Все социальные услуги – в «одном окне»?

Социальная помощь будет предоставляться в режиме «одного окна». Как сообщает на своем сайте Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, об этом заявил глава Министерства Максим Топилин.

План мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты и социальных услуг, а также оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, а также учреждений медико-социальной экспертизы утвердила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова.

План разработан Минтрудом России и будет реализовываться министерством в течение 2019-2021 годов. Как пояснил Максим Топилин, гражданин сможет обратиться в любую из указанных четырех организаций и получить там любую услугу. «Например, в настоящее время гражданин для признания инвалидом в первую очередь обращается в учреждения МСЭ, а далее для получения соответствующих мер социальной поддержки отдельно в ПФР и ФСС. Таким образом, происходит многократное обращение гражданина в различные организации, что вызывает определенные трудности у отдельных категорий граждан», – рассказал министр. А в результате реализации Плана заявление, например, на назначение ежемесячной выплаты инвалидам и обеспечение ТСР можно будет подать одновременно. Также, по словам министра, Планом предусматривается информирование граждан о мерах социальной поддержки и порядке их получения.

Перспективы нововведения пессимистично комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор:

«Когда 30 лет назад стали реформировать систему социальной помощи в целом, то было принято решение, что существовавшая советская "распределительная" система, основанная на инструкциях, когда одному "положено", а другому "не положено", – плохая, устаревшая, негуманная и т.п.
И перешли (и зафиксировали во всех законах), что социальная помощь оказывается АДРЕСНО и ИНДИВИДУАЛЬНО. Человек должен запросить помощь, и тогда ему разрабатывают индивидуальную ПРА, индивидуальную образовательную программу на основании индивидуального заключения ПМПК, индивидуальную ППСУ и т.п. То есть человек обращается в некое экспертно-социальное место, там его изучают, обсуждают и определяют виды и объемы помощи.
Хорошая мысль? Хорошая мысль, правильная. Но что из этого получилось? Появилась куча мест, куда человеку, у которого и так трудности, надо ходить, где он сталкивается с бездушием, бюрократизмом и различными препонами.
При этом никакой индивидуализации подхода на самом деле нет, просто теперь на всех, условно проживающих в интернате, составляется и переоформляется сто ОДИНАКОВЫХ "индивидуальных" программ ПСУ, для инвалидов составляется сто ОДИНАКОВЫХ "индивидуальных" программ РА, то есть объем работы и расход бумаги вырос в сотни раз, а по сути ничего не изменилось. Поскольку в эти программы все равно вписывают то, что "положено" человеку по некоей негласной и неписаной инструкции. Положена тебе услуга "стрижка усов и бороды" – получи. Даже если усов и бороды у тебя нет. Положено "оказание ритуальных услуг" – получи, даже если еще жив.
Что с этим делать? Можно соответствующие органы реформировать в сторону большей компетентности и удобства для обращающихся. Это сложно.
Можно у этих органов отобрать полномочия что-то решать и вписывать, и передать всё это некой формальной, но более отлаженной с точки зрения технологии документооборота структуре. Это тоже непросто, но проще.
Мы видим, что Минтруда решило идти по второму пути. Но это значит, что со всякими надеждами на индивидуальный подход и индивидуальную работу можно проститься. Откуда тетя в "едином окне" знает, какие средства реабилитации и услуги нужны данному обратившемуся человеку? Ниоткуда, и узнавать она не будет, она будет озабочена тем, чтобы оформить его документы в определенное административным регламентом время. Значит, она просто впишет то, что "положено", или перепишет из другой бумажки.
Баланс надо искать между технологичностью и оперативностью работы государственных структур с одной стороны и индивидуальным экспертным подходом к каждому случаю с другой. А не дергать рычаг из крайнего левого положения в крайнее правое и наоборот».

Хочется надеяться, что опасения опытного юриста-практика не оправдаются или оправдаются не полностью: а вдруг государство уже научилось просчитывать возможные последствия социальных новаций? Будем ждать отзывов от первых пользователей «единого контакт-центра, который будет оказывать содействие гражданам в получении мер социальной поддержки».

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии