Форумы сайта Особое детство

Тесты Векслера у аутиста

Nata - 19-5-09 в 20:41


У меня вопрос к уважаемым специалистам.
У моему сыну (РДА, сейчас 10 лет) дважды проводили тестирование интеллекта.
Первый раз - в 4г 11 мес в ЦВЛ "Детская психиатрия" (СПб) при стационарном обследовании, госпитализирован один.
Второй - по моей просьбе в прошлом году (9 л3мес), психолог в поликлинике, тес занял три посешения, я присутствовала.
Привожу результаты:
4 г 11 мес.:
" ОПИ=62, ВПИ=66, НПИ=63 основные психические функции ослаблены, снижен темп мыс. деятельности, выявляется моторная неловкость. Речь- системное недоразвитие"
9л 3 мес.
"ВИП=63, НИП=60, ОИП=58
Внимание неустойчивое, переключаемость замедленная, объем сужен. Утомляем. Память - ниже среднего. Мышление - наглядно -действенное. Речь- системное недоразвитие.
Заключение - снижение интеллектуальных возможностей до уровня F70 -?"
Вопросов у меня несколько:
1. Почему результаты у него оказались практически одинаковыми, если первый тест был у ребенка в условиях стресса (он как робот с приклееной улыбкой ходил там по стационару все время обследования) -второй во вполне благожелательной обстановке?
2. Как объяснить педагогам то, что ребенку не вполне подходит программа 8 вида, если по тестам - нам она и нужна!?
Сын осваивает положенное по программе быстро, времени на получение результата уходит немного. У него больше сложностей с поведением, чем с освоеним знаний.
3. В литературе встречала ссылки на то что тесты Векслера для аутистов не дают верной картины оценки их интеллекта. А какие дают? И как его вообще оценивать у аутиста?
4. Почему у него вербальные и невербальные задания дали близкие результаты?
Заранее благодарна за все ответы.



Мария_Дименштейн - 22-5-09 в 00:28

Пока удалось поймать пробегающего мимо дефектолога :)
Вот что она ответила:

"Применение тестирования по Векслеру для детей с аутизмом сильно усложняется особенностями таких детей.
Так, например, в инструкции для исследователя первым пунктом стоит: «начинать исследование нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание, надо стараться до начала исследования «вызвать улыбку», создать хорошее настроение». Если вспомнить особенности общения, мотивации аутичных детей, вряд ли это осуществимо в разумное время, если вообще осуществимо в ситуации тестирования.
К тому же такие дети очень истощаемы и пресыщаемы, а тестирование по Векслеру предполагает длительное (не менее 1-1,5 часов) время. Может быть можно было бы проводить тестирование в течение недели и разбить его на несколько этапов с интервалами между ними – но так обычно не делают. (а у Вас как раз разбивали на три раза, что несколько облегчает задачу, но не радикально - МД)
Большие сложности с мотивацией. Чаще всего, если ребенок выполняет инструкцию, то это знакомая для него инструкция, а новые задания он скорее всего может отвергнуть. Тогда это не совсем тестирование интеллекта.
Так что стандартное применение этого теста к аутичным детям точно не подходит, но отдельные субтесты использовать можно. По моему опыту, лучше подбирать не батарею тестов, а конкретные тесты для конкретного ребенка. Хотя IQ так не подсчитаешь.
Аутичные дети обычно дают большой разброс не только значений вербального и невербального интеллекта, но результатов отдельных тестов."


prozerpina - 22-5-09 в 12:28

Всеми руками за ,что деток с аутизмом проблемно системно определить уровень интеллекта, т.к очень большой разброс и множество нюансов. В своей практики, я чаще пользовалась таблицы возрастающей трудности Равена, хотя и некоторые субтесты из Векслера,очень были информативны.

Nata - 22-5-09 в 22:14

Мария Дименштейн и prozerpina!
Огромное спасибо за ответы!
Со временем у нас было в сумме за 3 раза чуть более часа, за три недели - во время приемов у психолога (3*20 минут - ну немного еще минут 5 может дополнинительно перепадало от следующего пришедшего на прием).
С мотивацией - я вообще сочла огромным плюсом тот факт, что мы это полностью выполнили! Не стали выполнять один из тестов (не удалось заинтересовать, а на 4 раз уже у нас не получалось со временем). Очень удивило то что например не ответил на простой вопрос: " Сколько ног у собаки?" - сказал - "2". По дороге домой спрашиваю - отвечает-" 4".
Они в школе как раз контрольные писали, и он после их выполнения получал награды - вот мы "контрольные" делали еще и у психолога.
Печаль в том, что как раз очень желают у нас IQ узнать (года 2 меня на МСЭ этим доставали). Вот получили некую цифру. То что она о его умственных способностях не говорит - я вижу.
У нас класс хоть и считается офицально "для детей со сложным дефектом" таковым не является. Наши 7 (нынче) детей все пользуются речью, передвигаются очень хорошо, с вполне сохранным зрением и слухом. Сочетание психических и неврологических нарушений есть, но по настоящему "сложных" я не вижу. Трое добираются в школу и из школы самостоятельно все три года (сейчас им по 11-12). А вот обучается он у меня заметно быстрее одноклассников. И есть тенденция к тому, что программа 8 вида ему все-таки недостаточна. При том что IQ у нас - именно на нее.
Житейски мне его интеллект абсолютно не важен в цифрах. Мы занимаемся, учимся новому, пробуем разные методы и приемы, смотрим, что нравится, что лучше. Как раз вопрос мотивации для меня куда более животрепещущий и больной. Но вот в вопросах, связанных с типми образования это имеет значение (не для меня, опять же). Хотя при подобных ситуациях мне очень хочется спросить вопрошающего, а сколько у него самого, он знает? Я, например - нет!:-)
Так что он У нас гигант духа и имеет железную волю - осилил это!:-D
prozerpina, а Вы бы не могли поделиться подробнее насчет отдельных тестов - какие для чего информативными оказались и по какому принципу Вы их выбирали? Мало, м.б. опять нам нашим интеллектом докучать начнут?

Moonlike - 23-5-09 в 05:49

Эх, это моя мечта - измерить хотя бы приблизительно уровень интеллекта. Но с игнором 90% заданий и незнанием букв и цифр вряд ли для нас найдется тест.
Особенно, учитывая, только начинающуюся речь. Хотя вот идею перчаточной игрушки он понял, хотя от них только головы остались. Вчера надел голову собачки на палец и все у меня уточнял, правда ли что собачка получилась (показывал другой рукой и говорил "...аба..?")

Галина - 23-5-09 в 07:37

Цитата: Исходное сообщение добавлено Moonlike  
Эх, это моя мечта - измерить хотя бы приблизительно уровень интеллекта. Но с игнором 90% заданий и незнанием букв и цифр вряд ли для нас найдется тест.

А попробуйте таблицы Равена!

Moonlike - 23-5-09 в 11:07

Галина
А можно ссылочку или подробности в личку?

prozerpina - 23-5-09 в 21:55

Nata обязательно пришлю все тесты, но попозже т.к со старой базой комп обновляется, если получится то вышлю ровеновский на личку (много картинок для сайта). Moonlike и вам если не против.
Но в каждом случае это очень индивидуально

prozerpina - 23-5-09 в 22:03

и ещё честно признаюсь я наличку файлы не отправляла, подскажите как

Nata - 23-5-09 в 23:11

prozerpina, спасибо большое, будем ждать. А в личку отправить - внизу поста значок u2u, по нему щелкнуть, а там просто. Мне можно и на адрес: natabar@bk.ru.

Галина - 17-12-09 в 12:56

Цитата: Исходное сообщение добавлено Moonlike  
Галина
А можно ссылочку или подробности в личку?


Ой, не увидела вопрос, извините...:shuffle:

http://azps.ru/tests/4/raven.html

Moonlike - 17-12-09 в 13:08

Галина, спасибо.
А их можно только однократно использовать? А возрастной скидки нет?
Я правильно поняла, что ребенок должен сделать выбор, потом я подсчитываю процент правильных ответов и он будет ответом и если больше 5% - то УО нет?

Эвелина - 18-12-09 в 10:42

Галина, спасибо за ссылку.
Собралась уже было распечатывать.
Но глянула - уже второе задание (номер 1-2) - фрагмент в клеточку явно не подойдет - линии не состыковываются. Это так и задумано или это халтура "художника"?

Nasty - 18-12-09 в 19:40

Цитата: Исходное сообщение добавлено Moonlike  
Галина, спасибо.
А их можно только однократно использовать? А возрастной скидки нет?
Я правильно поняла, что ребенок должен сделать выбор, потом я подсчитываю процент правильных ответов и он будет ответом и если больше 5% - то УО нет?


Стандратные Матрицы используют в основном для взрослых. Я их использую лет с 11-12. Для детей есть Цветные прогрессивные матрицы. Их можно использовать с 7 (иногда с 6-ти). Там свои критерии оценки.
Но на основании одного теста нельзя делать вывод о УО. У ребенка может быть плохое восприятие, нарушена ориентация в пространстве - тогда он этот тест правильно сделать не сможет.
Тест не одноразовый.
Только не "научайте" ребенка на тест. Это на диагностике всегда сразу видно.

Moonlike - 18-12-09 в 20:59

Nasty
Неужели по моим постам можно сделать вывод о том, что я пытаюсь выставить сына более развитым, чем он есть? Просто у нас любят ставить крест на неговорящих. Те, кто научился читать и писать - это здорово, но у нас пока этого нет. Зато есть указательный жест (созданный с нулья практически), есть несколько осколочных слов, есть отрицательный жест (махание головой) - т.е. есть основа для контакта, которую можно развивать.
Я плохо разбираюсь в УО, но мне кажется, что ребенок, способный просчитать ловушку для младшего братика (выбрать момент, когда я не смотрю на него, и потихоньку открыть дверь в ванную, чтобы младший туда зашел, и я его отругала), все-таки обладает сохранностью интеллекта.

Такой тест нам как раз может подойти, потому что Вику нравятся логические задания, а значит он старается их выполнить. Можно тогда ссылку на цветные матрицы? Про однократно я спрашивала - потому что там 60 заданий, не факт, что ребенок усидит. Он может вообще 2-3 сделать и убежать, заскучав.


Галина - 18-12-09 в 22:11

кстати, моего прогоняли по черно-белым матрицам. Тестирвоал психолог. Сыну было что-то около 6-7 лет. Неплохой балл тогда набрал.
Эвелина, не знаю, брак ли это?:-(
Не помню, но вроде все линии сходились.

Эвелина - 21-12-09 в 09:38

Галина, а в какой форме тестировали Тиму?

То есть, я имею в виду, заполнял ли он таблицу номерами ответов, тыкал ли пальцем в требуемый ответ или (что я хочу попробовать) вырезанным ответом закрывал плешь в картинке?

Nasty - 21-12-09 в 11:44

Стандартные Матрицы ориентированы на детей от 6-ти до 16-ти.
Цветные на детей от 4,5 до 11-ти (для детей они все-таки предпочтительней. В стандартных они должны делать на время, а в цветных время не фиксируется. В цветных, если ребенок допустил ошибку, ему предлагается подумать еще раз - второй вариант ответа принимается со снижением балла. В стандартных принимается только первый ответ, исправлять ошибку не разрешается). Где есть в интернете не знаю.

Но тест смотрит уровень только невербального мышления. В отличие от Векслера, которым смотрят все. Хотя иногда специалист может попросить порассуждать вслух.

Вобще-то ребенок должен либо назвать номер, либо ткнуть пальцем. Была такая модификация теста в виде паззлов, но не прижилась.

Moonlike, крест у нас могут поставить на ком угодно. Но неговорящий ребенок даже с сохранным интеллектом скорее всего будет обучаться в школе 8 вида. Из-за программных требований. В программе записано, что ребенок должен давать устные ответы и читать вслух. Нужна отдельная программа, а ее пока нет. Альтернатива, пока - это программа 8 вида.


oksanka - 21-12-09 в 19:53

а можно ли получить тест Векслера в личку? у меня Ваня его делал в шестерке, я хотела бы этот тест сама посмотреть...

Nasty - 21-12-09 в 22:45

Тест Векслера не существует в электронном варианте в полном виде. Там очень разнообразный материал и не только печатный. В Интернете, наверное, можно найти только описание.
Если ваш ребенок занимается с психологом, можете попросить его. Он покажет вам тест, если он у него есть (очень дорого стоит:-()

oksanka - 22-12-09 в 16:33

мне бы хоть часть посмотреть, чтобы иметь о нем представление....
дорого - это сколько?

Сова - 22-12-09 в 16:39

Тест Векслера для детей с 8 лет:
http://www.psylab.info/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%92%D0%B5...

oksanka - 22-12-09 в 16:47

Супер!
Спасибо!!! Уже отвечаем :jump: На вопросах про преступников и порезанный палец уже срезались :rolleyes:

Сова - 22-12-09 в 17:04

Для 5 лет:
http://www.youryoga.org/tests/IQ-tests/IQ-test-11.htm

Знаете, по-моему и мой сможет на что-то ответить :))))))
УРА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Эвелина - 22-12-09 в 17:23

Сова, по вашей ссылке нашла и тесты Равена. Черно-белый все тот же с нестыкующимся ответом, а смысл цвета я пока не осознала. Типа чтобы не так уныло было?


тест равена черно-белый

тест равена цветной

Сова - 22-12-09 в 17:36

По-моему тесты Равена - это для взрослых (если я не ошибаюсь)

oksanka - 22-12-09 в 20:05

вопрос к специалистам - КАК проходить тест Векслера? Надо, чтобы ребенок ответил на ВСЕ вопросы??? Или для каждого возраста есть своя граница, до которой можно спрашивать?
Я, например, с ходу на некоторые вопросы ответа не дам :-D
Вот, например :oh:

Свобода – справедливость.
2: Философские (или гуманные, или идеологические, или юридические) понятия. Философские категории. Социальные идеи (или ценности). Демократические права.
1: Лозунги борющихся за независимость народов (или прогрессивные или гуманные). Принципы, за которые борются народы мира. Это желание любого народа. Без них человек не может счастливо жить.
0: Равенство. Законы. Близкие понятия. Гражданские права. Без справедливости нет свободы.
?: Связь с борьбой за справедливость. Права человека. человеческие потребности.

А ведь указано, что для детей с 8 лет... Понятно, что даже в 10 лет ребенок так не ответит....

Nasty - 23-12-09 в 12:01

Вопросы задаются до нескольких подряд неверных ответов. Для каждого субтеста описана четкая процедура и оценка результатов. Любое изменение процедуры может привести к неправильной оценке.
В примере, который вы привели требуется, чтобы человек порассуждал, что в его представление свобода, а выбрать правильный ответ. Правильного ответа нет, есть просто оценка степени рассуждения.
По этой ссылке находится не сам тест, а его описание. Ознакомиться можно, а вот проходить смысла не имеет. Тем более, что ребенок может запомнить процедуру в том неправильном виде, в котором вы ее проведете, а потом повторит это где-то на комиссии.


rozab - 23-12-09 в 17:43

Не совсем по теме. Нашла тесты для дошкольников.
http://www.psiholognew.com/dosh.html

Эвелина - 24-12-09 в 10:13

Цитата: Исходное сообщение добавлено rozab  
Не совсем по теме. Нашла тесты для дошкольников.
http://www.psiholognew.com/dosh.html


Картинки к тестам хочу !! Может, кто-нибудь встречал их в Интернете или в Ozon-е?

rozab - 24-12-09 в 11:13

В отделах с развивающими игрушками, в книжных магазинах всё это есть.
В ссылке приведены примеры картинок.
Можно ещё посмотреть здесь:
http://www.detpodelki.ru/load/5
http://www.danilova.ru/phpbb/index.php Сайт Лены Даниловой.

oksanka - 25-12-09 в 20:23

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nasty  

В примере, который вы привели требуется, чтобы человек порассуждал, что в его представление свобода, а выбрать правильный ответ. Правильного ответа нет, есть просто оценка степени рассуждения.

то, что требуется порассуждать - это понятно... вопрос в том, КАК ребенок 9-10 лет будет рассуждать на эту тему???

Nata - 19-4-10 в 20:23

А вот в 11 лет тестирование по Векслеру выглядело уже по-другому с Жениной стороны. Во-первых, он прошел все субтесты. Во-вторых - оценки куда выше. И выпонял он это вполне с настроем. Мы опять делали в 3 приема. Аналогичные задания прогоняли дома на похожем материале.

Интеллект - общий 89, вербальный - 94, невербальный - 97, т.е. цифры не для УО.

Вербальный по большинству субтестов заметно ниже, а вот вытянула его память (субтест с повторением цифр).
Невербальные делал многие без предварительной тренировки.

Так что возраст имеет значение. Даже всего-то 2 года назад это было :oh:.

Алла77 - 3-11-10 в 20:38

а моему в 7 лет интеллект определяли так: зашли к психологу, она его спросила - как у тебя успехи в школе? он проигнорировал вопрос и спросил: тётя сколько время? я домой хочу! (мы ехали в Краевой центр 2,5 часа плюс ожидание в очереди часа 2), ну и эта тётя тут же ему шлёпнула УО, 69 интеллект, вот вам и весь тест..пришлось идти жаловаться психиатру, которая видела, что он читает по русски и по английски, выплняет арифметические действия
психиатр стала объяснять психологу, что мальчик аутист(психолог даже это не поняла), ну и переписала нам уровень ай кью на пограничном между УО и нормой состоянии, на 70

Nata - 21-3-11 в 21:05

Теминамама, во втором случае, не-аутист я могла бы на выбор убрать сестру (все остальные - родственники мужчины) или дедушку (ласкательное, остальные - не ласкательные обращения).
Интересно, что нарушено у меня?:-D

Спросила Женьку.
В 1-м - лишнее "дерево" (объяснение чисто "мужское", коротко - "потому что оно лишнее!":-D :-D:-D)
во втором - лишнее "сестра" (объяснение такое же:-D:-D:-D)

Еще как-то в похожей ситуации он из слов "грейпфрут, гранат, груша" сказал, что груша лишняя. Объяснил,что "гранат" и "грейпрфут" на Т заканчиваются, а "груша" - на А.

mamaZ - 22-3-11 в 03:15

Ой, девочки! Решила я, сначала сама тест пройду, потом сыну дам. Начала с раздела "Осведомленность" так на вопросах "Кто основал город, который называется Санкт-Петербург?" или "Где расположена Италия?" я начала задумываться, ответит ли мой ребенок на них. А вот "Из чего получают скипидар?" я и сама не знаю :shuffle: Или "Кто открыл Южный полюс?". Надо у старшеклассников спросить :-D:-D:-D
Слава Богу, что нас при приеме на работу не тестируют ;-)

mamaZ - 22-3-11 в 03:19

А вот здесь (цветные карточки Равена ) страшная надпись:
Обратите внимание: использование психодиагностических методик неспециалистами может привести к недостовреным результатам и нанести прямой или косвенный ущерб испытуемому. :oh:
Да еще и с ошибкой :glass:
Это значит, что мы не можем сами тестировать наших детей?

Сосновская Ирина - 22-3-11 в 15:25

Психолог меня наверное хотела успокоить и открыла мне страшную тайну!!!У Дж.Буша IQ- 68, не знаю как это проверить ,но в СМИ постоянно полоскалась тема про особенность американского президента. Так-что тест Векслера ,не показатель возможностей, а способ эти возможности хоть как-то оценить.

Nata - 22-3-11 в 18:18

Теминамама! мне тоже очень интересно, что скажут специалаисты:-). У неспециалиста, честно говоря, напрашивается примерно такое - или эти тесты имееют более 1 правильного ответа. Или тут важно объяснение, почему ты исключил это.
Еще похоже на "стандартное" и "нестандартное" мышление, т.к. есть некое стандартное, общепринятое правильное исключаемое слово. Правда мне в жизни как то больше нравятся люди, находящие нестандартные решения - это личности творческие:-)

mamaZ - 23-3-11 в 08:31

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
Еще похоже на "стандартное" и "нестандартное" мышление, т.к. есть некое стандартное, общепринятое правильное исключаемое слово. Правда мне в жизни как то больше нравятся люди, находящие нестандартные решения - это личности творческие:-)
А ведь наши дети часто одарены талантом в той или иной степени. Кто-то поёт, кто-то рисует...

Мария_Дименштейн - 28-3-11 в 01:20

Цитата: Исходное сообщение добавлено Тёминамама  
Не по Векслеру, но тоже по тестам вопрос:

Психолог, проверяя уж не знаю что, предложила выполнить задание, похожее на "4-ый лишний":
В группе из 5 слов надо было найти лишнее слово и обосновать свой выбор.
Всё шло довольно прилично, пока не попался приблизительно такой набор:

липа, дуб, дерево, ясень, ель.

Мой сидел, пыхтел, потом выжал из себя - "Дерево". Но объяснение дал такое: "Только это слово - среднего рода".
Психолог удивилась, но ничего не сказала.

Через некоторое время на наборе из слов: "дед, внук, сестра, дедушка, отец" ребенок сник совсем и так и не выдал ответ, сказав, что все - родственники, лишнего слова нет.

Ну, ладно, протупил, с кем не бывает.
Но мне "понравился" вывод психолога - нарушено мышление. Именно из этих двух примеров она сделала такой вывод.

Хочу спросить: в какую сторону нарушено мышление при таких ответах? И можно ли на основании двух делать вывод о нарушении?

(где проходило тестирование, я думаю, и так понятно - в шестой б-це)

Видимо, психолог сделала вывод о нарушении операциональной стороны мышления, что обычно в психиатрии сводят к нарушению способности к обобщению и классификации. Тесты из серии "четвертый лишний" как раз направлены на выявление таких нарушений. Я думаю, что на основании двух вопросов некорректно судить о наличии или отсутствии нарушений мышления. (Ответ на первый вопрос показывает скорее оригинальность мышления, и после неудачных "экспериментов с деревом" Тема мог и не понять филологических тонкостей с дедушкой или перестать думать в таком направлении :). К тому же необходимо видеть, волнуется ли человек, устал ли он, как воспринимает реакцию мамы и психолога, настраивается на работу или, наоборот, выключается. Не уверена, что это как-то учитывалось. Мне такого рода тестирование кажется слишком грубым, не учитывающим степень подготовленности, индивидуальные особенности, степень мотивации, истощаемость, желание пооригинальничать и т.д. Нет никакой гарантии, что проверили именно мышление... В любом случае намного осмысленней говорить об индивидуальном профиле мышления или об особенностях мышления, и говорить с точки зрения того, как решать такие проблемы. Для этого гораздо более тонким инструментом является нейропсихологическое обследование (если, конечно, оно проводится грамотно и в контакте с ребенком): оно позволяет сделать выводы о дефицитарности или недостаточной сформированности тех или иных психических функций, при этом можно рассказать, как эти функции развивать.
В любом случае, констатации "нарушений мышления" совершенно недостаточно для постановки какого-либо конкретного диагноза.

Nata - 29-3-11 в 11:19

Цитата: Исходное сообщение добавлено Мария_Дименштейн  

Видимо, психолог сделала вывод о нарушении операциональной стороны мышления, что обычно в психиатрии сводят к нарушению способности к обобщению и классификации. Тесты из серии "четвертый лишний" как раз направлены на выявление таких нарушений. Я думаю, что на основании двух вопросов некорректно судить о наличии или отсутствии нарушений мышления. (Ответ на первый вопрос показывает скорее оригинальность мышления, и после неудачных "экспериментов с деревом" Тема мог и не понять филологических тонкостей с дедушкой или перестать думать в таком направлении :). К тому же необходимо видеть, волнуется ли человек, устал ли он, как воспринимает реакцию мамы и психолога, настраивается на работу или, наоборот, выключается. Не уверена, что это как-то учитывалось. Мне такого рода тестирование кажется слишком грубым, не учитывающим степень подготовленности, индивидуальные особенности, степень мотивации, истощаемость, желание пооригинальничать и т.д. Нет никакой гарантии, что проверили именно мышление... В любом случае намного осмысленней говорить об индивидуальном профиле мышления или об особенностях мышления, и говорить с точки зрения того, как решать такие проблемы. Для этого гораздо более тонким инструментом является нейропсихологическое обследование (если, конечно, оно проводится грамотно и в контакте с ребенком): оно позволяет сделать выводы о дефицитарности или недостаточной сформированности тех или иных психических функций, при этом можно рассказать, как эти функции развивать.
В любом случае, констатации "нарушений мышления" совершенно недостаточно для постановки какого-либо конкретного диагноза.


Готова под кадым словом подписаться!
Меня тоже очень давно занимает вопрос тестирования и вообще оценки мышления. На мой взгляд тоже не учитываются особенности мышления ну никак! Все, что не укладывается в рамки теста - "нарушено", " "не развито" или "отсутствует" :-). Есть логика. Ей можно научить всех, видимо всех ( в большей-меньшей степени). Есть некие особенности, имеющиеся от природы и это практически никогда не учитывают.
Почему логика, логическое мышление считается более высоким уровнем?
Но ведь сколько уникального открыто-создано именно вопреки ей!

Лев Штенберг здесь http://www.osoboedetstvo.ru/x/viewthread.php?tid=1466&pa... задает вопрос, который я тоже задаю себе - почему аутичного ребенка стремятся уравнять со всеми, "усреднить" и не развивают то, что дано ему? Да и не пытаются выяснить это...
И еще... аутисты-аспергеровцы лучше осваивают логическую и вербальную сторону - их считаем "высокоинтеллектуальными". Каннеровские - хуже, в любой книге про них - "интеллект снижен до УО".
А почему мы вербально-логическую часть считаем выше, чем не вербальную? Потому что жизнь на ней построили?
Это мне кажется похожим на оценку и сравнение левшей и правшей. Или елки и пальмы. Оно не лучше не хуже. Не выше, не ниже. Разное.

При этом действительно, после оценивания и констатации "нарушений" (или отличий?) ничего не говорится по части развития. Кроме общих фраз о "необходимости занятий с психологом (варианты - дефектологом, логопедом) для коррекции несформированных функций" - и ни слова, в чем должна заключаться коррекция именно для Васи Петрова. :-)

Извините за брюзжание... Достало за годы...