Форумы сайта Особое детство

как мне помочь моему ребенку

lvenok 26 - 27-7-10 в 18:02

как мне помочь моему ребенку

Моему мальчику 3 года 8 месяцев. Он не разговаривает, речь понимает тоже невсегда. Некоторые врачи говорят зпр другие уо. Я уже не знаю что и делать. Нам с мужем приходят на ум страшные вещи - отказаться.

Айрис - 27-7-10 в 22:46

Цитата: Исходное сообщение добавлено lvenok 26  
как мне помочь моему ребенку

Моему мальчику 3 года 8 месяцев. Он не разговаривает, речь понимает тоже невсегда. Некоторые врачи говорят зпр другие уо. Я уже не знаю что и делать. Нам с мужем приходят на ум страшные вещи - отказаться.


Вы считаете, что можно любить только здоровых детей? Остальных нужно сдать на помойку. Только не думайте, что Вы станете, сделав это, хоть чуть-чуть счастливее.

lvenok 26 - 28-7-10 в 03:58

Он ходит в обычный дет. сад. Занимаемся с дифектологом на дому, делаем массаж, ходим на пиявки. Вчера свекр ходил с ним к психотерапевту и он сказал, что на его взгляд у ребенка слабоумие. Дедушка пришел домой весь растроеный. Не знаем, что и делать. Это был долгожданый ребенок и такой диагноз. Другие врачи говорят зпр. Как выяснить какой именно диагноз у малыша.

Эвелина - 28-7-10 в 06:07

Цитата: Исходное сообщение добавлено lvenok 26  
Он ходит в обычный дет. сад. Занимаемся с дифектологом на дому, делаем массаж, ходим на пиявки. Вчера свекр ходил с ним к психотерапевту и он сказал, что на его взгляд у ребенка слабоумие. Дедушка пришел домой весь растроеный. Не знаем, что и делать. Это был долгожданый ребенок и такой диагноз. Другие врачи говорят зпр. Как выяснить какой именно диагноз у малыша.


Вы откуда? Я могу подсказать по Москве, есть здесь мамы и с других городов.

Слух у мальчика проверяли? "речь понимает тоже невсегда" - расшифруйте, пожалуйста. Что и когда он понимает, а что и когда - нет?

Кроме отсутствия речи вас в ребенке что-нибудь беспокоит? Как он общается с вами и с детьми в детском саду?

Что говорит дефектолог?

Учтите, что даже супер-пупер умнющих, но неговорящих детей очень многие психиатры-психологи с разбегу записывают в умственно отсталые.





Галина - 28-7-10 в 06:24

Цитата: Исходное сообщение добавлено lvenok 26  
Некоторые врачи говорят зпр другие уо. Я уже не знаю что и делать. Нам с мужем приходят на ум страшные вещи - отказаться.


т.е. если у ребенка ВДРУГ подтвердится УО, то его сразу в топку??? :oh: Т.е. у таких высокоинтеллектуальных родителей имеет право быть только ребенок с высочайшим интеллектом? Ну-ну, удачи..."в чистке рядов" :-[]

Советую посмотреть фильм "Форрест Гамп"

lvenok 26 - 28-7-10 в 10:38

Мы из Санкт - Петербурга. Слух проверяли - хороший. Он говорит на своем непонятном языке. Дефектолог говорит, что ребенок отстает в развитии на 2 года. Понимает простую речь (садись кушать, на, снимай штаны, одевай, ложись спать, нельзя). Беспокоет, что он все еще тянет все в рот, на горшок ходит плохо. С детьми общаться не умеет. Он к ним тянется, но не знает как с ними себя вести.

angeloshka - 28-7-10 в 11:44

Цитата: Исходное сообщение добавлено Айрис  
Цитата: Исходное сообщение добавлено lvenok 26  
как мне помочь моему ребенку

Моему мальчику 3 года 8 месяцев. Он не разговаривает, речь понимает тоже невсегда. Некоторые врачи говорят зпр другие уо. Я уже не знаю что и делать. Нам с мужем приходят на ум страшные вещи - отказаться.


Вы считаете, что можно любить только здоровых детей? Остальных нужно сдать на помойку. Только не думайте, что Вы станете, сделав это, хоть чуть-чуть счастливее.

присоединяюсь.

lvenok 26 - 28-7-10 в 11:48

Нет я так не считаю. Я боюсь остаться одна с малышом. Боюсь, что он не сможет жить полноценной жизнью.

Эвелина - 28-7-10 в 12:02

Цитата: Исходное сообщение добавлено lvenok 26  
Мы из Санкт - Петербурга. Слух проверяли - хороший. Он говорит на своем непонятном языке. Дефектолог говорит, что ребенок отстает в развитии на 2 года. Понимает простую речь (садись кушать, на, снимай штаны, одевай, ложись спать, нельзя). Беспокоет, что он все еще тянет все в рот, на горшок ходит плохо. С детьми общаться не умеет. Он к ним тянется, но не знает как с ними себя вести.


По Санкт-Петербургу не подскажу, но посоветую ваш местный форум, а в нем раздел по особым деткам. Мамы там опытные, подскажут, куда обратиться http://www.forum.littleone.ru/forumdisplay.php?f=36 .

Я бы лично начала с какого-нибудь логопеда, который работает именно с особыми детьми. Выяснить на тему сенсорной и моторной алалии, проверить фонематический слух. Представьте, что вы бы оказались сейчас в племени Тумба-Мумба и при этом не понимали бы их языка, и высказаться не могли бы. Вас бы там тоже за идиотку приняли. И играть ему, неговорящему, в таком возрасте уже с детьми трудновато.

А отставание в развитии, если оно есть, компенсировать можно. Умственно отсталых кругом - довольно много, в любом классе имеются двоечники, но к жизни большинство из них приспосабливается, и совсем неплохо.

Вы сейчас в шоке, все мы через это проходили.

angeloshka - 28-7-10 в 12:06

А почему боитесь остаться одна? Вам муж уже такие условия выдвигает, чтобы отказаться от ребенка, а то уйдет?
Вы думаете, что у ребенка будет более полноценная жизнь в ДДИ или интернате, чем с мамой? :-[]
Ну-ну...

lvenok 26 - 28-7-10 в 12:47

Нет он таких условий не выдвигает, но его отношение к ребенку оставляет желать лучшего.

lvenok 26 - 28-7-10 в 13:13

Может кто-нибудь посоветовать как отличить уо и зпр. Хочется точнее определить диагноз ребенка.

angeloshka - 28-7-10 в 14:03

Цитата: Исходное сообщение добавлено lvenok 26  
Нет он таких условий не выдвигает, но его отношение к ребенку оставляет желать лучшего.

В чем? Он его стесняется, вам не помогает в воспитании?
Что бы вы хотели от мужа? Может сначала просто с ним поговорить. Я понимаю, рождение особенного ребенка - поначалу шок для родителей.
Скажите, а почему для вас так важно уо или зпрр? И кто, кроме врача может дать такое заключение. Вы обследовались? Инвалидность есть? Понимаете, по одному визиту к психиатру судить нельзя. Никто не имеет права сразу "клеить ярлык". В т.ч. и психиатр.
А форум не определит, что у вас.

Галина - 28-7-10 в 15:46

Питерский форум по "особым детям" http://www.forum.littleone.ru/forumdisplay.php?f=36. Там вам могут посоветовать, куда, к какому специалисту обратиться...




Ola - 28-7-10 в 15:52

Цитата: Исходное сообщение добавлено angeloshka  
...
Скажите, а почему для вас так важно уо или зпрр? И кто, кроме врача может дать такое заключение.
...
angeloshka, а почему врача? Это ведь не медицинские, а психолого-педагогические проблемы. И чтобы помочь ребёнку развиваться нужно не лечение, а разные правильно подобранные занятия. Врач не может определить, в чём особенность развития ребёнка и как помочь ему развиваться. По-моему.

Галина - 28-7-10 в 15:58

Цитата: Исходное сообщение добавлено Ola  
Цитата: Исходное сообщение добавлено angeloshka  
...
Скажите, а почему для вас так важно уо или зпрр? И кто, кроме врача может дать такое заключение.
...
angeloshka, а почему врача? Это ведь не медицинские, а психолого-педагогические проблемы. И чтобы помочь ребёнку развиваться нужно не лечение, а разные правильно подобранные занятия. Врач не может определить, в чём особенность развития ребёнка и как помочь ему развиваться. По-моему.


Официальный диагноз имеет право выставлять только врач, не педагог и не психолог.

Развивать ребенка нужно в любом случае, независимо от диагнозов и прогнозов. Да и гиблое дело, это прогнозирование...

Ola - 28-7-10 в 17:26

Цитата: Исходное сообщение добавлено Галина  
Официальный диагноз имеет право выставлять только врач, не педагог и не психолог.
...
Официальный диагноз по-моему совершенно бесполезная вещь для развития: он может пригодиться только для ИПР в случае инвалидности, а врач ставит его для того, чтобы навесить на ребёнка ярлык и назначить лечение - типа, мы сложа руки не сидим, мы ребёнку помогаем. А лечение во многих случаях, в том числе при уо и зпр, не есть путь развития ребёнка, а иногда даже мешает психолого-педагогической работе по развитию. Важно правильно распознать проблемы и возможности ребёнка, чтобы построить программу коррекционной работы. Для этого грамотному специалисту, конечно, может помочь и диагноз, если он правильно поставлен, но "официальный диагноз" чисто ради диагноза это по-моему бессмысленно и вредно.

lvenok 26 - 28-7-10 в 19:23

Мне надо понять в какой дет. сад отправить ребенка. Кто- нибудь может посоветовать специалистов в СПб

lvenok 26 - 28-7-10 в 19:33

angeloshka. Инвалидности пока нет, но предлагают сделать. Обследования нчего не показали. Врачи сами точно не могут определить, что с ним. Муж говорит, что ему тяжело с таким ребенком, он не может с ним долго находится.

angeloshka - 29-7-10 в 07:28

Цитата: Исходное сообщение добавлено lvenok 26  
Он ходит в обычный дет. сад.

Цитата: Исходное сообщение добавлено lvenok 26  
Мне надо понять в какой дет. сад отправить ребенка. Кто- нибудь может посоветовать специалистов в СПб

Он же у вас ходит в садик. Или оттуда выгоняют?
Инвалидность оформляйте. При оформлении пройдете специалистов, и вам разработают план реабилитации.

natali - 29-7-10 в 13:52

Цитата: Исходное сообщение добавлено lvenok 26  
Мне надо понять в какой дет. сад отправить ребенка.

Я вожу сына в сад,где дети с у.о.,на улице я гуляю пока с ним и там же с моим сыном в одной группе ходит мальчик моторно ловкий,ловит мяч хорошо,везде лазит,я тогда подумала какая странная У.О.ребенок хорошо,понятно разговаривает,речь понимает,почти все буквы выговаривает,адекватный.Воспитатели рассказали,что его ПМПК перевела из логопедического сада(как он туда попал с почти идеальной речью?) в группу для У.О.Он просто неудобный,гиперактивный,не хотели с ним в логопедическом саду заниматься,вот и перевели.
А ему бы в обычный сад,ему скучно с такими детьми,он к здоровым детям тянется.Это я к тому,что не стоит слепо доверять всем специалистам.
А из книг я Рубена Гальего "Белое на черном" посоветовала бы прочитать.
А про мужа...есть мужчины и от здоровых детей отказываются,чего-то им не хватает.А вот,представьте Вы отказались с мужем от ребенка,живете,но если Вы серьезно заболеете,муж от Вас тоже откажется так я это понимаю,и родственники все тоже могут спокойно отказаться,ну чтобы не напрягаться и радоваться жизни.
И вообще,не такой у Вас тяжелый ребенок даже если это У.О. мне кажется стоит за него бороться.

lvenok 26 - 31-7-10 в 21:50

natali. А какой диагноз у вашего сына и как вы его лечите.

lvenok 26 - 31-7-10 в 21:56

Из дет. сада не гонят, но постоянно жалуются. Мне кажется, что они его там обижают. Свекр задаривает их подарками, поэтому они его там терпят. А что касается мужа, то вы правы. Просто я переживаю и мне страшно остаться одной.

natali - 8-8-10 в 04:56

Цитата: Исходное сообщение добавлено lvenok 26  
natali. А какой диагноз у вашего сына и как вы его лечите.

У сына эпилепсия с частыми приступами,в 3 года мне казалось,что у него аутичные черты,в 5 лет это уже аутизм с У.О.,но точный диагноз мне не интересен,как и прогнозы специалистов.
Из лекарств только противоэпилептические препараты,все остальное вызывает приступы.
Мы много гуляем,везде ходим,но у меня сын не общается,не вступает в контакт с детьми и взрослыми,кричит.
Сейчас уже неделю ходит в сад на прогулку и обедает в саду с удовольствием,всего 2 часа,но без меня,я очень рада хоть этому.

Ирина_29 - 9-9-10 в 12:18

Цитата: Исходное сообщение добавлено lvenok 26  
как мне помочь моему ребенку

Моему мальчику 3 года 8 месяцев. Он не разговаривает, речь понимает тоже невсегда. Некоторые врачи говорят зпр другие уо. Я уже не знаю что и делать. Нам с мужем приходят на ум страшные вещи - отказаться.


Моему сыну сейчас 7 лет,в 3,8 был такой же как и у Вас.Нужно заниматься с ребенком,водить к логопеду ,дефектологу,психологу.Давать ребенку общаться с обычными детьми.И вообще перестать считать своего ребенка ненормальным.Я раньше этого не понимала,потом мне один врач сказал:" Перестаньте стесняться своего ребенка и считать его ненормальным!"
Сейчас он у меня посещает специализированный сад,конечно отстает от своих сверстников,в коррекционную школу пойдет с 8 лет.Но я не думаю,что он всю жизнь будет каким-то отсталым.Вообще от родителей многое зависит.

Nata - 9-9-10 в 20:40

lvenok 26, УО и ЗПР и у более старших детей разграничить бывает ох как непросто! Вам Эвелина написала - надо найти специалиста и заниматься. Тем более уж где-где а в Питере это не проблема - там много и специалистов, и различных детских центров и специализированные школы/садики есть. Это работа долгая, но результаты всегда бывают.
Если это ваш единственный и долгожданный ребенок, вы ведь наверняка очень любите, правильно? А любовь - это как раз принятие человека таким, какой он есть, а не каким бы мы его мечтали видеть... Конечно тяжело, когда узнаешь и видишь что любимое чадушко от всех отстает, проблемное. Но любя его, ему хочется помочь.
А вы его каким специалистам и где показывали? Вам ту же алалию исключают? Эпилепсию (при этом тоже может наблюдаться задержка развития и речи)? Алалики и неговорящие аутисты ну ох какими умственно отсталыми смотрятся, особенно в раннем детстве, пока годы работы не вложены:yes:
Ну а насчет "страшно остаться одной"... Ну если муж от сына окажется способен отказаться, то действительно, при малейшем вашем "несоответствие" образу жены, он и вас оставит.

Не отчаивайтесь! Ведь у вас есть столько много - семья, ребенок!

Тамара - 12-10-10 в 02:13

Цитата: Исходное сообщение добавлено lvenok 26
как мне помочь моему ребенку

Моему мальчику 3 года 8 месяцев. Он не разговаривает, речь понимает тоже невсегда. Некоторые врачи говорят зпр другие уо. Я уже не знаю что и делать. Нам с мужем приходят на ум страшные вещи - отказаться.


Господи, какие страшные вещи вы пишите!!! У моего сына такие же проблемы, как у вашего!!!! И мы боремся!!! Ищем специалистов, ходит на занятия!!! Ведь мы же не думаем отказываться от ребенка всякий раз, когда он простужается или болеет какой-нибудь корью или чем то пострашнее!! А здесь ведь почти тоже самое! Боритесь за своих детей. Если, как вы пишите он у вас тако долгожданный, так как же вы можете так легко от него отделаться?!!! Мы все тут боремся за своих (и чужих) деток!! И за особенных, и за обычных!!

Надя и Сахарок - 13-10-10 в 22:03

Цитата: Исходное сообщение добавлено Тамара  
Цитата: Исходное сообщение добавлено lvenok 26
как мне помочь моему ребенку

Моему мальчику 3 года 8 месяцев. Он не разговаривает, речь понимает тоже невсегда. Некоторые врачи говорят зпр другие уо. Я уже не знаю что и делать. Нам с мужем приходят на ум страшные вещи - отказаться.


Господи, какие страшные вещи вы пишите!!! У моего сына такие же проблемы, как у вашего!!!! И мы боремся!!! Ищем специалистов, ходит на занятия!!! Ведь мы же не думаем отказываться от ребенка всякий раз, когда он простужается или болеет какой-нибудь корью или чем то пострашнее!! А здесь ведь почти тоже самое! Боритесь за своих детей. Если, как вы пишите он у вас тако долгожданный, так как же вы можете так легко от него отделаться?!!! Мы все тут боремся за своих (и чужих) деток!! И за особенных, и за обычных!!


Тамара, Ленок, а сенсорную алалию вашим детям ставили?
Кстати, вы наши ровесники? мы дек2006 г.р.))))

alyoka# - 27-10-10 в 05:25

Цитата: Исходное сообщение добавлено lvenok 26  
как мне помочь моему ребенку

Моему мальчику 3 года 8 месяцев. Он не разговаривает, речь понимает тоже невсегда. Некоторые врачи говорят зпр другие уо. Я уже не знаю что и делать. Нам с мужем приходят на ум страшные вещи - отказаться.

Я очень сочувствую Вам, что у Вас муж - предатель. Ребёнок-то ни в чём не виноват. Попробуйте обратиться к взрослому психологу, возможно он поможет Вам прийти в себя, принять проблему,чтобы заняться ребёнком. Не всё потеряно, терпенья Вам и удачи.:-)

Варвара - 27-10-10 в 14:45

У каждого свой крест. Вашему мужу тоже тяжело. Поддержите его. Вам, как родителям, необходима будет помощь со стороны психотерапевта ( не пугайтесь, там Вас не съедят, станете счастливее и свободнее, нельзя жить одним горем) и психолога. Когда один из родителей твердо уверен что он горло перегрызет за своего ребенка, другой к нему присоединится. Семья - одно целое. Если Вы этого не чувствуете, значит в Вашей семье нет гармонии. Вам предстоит пройти долгий путь саморазвития. Для этого и приходят в наш мир такие дети.

Варвара - 28-10-10 в 05:32

Цитата: Исходное сообщение добавлено lvenok 26  
Мне надо понять в какой дет. сад отправить ребенка. Кто- нибудь может посоветовать специалистов в СПб


Как Вы думаете, ему комфортно в обычном саду? А если он что-то не понимает, общатьься трудно со сверстниками? А если Вас в такие условия? Вам будет хорошо?Нужен коррекционный сад, мы через это уже прошли. В обычном саду на него не будут обращать внимания в лучшем случае, но и положительной динамики Вы можете не дождаться, а проблемы со сверстниками будут наростать. Для ребенка это будут постоянный стресс. В коррек.саду свой темп работы, больше занятий индивидуальных, если там будет хороший психолог и логопед - вам повезет. Ребенок там не похож на белую ворону. Он в своей среде и лучше развивается. Там больше для него шансов.

ира - 29-10-10 в 10:17

Моему сыну 5,8л. Нет речи.Ставят диагноз аутизм.Ходит в садик, очень большие проблемы.Мы собираемся на прием к специалистам в институт мозга.г.санкт-Петербург.Может быть кто-нибудь был или у кого нибуль есть информация.Мне это очень важно.Поделитесь.

Варвара - 29-10-10 в 17:33

говорят, там хорошие специалисты. Из нашего города знакомые ездили. Их там очень обнадежили. Сказали что "не умственная отсталость, а педагогически запущенный ребенок".

ира - 1-11-10 в 06:59

А расскажите пожалуйста если знаете каккие специалисты обследовали, какое лечение проходили и как дальше у них дела?У нас идет всплесками, то никакого прогесса и даже нехочет выполнять ничего что знает и умеет, то садиться и занимается очень хорошо и появляется надежда что ребенок выправиться.

Варвара - 1-11-10 в 09:14

Цитата: Исходное сообщение добавлено ира  
А расскажите пожалуйста если знаете каккие специалисты обследовали, какое лечение проходили и как дальше у них дела?У нас идет всплесками, то никакого прогесса и даже нехочет выполнять ничего что знает и умеет, то садиться и занимается очень хорошо и появляется надежда что ребенок выправиться.


Ира, к сожалению не знаю. У мальчика диагноз точно не знаю, но в корр.саду он был в группе с умственно-отсталыми детками, у него было недержание кала, он плохо слышал, вроде у них был слуховой аппарат. Воспитатели говорили что им нужен сад, где есть сурдолог (специалист по глухонемым детям). У нас такого в городе нет.Они даже взяли ссуду в банке, чтоб съездить туда. А после этого уехали в Северодвинск (насколько я помню, может и ошибаюсь), там есть центр "Анастасия" для таких деток, сурдолог.

Сосновская Ирина - 20-11-10 в 16:21

Для РЕЙТИНГ: 1574
• нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
• В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
• В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
• Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)
• При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.
• Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
• Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.
• Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.
• Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)

Отличие ЗПР от педагогической запущенности.
Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные. Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Несбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, ложь – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий извне. При таком стихийном формировании без педагогической опеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.

Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР (Познавательные процессы: речь, восприятие, память, мышление, внимание и т.д.)

Внимание:

При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу. У одной группы детей максимум внимания, работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются. У других максимальная концентрация внимания настает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих наблюдается периодическое колебание внимания и отсюда неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

Различные виды внимания влияют по-разному на усвоение учебных предметов. На математике важен объем внимания. Русский язык связан с точностью распределения внимания, чтение с устойчивостью внимания. Приемы развития внимания - это различные диктанты, редактирование текста, исправление ошибок, корректурные задания, чтение текста и постукивание по столу (что прочитал? сколько раз стукнул?), чтение и зачеркивание букв. При проведении упражнений нужно дать четкую инструкцию, не использовать сложные предложения, включать игровые моменты, яркую наглядность, обязательный этап работы на уроке это организация самопланирования, самопроверки, а также озвучивание учеником своей деятельности.

Для ЗПР характерна недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность (затруднено узнавание предмета в непривычном ракурсе, не всегда узнают и смешивают сходные по начертанию буквы и элементы букв), страдает целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, которое воспринимают как единое целое, затрудняются достроить, угадать объект по какой-либо его части. Значительное замедление процесса переработки поступающей информации, чем у обычного ребенка. Различия становятся более заметны по мере усложнения объекта, условий. У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Для них свойственна пассивность восприятия (подмена более сложной задачи простой), наблюдаются затруднения в ориентировке в пространстве, это, в свою очередь, отрицательно сказывается на графическом навыке, изображении фигуры человека.

Память:

Снижена продуктивность запоминания (на 2 года ниже, чем у сверстников), неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, неумение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, повышенная тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания. Необходима помощь психолога. Виды упражнений: воспроизводимость понятий (графическое изображение), воспроизвести рисунок по словесному образцу и др. При организации обучения детей с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления: опора на зрительную или слуховую память, смысловое запоминание на основе выделения главного, визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем, многократное повторение материала и распределение его на части. Рациональный объем запоминаемой информации. Эмоциональное богатство передаваемого материала.

Мышление:

У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым требуется стимулирующее задание. Наглядно-образное мышление: большинству требуется многократное повторение задания и оказание некоторых видов помощи, но есть такие, которые и с помощью с заданием не справляются. Словесно-логическое мышление у большинства детей не развито.

В зависимости от особенностей развития мышления детей с ЗПР можно разделить на 3 группы:
1. Это дети с нормальным развитием мыслительных операций, но снижен показатель познавательной активности.
2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности выполнения заданий.
3. Сочетание низкого уровня продуктивности и отсутствие познавательной активности.
Упражнения для развития образного и пространственного мышления: выкладывание из палочек фигуры, соединение точек и линий не отрывая руки. «Четвертый лишний» - развитие логического мышления.
Основные технологические требования для формирования индивидуально-коррекционного подхода при развитии мыслительной деятельности:
• Общая коррекционная направленность процесса обучения, увеличение срока обучения, малая наполняемость класса, щадящий режим, соответствующий учебный план, увеличение количества часов на трудный раздел программы, использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом.
• Развитие воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний.
• Использование проблемных заданий. Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и активизирует все виды мыслительных операций.
• Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действий на основе их проговаривания.
• Формирование у ребенка рефлексии, которая связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем их выполнения.
Речь:
• Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточной дифференциацией восприятия речевых звуков, оттенков речи.
• Экспрессивной стороне речи характерен бедный словарный запас (речь состоит из существительных и глаголов), нарушено звукопроизношение, небогато сформирована лексико-грамматическая сторона речи (стакан вместо кружка, цветы – клумба, смешение слов с разным значением, но близких по звуковому составу: пояс – поезд, не улавливают разницу: вышивает – шьет, употребляют слова в приблизительном, неточном значении: сад – дерево, шляпа – шапка, наименование заменяет описанием предмета или действием), наличие аграматизмов, дефекты артикуляционного аппарата.
• Особенность: развитие словообразования заканчивается к концу дошкольного возраста у нормальных детей. У детей ЗПР затягивается до конца начальной школы. Дети не чувствуют норм языка, неологизмы, среди ошибок у детей нормы преобладают р-л, ж-ш, у детей с ЗПР з-с, и-л.
Мотивационно – потребностная сфера:

Учебная мотивация у детей с ЗПР снижена, интересы в основном игровые. Для формирования положительного отношения к учебе необходимо заботиться о создании положительной атмосферы на уроке. Постоянно снижать тревожность детей, исключать иронию, выговор. Создать ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение. Шире опираться на игру, делать ее естественной организацией быта детей. Целенаправленно стимулировать детей на уроке, возбуждать интерес, эмоции, удивление, важна также новизна и формирование оптимистического настроения.