Форумы сайта Особое детство

про почерк

Галина - 12-4-08 в 15:07

Уважаемые специалисты и опытные мамы!
У моего сына сейчас стадия изучения-написания прописных букв. Работает с удовольствием, но хотелось бы ему облегчить задачу. Не могу никак объяснить ему как правильно, т.е не судорожно держать ручку, а свободно.
И еще, очень сильный нажим ручкой на лист, "канавка" от буковок пропечатывается аж на нескольких последующих листах.
Очень устает от этого, а поскольку самокритичность у него повышена (чем удивляет нашу учительницу - аутист и самокритика), то неправильно написанное будет исправлять до дырки в тетради. А потом расстраивается...:shuffle:

Эвелина - 12-4-08 в 19:50

Сначала надо научить держать ручку - просто держать, при этом ничего ею не писать. Ну и практика, практика, практика - когда навык в совершестве усвоен, судорожность обычно исчезает.

Недаром существует графология - почерк отражает особенности характера. Чтобы убрать нажим, можно попробовать купить легкопишущую ручку - какую-нибудь гелевую, а еще лучше- из которой потоком льются чернила.

Ola - 12-4-08 в 20:07

По-моему ещё бывают очень удобные ручки, где место держания более толстое, не скользкое, и там углубления для пальцев. Форма ручки помогает правильно расположить пальцы и кисть и это помогает снять напряжённость мышц.
Мне кажется, если практика происходит при судорожном зажатии мышц, даже если Вы сами будете следить за пальцами ребёнка и их всё время "правильно" ставить, - она не приведёт к улучшению.

Галина - 12-4-08 в 20:10

Да вроде ручку он умеет держать (когда не пишет:-)), видимо практики недостаточно... А ручек уже куплено и гелевых и шариковых - множество.
В момент писания ручка съезжает на какой-то немыслимый угол, что начинает царапать лист бумаги и не пишет. Вот в этот момент и сила нажима увеличивается, аж пальчики белеют...

Галина - 12-4-08 в 20:13

Цитата:
Исходное сообщение от Ola
По-моему ещё бывают очень удобные ручки, где место держания более толстое, не скользкое, и там углубления для пальцев. Форма ручки помогает правильно расположить пальцы и кисть и это помогает снять напряжённость мышц.
Мне кажется, если практика происходит при судорожном зажатии мышц, даже если Вы сами будете следить за пальцами ребёнка и их всё время "правильно" ставить, - она не приведёт к улучшению.


Вот-вот, что-то я слышала о "специальных" ручках, но никогда их не видела. Поспрашивать надо бы в канцтоварах.

Эвелина - 13-4-08 в 07:03

В ELC (МЕГА, Теплый стан, возможо, еще где-то имеются эти магазины) продатся насадки на карандаши, но вполне подходят и на ручки - треугольного профиля. У меня еще куплены, если не ошибаюсь, Y(U?)oren pen, но сейчас там, где я их покупала, их нет, но они вообще по-страшному выглядят. Есть ручки просто с резиновым захватом, они встречаются часто - это как в зубных щетках.

Галина - 13-4-08 в 07:16

Ага, спасибо, Эвелина!
Я еще вот что нарыла в интернете: Специальная насадка Карпычева
Похоже отличная штука, только вот где в Москве можно купить...
Про тоже самое но с адресом изобретателя:

Цитата:

Вниманию специалистов по реабилитации и обучению детей

Изобретён и запатентован ряд эргономичных обучающих детских изделий, которые выполнены в виде игрушек. Они обучают ребёнка, играя, и защищают руку от перенапряжения, предотвращая возникновение «туннельного синдрома». Эти устройства также будут полезны людям с ДЦП и ограничениями в кисти.

1. Устройство для обучения детей правильно держать ручку. Представляет собой насадку на ручку и выполнено в форме игрушечной рыбки. Оно устроено таким образом, что ребёнок может взять её только в одном, правильном положении. Используя это устройство, ребёнок играет, одновременно приобретая навыки правильной постановки руки при письме.
2. Устройство для обучения пользования ложкой. Представлено в виде игрушки-медвежонка.
3. Устройство для обучения пользования китайскими палочками. Представлено в виде игрушечной змейки.
4. Компьютерный браслет для работы на клавиатуре и с мышью.

Изделия защищены патентами. Тестирование показало, что эти устройства действительно помогают ребёнку выработать правильные навыки за 1-2 недели. Министерство Образования Украины выдало свидетельство о том, что изделия отвечают необходимым нормам и рекомендованы для использования в образовательном процессе.

Организовано опытное производство по выпуску этих изделий. Изделия пользуются спросом в Украине и дальнем зарубежье.
Контакт:
Карпычев Владимир
Украина, 69095 , г. Запорожье, ул. Гоголя 149, корп. 3, кв. 10
Тел.: 38-(0612)-62-38-87
E – mail: zeke@zp.com.ua


И еще: Ручки Grip-tec, YoroPen и Angular Pen

Пришёл комментарий "про почерк" от Л.М.Зельдина

Ольга - 13-4-08 в 15:28

Цитата:
Исходное сообщение от Галина
Уважаемые специалисты и опытные мамы!
У моего сына сейчас стадия изучения-написания прописных букв.

Возраст?
Цитата:
Работает с удовольствием, но хотелось бы ему облегчить задачу. Не могу никак объяснить ему как правильно, т.е не судорожно держать ручку, а свободно.

Это нельзя объяснить, но можно научить.
Цитата:
И еще, очень сильный нажим ручкой на лист, "канавка" от буковок пропечатывается аж на нескольких последующих листах. Очень устает от этого,

Всё это к сожалению обычное дело. Предопределено методиками обучения.
Цитата:
а поскольку самокритичность у него повышена (чем удивляет нашу учительницу - аутист и самокритика), то неправильно написанное будет исправлять до дырки в тетради. А потом расстраивается...:shuffle:

Обучение письму в школе устроено так, что от ребёнка требуют делать то, что он не умеет, более того, ставят перед ним зачастую вообще невыполнимые задачи. Не справляется не только Ваш, но и абсолютное большинство детей во всех школах. Зайдите в любой класс и вы увидите побелевшие от напряжения пальцы, свёрнутые набекрень головы, скукоженые спины...
Почему, зачем, и как школы дошли до жизни такой, долго рассказывать.

Могу здесь только показать Вам возможные направления работы, чтобы попытаться скомпенсировать патогенное давление программы обучения.

1. Надо заниматься композицией. Можно начинать, скажем, с сервировки стола, аппликаций, рисования красками простейших орнаментов, ковриков и т.д., постепенно уходя от предметности в сторону графики.

2. Надо овладевать техниками штрихования. Назовём так любые быстро производимые, повторяющиеся, намеренно управляемые графические действия, ведущие к получению некоторого результата.

3. Дальше: чередуем штрихи -- получаем письмо.

4. Происходит это через срисовывание сначала простых, а затем всё более сложных орнаментальных рисунков (арабески называются) с выходом на их линейность, что поначалу совершенно не обязательно.

Убираются все требования к точности, запрещается слежение за "кончиком пера", которое бывает очень нелегко сбить, разваливается стереотип захвата ручки за счёт использования множества разнообразных захватов, любых, какие придумаете, и навязывания обязательного высокого темпа графических действий. Давление убирается обычно на штриховании мягкими карандашами. Учтите, что цветных достаточно мягких для детской руки практически не продают. Детская рука раз в пять слабее Вашей, карандаши должны быть совсем мягкие, настолько, что на них надо не давить а скорее придерживать, если нужен не очень яркий след.
Нормально занятия должны проходить в режиме подражания на большом листе, очень желательно на пюпитре, градусов под 45. Это самый лёгкий способ восстановления нормальной осанки при письме. После её закрепления можно постепенно уходить на горизонтальную поверхность. Бывает, что начинать занятия приходится вообще на вертикальной поверхности.

С сожалением должен сообщить, что надежды на различного рода приспособления совершенно не оправданы. Так же как, впрочем, и на "обрезиненность". Производители последних забывают известить доверчивого покупателя, что влажная резина имеет один из самых низких коэффициентов трения, так что в момент схватывания пальцы действительно вроде не скользят, но через пару минут картина совсем другая.

Просто смочите такую "продвинутую" ручку водой и попробуйте. У детей руки потеют сильно.

По поводу различного рода приспособлений.
Из физиологии кисти известно, что единственное правильное положение кисти -- отсутствие фиксированного положения. Кисть должна двигаться, иначе гарантируются неприятности. Захват индивидуален, у всех людей руки разные, поэтому не может быть всеобщего "правильного".

Тема была подробнейшим образом рассмотрена ещё в 19 веке, выводы:

- только цилиндрические ручки маленького диаметра. (Смотрел тогдашние каталоги, выпускалось безумное количество всяких, но все профи говорили одно).
- с высоким коэффициентом трения. Крайне сложно это сегодня обеспечить (лучше всего голое дерево, но таких купить нельзя, можно просто ободрать карандаши, а те что якобы голые, -- вощеные, -- едут в пальцах отлично.) Отлично сцепляются с кожей многие лаки, которыми ручки и покрывали в стародавние времена.
- важнее всего правильный, небольшой угол наклона ручки по отношению к бумаге. Никакие шариковые ручки его не позволяют держать, чем гарантируют скованность.

В конечном счете проблемы "не в ручках, а в головах", в методиках обучения.

Через некоторое время, надеюсь, доберусь до этой темы. Есть много сырых материалов, которые надо "довести до ума". По мере доводки и будем выкладывать.

Галина - 13-4-08 в 15:48

Ольга! как же я Вам благодарна!
Цитата:
Исходное сообщение от Ольга
Пришёл комментарий "про почерк" от Л.М.Зельдина, помещаем его сюда.

Возраст?

9 лет.

Цитата:

1. Надо заниматься композицией. Можно начинать, скажем, с сервировки стола, аппликаций, рисования красками простейших орнаментов, ковриков и т.д., постепенно уходя от предметности в сторону графики.

2. Надо овладевать техниками штрихования. Назовем так любые быстро производимые, повторяющиеся, намеренно управляемые графические действия, ведущие к получению некоторого результата.

3. Дальше: чередуем штрихи -- получаем письмо.

4. Происходит это через срисовывание сначала простых, а затем все более сложных орнаментальных рисунков (арабески называются) с выходом на их линейность, что поначалу совершенно не обязательно.

Да, в свободное время (в качестве д/з) занимается штриховкой. Качество, конечно, оставляет желать...

Цитата:
Учтите, что цветных достаточно мягких для детской руки практически не продают. Детская рука раз в пять слабее Вашей, карандаши должны быть совсем мягкие, настолько, что на них надо не давить а скорее придерживать, если нужен не очень яркий след.

Мы остановились на акварельных карандашах, как самых мягких (импортные лучше - не рассыпаются)

Цитата:
Нормально занятия должны проходить в режиме подражания на большом листе, очень желательно на пюпитре, градусов под 45. Это самый легкий способ восстановления нормальной осанки при письме. После ее закрепления можно постепенно уходить на горизонтальную поверхность. Бывает, что начинать занятия приходится вообще на вертикальной поверхности.

К сожалению, его стол горизонтальный, самый простой... Стоит подумать о парте-трансформере?:shuffle: Но цена...

Цитата:
С сожалением должен сообщить, что надежды на различного рода приспособления совершенно не оправданы. Так же как впрочем и на "обрезиненность". Производители последних забывают известить доверчивого покупателя, что влажная резина имеет один из самых низких коэффициентов трения, так что в момент схватывания пальцы действительно вроде не скользят, но через пару минут картина совсем другая.

Просто смочите такую "продвинутую" ручку водой и попробуйте. У детей руки потеют сильно.

По поводу различного рода приспособлений.
Из физиологии кисти известно, что единственное правильное положение кисти -- отсутствие фиксированного положения. Кисть должна двигаться, иначе гарантируются неприятности. Захват индивидуален, у всех людей руки разные, поэтому не может быть всеобщего "правильного".

Спасибо за пояснение!

Цитата:
Тема была подробнейшим образом рассмотрена еще в 19 веке, выводы:

- только цилиндрические ручки маленького диаметра. (Смотрел тогдашние каталоги, выпускалось безумное количество всяких, но все профи говорили одно).
- с высоким коэффициентом трения. Крайне сложно сегодня обеспечить (лучше всего голое дерево, но таких купить нельзя, можно просто ободрать карандаши, те что якобы голые, -- вощеные, -- едут в пальцах отлично.) Отлично сцепляются с кожей многие лаки, которыми ручки и покрывали в стародавние времена.
- важнее всего правильный, небольшой угол ручки по отношению к бумаге. Никакие шариковые ручки его не позволяют держать, чем гарантируют скованность.

Т.е. лучше всего начинать писать с перьевой ручки?


Цитата:
Через некоторое время, надеюсь, доберусь до этой темы. Есть много сырых материалов, которые надо "довести до ума". По мере доводки и будем выкладывать.

С огромным интересом будем ждать! Спасибо!

Ольга - 13-4-08 в 15:54

Цитата:
Исходное сообщение от Ольга
Пришёл комментарий "про почерк" от Л.М.Зельдина, ...

- только цилиндрические ручки маленького диаметра. ...

Леонид Михайлович, а в описанном в статье Зельдин Л. М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - Вып. 2. - С. 67-100. случае Вы использовали мелок - он ведь совсем не маленького диаметра. Или подходящая форма "приспособления" очень зависит от конкретного ребёнка и его конкретных проблем с письмом? Вообще, не стоит ли мне дать здесь ссылку на ту статью или она совсем не по теме?

Ольга - 13-4-08 в 15:57

Цитата:
Исходное сообщение от Галина
... С огромным интересом будем ждать! Спасибо!

Галина, очень рада, что комментарий Л.М.Зельдина Вас заинтересовал. Надеюсь, в ближайшие дни появятся следующие его отклики.

Ola - 14-4-08 в 00:01

Цитата:
Пришёл комментарий "про почерк" от Л.М.Зельдина ...
Цитата:
...
- только цилиндрические ручки маленького диаметра. ...

Надо же, а я думала, что толстые лучше, в смысле, полезнее и удобнее держать :-( Оказывается, совсем наоборот...

Помещаем следующий отклик Л.М.Зельдина:

Ольга - 14-4-08 в 01:01

Цитата:
Исходное сообщение от Галина
... Да, в свободное время (в качестве д/з) занимается штриховкой. Качество, конечно, оставляет желать...

Имеются в виду вовсе не детские раскраски с использованием одного единственного естественным образом получающегося штриха, а, например, рисование колючек у кактуса или черепицы на крыше дома.
Цитата:
Мы остановились на акварельных карандашах, как самых мягких (импортные лучше - не рассыпаются)

Боюсь сказать насколько хороши. Критерий простой -- яркий след должен получаться без всякого нажима, а для получения бледного следа руку надо "взвешивать".
Цитата:
К сожалению, его стол горизонтальный, самый простой... Стоит подумать о парте-трансформере?:shuffle: Но цена...

Обычно хватает очень простеньких самодельных конструкций.
Цитата:
Т.е. лучше всего начинать писать с перьевой ручки?

В идеале да, но при условии мягкого, легко отзывающегося на нажим пера, которое этот нажим визуализирует. С сожалением должен заметить, что с появлением в школе карандашей, естественно для детей очень твердых, лет сто назад, возникли проблемы при переходе к перьям, которые, немного помучившись, решили очень просто: детям
выдали ручки на нажим неотзывающиеся под предлогом более высокой скорости безнажимного письма. Так что сейчас купить ручку с мягким пером очень не просто, если вообще возможно. Более того, в современных ручках перья как правило из сырого, некаленого железа, так что попытки их подточить ни к чему не приводят. Хотя с некоторыми ручками мне это в свое время удавалось. Просто собрал по знакомым у кого чего валялось. Старые "школьные" перья ни на что не годятся. Незачем мучить ребенка чернильницей, при том, что перья эти отвратительного качества, царапают бумагу, брызгаются и очень жесткие. Для приведения их к приличному виду нужно стачивать их примерно вдвое и кончик подтачивать. Все это вовсе не просто, сам делал, знаю.

Галина - 14-4-08 в 08:46

Цитата:
Исходное сообщение от Ольга
Помещаем следующий отклик Л.М.Зельдина:
Имеются в виду вовсе не детские раскраски с использованием одного единственного естественным образом получающегося штриха, а, например, рисование колючек у кактуса или черепицы на крыше дома.

Понятно, а я и в самом деле имела в виду раскраски...

Леонид Михайлович, поза при письме тоже видимо не последнюю роль играет? При письме усаживаю его прямо, левая рука -придерживает тетрадь, а правая с ручкой, готова писать. Вроде бы, "отправная" точка верная, но уже при письме поза быстро меняется - спинка скрючивается, ребенок сильно наклоняется, расстояние от глаз до тетрадки становится около 10 см - так и близорукость заработать можно... Что же я неправильно делаю? Или это дело времени и упорных тренировок?

Обычно мы не задумываемся, когда пишем - кисть автоматически ведет ручку. В случае моего Тимы, кисть как-бы второстепенная, напрягается предплечье, плечи и шея становятся каменными, спина изгибается...:oh: Кисть при письме постоянно приподнимается вместе с локтем, стараюсь легонечко прижать локоть к столу, но помогает ненадолго.
Раньше он очень не любил рисовать карандашами - рука быстро уставала, предпочитал рисовать кисточкой на весу.

Дополнение про штрихование - Л.М.Зельдин вдогонку

Ольга - 14-4-08 в 10:58

Галина, вот ещё немного к предыдущему.
Про штрихование хотелось бы пояснить: письмо состоит из набора штрихов. Освоение использования различных по форме штрихов, управление их размером, расположением и чередованием и есть нормальная предписьменная подготовка, без которой нынешние программы старательно пытаются обойтись. Письмо -- это в первую очередь рисование, а уже в рамках рисования вообще -- рисование символов. Нормальное движение идет именно через рисование вплоть до перерисовывания чужого текста.
"Настоящее" письмо состоит из множества очень разных деятельностей, которые необходимо осваивать по отдельности. Очень не легко дающаяся детям "рисовальная" часть письма должна быть доведена до некоторого минимально достаточного уровня -- навыка срисовывания слов. Но перед тем, как ставить ребенка перед такой задачей, многое надо сделать.
Есть общее правило оценки качества методики для начальной школы: у ребенка должно получаться, то, что от него требуют. Сразу. Тогда все идет легко, быстро и с удовольствием.

Следующие комментарии Л.М.Зельдина

Ольга - 14-4-08 в 16:19

Цитата:
Исходное сообщение от Галина
Леонид Михайлович, поза при письме тоже видимо не последнюю роль играет? При письме усаживаю его прямо, левая рука -придерживает тетрадь, а правая с ручкой, готова писать. Вроде бы, "отправная" точка верная, но уже при письме поза быстро меняется - спинка скрючивается, ребенок сильно наклоняется, расстояние от глаз до тетрадки становится около 10 см - так и близорукость заработать можно... Что же я неправильно делаю? Или это дело времени и упорных тренировок?

Это значит, что задание перегрузочное. Тренировки ничего не меняют, а только закрепляют "достигнутое".
Надо подобрать задачи, с которыми ребенок справляется без напряжения.
Цитата:
Обычно мы не задумываемся, когда пишем - кисть автоматически ведет ручку.

Да, потому что есть все необходимые навыки.
Цитата:
В случае моего Тимы, кисть как-бы второстепенная, напрягается предплечье, плечи и шея становятся каменными, спина изгибается...:oh:

Нужно двигаться от простых размещений предметов на столе. Обычно предлагаю сервировку стола, хотя можно и яблоки красиво на тарелке уложить по образцу, главное -- достаточность имеющихся навыков для выполнения задания. Если такое задание скованности не вызывает, то можно постепенно двигаться в сторону графики.
Цитата:
Кисть при письме постоянно приподнимается вместе с локтем, стараюсь легонечко прижать локоть к столу, но помогает ненадолго.
Раньше он очень не любил рисовать карандашами - рука быстро уставала, предпочитал рисовать кисточкой на весу.

Вопрос -- есть ли вообще навыки внутрикистевых координаций. Если их не хватает, то плечо неизбежно вовлекается. Может помочь перебирание крупы, несколько подзабытое сейчас занятие. Помните? Насыпаешь немножко, распределяешь и выводишь "неправильные" крупинки одним пальцем. Может работать и другая ситуация -- рисование или письмо продавливанием стилом тонкого слоя пластилина или воска. Наличие отчетливого бокового сопротивления движению помогает организовать координацию.

Самое главное -- уйти от ригидного движения.

Классика жанра -- аппликация мелкими предметами, обычно фасолью или горохом. Графический аналог -- рисование множеством накладывающихся штрихов.
Вспомните, как вы рисуете, если не уверены в правильности действий: вначале множество постоянно уточняющихся штрихов, а потом, когда форма движения определилась, можно и одним движением линию провести.

Практика аппликации позволяет убедится в том, что образ буквы надежен. От нее перейти к рисованию штрихами не сложно, а дальше тоже понятно: берешь мягкий цветной карандаш и поверх только что нарисованной мелкими штрихами рисуешь в одно движение.
Поначалу буквы должны быть большие, сантиметров 5. Потом уменьшить несложно, если конечно ребенок не жестко стереотипный. Если такая проблема есть, то нельзя позволять фиксироваться непродуктивным навыкам, значит, сразу надо рисовать буквы и очень большие, и маленькие.

Про мелок - ответ Л.М.Зельдина

Ольга - 14-4-08 в 16:49

Цитата:
Исходное сообщение от Ольга
Леонид Михайлович, а в описанном в статье Зельдин Л. М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - Вып. 2. - С. 67-100. случае Вы использовали мелок - он ведь совсем не маленького диаметра. Или подходящая форма "приспособления" очень зависит от конкретного ребёнка и его конкретных проблем с письмом? Вообще, не стоит ли мне дать здесь ссылку на ту статью или она совсем не по теме?

Использование неудобных для письма и рисования, требующих освоения, разнообразных предметов позволяет развить кисть, сбить стереотипный захват. Потому что как ни бери -- держать его не удобно, а при этом его всё время приходится перекладывать в руке, потому что иначе быстро растет толщина штриха (мелок быстро стирается). Соответственно, приходится развивать захват. В статье про это было написано.
Мелок использовался для подготовки к письму, а писать, конечно, надо ручкой, когда рука готова и техника освоена. Опыт показывает, что оптимальная толщина предмета, используемого для подготовки к письму, практически не зависит от конкретной ситуации ребенка.

Непосредственно по проблеме Галины, к сожалению, готовых материалов нет, но кое-что интересное содержится в упомянутой статье Зельдин Л. М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - Вып. 2. - С. 67-100. Там обсуждается совсем другая проблематика, но, может быть что-то полезное из нее и удастся извлечь. Хотя бы впечатление, что предмет не простой, есть чем заняться и о чем подумать. Можно считать это текстом для разминки разумной изобретательности :-)

Присоединяем текст статьи к этому сообщению, она есть также в электронной библиотеке «Особый ребенок».

Вложение: ZELDIN01.PDF (273kB)
Этот файл был скачан 1295 раз


Галина - 14-4-08 в 17:54

Большое спасибо! :-)
Я обязательно распечатаю тему и статью и передам экземпляр нашему педагогу. Нам очень повезло с ней - человек ищущий, очень добрый и тактичный.

oksanka - 7-11-09 в 14:10

у нас в школе требуют писать шариковой ручкой (школа общеобразовательная)
насколько я знаю, единый орфографический режим отменили, да и не было там ничего про обязанность ученика писать шариковой ручки - только учителю при заполнении журнала...
есть ли вообще какие-то методические рекомендации по обучению письму не шариком, а пером или гелем? и если да, то где скачать?

Юдит - 10-10-11 в 08:05

Добрый день!!!
Я опишу те моменты, которые мне помогли выработать нормальный почерк.
О себе: у меня ДЦП (мозжечковая форма + монопарез правой руки).
Я училась в сильном классе с физико-математическом уклоном+занималась английским языком и в шахматной школе (к окончанию школы я имела I разряд и выступала на соревнованиях).
Несмотря на парез кисти, родители научили меня рисовать правой рукой до школы.
До 5-6 класса я писала неважно. Из-за этой "небрежности" часто снижали оценки, особенно по русскому языку. Начиняя с седьмого класса, я начала думать, что делать.
Теперь к моей практике. Известно, что простые карандаши различаются по твердости. Я брала мягкие карандаши. С разным нажимом я рисовала: палочки, кружки, обводила клетки. На первых порах я обращала внимание не качество линий, а на градацию нажима, вырабатывая "сенсорный" опыт. Этот этап длился около 2 месяцев, постепенно увеличивая количество градаций нажима. Потом я стала обращать внимание на качество линий. Где-то за полгода мой почерк стал намного лучше.
Я повторяю это не была чей-то методикой, а чисто мой, м.б. интуитивный, опыт