Ассистент для опорника при обучении в ВУЗе

Подскажите, пожалуйста. При обучении в школах дети-инвалиды опорники имеют право на предоставление ассистента. А как дело происходит со средним специальным образованием и высшим образованием? Мой ребенок и ребенок моей подруги, дети-инвалиды с нарушениями ОДА, учатся дистанционно и надомно. Наши дети не могут сами себя обслуживать, им требуется помощь в передвижении и бытовом обслуживании. При очном обучении в ВУЗе или в учреждении среднего специального образования им будут требоваться ассистенты. Есть ли такая возможность и каков механизм получения ассистента для инвалида-опорника старше 18 лет при обучении в учреждении среднего специального и высшего образования?

Категория:

Комментарии

  • Надежда (администратор). 17:23, 09.02.2020.

    На Ваш вопрос отвечает юрист Анна Басова:

    Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право на образование каждого. Данная норма продублирована и в Федеральном законе от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ, согласно которой в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

    В соответствии со ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    При этом, когда мы говорим о конкретных мерах по созданию условий обучения лицам с ОВЗ, на практике все оказывается немного сложнее, однако отчаиваться не стоит.

    По общему правилу, предоставление помощи обучающемуся в виде ассистента/тьютора за счет государства осуществляется на основании заключения ПМПК. Однако прохождение самой комиссии возможно только до достижения ребенком 18 лет. 

    Как говорится на сайте Федерального ресурсного центра ПМПК, в настоящее время «ведется работа по внесению изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о ПМПК», в том числе и в части возраста обследуемых. А именно, планируется не указывать возраст обследуемых на психолого-медико-педагогической комиссии».

    Пока соответствующие изменения не внесены в законодательство, относительно среднего специального обучения детей с ОВЗ следует руководствоваться Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".

    Согласно данному документу, образовательными организациями должны быть созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    В частности, для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

    Что касается вступительных испытаний для данной категории учащихся, в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 N 36 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования" им также предоставляются особые условия.

    Например, обеспечивается присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором); а материально-технические условия должны также обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории.

    Кроме того, дополнительно при проведении вступительных испытаний для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту, а также по желанию поступающих могут проводиться в устной форме.

    Относительно высшего образования, в соответствии с п. 1.4 Методических рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн), на сайте ВУЗа должен быть специальный раздел, отражающий наличие особых условий для лиц с ОВЗ - наличие специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие безбарьерной среды и прочее.

    При выборе учебного заведения Вам необходимо ознакомиться с локальными актами, закрепляющими особые условия для обучающихся с ОВЗ, а также уточнить у администрации, имеется ли в их штатном расписании должность ассистента для работы с соответствующей категорией студентов.

    Ссылка

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии