Форумы сайта Особое детство

Сенсорные игрушки и игры

Фрэнни - 24-2-07 в 00:03

Сделала для Егорки сенсорную книжку. Это такой большой картонный альбом, который можно скточем прикреплять к столику. А на каждой странице - разные интересные материалы. Скажем, на одной - всё мягкое: вата, пёрышки и т.д., на другой - разные губки, на третьей - ёлочная мишура, на четвёртой - рельефные обои. Вышло интересно:)

Ещё приделала ручки к коробкам из-под кофейных наборов (знаете, такие круглые?). Поверхность коробок можно оклеить кусочками тех же губок или рельефных обоев, а внутрь класть разные маленькие игрушечки: сенсорные мячики, бубенчики, погремушки...

Ещё мы занимаемся в ванной. Я наливаю в миски воду разной степени теплоты (от чуть тёплой до очень тёплой (не горячей, разумеется:), а Егор сравнивает температуру, опуская руку в воду. Иногда я добавляю пены, тогда восторгу нет предела. Часто запускаю в миску игрушки, но Егор их не вылавливает. Почему-то не нравится. Тогда мы делаем наоборот: я даю ему игрушку, а он плюхает её в воду. Кроме того, в ванной можно получить много других интересных ощущений - большие и маленькие мочалки, сухие и влажные губки, тяжелое - лёгкое ведёрко (с водой и без воды), запахи, "съедобные и несъедобные" - шампуни, мыло и принесённые с собой мандаринки-конфеты-соки.

Пытаюсь реализовать принцип "самостоятельного исследования пространства". Развешиваю по стенкам погремушки, бубны и прочие штуки, а потом помогаю Егору передвигаться от стены к стене. Когда он чувствует перед собой преграду, то начинает её обследовать. Ну и, конечно, обнаруживает игрушку. Я не направляю его руку. Игрушки он берёт и бросает сам.

Хорошая вещь - миска на присоске (с крышкой) Её можно прикрепить к столику, а внутрь положить "привлекательные предметы". Обнаружив на своём столике миску, Егор сначала пытается сбросить её на пол, а когда это не удаётся, сбрасывает крышку. Через некоторое время он находит в миске игрушки - и вперёд, свободное исследование!

Игра по развитию слухового восприятия.
Кто-то из взрослых играет на любой музыкальной игрушке, а мы с Егором стоим на некотором расстоянии. Я помогаю Егору двигаться по направлению звука, но исполняю достаточно пассивную роль - только поддерживаю, а направление он должен выбрать сам. Дойдя до мамы (бабушки), Егор протягивает руку на звук берёт игрушку, и мы играем все вместе (под песенку). Лучше, чтобы игрушки были парные (две ложки, две палочки для барабана и т.д.)

Игра "найди руку, лицо".
На руку надевается браслет с бубенцами, на лицо - маска. Я подвожу Егора к маме (бабушке). Взрослый звенит бубенчиками, и Егор должен поймать его руку и снять браслет. Потом взрослый зовёт Егора, он протягивает руку на звук, стягивает маску и находит лицо мамы или бабушки.

мамаПоли - 24-2-07 в 00:11

А не используешь коробки, наполненные зёрнами/крупами? Туда тоже можно разные игрушки класть и предлагать искать. Это и стимуляция и для моторики неплохо. Этакий пальчиковый бассейн

Фрэнни - 24-2-07 в 00:18

Цитата:
Исходное сообщение от мамаПоли
А не используешь коробки, наполненные зёрнами/крупами? Туда тоже можно разные игрушки класть и предлагать искать. Это и стимуляция и для моторики неплохо. Этакий пальчиковый бассейн


Ага, использую:)
Раньше Егор это просто НЕНАВИДЕЛ, а теперь привык, даже нравится. Я разные "бассейны" делаю: крупы (от манки до фасоли), каштаны (только они у нас почти все высохли совсем:( ), пёрышки (для контраста), разнородные мелкие игрушечки.

Фрэнни - 24-2-07 в 00:23

Кстати, не посоветуешь упражений для развития зритеьного восприятия?

мамаПоли - 24-2-07 в 00:32

Цитата:
Исходное сообщение от Фрэнни
Кстати, не посоветуешь упражений для развития зрительного восприятия?

Попробую. Но такой нюанс: Полька вообще любит смотреть на яркое: лампу, солнце, свечку.
Я клала её на надутый круг на животик и водила перед лицом фонариком. вправо- влево, вверх-вниз. Это и для мышц полезно было - она поднимала-опускала голову, поворачивала на лучом налево-направо. Ещё следить за свечкой (ТУТ КОНТРОЛЬ НУЖЕН - ЧТОБЫ НЕ СХВАТИЛА/НЕ ОБОЖГЛАСЬ). Если не любит следить, можно попробовать в затемнённой комнате. Сперва медленно, небольшая амплитуда. Привлекать внимание к лучу речевыми комментариями. Можно использовать на фонарик тонкую цветную бумагу, или разноцветную ткань. тут можно будет поиграть и с названиями цветов.

Фрэнни - 24-2-07 в 00:38

Я пробую время от времени в ванной, выключив свет, водить перед Егором фонариком. Но такая проблема: он, наоборот, не хочет смотреть, закрывает глаза.
Надо свечку попробовать.

Фрэнни - 24-2-07 в 00:40

Да, ещё вопрос: Егору для укрепления мышц спины и др. хорошо бы лежать на животе. Но он не желает на валике лежать, переворачивается и сердится. На мяче большом катаю - ещё туда-сюда, валик - никак. Что делать?

мамаПоли - 24-2-07 в 01:01

Цитата:
Исходное сообщение от Фрэнни
Да, ещё вопрос: Егору для укрепления мышц спины и др. хорошо бы лежать на животе. Но он не желает на валике лежать, переворачивается и сердится. На мяче большом катаю - ещё туда-сюда, валик - никак. Что делать?

Моя тоже крайне не любила! Начинали совсем с маленьких промежутков времени. И я выкладывала её на нетуго надутый круг. Животом в серединку. Оттуда вывернуться сложнее было. Но нам так рекомендовал реабилитолог. Это от состояния мышц зависит, от тонуса. тут важно не навредить...

мамаПоли - 24-2-07 в 01:04

ну и "выплясывала" вокруг - чтобы увлечь хоть чем-то. Потешки, игры с пальчиками и т.д.

Marsha - 24-2-07 в 14:43

Цитата:
Исходное сообщение от Фрэнни
Цитата:
Исходное сообщение от мамаПоли
А не используешь коробки, наполненные зёрнами/крупами? Туда тоже можно разные игрушки класть и предлагать искать. Это и стимуляция и для моторики неплохо. Этакий пальчиковый бассейн


Ага, использую:)
Раньше Егор это просто НЕНАВИДЕЛ, а теперь привык, даже нравится. Я разные "бассейны" делаю: крупы (от манки до фасоли), каштаны (только они у нас почти все высохли совсем:( ), пёрышки (для контраста), разнородные мелкие игрушечки.

А ещё можно взять большую коробку (от телевизора, например, или ещё больше. Или бывший манеж;-)) и набросать туда мячиков, смятых в комок газет, мягких и твердых игрушек и т.д. А потом там барахтаться.

Marsha - 24-2-07 в 14:47

Цитата:
Исходное сообщение от Фрэнни
Кстати, не посоветуешь упражений для развития зритеьного восприятия?

А вы с ним пробовали рассматривать ёлочные электрогирлянды? Только лучше отключить мигание, особенно если ребёнок с приступами

Катя - 26-2-07 в 11:35

Для игр в воде.
Хорошо развивает освоение пространства рисование в ванной вокруг себя красками. Удобно использовать "пальчиковые краски", они легко смываются. Закрашивать максимально много поверхности-ванны-кафеля, играя с цветами.
Капать-лить на нос чуть-чуть воды, несколько раз. Пробовать ритмично Раз-Два. Вдох-Выдох.

Ola - 26-2-07 в 11:43

Цитата:
Исходное сообщение от Катя
... играя с цветами. ...

Катя, Егор ведь не видит, а как сделать ему доступными различение красок и игру с цветами?

мамаПоли - 26-2-07 в 11:49

Цитата:
Исходное сообщение от Ola
Цитата:
Исходное сообщение от Катя
... играя с цветами. ...

Катя, Егор ведь не видит, а как сделать ему доступными различение красок и игру с цветами?

Вроде бы Френни писала, что он плохо видит, а не совсем слеп? Значит всё же можно использовать яркие цвета.
У моей дочки атрофия зр. нервов . Остаточное зрение 15-20% и всё равно она цвета различает.

Marsha - 26-2-07 в 14:06

Цитата:
Исходное сообщение от Катя
Для игр в воде.
Хорошо развивает освоение пространства рисование в ванной вокруг себя красками. Удобно использовать "пальчиковые краски", они легко смываются. Закрашивать максимально много поверхности-ванны-кафеля, играя с цветами.
Капать-лить на нос чуть-чуть воды, несколько раз. Пробовать ритмично Раз-Два. Вдох-Выдох.

А можно, кстати, и его покрасить - тогда ещё и ощущения добавятся. От пальчиковых красок и медовой гуаши коже плохо не будет:no:

Катя - 14-3-07 в 14:00

Краски сами по себе - новое впечатление. Они и на ощупь разные, пальчиковые, краски для воды или гуашь. Хорошо и глиной раскрашивать-размазывать по себе. Глина, когда подсыхает, немного стягивает кожу. На каких-то частях тела это полезно, но может ребенку не понравиться. Аккуратно. И не сразу всего ребенка раскрашивать.

игра "Прожорливые фрукты"

мамаПоли - 9-4-07 в 18:58

Игра “Прожорливые фрукты”

Мария_Дименштейн - 10-4-07 в 00:00

Не скачивается! Сообщает об ошибке и предлагает пробовать снова...

Ola - 10-4-07 в 12:59

а у меня без проблем получилось воспользоваться левой кнопочкой "Open", это же вордовский файл: он открылся, я дождалась, пока выкройка загрузится (3я стр.) и сделала "Сохранить как" к себе на компьютер :-)

Мария_Дименштейн - 10-4-07 в 14:18

Наконец скачался!
Игра симпатичная, и ее можно видоизменять в зависимости от сложностей ребенка. И "ворота" можно сделать побольше, и брать совсем легкие материалы (пух, перышки), и можно еще сделать желобок, по которому помпон (комок ваты, комок пуха и т.д.) будет катиться - тогда ребенку будет понятней, что происходит, будет видно направление. Еще можно взять легкий звенящий шарик (такой несложно сделать их овечьей шерсти или пуха, вложив внутрь маленький бубенчик), тогда ребенок буде реагировать и на звук.
В общем, есть свобода для творчества:-)

Мария_Фокина - 29-4-07 в 14:11

А еще очень хорошо поиграть с тестом.Можно вместе с ребенком приготовить, например, печенье. Сначала изучить все составляющие по-отдельности, потрогать сахар, муку, орешки, изюм и т.д. (и все можно пробовать на вкус!), потом сделать тесто и от души его помесить. Можно использовать разные формочки. Важно, чтобы вы ВСЕ делали ВМЕСТЕ, насколько это возможно, от самого начала до конца. А в конце самое приятное - угощать всех домашних!

Эвелина - 17-7-07 в 12:08

Посоветуйте, пожалуйста, литературу или специалистов, или места - о/которые/где занимаются сенсорными нарушениями - то, что американцы называют Sensory Processing Disorder. Или просто что-нибудь посоветуйте.

Само по себе зрение у ребенка, похоже, нормальное, но мозг, как я понимаю, плохо обрабатывает информацию, поэтому ребенок "не замечает" быстро едущей машины, летящего мяча, не терпит телевизор, мультики. Даже картинки с трудом переваривает - хотя это, возможно и из другой оперы.

Слух - проверяли - норма, но частенько негативно реагирует на разные звуки, особенно, когда в семье говорят между собой, но не с ним, зато музыка целыми днями у него включена на полную катушку.

Пробую водить у него перед глазами печенюшкой, прежде чем дать, но, похоже, этого маловато.

Подсолнух - 18-7-07 в 10:22

Прежде чем водить печенюшкой,сначала постарайтесь,чтобы ребенок увидел печенюшку неподвижную,сосредоточил на ней взгляд,а уж потом начинайте водить. Опять же водить -нужно найти расстояние от глаз,на котором он видит предмет их три-ближнее(у глаз),среднее(расстояние как до локтя)и дальнее(на расстоянии вытянутой руки ребенка).Водить нужно строго по направлениям верх-низ,право-лево,диагональные направления, упр.заканчивается попыткой вызвать конвергенцию (сведение обоих глаз к переносице) тоже на трех расстояниях,начиная с дальнего просто медленно придвигая предмет к переносице ребенка,при условии,что он его "держит"глазами.
То,что он не видет дальние движущие предметы это и отсутствие переферического зраения и не соединение сенсорной информации по каналам,т.е. можно не видеть едущую далеко машину,но слышать и оглянуться на звук,можно наоборот,еще не слыша звука,увидеть движущуюся точку.
Такие занятия прводят нейропсихологи.

Эвелина - 18-7-07 в 11:28

И где этого нейропсихолога взять :-) ? Где они принимают или тусуются? Подскажите, пожалуйста.

Мы, вообще-то, из Подмосковья, к нам специалисты не очень любят забираться - в такую глушь. Может, книжки какие есть? Меня устроят даже на английском, даже из Амазона, только чтобы там были нужные упражнения. А если что-нибудь электронное - это вообще была бы мечта.

Подсолнух - 19-7-07 в 00:01

http://www.children-special-needs.org/vision_therapy/what_is_vision_therapy.html

Рекомендации Бортфельд С.А.
II. При функциональных нарушениях глазодвигательной функции и ограничении полей зрения предлагаются следующие упражнения:
а) Упражнения с прослеживанием взором за перемещающимся предметом на уровне глаз выше и ниже. Голова остается неподвижной.
б) Предмет неподвижен, расположен в центре. Необходимо сохранить фиксацию взора на предмете при различных изменениях положения головы: вверх, вниз, в стороны.
в) Комбинации этих упражнений с быстрым перемещением предмета в противоположном направлении, с замедленным передвижением по окружности, с внезапными остановками и т. д.
г) Упражнения на тренировку зрительного контроля за ручными действиями с перестановкой предметов вверх, вниз, с перекладыванием их на разное расстояние, которое должно определяться при помощи глазомера.
д) Упражнения на тренировку полей зрения с определением больным показываемых ему предметов при постепенном удалении их от центральной точки, на которую смотрит больной. В процессе упражнения предметы
могут быть заменены неожиданно для больного, что
поможет контролировать правильность ответа на вопрос, видит ли он предмет и какой. Перемещаемые в разных направлениях предметы вначале показываются с одной стороны, другой глаз закрыт, а затем с двух сторон при открытых глазах. В начале даются предметы белого цвета, а затем даются цветные.


А нейропсихологи обычно тусуются в детских развивающих центрах,поликлиниках,школах.


Эвелина - 19-7-07 в 07:14

Спасибо!

Может, кто-нибудь подскажет конкретных специалистов - для аутичного ребенка? А то вот у tatousya с нейропсихологом ее сына не сложилось

http://www.osoboedetstvo.ru/x/viewthread.php?tid=49

хотя, как я поняла, с точки зрения нейро- там было всё ок, а вот с точки зрения психо- ...

Анна-Мария - 5-2-08 в 16:07

Подскажите, нужно ли настаивать, если ребенок в какие-то сенсорные игры играть не хочет, или ждать, пока дозреет? У нас не идет то, что с водой, а надо бы, ах, как надо:weep:

Мария_Дименштейн - 8-2-08 в 21:14

Цитата:
Исходное сообщение от Анна-Мария
Подскажите, нужно ли настаивать, если ребенок в какие-то сенсорные игры играть не хочет, или ждать, пока дозреет? У нас не идет то, что с водой, а надо бы, ах, как надо:weep:

Неужели никогда не дождусь, чтобы кто-нибудь еще писал-отвечал :shuffle: ? Это так, крик в воздух...

А про настаивать ли - конечно, не надо, игра - это свобода, которая заключается в том, чтобы начать играть, когда захотелось, и перестать - так же. Нельзя заставить играть - это будет уже не игра, а обязаловка, можно только время от времени пробовать, предлагать в разных формах, нащупывать какие-то заходы, которые могут заинтересовать, и в какой-то момент ребенок вдруг захочет поиграть в то, что вы предложили. Можно договориться с другими членами семьи и играть при Ане, заражая ее своими эмоциями, а если брызги случайно попадут на нее - смотрите на ее реакцию, может, постепенно она перестанет расстраиваться, и начнет вместе с вами получать удовольствие. Игра - это радость, даже если ребенок при этом вполне серьезен. Мы, конечно, можем хотеть, чтобы ребенок во что-то играл, но для того, чтобы это случилось, мы можем только создавать условия и надеяться, что "попадем", а если не получается - искать дальше, тут большой простор для творчества :))
У кого какие сенсорные игры "не шли", а потом вдруг "пошли", и как вам это удалось? Поделитесь!

Галина - 8-2-08 в 21:51

Цитата:
Исходное сообщение от Анна-Мария
Подскажите, нужно ли настаивать, если ребенок в какие-то сенсорные игры играть не хочет, или ждать, пока дозреет? У нас не идет то, что с водой, а надо бы, ах, как надо:weep:


У нас с сенсорными играми было и есть почти все в порядке - сам просит, но вот лет 5 тому назад вода вызывала жуткий ужас. Я тогда пробовала много вариантов и подкрашивала воду и покупала водоплавающие игрушки - боялся еще больше. Поэтому начали с самых азов: с капельки на ладошку с прибаутками и шутками. Сначала относился к этому очень настороженно, потом понравилось, стал смеяться.
А сейчас парня из ванны и из бассейна выгоняем силком после долгих препирательств... Но водичку на лицо до сих пор "терпит".

Галина - 17-2-08 в 13:05

Мне показалось, что информация по сенсорике интересная, но если уважаемые модераторы посчитают ссылки неуместными, удалите, пожалуйста:
Sensory Processing Disordres
Речь о том, что проблемы модуляции ( излишняя чувствительность,пониженная чувствительность, сенсорный поиск итд) есть не только в тактильной системе. Речь о проблемах сенсорной регуляции во всех сенсорных системах организма.

-Тактильной
-Вестибулярной
-Проприоцептивной( сильные прикосновения)
-Аудиторной
-Визуальной
-Вкус и запах
-Оральной ( область рта)

Во всех этих сенсорных системах происходит регуляция стимулов,приходящих из окружающей среды или из тела. Если регуляция нарушена, неугрожающие жизни,простые стимулы могут восприниматься организмом, как резко неприятные, угрожающие,болезненные . Это при повышенной чувствительности. При пониженной чувствительности- уровень реакции снижен, ребенок пассивен, реагирует на окружающее вяло и замедленно и,как правило, имеется отставание в развитии.

SPD - продолжение Итак, что есть сенсорный профиль?

Совокупность симптомов, указывающих на расстройство в системе сенсорной регуляции ( речь о различных системах в мозговом стволе, лимбической системе итд).

Прфилей всего пять. Первый и самый распространенный - сверх-реагентность, over-responsiveness , תגובתיות יתר
О нем я подробнее писала в прошом посте.
Кроме реакций как то - избегание угрожащей стимуляции и тяжелая реакция на нее , этот профиль имеет еще особенности.

В принципе ,задетая система не выносит большой нагрузки. Что происходит ,если нагрузка все же огромна? Например, ребенок с сверх-реагентностью в аудиторной системе пришел на свадьбу,где шумно, громкая музыка итд?

Аудиторная система перегружена. Что может случиться?

1. Взрыв гнева, истерика, приступ громкого плача. В результате плача эндорфины в крови поднимутся и это приводит к некоторому успокоению.

И далее:Сенсорный поиск
Пониженная реагентность - under-responsivity
Уровень активации
Диагностика
Терапия
О проприоцептивной системе
Проприо - продолжение
Проявления

Анна-Мария - 1-4-08 в 19:39

По поводу игр с фасолью, рисом и т.п. - неизбежно ли, что продукт потом рассыпан по всей кухне, или я просто что-то неправильно делаю?

Оля - 1-4-08 в 20:52

Цитата:
Исходное сообщение от Анна-Мария
По поводу игр с фасолью, рисом и т.п. - неизбежно ли, что продукт потом рассыпан по всей кухне, или я просто что-то неправильно делаю?

:)) Конечно, неправильно - надо все по окончанию игр подметать! :)

Анна-Мария - 1-4-08 в 22:44

Ммм... так оно же не потом, а в процессе игры почти все на пол переходит:shuffle:

Оля - 2-4-08 в 14:28

Цитата:
Исходное сообщение от Анна-Мария
Ммм... так оно же не потом, а в процессе игры почти все на пол переходит:shuffle:

У нас тоже. И еще в рукава и за шиворот, и немножко в рот. Может, бывают такие супераккуратные дети, которые перекладывают из одной мисочки в другую и ничего никуда не просыпают, но по-моему, это редкость ;)

katerina - 7-10-08 в 20:19

один раз я поиграла с ребенком зерном - потом долго и нудно выметала его. на следующий раз эту игру мы переместили в ванную. сухую и чистую ванную можно закрыть пробкой и играть. потом и зерно остается чистое и пригодное для повторного использования, и маме легче.;-) от занятий таких польза очень большая, мой гномик уже начинает брать мелкие предметы двумя пальчиками.:jump: