Что делать, если директор частной школы просит написать заявление об уходе из школы?

Школьник, имея нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, функциональные нарушения зрения, обучается в частной школе.  Во втором классе директор сообщил, что педагоги школы не имеют квалификации для того, чтобы разработать индивидуальный образовательный маршрут, и попросил написать заявление об уходе из школы.  Родители, пользуясь своим законным правом выбора образовательного учреждения, не реагируют на рекомендации педагогов перевести ребенка на адаптированную программу для детей с ЗПР. Какие рекомендации Вы дадите родителям о посещении ПМПК и разработке плана коррекционно-развивающей работы?

Категория:

Комментарии

  • Надежда (администратор). 13:19, 12.01.2017.

    Отвечает юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

    Добрый день!

    Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) является тем органом, который дает рекомендации по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

    В соответствии с Положением о ПМПК, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082, представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

    Тем самым образовательная организация обязана создавать условия для обучения ребенка в соответствии с заключением ПМПК. Однако, если школа не имеет лицензии на реализацию адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ и не готова создавать условия для обучения детей с ОВЗ, то добиться от нее реализации рекомендаций ПМПК может оказаться трудным. Государство гарантирует реализацию прав на образование, но это не значит, что реализовываться права будут так, как представляется их обладателям. Если в конкретной школе сложно или нерационально создавать специальные условия для обучения обучающегося с ОВЗ, органы власти могут предложить для обучения другую школу, где такие условия уже созданы или их там создать проще и рациональнее. Это речь идет о школах, учредителями которых является государство или органы местного самоуправления в случае передачи полномочий на уровень муниципальных образований. Таким образом государство определяет, где и как будут реализовываться права обучающегося с ОВЗ на образование в государственной (муниципальной) системе образовательных организаций. Государственные органы (муниципальные органы) решают, в каких учрежденных ими организациях размещается государственное задание на обеспечение реализации адаптированных общеобразовательных программ. Родители и общество могут влиять на эти решения. Однако, частные (негосударственные) образовательные организации реализуют такие программы по собственному желанию, выбор образовательных программ, которые должны реализовываться в конкретной частной организации, осуществляется ее учредителями – физическими и юридическими лицами, которые независимы в этом от государства. Поэтому при наличии заключения ПМПК об обучении ребенка по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ и создании специальных условий для его обучения, родителям необходимо обратиться к администрации школы с заявлением о создании специальных условий для обучения ребенка в соответствии с ним. Однако школа может сообщить, что такие программы в ней не реализуются и родителям необходимо обратиться в органы образования за содействием в устройстве в школу, где будут созданы необходимые для обучения ребенка условия. Родители вправе принять решение не менять школу и продолжить обучение в тех же условиях, что и ранее, т. е. без создания специальных условий, т.к. для них заключение ПМПК носит рекомендательный характер.   

    Если же все-таки в уставных документах школы значится реализация адаптированных образовательных программ, у нее имеется соответствующая лицензия, то в этом случае школа не имеет права отказать в создании условий для обучения в соответствии с заключением ПМПК.

    К ПМПК рекомендуется подготовиться. Об этом подробно можно узнать в Правовом навигаторе нашего сайта в разделе «ПМПК» – «Подготовка к ПМПК». Обратите внимание, что в ПМПК представляется психолого-педагогическое заключение из школы. Если, по  мнению родителей, полученное заключение не соответствует реальным возможностям и способностям ребенка, то крайне важно получить рекомендации и заключения специалистов, не связанных со школой. При этом целесообразно задавать вопросы и относительно необходимости перехода в отдельный класс для детей с ЗПР, возможности обучения в среде сверстников без ограничений здоровья. Все полученные заключения и рекомендации представляются в ПМПК.

    Что касается разработки программы коррекционно-развивающей работы, то школы должны руководствоваться федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598. Несмотря на то, что его нормы регулируют отношения, начавшиеся с 1 сентября 2016 года, Минобрнауки России рекомендует применять их и при организации обучения детей, поступивших в школу ранее этой даты. Найти основные требования к обучению детей с ЗПР можно в Правовом навигаторе нашего сайта в разделе «Школьное образование» – «Виды образовательных программ для детей с ОВЗ».

    Необходимо отметить, что родители могут вовсе отказаться от похода на ПМПК. Это их право. В таком случае школа методически должна объяснять родителям, в чем состоят проблемы ребенка и как они должны решаться. Родителям, в свою очередь, целесообразно получить консультации независимых от школы специалистов по решению проблем обучения ребенка. Важно получить консультации в письменном виде. Если специалисты будут рекомендовать продолжать обучаться в прежних условиях, то необходимы их рекомендации по способам и методам решения имеющихся в обучении проблем. Поскольку школа частная, то при наличии ее доброй воли содержание коррекционно-развивающей области может реализовываться в рамках дополнительных образовательных услуг самой школой или по договору школы с другой организацией – специалистами этой организации, или получение этих услуг могут организовать сами родители в других организациях. При необходимости школа вправе обращаться в ПМПК, в центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи за консультациями по вопросам обучения ребенка (ст. 42 Федерального закона «Об образовании в РФ», Положение о ПМПК). Если ребенок не осваивает программу, т.е. имеет академическую задолженность и не смог ликвидировать ее, по усмотрению родителей он оставляется на повторное обучение, переводится на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК либо на обучение по индивидуальному учебному плану (ст. 58 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Таким образом, при отказе родителей от прохождения ПМПК перед ними будет стоять выбор между повторным обучением (оставлением на второй год) и обучением по индивидуальному учебному плану. Безусловно в таких историях важна корректно выстроенная работа с семьей, квалифицированный подход психолого-педагогического консилиума школы.

    Ссылка

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии