Дети с ОВЗ: закрепление прав в законе «Об образовании»

Обсуждение проекта закона «Об образовании» в 2010/11 годах было воистину всенародным – по поводу первой и второй версий было организовано обсуждение на сайте Минобразования. Центр лечебной педагогики принял участие в обсуждении трех последовательно представленных версий, каждый раз направлял разработчику (Минобразования) свои поправки и неоднократно участвовал в обсуждении проекта в общественных и законодательных органах.

На всех этапах тон и направления обсуждения задавало «ректорское лобби»: обсуждались проблемы развития высшего, среднего профессионального образования, социальной поддержки студентов, сохранения и развития художественного образования и пр. Слышны были также голоса директоров школ. Мы с сожалением наблюдали, что голоса тех, кто ратует за «модернизацию образования» (эти слова звучали неоднократно) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тонут в общем потоке массированных и энергичных выступлений по «глобальным проблемам». Это и понятно: органы образования вследствие ресурсных ограничений не заинтересованы во включении детей в образовательную среду по месту их жительства (как того требует Конвенция ООН о правах инвалидов), поэтому представители школьного сообщества не будут поднимать эту проблему. Голос родительского сообщества пока еще недостаточно слышен. Представители Минобразования, Минздравсоцразвития, Государственной Думы и Федерального Собрания РФ, Президент РФ – как мы убедились, не знают проблем семей с детьми с ОВЗ и не могут оценить смысл и значение предлагаемых в законопроекте норм права. Остается загадкой – как, при таком уровне отсутствия понимания и политической воли, власти собираются ратифицировать Конвенцию.

Для справки: в России – не менее 1,5 млн. семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и как минимум – столько же семей, имеющих в своем составе совершеннолетнего молодого человека – инвалида детства в возрасте получения профессионального образования. В несколько раз больше семей, воспитывающих детей с некоторыми особенностями развития (их состояние характеризуется как «пограничное»). Нетрудно подсчитать, интересы образования какой части населения России остаются за бортом...

Тем не менее, Центр лечебной педагогики, в числе тех немногих, кто отчаянно борется за образовательную интеграцию, упорно стремился донести свою позицию до создателей новой редакции федерального закона «Об образовании». Мы подходили к его тексту с точки зрения создания механизмов, позволяющих лицам с ОВЗ на практике реализовать право на образование, а также с учетом необходимости соответствия требованиям, установленным Конвенцией ООН о правах инвалидов в части образования таких лиц. В текущей (4-й) редакции законопроекта учтена значительная часть поправок Центра; за наиболее радикальные поправки еще предстоит побороться.

Скачать: