Приказ Минтруда о работе стационарных организаций социального обслуживания принят без Положения о ПНИ

23 апреля Минюст России зарегистрировал долгожданные изменения в приказ Минтруда России № 940н «Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений» – Приказ Минтруда России от 30 марта 2020 года № 157н (подробнее о том, какие именно ожидания возлагались на эти изменения, можно прочитать здесь).  Что получилось в итоге, комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

Что же важное содержится в изменениях

  1. Главная задача социального обслуживания человека, которому требуется посторонняя помощь, – дать ему возможность жить дома, не переезжать в интернат. Интернат (для пожилых и инвалидов, психоневрологический) может быть предложен – в случае, если доступные услуги в предлагаемом объеме недостаточны для безопасного и комфортного домашнего проживания. Очень важно: человек сам отказывается от предложенного объема услуг как недостаточного! Значит, человек сам определяет, что такое для него домашний комфорт и безопасность. И если он не удовлетворен, то может нанять сиделку на собственные средства или принять решение о пребывании в интернате.

    Появилось важное уточнение – подчеркивается принцип добровольности социального обслуживания. Это значит, что при выборе социальных услуг и формы их предоставления необходимо исходить из права гражданина выбирать место проживания. Это крайне значимое положение – напоминание о том, что нельзя отнять у человека право выбирать, как и где жить.

     
  2. Подчеркивается, что социальные услуги во всех формах социального обслуживания предоставляются лицам с психическими расстройствами.  Во многих регионах этим лицам услуги на дому и в полустационарной, как правило, дневной форме, часто недоступны.
     
  3. Подчеркивается, что социальные услуги могут предоставляться не только одной организацией социального обслуживания, но и несколькими, и не только в одной форме социального обслуживания – услуги могут сочетаться. Сейчас повсеместно общее правило таково: все необходимые гражданину услуги предоставляет, как правило, одна организация социального обслуживания. Но создать в одной организации социального обслуживания все необходимые услуги, всех направленностей объективно трудно. Например, в семью, в которой есть человек с психическим расстройством, которому требуется постоянный уход или наблюдение, может приходить соцработник и помогать с домашними делами или посидеть с этим человеком, пока его мама сходит к врачу (услуги на дому), днем этот человек может приходить в клуб или в мастерскую для досуга или трудовой деятельности (полустационарные услуги), а раз в году он может две недели провести в интернате, чтобы ухаживающие за ним близкие могли немного отдохнуть (стационарные услуги).
     
  4. В Семейном кодексе закреплено право ребенка жить и воспитываться в семье. Предоставление ребенку социальных услуг с его проживанием в доме-интернате возможно лишь в том случае, если не удалось помочь семье так, чтобы ребенок остался дома. Время проживания ребенка в доме-интернате должно определяться исходя из одной цели: как можно быстрее помочь ему вернуться в семью. Если ребенок все-таки оказался в доме-интернате, дом-интернат обязан всячески содействовать детско-родительским отношениям: ребенок должен регулярно бывать в семье (возможно, надо помочь довезти ребенка до дома); родные смогут его свободно посещать и даже иметь возможность пожить с ним в доме-интернате (что особенно важно для детей, которым требуется постоянное медицинское наблюдение).
     
  5. Чтобы краткосрочно освободить близких от ухода, человек, нуждающийся в посторонней помощи, может пожить недолгое время в организации социального обслуживания (услуга «передышка»). Или такой человек, в том числе совершеннолетний, может находиться в организации социального обслуживания на «пятидневке». Такие услуги могут быть организованы не только в интернате, но в организациях социального обслуживания, которые оказывают социальные услуги на дому и в полустационарной форме. Интернатов в регионе немного, они значительно удалены от большинства населенных пунктов региона. «Передышка» и «пятидневка» должны создаваться рядом с местом проживания человека.
     
  6. Что касается стационарных организаций социального обслуживания – интернатов, в том числе психоневрологических, то изменения коснулись основных задач этих организаций. Впервые появились такие задачи как
    - развитие и поддержка у жителей ПНИ навыков самообслуживания и самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей;
    - создание условий проживания, приближенных к домашним и способствующих ведению активного образа жизни;
    - подготовка к проживанию вне интерната тех, кто этого желает;
    - подготовка к выписке из него и помощь в адаптации после выписки;
    - содействие в реабилитации (абилитации) и реализации индивидуальной программы, в том числе в части технических средств реабилитации;
    - содействие в социализации, трудоустройстве, получении образования в образовательных организациях (а не в интернате), медицинской помощи в медицинских организациях (а не в интернате);
    содействие в осуществлении той деятельности, которая предпочитаема гражданином, вне стен интерната (досуг, спорт, физкультура, образование);
    содействие в восстановлении (сохранении, поддержании) родственных и социальных связей.

    То есть поставлены задачи по включению проживающих в ПНИ в социальную жизнь того населенного пункта, где расположен интернат. Проживающие должны получать услуги там же, где и все местные жители. Они не должны исключаться из общей инфраструктуры на основании того факта, что живут в интернате.

     
  7. Еще одна важная часть изменений – новые рекомендации по нормативам штатной численности для стационарных организаций социального обслуживания: отдельно для взрослых и детей. Акцент сделан на работниках, которые занимаются непосредственно с получателями социальных услуг. Административный персонал отдан на полное усмотрение региона, самой стационарной организации.

    Нагрузка на персонал, требования к его профессиональной подготовке зависят от получателей социальных услуг. Выделяются получатели социальных услуг, которые могут себя обслуживать и нуждаются в периодической или регулярной посторонней помощи; получатели, которые немощны и нуждаются в постоянной помощи, и получатели, которые хотя и могут себя обслуживать, но нуждаются в постоянном наблюдении.  Предусмотрены специалисты, занимающиеся разными сторонами реабилитации (абилитации) и социализации проживающих в интернатах: для восстановления или развития речи, для поддержания здорового образа жизни, для сопровождения бытовой жизни, для организации трудовой и досуговой деятельности.

     
  8. Также обновлены требования к оснащению и оборудованию стационарных организаций социального обслуживания. Организации соцобслуживания, которые предоставляют услуги на дому и в полустационарной форме, должны решать те же самые задачи (развитие навыков; подготовку к жизни дома, а не в интернате; благоприятные условия, способствующие активному образу жизни; социализация- обучение; труд и любая деятельность вне стен квартиры или дома). К ним добавляется содействие в сохранении проживания дома, применение стационарозамещающих технологий соцобслуживания (например, сопровождаемого проживания), помощь семье и другим ухаживающим в осуществлении ухода.

Есть одна печаль. Как реализовывать все эти важные задачи в ПНИ, описывалось в примерном положении о ПНИ, которое исключил Минтруд России – по результатам рассмотрения замечаний Минюста России. Планируется ввести их в действие другими способами. Будем отслеживать этот вопрос – положения, включенные в Примерное положение, в том числе благодаря общественным экспертам, крайне важны для изменения условий жизни в ПНИ.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии