К вопросу о заключении договора о предоставлении социальных услуг между стационарной организацией и гражданином с неполной дееспособностью

В Библиотеку «Особого детства» добавлена статья юриста правовой группы Центра лечебной педагогики Павла Кантора, посвященная проблеме оформления договоров о предоставлении социальных услуг в стационарной форме между поставщиками социальных услуг (в частности, психоневрологическими интернатами) и получателями, не обладающими полной дееспособностью. Материал опубликован в электронном журнале «Практика социальной работы».

«У организации, оказывающей социальные услуги гражданину одновременно с исполнением обязанностей его опекуна (попечителя), возникает конфликт интересов, который не может быть разрешен в рамках нормативного регулирования. Это нарушает конвенциональные обязательства Российской Федерации и требует системного решения».

Статья будет полезна к прочтению поставщикам социальных услуг в стационарной форме, специалистам органов социальной защиты, опеки и попечительства.

На ту же тему – подробный анализ, почему нельзя, чтобы договор о предоставлении социальных услуг с недееспособным гражданином заключал интернат, который исполняет обязанности его опекуна, от юриста правовой группы Центра лечебной педагогики Елены Заблоцкис.

Комментарий координатора правовой группы ЦЛП Ирины Лариковой:

Статья П. Кантора затрагивает различные аспекты ситуации заключения интернатами договоров на оказание социальных услуг с находящимися в ПНИ подопечными и ставит  возникающие в связи с этим концептуальные правовые вопросы. Особо обсуждается явление конфликта интересов в целом; подробно рассматривается неизбежность проявления этого конфликта в ситуации интернатов.  Убедительно показывается, что требование разумности и добросовестности действий представителя в интересах представляемого – в данной ситуации, как она регулировалась до 2021 г., априори соблюдено быть не могло.
 
Автор показывает, почему в рамках существующей в России системы норм, регулирующих опеку, невозможно предотвратить описанный конфликт интересов в интернатах. Не помогут и существующие сегодня виды контроля: они предполагают лишь общий надзор над оказанием социальных услуг и исполнением обязанностей опекуна (попечителя), одинаковый для всех поставщиков социальных услуг или опекунов – независимо от того, имеется ли у них конфликт интересов.
 
Для предотвращения описанного конфликта интересов нужна система гибких нормотворческих решений. Именно такие решения предлагаются в рассматриваемом в ГД во втором чтении законопроекте о распределенной опеке.
 
Мы уже говорили о том, почему передача органу опеки функций представителя подопечного в интернате – лишь формально решает проблему. Однако П. Кантор показывает в статье, что даже формально это решение устраняет конфликт интересов лишь в случае, когда функции органов опеки (осуществляющих надзор за деятельностью опекунов и попечителей) не возложены на органы власти в сфере социальной защиты или образования: они ведь одновременно выступают и учредителями взрослых или детских интернатов. Но ведь во многих субъектах РФ это так и устроено – как раз возложены...

Куда ни кинь – везде клин: придется вводить распределенную опеку!)

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии