Минтруд определил минимальную стоимость соцуслуг

Проект изменений в постановление Правительства от 1 декабря 2014 г «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг», подготовленный Министерством труда и социальной защиты населения, предусматривает минимальные нормативы финансирования социальных услуг в стационарной форме (при проживании в организации социального обслуживания) и на дому. Документ комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

С одной стороны, мы приветствуем то, что федерация устанавливает минимальные подушевые нормативы финансирования социальных услуг, – это способствует определению минимального уровня гарантий по всей стране. С другой стороны, мы озабочены тем, как это отразится на получателях социальных услуг. Закон предусматривает, что получатели оплачивают социальные услуги по тарифам. Тарифы устанавливаются регионами на основании подушевых нормативов финансирования. На федеральном уровне отсутствуют какие-либо критерии того, как соотносятся нормативы финансирования и тарифы. Регионы свободны в определении тарифов: могут сделать 0,1% норматива, а могут 100% норматива. Мы за то, чтобы тарифы были дружественными (низкими) для получателя услуг. И какой-то посыл об этом со стороны федерации хотелось бы увидеть.

Есть еще одна сторона вопроса. Поставщикам социальных услуг, не выполняющим государственное задание (это, как правило, негосударственные поставщики), компенсация затрат на предоставление социальных услуг выплачивается во многих регионах по тарифам, установленным для оплаты услуг их получателями. Так, например, в одном из регионов предоставление социально-психологических услуг должно обеспечиваться поставщиком услуг за 20 рублей за услугу (как тариф для оплаты услуг их получателями это дружественная сумма, но как компенсация затрат организации на их предоставление – просто издевательство). Проект изменений предусматривает минимальный норматив финансирования социальных услуг на дому 335 рублей в час (правда, уточнено, что за одно посещение), что, казалось бы, должно улучшить ситуацию с финансированием затрат негосударственных поставщиков. Возможность использовать нормативы для финансового обеспечения затрат на предоставление услуг отмечена в самом постановлении и уточнена в проекте изменений. Но до сих пор не все регионы используют нормативы финансирования для расчета финансирования затрат негосударственных поставщиков услуг.
В проекте не установлены минимальные нормативы финансирования социальных услуг в полустационарной форме (когда человек приходит в организацию, получает услугу и уходит). Это очень востребованные семьями с инвалидами социальные услуги: те же социально-психологические услуги для детей-инвалидов, взрослых инвалидов. Как уже говорилось, негосударственным поставщикам где-то их могут компенсировать по «смешным» тарифам в 20 рублей за услугу. Поэтому отсутствие минимальных нормативов для услуг в полустационарной форме непонятно и очень печалит.

Проект изменений устанавливает разные нормативы для услуг в стационарной форме – в зависимости от нуждаемости получателей в посторонней помощи: самые тяжелые 2155,8 р, те, кто нуждается в периодической помощи, – 1341,1 р. Группы нуждаемости введены приказом Минтруда от 30.03.2020 № 157н и вступят в силу с 1 января 2021 г. Группы были введены для того, чтобы определить разные нормативы штатной численности интернатов по персоналу, который осуществляет непосредственный уход за получателями социальных услуг. Для тех, кто нуждается в постоянной посторонней помощи (люди, которые фактически немощны или не могут контролировать себя, дезориентированы), предусмотрено большее количество персонала по уходу. Люди из более «легких» групп нуждаются в меньшей помощи по уходу. Однако нагрузка на неуходовый персонал, в частности, реабилитационный (то есть на тех, кто должен обеспечивать социализацию – нормальную жизнь этих людей в обществе), не была оценена. Не представлено финансово-экономическое обоснование предложенных нормативов. И очень смущает, смогут ли интернаты решать все те задачи, которые поставлены им приказом Минтруда от 30.03.2020 № 157н, в частности по социализации получателей услуг, которая невозможна без квалифицированных специалистов и услуг по сопровождению (физическому сопровождению). Детские интернаты, как правило, имеют большее финансирование по сравнению со взрослыми. Единые нормативы для детей и взрослых могут спровоцировать регионы уменьшить финансирование детских учреждений.

Отметим также – в проекте изменений не учтено, что разные социальные услуги подразумевают разные требования к квалификации персонала. Например, социальный работник, оказывающий бытовые услуги на дому, не должен иметь высшего образования, а работник, оказывающий социально-психологические услуги, должен иметь высшее образование, и затраты на предоставление таких услуг выше. Для финансирования затрат на предоставление услуг негосударственным поставщикам это важный аспект.

Комментарии президента СПбБОО «Перспективы» Марии Островской и председателя совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Елены Клочко – в материале на портале Милосердие.ru.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии