Форумы сайта Особое детство

Обучение туалетным навыкам аутичного ребенка

Nasty - 17-2-12 в 16:14

Процесс обучения вашего ребенка правильно пользоваться туалетом может оказаться трудной заданий, вне зависимости от того есть ли у него аутизм или нет. Но если ваш ребенок страдает аутизмом, процесс овладения туалетными навыками может занять больше времени и иметь свои специфические проблемы.

Есть много факторов, которые необходимо учитывать при выборе правильного времени для начала обучения туалетным навыкам. Выберете время, когда у вас мало обязанностей (дел) и вы чувствуете себя свободными. Сконцентрируйтесь на одном поведении. Очень трудно менять два поведения одновременно. Решайте за один раз один вопрос. В идеале, все, кто работают с вашем ребенком, должны начинать одновременно с вами обучать ребенка пользоваться туалетом, используя один и тот же подход. Поэтому убедитесь, что школьные учителя, няни и т.д. вашего ребенка знают, когда и какой этап вы начинаете, шаги, которым нужно следовать, и какое для этого необходимо оборудование. Информировать необходимо еще и потому что поведение ребенка может измениться, особенно в начале обучения, и люди, которые с ним работают, должны знать из-за чего могло произойти это изменение поведения.

Помните, что конечной целью является самостоятельное пользование туалетом и работа по достижению этой цели может занять много месяцев. Но к этой цели мы пойдем маленькими шагами, добиваясь успеха на каждом шагу.


Дети с расстройствами аутистического спектра (ASD), часто, любят рутину (постоянные повторяющиеся действия). Вы можете, опираясь на это стремление к предсказуемости, формировать туалетные навыки как рутины. Учите ребенка всей постоянной последовательности от сообщения о необходимости посещения туалета до сушки рук, а не только сидению на унитазе. Удерживайте последовательность поведения каждый раз и используйте визуальные подсказки для поддержки последовательности. Зачастую, когда предлагаемая деятельность ожидаема, ей меньше сопротивляются. Вы можете найти примеры визуальных подсказок на сайте www.dotolearn.com / picturecards / printcards / index.htm
Первый признак того, что ребенок готов к обучению туалетным навыкам, это когда он начинает осознавать необходимость сходить в туалет. Это может отражаться в изменении модели поведения, когда ребенок мокрый или у него запачкана попа. Он может начать ерзать или отвлекаться, или информировать родителей/опекунов, что его нужно переодеть. С точки зрения физической готовности, хорошим показателем является возможность ребенка оставаться сухим в течение одного-двух часов за раз. Кроме физических факторов, связанных с приучением к туалету, необходимо рассматривать и социальные факторы. У ребенка с аутизмом редко встречается социальная мотивация типа, хочу быть как мама/папа/друг и пользоваться туалетом. Ваш ребенок, возможно, не видит смысла в переходе на пользование туалетом после использования подгузников в течение нескольких лет. Изменения могут быть очень трудными для детей с аутизмом, поэтому зачастую проще не пользоваться горшком в рамках приучения к туалету, чтобы избежать в последующем еще одного изменения горшка на унитаз.

Меняйте подгузники вашего ребенка там, где находится туалет, чтобы он мог связать туалетную деятельность с туалетной комнатой. Понаблюдайте за своим ребенком в течение нескольких дней или недель, чтобы увидеть, когда он какает и мочится. Обычно есть определенная закономерность, особенно если прием пищи и напитков происходит в одно и то же время каждый день Выявление данной закономерности может помочь установить время, когда нужно повести ребенка в туалет, и в которое он с большой вероятностью может покакать или помочиться, и приводит к положительному подкреплению. Покажите вашему ребенку фотографию или рисунок туалета и скажите "Петя (имя вашего ребенка), туалет". Отведите его в туалет и используйте визуальные подсказки (см ниже) в процессе раздевания и усаживания ребенка на унитаз. Даже если ребенок не помочится и не испражнится, продолжайте дальнейшие действия в соответствии с визуальным планом - подсказкой, как если бы он все сделал.

Продолжайте водить ребенка в туалет в установленное время, выявленное на основе ваших наблюдений, когда вероятность испражнения и мочеиспускания наиболее высока. Если ребенок начнет мочиться в другое время, как можно быстрее отведите его в туалет, чтобы хотя часть процесса произошла в туалете. Не обращайте внимание на мокрые штаны, а похвалите (дайте позитивное подкрепление) за то, что какая-та часть процесса прошла в туалете и за выполнение дальнейших рутинных действий. Вам нужно будет решить, стоит ли и как хвалить ребенка за успешное выполнение последовательности действий туалетной рутины. Некоторые дети любят и реагируют на социальные похвалы («хороший мальчик», или щекотание), другие более эффективно реагируют на объект. Некоторым детям тяжело получать поощрение и оставаться после этого спокойными, поэтому лучше начинать обучение с той рутинной деятельности, которая идет после использования унитаза. Важно помнить, что все дети разные и они не будут одинаково реагировать на одинаковы методы обучения - то, что работает для одного ребенка, может не работать с другим.

Использование визуальных подсказок в туалете поможет ребенку понять, каких действий от него ожидают, например: спустить штаны, спустить трусы, сесть на унитаз, покакать/помочиться в унитаз, вытереть (возможно нужно указать, сколько взять квадратиков туалетной бумаги), натянуть трусы, натянуть штаны, смыть воду в унитазе, помыть руки. Возле раковины на уровне глаз ребенка должна висеть визуальная подсказка по мытью рук (см. раздел мытье рук). Убедитесь, что фотографии понятны и не двусмысленны. Например, если вы учите вашего сына стоять и мочиться в унитаз, показывайте картинку, где герой стоит и мочится в унитаз. Если вы учите делать это сидя, показывайте картинку, где ребенок сидит на унитазе.

Nasty - 17-2-12 в 16:15

Одевание и раздевание
Во время приучения к туалету одевайте ребенка в одежду, которую он может сам легко и быстро снимать и одевать: штаны с эластичными поясами, юбки или платья. Одежда должна быть удобной поэтому остерегайтесь этикеток, ярлыков или швов, которые могут раздражать кожу. Нижнее белье с изображением любимых героев, например с паравозиком Томасом или Барби, может быть хорошей мотивацией для некоторых детей в приучение к туалету.

Возможно вашего ребенка для того, чтобы он смог начать пользоваться туалетом, сначала придется научить одеваться/раздеваться.Используйте четкие изображения и слова. Эффективным способом обучения новым навыкам может быть "Обратная цепочка". Эта методика заключается в том, что вы делите навык на более мелкие шаги и у вас получается цепочка - последовательность действий. И вы начинаете обучение с последнего шага в цепочке. То есть, если вы учите ребенка натягивать штаны, вы будете тянуть их до бедра, а затем ребенок продолжить их тянуть до пояса. В следующий раз вы натянете штаны уже ниже бедер, а ребенок будет тянуть сам до бедер, а потом до талии. Эта методика особенно хороша при обучении новым навыкам, поскольку она позволяет ребенку почувствовать гордость, как будто, сделав последний шаг, он самостоятельно выполнил всю последовательность.

Мытье рук
Обучайте мытью рук как части последовательности пользования туалетом. Выполняйте каждый раз одни и те же действия: закатать (подтянуть) рукава, включить воду, намочить руки, выдавить мыло, потереть руки, сполоснуть руки, закрыть кран, встряхнуть руки, высушить руки. Сначала вы можете стоять за вашим ребенком и помогать его физически, постепенно уменьшая свою помощь. Будьте осторожны с использованием словесных подсказок, потому что ребенок может стать зависим от них, незаметно от вас. Повесьте заламинированную визуальную подсказку последовательности мытья рук возле раковины на уровне глаз, для напоминания ребенку о тех шагах, которые он должен сделать. Последовательность может состоять из фотографий, рисунков или надписей - того, что является наиболее подходящим и интересным для вашего ребенка. Возможно вам придется убирать или закрывать каждый шаг на визуальной подсказке, когда этот шаг будет выполнен, чтобы ребенок видел, что он уже сделал и что он должен сделать во время следующего шага.

Вы можете учить ребенка пользоваться только холодной водой. Когда вы учите его дома самостоятельно пользоваться горячей водой, помните, что, если он будет мыть руки в других местах, вода может оказаться слишком горячей и обжечь ребенка.

Nasty - 17-2-12 в 16:16

Мальчики - сидя или стоя?

Для принятия решения о том учить ли мальчика сидеть или стоять во время мочеиспускания, задайте себе следующие вопросы:

 Можно ли отличить, что ребенок хочет: испражняться или помочиться?

 Есть ли у него необходимые для попадания в цель внимание, контроль и координация?

 Повторяет ли он то, что видит? (имитация)


Если на какой-либо вопрос вы ответили "да", то, скорее время, ребенок способен обучаться мочиться стоя. В начале обучения ребенка умению целиться в унитаз, может оказаться полезным, положить в унитаз несколько зерен (желательно те, которые ребенок не ест, поскольку это может привести к путанице), чтобы он сосредоточился и целился в них.

Контроль прямой кишки

Контроль прямой кишки, как правило, формируется после контроля над мочевым пузырем, - хотя все люди разные и у каждого своя скорость и характер развития. Некоторые дети с аутизмом испытывают страх во время дефекации, они не понимают, что происходит. Они могут думать что выходят их внутренности. В этом случае может помочь книга с картинками, где объясняется процесс пищеварения.

Для других может быть приятным ощущение полного подгузника, это может быть тяжесть от веса подгузника или наслаждение от сенсорных ощущений. При приучение к туалету следует найти для ребенка способ получать такие же ощущения другим образом, а не пытаться их убрать. Тем детям, которым нравится ощущение тяжести подгузника, может понравится быть плотно завернутыми в плотные одеяла. Это может стать обычной повседневной деятельностью, и дети могут использовать средства коммуникации, чтобы попросить эту деятельность. Во время обучения ребенка контролю прямой кишки, сажайте ребенка на унитаз, одевая на него подгузник с дыркой на дне. Постепенно увеличивайте дырку в подгузнике каждый раз, до тех пор, пока ребенок не сможет совсем обойтись без подгузников. То чувство безопасности, которое ребенок будет чувствовать вначале вокруг своей талии, в свою очередь поможет ему чувствовать себя достаточно спокойным, чтобы мочиться в унитаз. Детям, для которых важны сенсорные ощущения, связанные с грязью, можно предложить для игры gloop (кукурузный крахмал и вода), тесто для лепки или другую пачкающую игру .

Выработка привычки

Некоторые дети овладевают туалетными навыками через выработку привычки. Обучение через выработку привычки является эффективным для детей, у которых: трудности с пониманием; они не понимают сигналы, связанные с физическими ощущениями и их смысл; ограничены или отсутствуют физические ощущения; или которых безуспешно пытались приучить к туалету прежде. Выработка привычки включает в себя тренировку организма начинать в определенное время. Водите ребенка в туалет в определенное время в течение дня, каждый день. Используйте график, составленный на основе наблюдений за ребенком, чтобы выбрать наилучшее время для отвода ребенка в туалет. Очень важно, чтобы, сидя на унитазе, ваш ребенок был расслабленным, чтобы открыть свой мочевой пузырь / кишечник. Шум льющейся из крана воды в виде фона может помочь вашему ребенку помочиться, а надувание пузырей или воздушных шаров может помочь при испражнении. Иногда игрушка в руках, - но не та, которая может вызвать возбуждение - помогает удержать ребенка на унитазе и расслабить. Имейте некоторые игрушки и книжки именно на случай, когда ребенок сидит на унитазе.

Если у ребенка недостаточно развито понимание или ощущения, возможно придется вырабатывать опосредованное поведение для туалета, чтобы избегать случайного испражнения на пол. Вы можете начать обучение этому процессу, медленно считая до десяти вслух, когда он закончить испражняться, прежде чем разрешить ему встать или давать песочные часы, чтобы ребенок видел, как пересыплются песчинки, прежде чем он встанет с унитаза. Чтобы помочь ребенку самому управлять своими посещениями туалета, когда он станет постарше, вы можете купить ему часы, на которых можно установить сигнал на определенное время в течение дня (см. раздел ресурсов). Вы можете научить ребенка ходить в туалет по сигналу часов.

Nasty - 17-2-12 в 16:16

Окружающая среда

Туалетная комната должны быть спокойной, расслабляющей и структурированной средой, и помогать ребенку быть независимым и успешным в процессе пользования туалетом. Структурирование пространства туалетной комнаты и удаление из нее всего, что отвлекает ребенка, может помочь вашему ребенку понять, что он него ожидают в туалете. Удаление объектов, не связанных с туалетом, таких как зубные щетки, косметика и моющие средства, поможет вашему ребенку избежать отвлекающих факторов и будет способствовать пониманию. Подумайте о том, как сделать туалетную комнату максимально комфортной. Добавление подставки для ног, боковых ограждений, уменьшение освещения, отключение вентилятора, установка более маленького унитаза - все это может помочь в снижении тревоги (см. раздел Ресурсы).

Убедитесь в том, что в туалетной/ванной комнате созданы все условия для поощрения у ребенка самостоятельности. Все ли в туалетной/ванной комнате находится на уровне доступности для вашего ребенка? Может ли он достать мыло и полотенце? Не слишком ли резкий запах у мыла? Нужны ли вам изменения в ванной с точки зрения безопасности, например, регулировка температуры горячей воды?Некоторые дети чувствительны к звуку вентилятора, поэтому может быть необходимо отрегулировать настройки света, чтобы вентилятор не включался вместе с ним автоматически.

Ребенок должен сидеть на унитазе так, чтобы колени были согнуты под углом 90 градусов к бедрам, с безопасной подставкой под ногами.

Ночное время

Как только ваш ребенок будет оставаться сухим большую часть дня, вы можете начать приучение к туалету в ночное время. Имейте определенный набор постоянных действий при подготовке ко сну, которые не меняются по выходным и праздникам. Ограничьте ребенка в еде и питье перед сном, не давая жидкости за час до сна. Но убедитесь, что ребенок получил достаточное количество жидкости в течение дня. Отведите ребенка в туалет перед тем, как идти спать. Вам нужно будет отвести ребенка в туалет еще раз в течение ночи. Вы можете совместить это процесс с вашими собственными действиями по подготовки ко сну (отвести ребенка в туалет, перед тем как сами ляжете спать). Затем отведите ребенка в туалет, как только он проснется. Если ребенок не в состоянии оставаться ночью сухим, вам придется пробовать и подбирать наиболее подходящее время для вождения ребенка в туалет - это может быть не то время, когда вы ложитесь спать, но где-то середина ночи. Есть целый ряд различных продуктов для защиты постельных принадлежностей (см. раздел ресурсы).

Nasty - 17-2-12 в 16:18

Дальнейшие советы
 Давайте ребенку пить за 10-15 минут до похода в туалет. Это может увеличить шанс того, что ребенок помочится. Но не следует давать слишком много жидкости, так как это не будет соответствовать естественной ситуации.
 . Вам нужно будет решить, будите ли Вы учить Вашего ребенка закрывать дверь туалета, как одной из частей постоянной последовательности действий в туалете, или только в определенных ситуациях.
 Не используйте для обозначения туалетных процессов детские слова. Возможно вашему ребенку будет тяжело поменять эти слова на другие в дальнейшей его жизни.Очень странно из уст 20-летнего звучит, что ему нужно пи-пи.
 Когда ваш ребенок начнет учиться какать в туалет, возможно, ему будет проще пользоваться влажными салфетками, а не туалетной бумагой.
 Если ребенок боится спуска воды в унитазе, вы можете удалить это действие из визуальной последовательности и спускать воду в самом конце, после того, как ребенок высушит руки.Ребенок может стоять в дверях, когда вы спускаете воду, постепенно приближаясь к унитазу, каждый раз чуть ближе, пока не сможет сам спустить воду после себя. Включите спокойную музыку, чтобы заглушить шум, или вам может помочь объяснение, с использованием картинок, почему унитаз при спуске воды издает такой шум.
 Когда ваш ребенок в автомобиле, проследите, чтобы на автомобильном кресле был чехол, который защитит его от загрязнений в случае "аварии".Избегайте напитков перед длительными поездками на машине.
 Знайте, что некоторые дети могут удерживать кал и мочу до тех пор пока на них не наденут памперс, например, если ребенок знает, что ему всегда надевают памперс перед поездкой на машине, он может подождать, когда его наденут, чтобы ослабить кишечник / мочевой пузырь.
 Существует целый ряд абсорбирующих брюк и плавок для детей старшего возраста.
 Во время обучения пользованию туалетом вы будете тратить на ребенка больше времени, чем обычно ему уделяли. Если у вас есть другие дети, возможно вам придется выделить для них некоторое дополнительное время.
 Как только ваш ребенок научится пользоваться туалетом дома, начните учить его пользоваться туалетами в общественных местах.При посещение новых мест, покажите ребенку, где находится туалет и используйте такую же последовательность действий как и дома. Используйте те же картинки, игрушки и книжки, что и в туалете дома.
 Некоторые дети размазывают свои фекалии.С этим поведением очень сложно согласиться. Есть ряд причин, почему ваш ребенок может это делать. Для начала сходите к вашему участковому врачу, чтобы убедиться, что в том, что происходит, нет никаких физических факторов (наличие боли). Возможно ребенок не понял процесс очистки, тогда вам нужно будет учить его этому "шаг за шагом". Туалетная бумага может быть слишком жесткой для его чувствительной кожи, тогда будет лучше использовать влажные салфетки. Некоторым детям нравятся ощущения при размазывании, тогда им можно предложить приемлемые виды деятельности, которые дают такие же ощущения: рисование пальчиковыми красками, gloop (крахмал и вода) или playdough. Для некоторых детей может являться подкреплением их мытье после размазывания, например, если они любят воду или хотят получить много внимания взрослого. Для них может быть подкреплением даже то, что их ругают. В таких случаях показывайте минимум внешних реакций и используйте альтернативные способы очистки, такие как влажные салфетки или прохладный душ.
 Если ваш ребенок учится пользоваться туалетом в других условиях, например в школе, не так хорошо как дома, отправьте туда какое-либо оборудование, которое вы используете у себя дома, например, сиденье для унитазаТакже не забывайте давать ребенку с собой запасную одежду, полиэтиленовые пакеты, чтобы складывать мокрую одежду, и влажные салфетки. Важно, чтобы на это время у вас была постоянная связь, чтобы иметь возможность делиться проблемами и успехами дома/в школе, например, в виде дневника.


Оригинал http://www.autism.org.uk/living-with-autism/understanding-be...
Перевод http://nasty09.livejournal.com/

Moonlike - 17-2-12 в 17:14

Полезная информация. А насколько необходимо мальчику уметь писать стоя? Я не знаю, как можно его этому учить, на словах не понимает, показать не дает.

Ванильная фея - 17-2-12 в 17:58

о, спасибо, почитаю
у нас еще остаются проблемы с туалетом((

Nasty - 17-2-12 в 19:18

Moonlike, если умеет писать сидя, то я думаю нет смысла переучивать. Возможно с возрастом у него самого возникнет такое желание.

Moonlike - 18-2-12 в 15:20

Да я волнуюсь - оно ж растет, оно ж плохо помещаться будет :shuffle:

Дилена - 18-2-12 в 21:31

Moonlike , может пример кого-то повзрослей или совсем взрослого. Хотя, честно скажу, моего стоя ходить в туалет научила воспитательница, уж не знаю, каким методом. Ну у неё опыт - у неё самой два мальчика.:-)

angeloshka - 19-2-12 в 17:14

У нас с улицы "пошло". Пару раз попросился на улице, там жн не сядешь, вот и пришлось стоя делать дела. А дома сказала, что надо делать так же, стоя. Он понял. Владу 6 было тода.

Каламкас - 22-2-12 в 08:10

У нас Аймат и стоя и сидя может, просто нужно ловить момент. Вчера что-то непонятно стоял рядом с горшком, показал, я не поняла его, и все он описался:-(

Каламкас - 22-2-12 в 08:11

Спасибо Nasty! За полезную информацию!:-)

frenil - 22-2-12 в 10:39

Очень полезная информация!
Туалетные тренинги вообще вещь полезная и эффективная.
Мы уже давно с сыном прошли туалетный тренинг - 2 недели интенсивного обучения и все - нас уже больше полу года проблема туалета не волнует вовсе, и очень удачно зиму пережили - на улице просился писать и шли домой. Дома уже и не просится - сам идет в туалет и все дела делает.
В общем, я рада, что когда-то заморочилась на туалетный тренинг.

Spring - 13-3-12 в 21:44

frenil, а какой именно туалетный тренинг? Мы всё перепробовали...Писать ходит с 1 года (стоя), а вот по-большому всё никак (нам почти 4 года)...:-(

frenil - 22-3-12 в 10:57

Spring - мы проходили тренинг у Юлии Эрц

frenil - 22-3-12 в 15:04

Усилия, потраченные на туалетные тренинги, стоят того
Когда сняли памперсы полностью перед началом тренинга (это обязательное условие!) - много раз сомневались уже с папой, стоит ли.....так как сложно было раз и навсегда отказаться от памперсов - постоянно ходили мокрые и грязные
Но сейчас просто кайф, когда ходишь по магазинам и проходишь мимо всех стоек памперсных и салфеточных - все, это нам больше не нужно :-)
Сын давно ходит сам на взрослый унитаз, терпит на улице и появилась возможность посещать детские учереждения свободно

Spring - 22-3-12 в 22:22

frenil, спасибо за ответ! Мы в памперсах давно не ходим (с 1,5 лет), но всё равно ходит в трусы по-большому. Скажите, пожалуйста, в чём заключается тренинг (что нужно делать) и как Вы попали к Юлии Эрц? Можете дать её контакты? Я так понимаю, чтоб к ней попасть надо ооочень постараться, да? И ещё вопрос, сколько по времени занял у Вас тренинг (через какое время, после того, как начали заниматься этим стал ходить как надо) и по деньгам сколько?

frenil - 23-3-12 в 03:56

Spring
http://autism-aba.blogspot.com/search/label/%D0%BF%D1%80%D0%...


http://www.btt-courses.com/

Это обучение родителей тому, как обучать ребенка пользоваться туалетом

Spring - 23-3-12 в 14:59

Спасибо!:jump: