
Я веть одно время тоже с сынулей за одной партой сидела, но у нас случай более страшный.
В будущем к каждому предметнику подойти и предупредить - повнимательнее с текущими оценками. Если Вы заранее знаете, что не сможете поставить 5 за четверть по таким-то конкретным причинам - ставьте оценки соответствующе. Да заодно и критерии возьмите - что должен знать и уметь ребенок в четверти, чтобы получить такую-то отметку.
И начинайте играть в тесты - выбирание одного варианта ответа из четырех. Постепенно увеличивайте дистанцию между собой и ребенком. Илюша со временем будет отлично справляться с тестовыми заданиями на ЕГЭ.
Умеет ли Илья рисовать, есть ли у него пространственное воображение, владеет ли он перспективой и ручным трудом?
Это я к тому, что зачитываться на оценку могут и модели, чертежи, схемы, макеты. А одна девочка в качестве экзамена (или вместо оного) представила серию портретов персонажей "Мертвых душ". Штук 20 работ - сама лично рисовала - даже два мужичка, обсуждающие, доедет ли карета.
А вместо скорости чтения могли бы проверить схватывание информации. С секундомером засечь время дать прочитать отрывок, а потом задать кучу вопросов на усвоение материала. Или еще что.

rozab - 30-5-08 в 02:58

Были у нас и тесты по ЕГ, и на усвоение информации. Ребёнок справился. Никак не могу понять истинную причину действий администрации, а слелано это было сверху, не учительницей. Она нас видит каждый день и уже научилась понимать. Могу лишь предположить, что сведения об отличниках подаются в гороно. А вдруг, нас бы захотели протестировать вышестоящие органы? Когда мы с боями переходили с надомного обучения в коррекционной школе на обучение в общеобразовательной, нам вообще одни трояки наставили. Директор так и заявил: "А как же вас проверять будут?" Вся беда в том, что Илья общается через посредника. А чтобы этим посредником стать, надо с ним вместе пуд соли съесть. С кем-попало мы общаться не станем.
Самостоятельно ребёнок ничего не рисует, опять же нужно положить свою руку поверх руки ребёнка. Мы на ИЗО ходим. На день матери он сделал мой портрет. Кто видел, говорят, очень похоже. К сожалению, отсканировать невозможно, простой карандаш не пропечатывается.
Ладно, не будем о грустном. Спасибо этой школе за всё: что нас взяли без справки МПК (мы ведь официально должны обучаться по 8-му виду), что терпели нервные выплески на уроках, что относились к нам с пониманием.
В конце концов, многие дети вообще дома сидят, а мы с первоначальным диагнозом "олигофрения в стадии имбецильности" в школу ходим.

Лана - 30-5-08 в 10:33

В одном фильме видела такой эксперимент - проводник вышел из комнаты, а проверяющий сказал два слова ребенку. Проводник зашел, пообщался с ребенком и назвал эти два слова. Всё этим было доказано.

Одной маме я рассказала об этом, у нее неговорящий неходячий ребенок был, но она сильно возмутилась. По моему, зря. Предлагала и такой метод - алфавит делится на две части, ребенок выбирает одну, в которой есть нужная ему буква. Выбранная часть делится опять на две части, выбирается нужная, и так, пока методом отсеиванья не остается нужная. Потом находится еще буква. еще - и составляется слово. Да, это нудно. Но сделав так хоть раз, навсегда доказывается, что ребенок выражает, что надо.
Кстати, я вовсе не сомневаюсь, что Илья пишет и русует САМ. Может быть, и усомнилась бы, но я помню, как двух мальчишек легонечко-легонечко придерживала сначала за кисть, потом за локоток - и они писали. Один из них мой сын, второй - воспитанник, я гувернанткой у него была.
Так что я вам верю безусловно.
Теперь я сына за локоть не держу. У нас очень сложный случай. Ему 17. Рисует и пишет самостоятельно, я нахожусь в паре метров.

rozab - 31-5-08 в 03:36

Видела я несколько лет назад по телевизору американский фильм о неговорящей девочке с ДЦП. Кто-нибудь знает название? Сюжет такой.
В социальный приют приходит на работу новая воспитательница и обнаруживает, что девочка, которую все считают умственно отсталой, на самом деле имеет высокий интеллект. Но общаться она может только методом контактной поддержки. Бедная учительница всем объясняет, бегает по инстанциям, а окружающие ей не доверяют. Заканчивается фильм тем, что эта самая девочка поступает в институт. Фильм основан на реальных событиях.
Вы представляете такое в нашей стране? Я нет. Может быть, в далёком будущем. Мне знакомая говорит: "Это система, с ней бороться бесполезщно, её не сломать" Илья услышал и прокомментировал: "Она говорит, не сломать. Если система негодная, надо ломать!"