Проекты нормативных актов. Аналитика

Проектом Минтруда РФ предлагается Примерный перечень с традиционной структурой по видам (и формам) социальных услуг.

Потенциальный получатель социальных услуг по-прежнему не может определить из такого Перечня, на что он мог бы рассчитывать, что мог бы получить в его конкретной ситуации, чего он может попросить. Чиновник же ориентируется лишь на имеющуюся в регионе инфраструктуру.

Добавим, что необходимые услуги в такой ситуации даже не будут востребованы, поскольку граждане не понимают, что право на такую помощь у них есть. И регион не получит объективной информации о потребностях в той или иной помощи, что необходимо для развития инфраструктуры. Минтруд своим проектом закрепляет такую ситуацию.

 

Для того чтобы создать возможность реформирования сферы опеки и попечительства в соответствии с потребностями инвалидов и их семей, необходимы поправки в Гражданский кодекс РФ - сравнительно небольшие, не меняющие структуру соответствующих разделов и не вводящие новых понятий, не ломающие существующую систему жизнеустройства таких людей. Но без этих поправок невозможно будет произвести важнейшие изменения в сфере опеки и попечительства и кардинально изменить жизнь десятков тысяч людей и их семей.

Поправки призваны облегчить судьбу тех, кто имеет тяжелые нарушения развития и ограничивается в дееспособности либо вовсе ее лишается. Постоянной болью родителей, воспитывающих ребят с нарушениями развития, достигших совершеннолетия, является то, что, уходя из жизни, родители никаким образом не могут устроить судьбу своего недееспособного либо ограниченного в дееспособности сына или дочери. В огромном большинстве случаев таких ребят, всю жизнь проживших в семье, отправляют в интернат для "психохроников" - все решает орган опеки, закон не обязывает его учитывать волю ни родителей, ни самого подопечного. Так же обстоит дело и с наследуемым имуществом: ни воля родителей, ни воля самого подопечного не принимаются во внимание и в подавляющем большинстве случаев имущество никак не используется в его интересах.

В августе 2011 г. Минздравсоцразвития опубликовал на своем сайте проект нового закона «Об основах социального обслуживания в РФ» – в течение 3-х недель принимались замечания и предложения. Директор Департамента организации социальной защиты населения Минздравсоцразвития РФ Ольга Самарина так подытожила состоявшееся обсуждение: «В основном поправки носили грамматический и пунктуационный характер. Концептуальных замечаний ни по одной статье не было». Однако замечания РБОО «Центр лечебной педагогики», посланные на сайт (и полученные модератором – была обратная связь), носили как раз-таки «концептуальный» характер. Недовольство проектом высказали и участники обсуждения проекта на Комиссии по социальному развитию и демографической политике Общественной палаты РФ 21 декабря 2011 г. – там собралось более 70 представителей общественных и иных некоммерческих организаций из различных регионов России, оказывающих помощь детям и взрослым с нарушениями развития. Подавляющее большинство участников встречи признали представленную версию проекта неудовлетворительной.

Чем же так не угодил общественности подготовленный законопроект?

Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, поставлена задача ее ратификации. В упомянутом же документе повторяются старые, неинтегративные, отжившие форматы обслуживания в социальной сфере. Похоже, что создавая законопроект, Минздравсоцразвития совершенно не имел в виду Конвенцию. Подробности – ниже…

Обсуждение проекта закона «Об образовании» в 2010/11 годах было воистину всенародным – по поводу первой и второй версий было организовано обсуждение на сайте Минобразования. Центр лечебной педагогики принял участие в обсуждении трех последовательно представленных версий, каждый раз направлял разработчику (Минобразования) свои поправки и неоднократно участвовал в обсуждении проекта в общественных и законодательных органах.

Современная Россия стоит на пороге серьезных изменений в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан, нуждающихся в поддержке.

Начнем с законодательного аспекта: в цивилизованном мире необходимость особой заботы (опеки) о взрослом человеке с нарушениями и особенностями развития (в частности, в психической сфере) не определяется однозначной альтернативой «дееспособный» – «недееспособный»: везде недееспособность дифференцирована и распространяется лишь на отдельные сферы общественных отношений, в сопровождении которых нуждается конкретный человек. У нас же упомянутая альтернатива, включая полную недееспособность, закреплена в Гражданском кодексе РФ.

Правовой группой Центра лечебной педагогики по поручению Департамента образования г. Москвы разработана модель поддерживаемого профессионального обучения и трудоустройства для лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве — в форме административного регламента и необходимых сопутствующих документов. Опора на действующее законодательство и реальную правоприменительную и ведомственную практику, детальная проработка различных аспектов, и прежде всего — межведомственного взаимодействия, гибкость и универсальность использующихся в модели механизмов позволяют в кратчайшие сроки обеспечить практическую реализацию предлагаемой модели — в Москве или (с минимальной адаптацией) в другом регионе России.

Особые дети вырастают. Для многих из них социализация и интеграция сопряжены с серьезными трудностями. Некоторым ребятам поддержка нужна будет еще годы, кто-то без поддержки не сможет обойтись никогда.

Жизнь устроена так, что родители постепенно стареют и уходят раньше. Это естественно и не пугает родителей обычных детей. Однако совершенно по-другому воспринимают естественную смену поколений родители детей особых. Для них довольно рано встает страшный вопрос: что станет с их ребенком без них?

Для родителей ребят, которые смогут жить только со специальной поддержкой, этот вопрос стоит особенно остро. Большинству таких ребят после совершеннолетия родители оформляют «недееспособность», а сами вследствие их «недееспособности» назначаются органами опеки и попечительства их опекунами. Поскольку статус «недееспособный» имеет для человека определенные юридические последствия, решение вопроса о его дальнейшей жизни неразрывно связано с этим статусом.

Наше государство, позиционирующееся как социальное, в целом гарантирует взрослым людям с особыми потребностями поддержку в устройстве и сопровождении их жизни. Однако механизмы реализации такой поддержки не проработаны; в нормативной правовой базе имеются существенные пробелы. В результате, оставшись в одиночестве, такие люди попадают в психоневрологический интернат. Общеизвестно, что условия содержания в психоневрологических интернатах в России пока еще не обеспечивают сохранения чести и достоинства проживающих в них лиц; потому такая перспектива и является неприемлемой для их родителей.

Проект Федерального Закона «О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» разработан Министерством юстиции РФ с целью установить право отдельных категорий граждан (в том числе — инвалидов) на получение бесплатной правовой помощи и процедуру ее оказания. Предлагается оказывать такую помощь как через адвокатов, так и через специально созданные государственные и негосударственные юридические центры. В настоящий момент законопроект находится в стадии обсуждения в экспертном и правовом сообществе. Представленный вариант имеет ряд недостатков, в частности — он недостаточно защищает права недееспособных граждан, а также фактически возлагает финансовую и административную нагрузку по оказанию такой помощи на адвокатов и НКО, оказывающих подобные услуги. Правовая группа Центра лечебной педагогики разработала поправки, направленные на усиление гарантий бесплатной юридической помощи для детей-инвалидов и недееспособных граждан, а также на расширение полномочий негосударственных центров, оказывающих такую помощь, и привлечение в них соответствующего бюджетного финансирования.

Правовой группой РБОО «Центр лечебной педагогики» (Москва) по заказу Департамента образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры разработан проект регионального «Положения об организации интегрированного обучения». Проект создан при поддержке АНО «Центр социальной политики и гендерных исследований» (ЦСПГИ, Саратов) на основе анализа предложений ЦСПГИ и продолжает разработки правовой группы Центра по правовому регулированию интеграции. «Положение…» призвано помочь органам образования выполнить свою функцию по обеспечению образования для всех детей, в том числе — детей с ограниченными возможностями здоровья, которых система образования обязана, по смыслу ст. 5 Закона РФ «Об образовании», интегрировать в общем образовательном пространстве.

Интеграция в России пока, к сожалению, не имеет собственной законодательной базы. В ожидании медленного поворота инерционной федеральной системы острота ситуации побуждает к созданию регионального закона, позволяющего решить эту проблему. В создании закона принимали участие большое количество экспертов из разных регионов России.