Концепция

Административного регламента
 межведомственного взаимодействия органов образования, социальной защиты населения, труда и занятости
и медико-социальной экспертизы по реализации принципа
 преемственности, поддержки и сопровождения
 трудоустройства выпускников образовательных учреждений
 с ограничениями жизнедеятельности

 

Введение

В настоящее время существует ряд экспериментальных площадок на базах учреждений профессионального образования, общественных организаций, в рамках которых лица с выраженными ограничениями жизнедеятельности приобретают профессиональные навыки. Однако по окончанию курса такие лица оказываются не у дел. Самостоятельный поиск работы непрост даже для здоровых людей. Государственные услуги по содействию занятости лицам с выраженными ограничениями жизнедеятельности (и особенно — с психическими и/или интеллектуальными проблемами) фактически не предоставляются. Служба занятости не имеет цели работы, навыков работы с лицами с выраженными и, напротив, «пограничными» ограничениями жизнедеятельности (и особенно с психическими и/или интеллектуальными проблемами).

Предлагаемый Регламент описывает порядок создания и функционирования специализированного центра занятости для лиц с ограничениями жизнедеятельности, который будет предоставлять государственные услуги в сфере занятости населения лицам с ограничениями жизнедеятельности. Такой центр занятости осуществляет свою деятельность в тесном и оперативном сотрудничестве со службами Департамента образования, Департамента социальной защиты населения, другими организациями, осуществляющими трудовую реабилитацию лиц с ограничениями жизнедеятельности, что предполагается и Законом г. Москвы от 1 октября 2008 года № 46 «О занятости населения в г. Москве» (статья 24). Ниже описана концептуальная схема межведомственного взаимодействия и функционирования основных звеньев, задействованных в Регламенте

Базовые принципы Регламента

Основная цель Регламента — обеспечить механизм реализации права на труд для любого гражданина с ограничениями жизнедеятельности, нуждающегося для реализации этого права в специальной поддержке. Описанный в Регламенте механизм решения этих задач реализует следующие основные принципы:

1. Поддержка в трудоустройстве оказывается всем людям, имеющим ограничения жизнедеятельности и нуждающимся в социальной поддержке для реализации права на труд, в том числе — не признанным инвалидами в порядке, установленном российским законодательством. Регламент устанавливает первичные критерии такой нуждаемости для граждан, не признанных инвалидами.

2.  Формы и объемы поддержки для трудоустройства конкретного инвалида определяются экспертным органом и отражаются в разделах ИПР «Мероприятия профессиональной реабилитации» и «Мероприятия социальной реабилитации» для граждан, признанных инвалидами в установленном порядке, и в рекомендациях экспертного органа для граждан, не признанных инвалидами в установленном порядке.

3. Регламентируемый механизм основан на адресной поддержке трудоустройства гражданина путем консолидации на ней скоординированных усилий следующих ведомств в городе Москве:

– Департамента социальной защиты населения г. Москвы

– Департамента образования г. Москвы

– Департамента труда и занятости населения г. Москвы

– ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве»

4. Основой межведомственного взаимодействия при поддерживаемом трудоустройстве для граждан, признанных инвалидами в установленном законодательством порядке, является индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР). Динамическое изменение ИПР в соответствии с изменением потребностей лица с ограничениями жизнедеятельности затруднительно в связи с достаточно длительным и эмоционально затратным механизмом изменения ИПР, установленным законодательством (прохождение всех медицинских специалистов). В связи с этим, а также для лиц с ограничениями жизнедеятельности, не признанных в установлением порядке инвалидами, в качестве основы для взаимодействия могут применяться рекомендации экспертного органа по условиям получения образования и трудовой деятельности лиц с ограничениями жизнедеятельности, создаваемого органами государственной власти г. Москвы. Правовой основой применения указанных рекомендаций является статья 6 Закона г. Москвы от 26 октября 2005 года № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве». Согласно нормам указанной статьи лицам с ограничениями жизнедеятельности, имеющим место жительства в г. Москве, помимо федеральных гарантий гарантируется содействие в обеспечении трудовой занятости, а также услуги по социальной реабилитации за счет бюджета г. Москвы.

5. Исполнителями программы поддерживаемого трудоустройства являются:

– учреждения (негосударственные организации) начального и среднего профессионального образования

– учреждения социально-трудовой адаптации

– государственные, коммерческие и некоммерческие организации города Москвы.

6. Адресность поддержки трудоустройства выражается в осуществлении принципа «средства (услуги) следуют за получателем поддержки» к исполнителю, осуществляющему эту поддержку.


Функциональная схема поддерживаемого трудоустройства, описываемая Регламентом

 

 

 

 

Открытый рынок труда                                                                            Открытый рынок труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


       Открытый рынок труда                                                                              Открытый рынок труда


Описание функционирования схемы поддерживаемого трудоустройства

1. Гражданин с ограничениями жизнедеятельности, нуждающийся в специальной поддержке трудовой деятельности, направляется органами медико-социальной экспертизы (далее МСЭ) в случае, если у него оформлена инвалидность в установленном порядке, либо общей службой занятости Департамента труда и занятости населения города Москвы, либо самостоятельно в Специализированный центр занятости для лиц с ограничениями жизнедеятельности («Центр поддерживаемого трудоустройства», далее Центр).

Центр является основным управляющим звеном, организующим и координирующим обеспечение поддержки трудоустройства лиц с ограничениями жизнедеятельности, и является учреждением службы занятости Департамента труда и занятости населения города Москвы. Центр, помимо структурных подразделений, организуемых в обычных центрах занятости, включает в себя два дополнительных подразделения: экспертную комиссию (ЭК) и информационно-координационный центр (ИКЦ).

Экспертная комиссия собирается из специалистов-экспертов учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений социально-трудовой адаптации и службы социально-трудового сопровождения, непосредственно осуществляющих специальную поддержку при организации трудовой деятельности для лиц с ограничениями жизнедеятельности из. ЭК определяет маршрут трудоустройства лица с ограничениями жизнедеятельности (включая обучение профессии), обратившегося в Центр поддерживаемого трудоустройства, а также формы и объемы специальной поддержки этого лица, необходимой для его трудоустройства. Экспертная комиссия вырабатывает рекомендации по необходимой такому лицу специальной поддержке (в случае наличия у лица статуса «инвалид» составляет рекомендации для органов МСЭ для включения в ИПР к разделам «Мероприятия профессиональной реабилитации» и «Мероприятия социальной реабилитации»).

Информационно-координационный центр ведет учет и мониторинг процесса организации поддерживаемого трудоустройства для всех лиц, зарегистрированных в Центре, учет и мониторинг учебных и рабочих вакансий для таких лиц, а также осуществляет связь с другими организациями. В частности, ИЦ осуществляет запись обратившихся в Центр лиц на собеседование (консультирование) в ЭК, передает рекомендации ЭК в службу социально-трудового сопровождения и другие учреждения, задействованные в процессе организации поддерживаемого трудоустройства.

2. В соответствии с рекомендациями ЭК при согласии лица с ограничениями жизнедеятельности или его законного представителя при участии службы социально-трудового сопровождения организуется процесс поддерживаемого трудоустройства для данного лица. Служба социально-трудового сопровождения (далее Служба) является учреждением социального обслуживания населения Департаментом социальной защиты населения города Москвы и содействует адаптации лица с выраженными ограничениями жизнедеятельности к выполняемой трудовой функции (функции обучения профессии), трудовому (учебному) коллективу, а также адаптацию трудового (учебного) коллектива к такому человеку. Служба обеспечивает также временное или постоянное[1] сопровождение такого человека в процессе профессионального обучения, трудоустройства или трудовой деятельности специально подготовленными социальными помощниками — работниками этой службы. Служба может являться также структурным подразделением иного учреждения социального обслуживания населения, например, комплексного центра социального обслуживания. Допускается  также создание собственной службы сопровождения в учреждениях профессионального образования путем включения в штат соответствующих должностей (если имеются структурные подразделения, специализирующиеся на обучении лиц с различными ограничениями жизнедеятельности).

Таким образом, в процессе организации трудоустройства лица с ограничениями жизнедеятельности осуществляется оперативное взаимодействие специализированного Центра занятости и социальных служб, обеспечивающих соответствующее сопровождение..

3. Части лиц с ограничениями жизнедеятельности, и прежде всего — лицам с выраженными ограничениями жизнедеятельности, после получения профессиональных навыков необходимо дополнительное время трудовой адаптации для того, чтобы они смогли в дальнейшем реализовать свои возможности трудовой деятельности на постоянном (в том числе — специальном) рабочем месте в соответствии с требованиями реальных вакантных рабочих мест. Для социально-трудовой адаптации таких лиц необходимо создание специализированных учреждений социально-трудовой адаптации (СТА). В учреждениях СТА будущие работники из числа таких лиц учатся взаимодействовать с работодателем, трудовым коллективом, адаптируются к рабочим местам, максимально приближенным к реальным. Кроме того, такие учреждения дают возможность приобретения опыта непосредственного труда. Конечный результат адаптации в учреждении СТА — фактическое трудоустройство на открытом рынке труда[2].

Учреждения социально-трудовой адаптации могут размещаться на территории учреждений социального обслуживания населения (в том числе, психоневрологических интернатов), лечебно-профилактических учреждений (лечебно-трудовые мастерские), учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, психоневрологических интернатов,  негосударственных организаций, имеющих необходимые лицензии, других организаций; иметь обособленные подразделения, территориально размещенные при учреждениях социального обслуживания, лечебно-профилактических учреждениях, других учреждениях и организациях в целях обеспечения государственными услугами по социально-трудовой адаптации лиц с выраженными ограничениями жизнедеятельности, обучающихся или находящихся в указанных учреждениях.

4. В соответствии с рекомендациями экспертной комиссии специализированного центра занятости гражданин, ставший на учет в Центр, на конкретном этапе организации трудоустройства может направляться для получения профессиональных навыков в учреждения начального и среднего профессионального образования. При прохождении обучения в этих учреждениях лицу с ограничениями жизнедеятельности в соответствии с рекомендациями экспертной комиссии силами службы социально-трудового сопровождения обеспечивается необходимая социальная поддержка.

По окончании срока обучения лица с ограничениями жизнедеятельности методическим советом учреждения профессионального образования совместно с Экспертной комиссией Специализированного центра занятости решается вопрос о продолжении его маршрута поддерживаемого трудоустройства.

5. Гражданин с ограничениями жизнедеятельности, получивший поддержку в трудоустройстве в Специализированном центре занятости, подготовленный к работе на реальном рабочем месте в соответствии с рекомендациями Экспертной комиссии при поддержке Специализированного центра занятости трудоустраивается на конкретном рабочем месте на открытом рынке труда.  Содействие работодателю в создании специальных условий для работы такого лица и содействие самому работнику оказывает специализированный центр занятости и служба социально-трудового сопровождения. Специализированный центр занятости проводит регулярный мониторинг процесса трудовой адаптации такого работника на реальном рабочем месте.

К предприятиям открытого рынка в числе организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности относятся, в том числе, специализированные предприятия для лиц с различными ограничениями жизнедеятельности. К предприятиям открытого рынка относятся также предприятия, организованные на базе учреждений социально-трудовой адаптации  при возникновении соответствующего экономического смысла, где работают  клиенты учреждения социально-трудовой адаптации.



[1] Практический опыт показывает, что непосредственное (физическое) сопровождение социальным помощником нуждающегося в этом лица может длиться в течение определенного периода времени и заканчивается, когда сопровождаемый работник, работодатель, трудовой коллектив адаптировались друг к другу. Далее достаточно дистанционного сопровождения работника Службой (при этом контрольное наблюдение, решение проблем взаимоотношений работник-работодатель-трудовой коллектив осуществляется тем же социальным помощником, который физически сопровождал работника изначально). Однако некоторые люди в силу значительного затруднения взаимодействия с внешним миром нуждаются в постоянном сопровождении.

[2] При отсутствии на открытом рынке реального рабочего места, на котором может работать конкретный клиент учреждения СТА (речь, как правило, идет о лицах с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности), такое лицо посещает учреждение СТА неопределенно долгий срок. При этом не следует опасаться постепенного (с годами) заполнения учреждений СТА гражданами этой категории. Следует учитывать, во-первых, что доля таких лиц в популяции и среди лиц с ограничениями жизнедеятельности весьма мала. Во-вторых, отток таких лиц из учреждений СТА будет связан с необходимостью в будущем решения для таких лиц проблем жизнеустройства; соответственно, решение проблем социально-трудовой адаптации будет во многих случаях территориально перенесено в места жизнеустройства таких людей.