Форумы сайта Особое детство

Агрессия и самоагрессия.Как это пережить?

Hendel - 17-2-11 в 20:45

Моему сынишке 12 лет. С ноября начались приступы агрессии и самоагрессии. Это ужасно! Бьёт близких и себя, сам себя кусает, отчего характерный след на руке.Он не разговаривает абсолютно и спросить его о том, что болит нет никакой возможности. Сдавали анализы. Всё в норме.А поведение ужасно. Вдруг, как "обрубили" перестал есть фрукты,не играет на компьютере(а раньше так любил).Рисполепт временно снял приступы агрессии, но они систематически вспыхивают вновь.Как понять , что происходит? Как с этим бороться? Вообще кто как справлялся с подобной ситуацией?

natali - 17-2-11 в 21:56

Меня тоже этот вопрос интересует.Не знаю что делать.Тоже жду совета. :-)

Эвелина - 18-2-11 в 11:26

Коммуникация какая-нибудь с ребенком есть (картинки, жесты, письменная речь)?
Какое традиционное и нетрадиционное лечение получает ребенок?
Занимались ли с ребенком поведенческой терапией?
Удалось ли определить, в какие моменты и/или на какие раздражители возникает агрессия?

На этом форуме давно не появляется Лана, если я правильно помню ник. У нее была аналогичная ситуация. К сожалению, в реале мне известен еще один мальчик, которого тоже пришлось отдать на откуп к психиатрам :(.

Но я считаю, что каждый случай уникален, и многим детям можно помочь.

Hendel - 18-2-11 в 13:01

Я думаю, что явления агрессии и самоагрессии не так уж и редки при аутизме.Много читала на эту тему и приходилось встречать таких детей в реале.Другое дело, что аутизм аутизму -рознь! Мой ребёнок -очень тяжелый аутист.Речь отсутствует!Какие там картинки могут быть, Эвелина! С трудом раньше корябал палочки, да раскрашивал картинки со мной конечно! А сейчас , когда наступил период скажем так, депрессии, о какой коммуникации, письме может идти речь: подошёл, ударил меня, ушёл,лёг! Про лечение я писала выше, Вы не обратили внимания:рисполепт(снимал агрессию хорошо, но она вспыхиват вновь периодически)+ "спутник"рисполепта циклодол.
И ещё мне не понятна фраза"пришлось отдать на откуп к психиатрам. Естественно мы наблюдаемся у психиатров, да не просто наблюдаемся-на учёте стоим. А вообще мне не понятно молчание участников форума-агрессия и самоагрессия-явление нередкое.Другое дело, кто-то ещё не сталкивалсяс этим.
Мне просто нужно знать, как поступать в таких случаях, проходит ли это явление с возрастом(возможно это последствия переходного возраста).У кого уже взрослые аутисты отзовитесь!!!

мама Дани - 18-2-11 в 16:21

сыну 10 лет, становится сильнее и стали замечать, что он стал часто говорить "убить папу" или "убить бабушку" и пытается ударить побольнее или ущипнуть. Ко мне такого отношения нет, говорит "Любимая". Не знаю с чем это связано, хотя я его тоже ругаю и наказываю. Лекарства никакие не принимаем, пытаюсь объяснять что так говорить нельзя, но по моему его это не переубедит.

Мария_Дименштейн - 18-2-11 в 16:30

Цитата: Исходное сообщение добавлено Hendel  
Я думаю, что явления агрессии и самоагрессии не так уж и редки при аутизме.Много читала на эту тему и приходилось встречать таких детей в реале.Другое дело, что аутизм аутизму -рознь! Мой ребёнок -очень тяжелый аутист.Речь отсутствует!Какие там картинки могут быть, Эвелина! С трудом раньше корябал палочки, да раскрашивал картинки со мной конечно! А сейчас , когда наступил период скажем так, депрессии, о какой коммуникации, письме может идти речь: подошёл, ударил меня, ушёл,лёг! Про лечение я писала выше, Вы не обратили внимания:рисполепт(снимал агрессию хорошо, но она вспыхиват вновь периодически)+ "спутник"рисполепта циклодол.
И ещё мне не понятна фраза"пришлось отдать на откуп к психиатрам. Естественно мы наблюдаемся у психиатров, да не просто наблюдаемся-на учёте стоим. А вообще мне не понятно молчание участников форума-агрессия и самоагрессия-явление нередкое.Другое дело, кто-то ещё не сталкивалсяс этим.
Мне просто нужно знать, как поступать в таких случаях, проходит ли это явление с возрастом(возможно это последствия переходного возраста).У кого уже взрослые аутисты отзовитесь!!!

Hendel, напишите, пожалуйста, в каких ситуациях возникают агрессивные действия? "Подошел, ударил, ушел, лег" - в ответ на обращение, что-то происходящее вокруг, "на ровном месте" или еще как-то? Только дома или на улице тоже? По отношению к разным членам семьи или только к Вам? Как поступать - сильно зависит от причин, почему это происходит. Как Вы обычно понимаете, чего сын хочет, чем недоволен или, наоборот, ему что-то нравится? Какие у него есть способы сообщить о своих желаниях? Попробуйте подробней описать ситуацию.
Я надеюсь, родители тоже постепенно откликнутся, просто не все каждый день просматривают форум.

Сосновская Ирина - 18-2-11 в 16:33

У меня такой проблемы нет,но вот совсем недавно кто-то давал ссылку на книгу,там было много про понимание поведения и анализ поступков. Но где не помню. Я думаю девочки откликнутся!

Hendel - 18-2-11 в 17:36

Мария, спасибо, что откликнулись!Раньше( до ноября 2010г.) агрессия была по отношению к старшему брату, хотя играли друг с другом(что-то нужно было младшему в компьютерной игре помочь-бежит , "зовёт", т.е отношения между братьями холодными не назвать). Потом старший уехал учиться и агрессия стала проявляться по отношению ко мне. Резко абсолютно!Что-то ночью его забеспокоило, проснулись, стала ему температуру мерить, а он меня бьёт.Я опешила! За 12 лет это было впервые!Он резко отказался от любимой еды , причём видно, что хочет(мандарин почистит и бросит, до того ел килограммами).Бил только меня вначале, а сейчас и папу, и бабушку, может замахнуться на постороннего. А сейчас просыпается утром, может ударить спящего, вобщем всё как писала до того: встанет с коечки, ударит и бегом назад на койку(поза характерная- лицом вниз). Атмосфера в семье хорошая, пьющих , буйных нет. Ударить, закричать сын может при любых условиях( на улице, дома). Сообщить о желаниях.. Всё для него ...Захотел поесть:"катоска"(причём если хочет жареную , берёт сковородку, если отварную-кастрюльку), любит салат из кукурузы и крабовых палочек- всё выложит на стол-готовь ему! Никогда за 12 лет не ел мяса. Очень брезгует, выбирает мелкие волокна из супа. А сейчас, конечно, потеря аппетита .Раньше стул был регулярный, сейчас хорошо если раз в неделю.Вот так.

Мария_Дименштейн - 18-2-11 в 20:18

Цитата: Исходное сообщение добавлено Hendel  
Мария, спасибо, что откликнулись!Раньше( до ноября 2010г.) агрессия была по отношению к старшему брату, хотя играли друг с другом(что-то нужно было младшему в компьютерной игре помочь-бежит , "зовёт", т.е отношения между братьями холодными не назвать). Потом старший уехал учиться и агрессия стала проявляться по отношению ко мне. Резко абсолютно!Что-то ночью его забеспокоило, проснулись, стала ему температуру мерить, а он меня бьёт.Я опешила! За 12 лет это было впервые!Он резко отказался от любимой еды , причём видно, что хочет(мандарин почистит и бросит, до того ел килограммами).Бил только меня вначале, а сейчас и папу, и бабушку, может замахнуться на постороннего. А сейчас просыпается утром, может ударить спящего, вобщем всё как писала до того: встанет с коечки, ударит и бегом назад на койку(поза характерная- лицом вниз). Атмосфера в семье хорошая, пьющих , буйных нет. Ударить, закричать сын может при любых условиях( на улице, дома). Сообщить о желаниях.. Всё для него ...Захотел поесть:"катоска"(причём если хочет жареную , берёт сковородку, если отварную-кастрюльку), любит салат из кукурузы и крабовых палочек- всё выложит на стол-готовь ему! Никогда за 12 лет не ел мяса. Очень брезгует, выбирает мелкие волокна из супа. А сейчас, конечно, потеря аппетита .Раньше стул был регулярный, сейчас хорошо если раз в неделю.Вот так.

Hendel, посмотрите здесь главу про агрессию и еще здесь главу "Причины агрессивного поведения и тактика коррекции". Есть что-то похожее на то, как проявляется агрессия у Вашего сына? Пока не могу представить картинку...

Hendel - 18-2-11 в 22:03

Мария, огромное спасибо за ссылочки!!!! Я не первый раз, как Вы понимаете ищу ответ на свой вопрос, "избороздила" и-нет насколько это возможно, но такой информации нигде не находила. Пока пробежалась мельком по второй ссылке, но уже многое стало понятно. В моём случае агрессия, пожалуй "страх перед наказанием,которое последует вслед за разрушительными действиями ребёнка".Возможно..Окончательно пойму, как дочитаю. Действительно раз наказала, поставила в угол, так он потом в этот угол и шёл, точнее указывал,мол "поставь". Но опять же возможно...А возможно и нет. Дело в том, что в один момент он РЕЗКО перестал кушать то, что любил раньше.Яблоко откусит-бросит, мандарин почистит и тоже есть не станет.
Но в любом случае спасибо Вам!

Гузель - 19-2-11 в 21:15

Hendel, у меня тоже 12-летний аутист, тоже агрессия, только не внезапно появившаяся. Очередное ухудшение состояние закончилось только после лечения зубов под наркозом, а до этого безрезультатно лежали в психиатрической больнице. Возможно, Вашего сына тоже что-то беспокоит. Мой тоже никогда не говорит, что у него болит, хотя некоторые элементарные свои желания озвучивает заученными фразами. Аутистов старше наших тоже здесь не вижу. Или не до общения , или уже оставили все надежды ...

Мария_Дименштейн - 20-2-11 в 00:05

У меня тоже создалось впечатление, что вспышки агрессии, которые появились неожиданно и совпадают по времени с изменениями в пищевых пристрастиях, могут быть связаны с попыткой привлечь внимание мальчика к какой-то своей проблеме. Что он еще перестал есть из любимого, только сырые фрукты или что-то еще? Но причина может быть не только соматическая, возможно, он пытается так контактировать с Вами, если другие формы контакта не освоены? Вы пишете, что он может словами назвать еду, которую хочет ("катоска"), показать в угол, чтобы его туда поставили. Какие еще способы коммуникации сын использует, как он понимает Вас, а Вы - его? Мне кажется, стоит попробовать внимательно понаблюдать за всеми сигналами (не только агрессивными), которые мальчик Вам дает, и понять, в каком направлении развивать коммуникацию, чтобы у сына появились какие-то еще формы общения. Можно часто наблюдать такое явление: аутичный ребенок, вырастая, как бы стремится выйти из "скорлупы" своих стереотипов, у него могут появиться новые возможности, а среда остается привычной, и эти возможности не используются. Чем сын занимается в течение дня? Попробуйте описать его обычный день, начиная с подъема, обращая внимания на переходы от одного занятия к другому: как это происходит? По его желанию или Вашему, говорите Вы ему, что сейчас будет, или он сам видит, что вы, например, ставите еду на стол.

Hendel - 20-2-11 в 20:58

Спасибо Мария Вам прежде всего за то, что не бросаете меня в моём горе, а поддерживаете, "ведёте". Всё в доме подчинено его "законам". Встал, включает ДВД,компьютер, смотрит фильмы, мультики(прекрасная зрительная память:из нескольких одинаковых болванок по каким- то своим "знакам"может определить нужную). Когда был меньше, то играл в ЛЕГО, солдатиков, черепашки Ниндзя-опять же любимые, сейчас меньше интересуется игрушками, пропал интерес к компьютерным играм( в последний период). Кушать захотел:бегом на кухню к бабушке или ко мне(если я дома), "заказывает" еду( в основном это гречка, вермишель, картошка).Достаёт продукты, показывает, что он хочет. Прихожу с работы- с удовольствием "шерстит сумки", что принесла мама. Захотел гулять-сам одевается, выходит. Если что-то не найдёт , зовёт меня или "Эй" или "ИДУ". С возрастом потерял интерес к раскраскам, обводкам, научился "обманывать", чтобы не заниматься:"ПИ-пи!".И попробуй не отпусти в туалет! А выйдет, убежит и не заставишь сесть обратно. Летом любит купаться, ездит на речку на мотоцикле с папой и братом(показывает на мотоцикл:"Поихали". Вобщем всё по его желанию. Это зря? Сегодня напугал нас рвотой. Без температуры.Но многократной.Причём у нас создалось впечатление, что вызвал её повторно сам нарочно. После рвоты состояние (настроение) несколько улучшилось. Принимаем рисполепт. Может это его побочка. Я как-то на себе испытывала-та же реакция. Вобщем, в последнее время он стал более независим по характеру:навязать что-то всё труднее, и сломить упрямство тоже.Выходит на улицу, одевается, курточку застёгивать не даётся, хотя умеет сам.Всеми правдами и неправдами застегнула, так он вышел во двор и расстегнул.

Hendel - 20-2-11 в 21:05

И ещё, Мария огромная просьба!Как мне научить его общаться при помощи рисунков.Тут мне пришло письмо в личку, мамочка пишет, что ребёнок не разговаривает, но может нарисовать, что болит. С чего мне начать? Может у Вас есть на примете несколько хороших ссылочек. Ещё раз огромное спасибо!

Nata - 21-2-11 в 10:34

Hendel, моему сыну тоже 12, аутист, но у нас говорящий. У нас "подростковая" пакостность проявляется не столько в агрессии (самоагрессии нет, она у него была только однажды, в очень тяжелой для него жизненной ситуации, в школе). У нас агрессия словесная, как мама Дани пишет (фразы типа "убить кого-то", "я тебя убью"), если сильно злится - может ущипнуть, стукнуть - как раз меня. У него сейчас много вопросов и интереса к "негативным" жизненным проявлениям - неосторожному поведению, которое закончилось смертью, травмой у кого-то, пьянству и поведению пьяных, превращению людей в животных (в сказках) и т.п. С одной стороны - попытки понять это. С другой - страхи. С третьей - не знаю, но что-то и еще есть. И на этом фоне бывают как раз вспышки агрессии, гнева - но тут, скорее от непонятности и сложности ситуации.

Лекарства... Сложный это вопрос. Есть ситуации, когда польза от приема даже серьезных препаратов больше, чем вред от них же. Но ни одно лекарство не убирает причин явления, с которым оно " бороться" должно. Снять остроту проявления негатива лекарство может. Но причина, по которой он себя так ведет, останется. Нужен способ коммуникации с ребенком.

И еще такой вопрос - а как организован его день? Чем и как он занят в течение дня? Аутисту (любому! и неговорящему, и говорящему, без разницы) очень нужен четкий, предсказуемый и понятный день. Тут формы организации этой "предсказуемости" могут отличаться, то принцип - един. Т.е. ребенок должен знать, что утром он встал, убрал постель-умылся- позавтракал, потом он одевается и идет гулять (например), потом он дома играет (саму игру выбирает например, сам из 2-3, если ему доступно такое дело, и если согласен выбирать), потом - обед, потом убирает посуду, потом... и т.д., до сна. Т.е. все в течение дня понятно и предсказуемо, и одно событие "подсказывает", что будет потом, после него. Аутисты "теряются" в мире без твердых привязок и подсказок. Кстати, отстутствие такой предстазуемости тоже может раздражать, вызывать агрессию.

Мария_Дименштейн - 22-2-11 в 03:02

Nata, спасибо за важное дополнение, я тоже собиралась написать о важности предсказуемости в распорядке дня. Для того, чтобы этот распорядок был наглядным, можно делать разного рода расписания. Как оно будет устроено - зависит от того, на что ребенок обращает внимание, смотрит ли он на картинки или фотографии. Если нет - можно сделать предметное расписание (например, ложка может означать еду, ботинки - гуляние, диск - игра на компьютере, небольшая подушка - сон и т.д. Родители, которым удается ввести расписание в обиход, рассказывают, что дети становятся спокойнее, у них появляется возможность видеть, какое занятие будет следующим, а у родителей - возможность предлагать выбор из двух вариантов. Наглядность расписания дает аутичному ребенку опору, ему так легче понять, о чем идет речь. Hendel, может быть, Вы уже пробовали использовать какие-то варианты расписаний?

rozab - 22-2-11 в 09:00


Посмотрите здесь http://www.rebus-metod.com/shop/page/5?shop_param=
Нажмите на ссылку "Звуковой метод!, а потом перейдите в "Таблицу". Это не простая таблица, а "говорящая". Может быть ребёнок сможет общаться таким образом.
И ещё, у нас была тема "Как развивать речь, если ребёнок говорить не может?"
http://www.osoboedetstvo.ru/x/viewthread.php?tid=889
Там очень много ссылок.

Hendel - 22-2-11 в 11:21

Спасибо всем, кто откликнулся! Вообще чувство, что такие дети стремятся организовать свой день есть у меня давно. Некоторое время по сыну можно было часы сверять: сейчас прогулка, потом компьютер, потом обед и.т.д.Всё примерно в одно и то же время,сейчас с агрессией: только лежит на кровати, немного посмотрит ДВД, практически отказывается от еды(ест хлеб. картошку немного ) , на все мои попытки"растормошить"его:"НЕ хоч!"и всё.Rozab,спасибо за ссылочки.

alyoka# - 22-2-11 в 11:42

rozab,
ссылки классные, спасибо. Как всегда выручаете - море полезной информации.:yes:

Варвара - 5-3-11 в 19:35

У моего ребенка нет аутизма, есть сильная ЗПРР сейчас ставят олигофрению. Были приступы агресии. Потом как я поняла - трудно было справляться с программой в детском саду. Я делала все, чтоб ребенок брал ее хотя бы на низком уровне. Это удавалось. Увы, свою ошибку я поняла позднее.

мамаГены - 6-3-11 в 00:28

Здравствуйте всем! Моему сынуле 7. Раньше особой агрессии не наблюдалось, зато сейчас... Появилось много страхов, и если чего-то боится, может подойти и ударить меня, после этого, правда, истерика начинается (слезы, крики). То же самое во время занитий, когда требую его внимания. Эмоциональный контакт у нас хороший, понимаю его с полувзгляда, соперживаю вместе с ним. Что делать, не знаю, боюсь, не переросло бы это в привычку... Кстати, агрессия направлена только на меня.

Лев Штернберг - 6-3-11 в 13:09

Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  

Посмотрите здесь http://www.rebus-metod.com/shop/page/5?shop_param=
Нажмите на ссылку "Звуковой метод!, а потом перейдите в "Таблицу". Это не простая таблица, а "говорящая". Может быть ребёнок сможет общаться таким образом.

Уважаемая rozab!
Я - автор той говорящей таблицы, которую Вы посоветовали мамочкам. Обращаюсь к Вам с вопросом.
Я конечно же знаю, что моя электронная игра хорошо обучает чтению. Но для меня очень неожиданна мысль, что с помощью говорящей таблицы можно помочь общаться неговорящим детям. Честно признаюсь, я даже как-то вообразить себе не могу этот процесс. Если можно, опишите мне пожалуйста, как это может происходить. Лично у меня нет опыта общения с неговорящими людьми. И может быть у Вас есть какая-нибудь идея, как эту игру можно было бы дополнить, исправить, чтобы сделать такое общение более удобным.
С уважением -
Лев

natali - 6-3-11 в 13:12

Я тоже этого не понимаю.:shuffle:

rozab - 6-3-11 в 15:24

Цитата: Исходное сообщение добавлено natali  
Я тоже этого не понимаю.:shuffle:


Что именно вы не понимаете? Вы считаете, что неговорящего аутиста нельзя обучить письменной речи? Что его нельзя обучить работать на компьютере?
Так об этом вся тема "Как развивать речь, если ребёнок говорить не может?"
http://www.osoboedetstvo.ru/x/viewthread.php?tid=889
Повторяться я не буду. Мне прошлого раза хватило, несколько дней валерьянку пила.




Мария_Дименштейн - 7-3-11 в 01:01

Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  
Цитата: Исходное сообщение добавлено natali  
Я тоже этого не понимаю.:shuffle:


Что именно вы не понимаете? Вы считаете, что неговорящего аутиста нельзя обучить письменной речи? Что его нельзя обучить работать на компьютере?
Так об этом вся тема "Как развивать речь, если ребёнок говорить не может?"
http://www.osoboedetstvo.ru/x/viewthread.php?tid=889
Повторяться я не буду. Мне прошлого раза хватило, несколько дней валерьянку пила.




Уважаемая rozab!
Я не думаю, что такой тон уместен, даже и в теме про агрессию :) Давайте общаться в доброжелательном стиле!

Лев Штернберг - 7-3-11 в 01:02

Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  


Да что Вы, Rozab, напрасно Вы так... У меня в вопросе не было ни капли подтекста и ни толики сомнения про обучаемость. Думаю, и Natali не имела никаких камней за пазухой.
Во-первых, все дети разные, и аутисты тоже разные, у всех разные проблемы и разная обучаемость. Во-вторых, я действительно раньше никогда впрямую не сталкивался с проблемами неговорящих детей, поэтому у меня нет никакого собственного суждения. Я спросил лишь то, что спросил - "Можно ли, на Ваш взгляд, как-то дополнить или изменить названную электронную игру, чтобы она оказалась для аутиста еще удобнее?" Я могу внести туда какие-нибудь дополнительные функции, если они не будут противоречить всей игре. Только я даже вообразить не могу, какие. Может быть у Вас есть идеи. Например, в той теме, на которую Вы дали ссылку, есть такой пример: У ребенка с ДЦП подчинялась контролю лишь шея, и потому оказалось возможным пользоваться указкой, прикрепленной к шапочке. Воистину гениальное решение, до которого не додумается посторонний. Я и есть посторонний. А Вы мне можете подсказать, как я могу Вам помочь. Собственно, это вопрос не только к Вам, а и к другим читателям. Может быть у них тоже есть какие-то полезные предложения.

Лев Штернберг - 7-3-11 в 03:29

Цитата: Исходное сообщение добавлено Мария_Дименштейн  

Мария, мы писали с Вами одновременно... и мне это жаль. Потому что наш громкий хор может еще больше расстроить Rozab, и она опять будет вынуждена травиться валерианкой.
Я перечитал всю тему "Как развивать речь, если ребёнок говорить не может?", и могу заметить, что реакция Rozab после того разговора вполне логична. В тот раз ее обидели, усомнившись в компьютерном обучении ее сына, и сейчас она , боясь наступить на те же самые грабли, неосторожно наступила на грабли другие. Можно и не одергивать вовсе, а лишь посочувствовать.

Мария_Дименштейн - 7-3-11 в 03:54

Уважаемый Лев!
Я посмотрела таблицу, и первая мысль, которая приходит в голову - что хотелось бы побольше обратной связи, особенно это важно для аутичного ребенка. Например, в первой таблице разница в звуках при правильном и неправильном ответе не является для аутичного ребенка существенной, оба звука достаточно резкие и немелодичные. Если бы правильный ответ отмечался каким-то "интересным" звуком, а неправильный - "скучным", то это могло бы скорее привлечь внимание ребенка к разнице между этими вариантами ответов. А еще лучше было бы, если бы при верном ответе произносилось слово целиком с правильным ударением. Так же и во второй таблице: при "сборке" слова в правильном месте оно бы слитно произносилось. Тогда зрительный и звуковой образ слова совмещались бы, что способствовало бы запоминанию.
Это пока что первые мысли про обучение чтению, еще подумаю, и про общение тоже.

Мария_Дименштейн - 7-3-11 в 03:59

Цитата: Исходное сообщение добавлено Лев Штернберг  
Цитата: Исходное сообщение добавлено Мария_Дименштейн  

Мария, мы писали с Вами одновременно... и мне это жаль. Потому что наш громкий хор может еще больше расстроить Rozab, и она опять будет вынуждена травиться валерианкой.
Я перечитал всю тему "Как развивать речь, если ребёнок говорить не может?", и могу заметить, что реакция Rozab после того разговора вполне логична. В тот раз ее обидели, усомнившись в компьютерном обучении ее сына, и сейчас она , боясь наступить на те же самые грабли, неосторожно наступила на грабли другие. Можно и не одергивать вовсе, а лишь посочувствовать.

Лев, спасибо за совет!

rozab - 7-3-11 в 08:49

Лев, спасибо за понимание!
Я отправила личное сообщение.


Сосновская Ирина - 7-3-11 в 14:58

Таблица очень понравилась дочке(3 годика) и мне , но в случае с сыном в то время когда мы обучались красочность и недолгость были главным. Это не предложение ,а просто так. Данил если у него что-то не получалось или он не успевал , или уставал и не мог больше концентрироваться почти всегда капризничал и психовал.Обвинял меня!!!И только теперь я понимаю,что это была агрессия. Бубнит-же постоянно,прислушалась ,а он мне что-то там строго так выговаривает. Я-бы не заморачивалась,но заметила,что после таких ,пусть и не больших, психов с ним как-бы мирится приходится. Не знаю как объяснить, вроде как разлад, а не ссора....Очень важно что-бы совместная деятельность удавалась, приносила ребенку радость и успех

Nata - 7-3-11 в 18:03

Лев, я сначала прочитала Ваш ответ, и ответила Вам, а потом зашла на форум.

natali - 8-3-11 в 17:59

Я сначала вообще не поняла для чего эта таблица.:8-0:Потом прочитала, что обычные дети учатся по ней читать.
Моему сыну 6 лет он говорит, но мало.Лично мне было интересно чтобы ребенок развивал словарный запас, но у него неустойчивое внимание и не все слова в таблице ему знакомы.Не все ему можно объяснить, поэтому мой вопрос "не понимаю" был скорее к уровню развития ребенка.
Т.е. я могу понять, что неговорящий ребенок может больше понимать моего "говорящего", но у моего не очень развита внутренняя речь.И указательный жест тоже.Он иногда может говорить, но не хочет.
Мне кажется ему больше бы говорящая азбука подошла.

А если говорить, о том, что мне бы интересно.:yes:Я думаю, что нужно более крупно писать слова, чтобы ребенок не отвлекался "своим боковым зрением" в другую сторону.Слово в конце наверно лучше проговаривать целиком.Чтобы ребенок запоминал и зрительно и на слух.
А слова подбирать в соответствии с уровнем развития ребенка.Даже мне кажется по группам и даже сначала с картинками, потом картинки убирать:
1.семья, мама, папа, я.
2.мой дом.
3.одежда.
4.мебель,игрушки,посуда.
5.день, ночь.
6.животные,птицы,рыбы,цветы,деревья.
7.времена года.
Ну т.е. тот примитив который пишут в книжках для детей до 3 лет.Ну или по книжкам, "Что должен знать ваш ребенок к определенному возрасту".
Мне кажется, что слова вразноброс ребенка путают.Т.е. сначала бы желательно по группам читать слова, а потом уже все подряд.

rozab, я от Вас такого ответа не ожидала.

Nata - 8-3-11 в 18:58

Я тоже поглядела таблички. Да, согласна с Натали, слова лучше бы по тематике. :-)
И про произнесение слова целиком - тоже, нужно, на мой взгяд обязательно.
И еще я не поняла, а с картинами связь слова есть? Я пробовала нажимать после набора слога по словам картинку - она никак не реагирует. и наоборот (картинку щелкаешь - слово не звучит). Тоже было бы полезно - связь предмета, написания слова, слоговой структуры и его звучания. Можно такую связь не жесткую устанавливать, по выбору (т.е. - не хотим картинку после слова -отключили эту функцию, неподвижная).
Мне кажется будет полезным, если будут сословом выводится и предложения, они будут написаны, звучать, а слово озвученное, собранное из слогов будет выделено в этом предложение.
Примерно: по слогам Ю-ла (картина юлы). ЮЛА (целиком, с правильным ударением). И "У Маши есть ЮЛА". " ЮЛА кружиться на полу"
Т.е слово и как слово воспринимается, и связь с предметом и в предложение мы это новое слово видим, т.е. понимается, что все предложения из разных слов.

А для общения - там, видимо, немного по-другому. Т.е тут уже ребенок который читает и может собрать-набрать слово.
Нужны группировки слов по частям речи (сущестсвительные, прилагательные, глаголы и т.д.), слова согласия, отрицания, нейтральные (все равно, одинаково...)
В этих группах - более мелкие деления по темам (например "семья", улица и т.п.)
Видимо, полезно выделить наиболее общеупотребительные обороты: Я хочу... Здравствуй... Как тебя зовут?
Наверное для общения нужна возможность выбора из разных таблиц нужных слов, оборотов и какая-то возможность объединения их в высказывание. И озвучка готовой конструкции. Например это или что-то покожее можно использовать для общения людей с проблемами устной речи и кто не видит, или видит очень плохо, а слух сохранен. Да и с обычными людьми иногда это м.б. полезно - если неговорящий ребенок в другом помещение, по какой-то причине выйти не может, а что-то хочет сообщить. Звуковое сообщение будет.

конечно, лучше научиться говорить и понимать устную речь, но не всем это удается, любая коммуникация лучше, чем ее отсутствие:yes:

Лев Штернберг - 8-3-11 в 20:10

Девочки, я сейчас отвечу наспех, у меня очень много срочной писанины на несколько дней.
Пока по пожеланиям вырисовывается, что вы хотите увидеть все-таки не эту игрушку, а совсем другую. В основе данной игрушки лежит предположение, что ребенок уже умеет разговаривать, и весь огромный набор слов, там приведенных, легко узнает. У меня есть убеждение, что обучать чтению ребенка, не понимающего значения устных слов - это бессмысленно так же, как кормить кролика мясом - кроме вреда для кролика ничего хорошего не произойдет. В конце концов эта игра обучает именно чтению, то есть перекодирыванию графем в звуки и осмысленному соединению их в слова. Но она не обучает ни словам, ни языку вообще.
Именно потому я и удивился, услышав мнение Rozab. Я сначала решил было, что она говорит о возможности ребенка по собственному желанию последовательно нажимать кнопочки, и озвучивать таким образом разные слова. Те слова, которые хочет произнести (но не может) именно он, а не те, которые заранее заложены программистом.
Да, вам нужна именно такая игра, которую вы описали: Чтобы слово было компьютером названо как по слогам, так и целиком, и чтобы оно еще дополнительно было включено в какое-то предложение. Правда, тут я совсем не понимаю: неужели такой электронный вариант может оказаться действенным для ребенка, который просто отказывается (или не не способен) повторить элементарные звуки хотя бы на уровне имитации. Отказывается повторить даже за взрослым. Боюсь, что и говорящий компьютер в этом случае не поможет. Ведь не повторяет же ваш ребенок ни звуки, ни слова вслед за телевизором или за прочими говорящими игрушками.
Мне вспомнился фильм про мальчика-аутиста (а вот название фильма не помню), в котором родители заготовили мальчику множество разных карточек, не с надписями, а с пиктограммами. Этими карточками ребенок пользовался как способом сообщить свои желания в определенных ситуациях. И носил эти карточки всегда с собой. По-моему, для спонтанного применения в нужный момент в нужном месте это более удобно, чем игра в компьютере...

Nata, в моей игре возле каждого слова и возле каждой картинки есть маленький прозрачный квадратик. Если щелкнуть точно по этому квадратику (но не по всему слову и не по всей картинке), то появится цветная галочка. Так связываются слова с картинками, по смыслу. Но смысл слова, произнесенного без ударения, ребенок по идее игры должен понять сам, без подсказки.

Девочки, с праздником вас! Уже с прошедшим...

Nata - 8-3-11 в 23:18

Значит я его просто не разглядела.

А дети, не понимающие речь могут научится вначале читать и сопоставлять слово с объектом, которое оно означает:-)
У нас в горде живет мальчик, ему сейчас 14. Сильнейшая сенсо-моторная алалия. Ни слышать не мог (анализатор слуховой плохо работает), не говорить. У маленького - полная неуправляемость и непонимание слышимой речи, пара двусложных слов. Его мама возила в Питер, и Нуриева, автор методики обучения их как раз и инструктировала и давала маме свои материалы (это было до того. как ее книжка стала доступна, издали). Годы работы, логопед, дома все предметы с надписями:-).
Он читает, учится индивидуально. Речь понимает плоховато, конечно. Хорошо маму, педагога, тем более, это его логопед, знакомых. Похуже - прочих (лучше когда говорят медленно, четко артикулируя). Говорит сам (речь похожа на речь говорящих глухих). Но читать он научился раньше, чем говорить и понимать устную речь.:-)

А аутисты, кстати, повторяют, за телевизором, людьми, игрушками. И не звуки, а целые фразы. Не всегда понимая их смысл. Употребляя вне нужной ситуации. Это называется "эхолалия". :-) Реклама в телевизоре - наш бич! В свое время избежать повторов рекламных слоганов сыном помогло только то, что вообще не включали каналы, где реклама есть. Кстати, отличный результат - все от теливизора отвыкли, смотрим мало.:-)
Спасибо за поздравление!:-)

Но при этом не могут выделить отдельное слово в этой фразе. Не могут сказать эту фразу по просьбе, только когда самому хочется.

rozab - 11-3-11 в 11:32

Каждый из нас пишет о СВОЁМ ребёнке. И каждый, говоря об аутизме, представляет его со своей позиции. Мой ребёнок НЕ МОЖЕТ говорить, а очень хочет. Его заинтересовала именно возможность произнести слово, пусть даже не своим голосом. Такая же возможность должна быть у глухого человека. Передставте себе глухонемого в очереди. Он бы и рад сказать, но знает только язык жестов. Для таких людей это возможность взаимодействовать с миром.

Что касается обучения. Эта таблица - прекрасный способ заниматься по методу Зайцева именно с аутистами. Потому что часто наши дети просто ломают картонные кубики. А здесь родителям ничего не нужно придумывать, просто нажимайте мышкой нужный слог и всё. Ребёнок сам соотнесёт звук и изображение.



natali - 11-3-11 в 17:54

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  


А аутисты, кстати, повторяют, за телевизором, людьми, игрушками. И не звуки, а целые фразы. Не всегда понимая их смысл. Употребляя вне нужной ситуации.

Но при этом не могут выделить отдельное слово в этой фразе. Не могут сказать эту фразу по просьбе, только когда самому хочется.

Тоже с этим согласна.Он вроде и понимает, а когда спрашивают не говорит.А потом когда уже об этом мы забыли он, когда ему что-то об этом напомнило - говорит, когда уже никто не просит.
При этом в эмоциональном подъеме(если что-то заинтересовало,обрадовало) может много говорить, повторять много слов по теме или вообще замолчать.

Moonlike - 12-3-11 в 07:00

Сейчас выходные, я не могу попробовать эту программу из-за присутствия младшего сына, но в будни обязательно посмотрим.
У меня как раз аутист-алалик. Поэтому я могу немного ответить по понимаю речи. Главная проблема не в понимании слов, а в связывании их между собой. По этой причине очень долго мы не знали об этой глубокой пропасти - Вик слышал знакомые ему слова в речевой инструкции и догадывался, чего от него хотят. Причем упор был явно на существительные, большинство глаголов для него были недоступны. Сейчас мы постоянно работаем над расширением пассивного словаря, но вот развить речь уже гораздо сложнее. Чуть меньше года назад он осознал связь между предметом и его названием, но при попытке сказать это слово теряется большая часть звуков. Он понимает, что говорит неправильно и уходит в стеснительность. Таким образом, аутичность мешает работе логопеда, которую можно было бы проводить в случае просто алалии. Плюс - уже семь лет, звуки даются тяжело. Но вот осенью появились предвестники настоящей речи - вокализмы, а значит надежда не потеряна.
Насколько я знаю, у чистых аутистов отсутствие речи связано не с неспособностью говорить, а с проблемами волеизъявления, т.е. при этом понимание устной речи есть и глубокое.

Лев Штернберг - 12-3-11 в 22:51

Я сейчас занят очень важной статьей, которую нужно на днях сдавать. Поэтому у меня не получается ответить разумно на ваши некоторые очень разумные замечания. Извините. Могу лишь на скору руку пояснить, почему я отказался к каждой картинке прикрепить звучание целого слова. Такая идея вначале была и у меня. Но очень скоро выяснилось, что слово целое и слово, произнесенное по раздельно по кнопочкам, очень уж друг от друга отличаются. Если при последовательном нажимании кнопок ребенок слышит вологодское оканье (мО-лО-кО), то слово целое надо бы озвучивать по-московски, через аканье. Эти два варианта получаются столь непохожи, что ребенок-аутист все-равно не узнает одного в другом. Я так думаю.

А вообще, девочки, честно признаюсь: я в сильном шоке от того, что вы тут рассказываете. Мне никогда раньше не приходилось с этим сталкиваться. Я раньше иногда ловил себя на том, что при случайной встрече с аутистом я стараюсь не глядеть в его сторону, чтобы не вникать в эти проблемы. Очень, очень вам сочувствую.
Мне раньше нравился вот этот видеоролик: http://video.mail.ru/mail/lew_sternberg/17/18.html . Какое потрясающее геройство! - думал я, - Какая борьба и какая сила, чтобы вот так преодолевать несчастье! А сейчас я так думаю, что это всё мелочь по сравнению с вашей борьбой...

Лев Штернберг - 16-3-11 в 00:59

И еще меня донимает одна мысль...
Здесь, в России, в большом Петербурге, я с аутистами как-то и не встречался никогда, даже случайно. Ни в транспорте, ни на улице.
Но я более двенадцати лет прожил в Германии. И там аутисты встречаются очень-очень часто, везде и всюду, куда ни пойдешь. Конечно, там и транспорт удобнее, и ног на гололеде не сломаешь - передвигать аутиста легко хоть пешком, хоть в коляске. Но самое главное не это. Там люди как-то умудряются смотреть на всех остальных людей как на нечто само собой разумеющееся, и на аутистов так же.
"Ну аутист, ну и что. А у того вон серьга в носу и волосы полосатые. А у меня вот один глаз больше другого, и кожа зеленая. Все мы разные, и все мы человеки."
И там, в Германии, как-то не очень страдают родители от аутизма детей. И никто не мучается идеей научить его читать, если у него не получается. Ведь никому не придет в голову учить страуса летать, или учить улитку бегать со скоростью страуса. Она, улитка, мила именно своей медленностью, склизкостью, мягкостью, и грызть орехи ей не предназначено природой. И если аутисту не предназначено грызть гранит науки - ну так зачем? Он что, пойдет работать редактором или доктором? Не правильнее ли будет, дать ему просто приятно (хотя бы по возможности) жить и радоваться маленьким развлечениям? В Гамбурге проводится много массовых зрелищ - фонтаны музыкальные с подсветками, карнавалы, маленькие гулянки по районам - везде взрослые тянут с собой аутистов, паралитиков, инвалидов - чтобы те радовались и получали приятные впечатления...
Но мне трудно представить, чтобы вот такой аутист, которого описала Nata, мог получить удовольствие от чтения настоящей книжки. Так надо ли?
Извините, если я неосторожно сказал что-то не то и не так. Мне ведь незнакома принятая среди вас этика. Просто меня озадачил вопрос, а не усердствуете ли вы слишком со всеми этими занятиями... Мне кажется, если бы меня, с глазами разной величины, постоянно тренировали бы глаза выравнивать - я бы тоже иногда становился бы агрессивным...

Сосновская Ирина - 16-3-11 в 04:59

Дорогой Лев!!Что-бы понять такого рода мысль и связать её с агрессией , я представляю себе как меня(с лишним весом ) мой муж будет заставлять худеть. И доводы могут быть самыми наилучшими ( для тебя-же стараюсь, тебе-же самой лучше будет), но меня это только вызверит!!! Ваше умозаключение не ново,и когда мне пять лет назад говорил то-же самое( в более мягкой форме) наш психолог, агрессия возникала у меня( все кругом дураки!!! мой мальчик не такой!!!Умненький мой!!!Все у нас получиться), но пусть меня простит мой Данил, сейчас я понимаю как мое натягивание его на учебу связанно с повышенной тревожностью!!!!! Другое дело ,что у нас нет комфортной среды для особых детей, и только теперь я понимаю ,что лучше создавать ему комфорт чем бороться за свою значимость. Материнские стремления и желания , не всегда есть желания ребенка!!! Но это-же не повод отказаться вообще от развития своего чуда, а как вы заметили,повод делать все с учетом его уникальности и как само собой разумеющееся.Труд приносит радость! И труд приложенный к чтению,даже самому тяжелому ребенку может доставить удовольствие.Но есть тонкие грани!!! Агрессия для наших детей один из способов коммуникации и если ребенок мне о чем-то сигнализирует, то мне нужно найти причину протеста. Поэтому м ы и ценим ваше желание нам в этом помочь.Таблица может и не всем поможет ,но вы может быть еще что-то придумаете! Тетрадь по математике мне понравилась очень.

Moonlike - 16-3-11 в 06:37

Я как раз не согласна, что мы не должны заниматься. В конце концов, людям свойственно лениться и не видеть своего будущего удовольствия - а аутятам тем более.
Вот говоря о диете, кстати - сейчас он получит удовольствие от куска хлеба, а потом два дня покакать не сможет - разве это благо? Чтение обычно является последним шансом сохранить интеллект для неговорящего ребенка.
А по поводу удовольствия приведу пример:
На первых занятиях дефектологу приходилось постоянно давить и заставлять Вика заниматься, играть - а сейчас ему это нравится. Я помню, как он сопротивлялся, когда она учила его сравнивать картинки - а сейчас ему явно нравится собирать пазлы до 60-и элементов. В том-то и дело, что никто не знает потенциальных возможностей аутистов, но именно аутисты склонны полностью уходить в себя и регрессировать, если ими не заниматься. И я знаю маму мальчика из Германии, которая борется с этой немецкой системой пофигизма - ей приходится отстаивать право ребенка учиться.
Ну а радоваться маленьким развлечениям занятия не мешают. Можно сходить в парк на аттракционы (пока еще пускают на детские), можно в цирк, когда он приезжает, на какую-нибудь выставку животных и многое другое.
Понимаете - никто не знает, предназначено ли аутисту грызть гранит науки. Самый избитый пример - Эйнштейн. Я не думаю, что им никто не занимался.

PS
Вот сейчас у меня Вик построил из коробок и игр на столе конструкцию и катает по ней шарик. А идею он увидел на занятии, когда играл с игрушкой с желобками для катания шариков.

Лев Штернберг - 16-3-11 в 11:48

Цитата: Исходное сообщение добавлено Сосновская Ирина  
...пять лет назад говорил то-же самое( в более мягкой форме) наш психолог...

Нда, формы я выбираю совсем не мягкие, уж Вы простите меня. Бесцеремонно сую пальцы в самую болячку и вопрошаю: "Тебе вот тут больно? А вот тут еще больнее?". Это от отсутствия знаний и опыта. Вот психолог Ваш знает и имеет опыт, и потому заранее проводит анастезию в том больном месте, куда собирается засунуть палец.
"Сунуть палец в болячку" - для меня это способ исследования данного вопроса. То есть мог бы взять книжку по теме и получить множество готовых знаний и рекомендаций, однако я не люблю доверять чужим рекомендациям. И до чтения толстых книжек по новой для меня теме я как-то еще не дозрел. Однако вот прямо сходу вижу, что в каких-то моментах вы, мамочки, не очень раскладываете свои пожелания на приоритетные и отдаленные. Например, обе Наты явно делают заявку на игру, которая с обучением чтению почти не связана, но для себя формулируют это именно как обучение чтению. Чтение, дорогие мои - это прежде всего понимание смысла. И сложность тут не столько в знании и в соединении буковок, сколько в том, что русская письменная речь очень сильно отличается от русской устной речи. У французов и англичан это отличие еще круче, но и у русских совсем не подарок. И если ребенок-аутист не понимает речи устной, то как он может понять ее же в письменном усложнении? (Конечно аутист аутисту рознь, и непонимание у каждого своё, на определенном индивидуальном уровне.) Так вот задания, которые описали Наты - это задания на развитие речи, именно устной речи, а не обучение чтению. Слово, названное вслух и связанное с картинкой, визуальное сопровождение в виде картинки, применение слова в простейшем предложении - всё это просто знакомит ребенка с элементарным смыслом слов. И тут совсем излишни буковки к этому слову, ибо буковки озвучиваются (должны озвучиваться) совсем не так, как устное слово. Аутисту просто не справиться с такими многослойными нагромождениями, да и для здоровых детей я бы категорически отделил развитие речи от обучения чтению. Не стоит покрывать крышу, если еще не стоят стены. А в случае с аутистами и о стенах (устная речь) говорить иногда не приходится, так как еще нет фундамента (членораздельного звукопроизношения, абстрагирования до слов-понятий, просто потребности сформулировать мысли в речь). Посмотрите вот этот коротюсенький видеоролик: http://video.mail.ru/mail/lew_sternberg/17/24.html . Этот младенец еще не знает слов, но у него уже есть мысли, которые он желает сообщить. И по ходу сообщения эта девочка четко реагирует на реакцию взрослого (папа засмеялся - девочка запнулась и нахмурилась, хоть и продолжила "говорить"). У этого ребенка уже есть фундамент - мысль и артикуляция. Если же у аутиста нет артикуляции, то заниматься надо сначала ею, элементарной. Учиться элементарно гулить - гакать, макать, бапать, датать, то есть просто и примитивно координировать дыхание и движения артикуляционных органов. У младенцев это обычно протекает как звукоподражание - они пытаются имитировать речь играются в игру "как-будто я говорю". (Замечу кстати, что Говорящая Таблица, о которой шла речь, разгруппированна мною именно по артикуляционным признакам - какими органами речи произносятся звуки).
Если у аутиста нет артикуляции, но есть мысли - он наверняка пытается передать эти мысли иным способом, не устно. То есть не слова становятся для него единицами общения, а целые понятия.
Укусил - "Отстаньотменятынадоела".
Заорал и стал биться в истерике - "Нупочемувынепонимаетекакявасвсехлюблю"
Стал монотонно раскачиваться и мычать - "Сейчасприбежитмамаидастмнеконфетутаквсегдапроисходиткогдаятакделаю".
Движения и поступки становятся для ребенка способом как-то воздействовать или сообщить о чем-то.

Ой, извините, не мне Вам об этом рассказывать, Вы в этом куда лучше меня разбираетесь.
Я хотел сказать, что если страус не летает, то он перемещается каким-то иным способом. И использовать надо именно его, страусиные, возможности, а не оглядываться на орлов.


Цитата: Исходное сообщение добавлено Moonlike  
Я как раз не согласна, что мы не должны заниматься. В конце концов, людям свойственно лениться и не видеть своего будущего удовольствия - а аутятам тем более.


Ничего у Вашей знакомой в Германии не получится - ей не победить немецкий пофигизм. Потому что это и не пофигизм вовсе, а умение радоваться тому что есть. Российская система воспитания испокон веков настраивала человека на долгие мучения ради какого-то эфемерного будущего счастья - "когда закончишь школу", "когда вырастешь", "когда получишь степень", "когда уйдешь на пенсию", "когда попадешь в рай". А европейцы говорят "Никакого потом! Счастливым надо быть здесь и сейчас!"
Нельзя при этом сказать, что европейцы ленятся и ничем не занимаются. Но они однозначно занимаются только тем, что приносит удовольствие. Результаты от такой эмоциональной подпитки иногда куда выше, чем от нашей системы насильного нацеливания и воспитания "через нехочу".

Лев Штернберг - 16-3-11 в 12:07

Девочки, пожалуйста, не расцените мои высказывания как рекомендации и советы. Я слишком не в теме, чтобы советовать. Просто рассуждаю, насколько мне позволяет мое обывательское представление. Могу оказаться совсем не прав.

Moonlike - 16-3-11 в 14:12

Лев Штернберг
Знаете, я не хотела этого говорить, чтобы не обидеть очень хороших людей. Но здесь на форуме ЕСТЬ семья с подростком-аутистом, которые поступали именно так, как вы предлагаете. И ребенок в 15 лет не выходит на улицу, потому что не способен выйти на улицу. Потому что когда-то вумные тети-доктора направили их именно по этому пути. Дело не в образовании. Дело в том, что аутисты практически все неспособны идти вперед самостоятельно. Но это не значит, что им это не нужно. Им отчаянно нужна наша помощь, наша рука, ведущая или тащущая вперед. Посмотрите на фото настоящих аутистов, на ту глубину печали и боли внутри.
То, что вы предлагаете - это не радость тому, что есть. Это отказ помочь узнику своего организма вырваться на волю. Вот сейчас, в данную минуту - вы бы увидели, как у меня сын принес бананы и сказал "Бааабм" и улыбнулся. Я почистила ему банан и отдала шкурку выкинуть. Он отнес шкурку и ест банан и он доволен собой - а этого всего НЕ было. Это все достигнуто трудами и зачастую насилием. Лекарство редко бывает вкусным, но ведь болеть гораздо неприятнее.

natali - 16-3-11 в 15:49

Еще хочу добавить, что любому человеку надо что-то делать, куда-то ходить.
Попробуйте несколько дней ничего не делать и никуда не выходить, а если это будет продолжаться годами?:oh:
В России свои представления о образовании, тяжелым детям там места нет, вообще нигде не ждут и стараются побыстрее избавиться.

А нас то учили по-другому, вот часто и родители хотят учить детей так, как учили их.Часто и посоветовать что-то некому.Особенно в небольших городах.Ну не учат у нас педагогов этому!И сами часто они не хотят учиться, потому что их это не касается.Своих проблем хватает.

И приходится родителям(мамам) самим заниматься со своими детьми как умеют, еще постоянно чувствуя вину, что делают что-то не так.Вокруг все косо смотрят.Дети постепенно дичают, на улицу выходить не хотят.Вообще невозможно с повзрослевшим ребенком куда-то ходить.Моему сейчас 6 лет, я уже устала от всех этих взглядов, ну не умеет он вести себя как положено.:weep:
Ну и как тут радоваться жизни?

rozab - 16-3-11 в 16:25

Лев, не хочу вас обидеть. Вы сами признались, что вы не в теме. Но вы даже не понимаете, насколько вы не в теме. Вы сгребли вместе несколько понятий: аутизм
(аутисты в инвалидной коляске? - вы об аутистах говорите), ЗПР, ДЦП. По вашему всё едино. Вы говорите, что аутистов на улице не встречали. Да вы их если и встретите, не поймёте порой, что ребёнок болен. Мой пока раскачиваться от волнения не начнёт, так никто и не заметит, что он чем-то отличается от обычного ребёнка. Когда я пенсионное удостоверение кондукторам показываю, знаете с каким недоверием некоторые его начинают разглядывать, спрашивая, чей это проездной?
Посмотрите хотя бы "Человек дождя" или "Тэмпл Грандин", это художественные фильмы, он многое объясняют простым обычным людям
http://www.aspergers.ru/node/93
Аутисты очень хорошо понимают письменную речь, в отличие от устной. Это аксиома. И обучать их необходимо с визуальной поддержкой.

Развитие речи у аутичных детей, Лариса Геннадьевна Нуриева.
http://med-tutorial.ru/med-books/book/70/

Над смыслом речи, как вы правильно заметили, тоже необходимо работать, и ещё как работать. Это дело не одного года. Но работать при помощи картинок, как с глухими.

И у Ирины Сосновской (не у неё одной, к сожалению), прозвучала такая мысль, что родители обучают ребёнка для собственного тщеславия, что материнское желание не всегда желание ребёнка. Если бы вы знали, с какой готовностью мой сын летит в школу, как он схватывает всё на лету, да какие он сочинения пишет, в конце концов... Если он хочет учиться, я буду ему помогать, пока хватит сил. Не нужно всех аутистов равнять под одну гребёнку, пожалуйста...


Лев Штернберг - 16-3-11 в 18:04

Я смотрю сейчас "Тэмпл Грандин", но решил остановить фильм, чтобы записать мысль.

Учитель в школе говорит:
- У тебя особенный ум. Ты можешь ВИДЕТЬ мир так, как никто не может. Это твое преимущество. Ты бы не глупила, а развивала бы ЭТОТ свой талант. И тогда для тебя были бы открыты двери любого колледжа - хоть психологии, хоть животноводства".

Заметьте - учитель говорит о развитии именно УНИКАЛЬНЫХ дарований девочки. Не тех способностей, которые развивают всем и всякому, любому обычному ребенку, а именно ЕЕ способности ВИДЕТЬ.
Это то, о чем я говорю, упоминая страуса. Незачем учить страуса летать. Он способен БЕГАТЬ быстрее, чем летают орлы.

Девочке повезло: она встретилась с педагогом необыкновенной наблюдательности. Мало того, что он ЗАМЕТИЛ ее особенности, так он их еще и ПОНЯЛ, и смог ИСПОЛЬЗОВАТЬ.
Вы - мамы ваших детей-аутистов. Но знаете ли вы, ЧТО именно является уникальным преимуществом вашего конкретного ребенка? И если знаете, то УМЕЕТЕ ли вы использовать? Или вы просто пытаетесь обучать его так, как обучают всех остальных?

Вот на эту мысль я отвлекся. А теперь пошел досматривать фильм.

Сосновская Ирина - 16-3-11 в 18:19

Цитата: Исходное сообщение добавлено Сосновская Ирина  
Что-бы понять такого рода мысль и связать её с агрессией , я представляю себе как меня ...Постараться понять,всегда можно если нужно. Материнские стремления и желания , не всегда есть желания ребенка!!! Но это-же не повод отказаться вообще от развития своего чуда, а как вы заметили,повод делать все с учетом его уникальности и как само собой разумеющееся.Труд приносит радость! И труд приложенный к чтению,даже самому тяжелому ребенку может доставить удовольствие.Но есть тонкие грани!!! Агрессия для наших детей один из способов коммуникации и если ребенок мне о чем-то сигнализирует, то мне нужно найти причину протеста.... Испугалась, что могла чушь про тщеславие написать!!!! Нет вроде!!! Надо заниматься! Надо знать как заниматься!И надо чувствовать своего ребенка!!!

Moonlike - 16-3-11 в 19:07


Цитата:

Вы - мамы ваших детей-аутистов. Но знаете ли вы, ЧТО именно является уникальным преимуществом вашего конкретного ребенка? И если знаете, то УМЕЕТЕ ли вы использовать? Или вы просто пытаетесь обучать его так, как обучают всех остальных?

Это бесполезно - обучать как всех остальных. Это мы уже проходили два года назад. С тех пор иду своим путем, точнее - путем Вика. Вот насчет преимуществ - глухо все. Кроме очень распространенной у аутистов уникальной памяти - все глухо. Есть явные способности к логике - например он может очень легко чередовать цветные бусины по образцу без единой ошибки, он знает из чего готовить салат с огурцами, скорее всего знает состав и последовательность готовки многих блюд - но не сможет отмерять нужный объем ингридиентов. Рисование только-только просыпается - пока даже не на нулевом уровне. Музыку любит слушать, но мы очень далеки от музыки, все о чем я могу судить - слух есть. Возможно, компьютерные игры очень помогли бы - но пока у него нет интереса к компу (разве что к его выключению).
Кстати, Вика вы бы тоже приняли за обычного ребенка, пока не он не открыл бы рот или не закричал бы.

Nata - 16-3-11 в 19:24

Лев, что бы развивать уникальное умение нужно его обнаружить вначале:-). А что бы обнаружить - вступить в контакт с ребенком. Который невозможен без языка для этого контакта, понятного "высоким общающимся сторонам":-) Аутист 3-5 лет (основое время диагностики) - это слабоуправляемая стихия, в которой разглядеть разумное, не говоря уж о каких-то замечательных свойствах, просто невозможно...

Существует определенная часть аутистов, которая несмотря на все усилия и родителей, и даже высококлассных специалистов так и не могут использовать устную речь...:weep: Они могут в опрелеленных ситуациях произнести вполне осмысленно и уместно сказать связную фразу - и НИКОГДА! никогда ее больше не повторить. На мой взгляд, тут схлдство с сильнозаикающимися - что-то не дает произнести. Хотя принципиально все возможности для развития и наличия этой самой устной речи есть - и артикуляционные, и интеллектуальные. А речи - нет! И тут без возможности использовать письменную речь получить от ребенка информацию невозможно.

Да, многие аутисты имееют свои особые способности. Но вот с развитием их...

Например, молниеносное определение, каким днем недели является определенная дата (любая, произвольная). Это умеет мой сын, и не только он. Похоже на альтернативный способ обработки информации. Что бы вычислить это, надо больше времени. Тут ответ сразу, как в компе. Но как такое использовать?! Как это развивать, к чему привязать?! Я не знаю, и никто пока не подсказал.

В другом немного плане я обратила внимание, что он способен на бытовом уровне решить несложную техническую задачу сам. Он сам прикрутил к двери ручки, ничего не спрашивая. Были дома оставшиеся от ремонта ручки, подобрал винтики, взял нужный инструмент, сделал. Увидели готовый результат. Специально не учили даже использовать инструменты - когда что-то делали, пару раз пробовал, понадобилось - взял и вперед. Его тянет конструировать. Причем не из готовых частей - конструкторы не увлекали и не увлекают. Возможно, что-то в этой области и окажется его делом в итоге...

Другое дело, что система обучения у нас не использует индивидуальный подход, не идут ОТ ОБУЧАЕМОГО. Учат некую безликую массу неким абстрактно-неясным предметам.

Эвелина - 16-3-11 в 19:27

Цитата: Исходное сообщение добавлено Лев Штернберг  
Посмотрите вот этот коротюсенький видеоролик: http://video.mail.ru/mail/lew_sternberg/17/24.html . Этот младенец еще не знает слов, но у него уже есть мысли, которые он желает сообщить.


Лев, нельзя сравнивать аутиста с нейротипиком! Это, условно говоря, разные виды.


Лев Штернберг - 16-3-11 в 20:54

Досмотрел фильм... Два часа оголенных нервов, млин.

Есть у меня подозрение, что разумнее было бы мне из вашего форума свалить потихоньку. А то, не дай бог, ляпну чего по незнанию, и подорву свое реноме как специалист. Потом ведь никому не объяснишь, что спец я по здоровым детям, а не по аутистам.
Поэтому хочу попрощаться.

Во только еще одно замечаньице сделаю, маленькое

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
... система обучения у нас не использует индивидуальный подход, не идут ОТ ОБУЧАЕМОГО. Учат некую безликую массу неким абстрактно-неясным предметам.

Когда-то я, глядя западные фильмы, где ненароком показывалась общеобразовательная школа, как-то очень естественно для меня думал: "Ну, это конечно же сильное приукрашивание, таких школ не бывает, это так всё только в кино". Но вот я долго пожил в Германии, сам поработал в некоторых школах и детсадах. И так скажу. Всё именно так, как показано в кино. Учителя работают почти без плана. То есть у них есть, конечно, некоторое представление заранее, но запросто прямо на уроке может прийти в голову учителю какая-то "вдруг_идея", и никто не попрекнет учителя в спонтанности. Может поднять класс и повести в лес, если захочется. Более того, ученик вправе не пойти в лес с классом, а остаться в школе - ну просто потому что нет настроения, или потому что есть настроение на что-то иное, не учительское. Там и занятия-то построены с расчетом, что каждый ребенок вправе заниматься не по учительскому предписанию, а по собственному, хм, желанию.
Нам, россиянам, это странно и дико слышать, даже трудно такое вообразить. "Так ведь это же сплошной бардак и разгильдяйство! Это же прямое попустительство лентяям и бездельникам!" Знаете, чем я был премного удивлен в немецкой школе? Тем, что при такой вот системе немецкие школьники не желают бездельничать. Вот если в классе оказывается турецкий или русский мигрант - да, эти палец о палец не ударят, если на них не давить. Но немецкие дети обязательно находят себе занятие, и учатся сами...

И вы конечно же понимаете: на уроке, где ученик диктует тему и форму работы ничуть не меньше, чем учитель - там без индивидуального подхода не обойтись. А у нас в России учитель обязан весь годовой план расписать еще в мае, даже не зная какие дети появятся в сентябре у него в классе. Думаю я, что именно поэтому наши дети вырастают лентяями, ничего не делающими без палки. Как сказала Ната, "людям свойственно лениться" - это нашим людям свойственно, российским. Наверное из-за палочной системы воспитания, я так думаю.

Nata - 16-3-11 в 22:24

Лев, неужели мы Вас так здорово напугали? Жаль...
Я верю в то, что ничего не случается зря. Видимо, не зря это общение было. И для Вас. И для нас. :-)


Лев Штернберг - 17-3-11 в 00:15

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  

Ну в общем-то... да, наверное.
Не то чтобы я испугался, но мне надо переварить всё это. Как знать, может быть это был совсем случайный разговор, без продолжений. А может быть что-то произойдет еще, как знать. Однозначно - для меня это было явно не бесследно...

Мария_Дименштейн - 17-3-11 в 01:56

Цитата: Исходное сообщение добавлено Лев Штернберг  
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  

Ну в общем-то... да, наверное.
Не то чтобы я испугался, но мне надо переварить всё это. Как знать, может быть это был совсем случайный разговор, без продолжений. А может быть что-то произойдет еще, как знать. Однозначно - для меня это было явно не бесследно...

Лев, если есть интерес, Вы можете почитать книги, которые помогут приблизиться к теме и, возможно, что-то важное понять - и не только про аутизм. В первую очередь это - свидетельства самих аутистов, такие как "Особое детство" Ирис Юханнсон, "Отворяя двери надежды" Темпл Грэндин (фильм Вы уже посмотрели, но книга, мне кажется, дает больше в плане понимания), "Nobody nowhere" Донны Вильямс (на русский не переведена). Есть прекрасная книга Маши Беркович "Нестрашный мир" (она некоторое время писала на форуме под именем Фрэнни). Мне кажется, эти книги могут дать ответы на многие Ваши вопросы. Первые две точно есть в сети.

Лев Штернберг - 17-3-11 в 10:32

Цитата: Исходное сообщение добавлено Мария_Дименштейн  

Спасибо, мария, за наводку. Посмотрю обязательно.
Меня сильно смутило замечание, что не существует метода определения способностей аутиста, по причине его крайней некоммуникабельности.
С одной стороны, безотносительно к аутистам, любой способ тестирования одновременно может применяться и как способ обучения. Математику мою именно поэтому взяли психологи в Гамбурге на вооружение, как набор тестов-упражнений, определяющих готовность ребенка в школе. Ибо тесты, как и обучающие упражнения, ориентируются на разный уровень сложности, начиная с самого примитива. Определив уровень ребенка, нужно всего лишь последовательно вести его от уровня к уровню вверх.
С другой стороны, очень касаемо аутистов, именно тот канал восприятия, который аутисту дан, и должен стать одновременно и средством, и целью развития. Не определив этот канал, мы не можем с ребенком элементарно общаться. Мы просто утыкаемся в закрытые двери всех привычных нам способов общения.
Думаю, эта тема чрезвычайно актуальна и важна для аутистов. Может, подскажет кто, где я могу подсмотреть работы об этом? Не может быть, чтобы подобных исследований не велось.

Nata - 18-3-11 в 21:45

Цитата: Исходное сообщение добавлено Лев Штернберг  

С другой стороны, очень касаемо аутистов, именно тот канал восприятия, который аутисту дан, и должен стать одновременно и средством, и целью развития. Не определив этот канал, мы не можем с ребенком элементарно общаться. Мы просто утыкаемся в закрытые двери всех привычных нам способов общения.
Думаю, эта тема чрезвычайно актуальна и важна для аутистов. Может, подскажет кто, где я могу подсмотреть работы об этом? Не может быть, чтобы подобных исследований не велось.


Во многих случаях - через игру, рисование, музыку. Есть специальные занятия - музыкотерапия. Не в 100%, но работает со многими.

А посмотреть... наверное это уже классика Никольская О.С. и др. "Аутичный ребенок: пути помощи".