В школе не знают по какой программе учить ребенка

Вопрос: 

Моей дочери 12 лет, ей оформлена инвалидность. Диагноз РДА поставлен, когда ей было 4 года. И почти сразу же мы стали заниматься в реабилитационном центре, где дали нам многочисленные рекомендации, благодаря которым удалось преодолеть многие трудности в воспитании дочери. Когда ей исполнилось 7 лет, мы, пройдя медико-педагогическую комиссию, отдали ребенка в общеобразовательную школу, оформив надомное обучение (эта же форма обучения была рекомендована в индивидуальной программе реабилитации инвалида). Специальной программы обучения у наших учителей нет. Все основано на их энтузиазме. Администрация школы сначала отнеслась к нам настороженно: кому нужен такой ребенок? В школе дочь проучилась 6 лет. Сейчас читает бегло, пишет прописью. Проблемы с математикой, а точнее ее знания на уровне 2 класса обычной школы. В этом году ее перевели в 5 класс. И тут начались проблемы, правда почему-то в конце сентября. Администрация говорит, что они не знают, по какой программе надо обучать ребенка, есть ли она вообще, и если есть, где ее взять. Администрация школы уверяет, что они понятия не имеют ни о каких дополнительных программах, по которым можно в начальной школе учиться больше 4 лет, предлагают нам забрать ребенка и отдать его в интернат! С администрацией школы хочется сохранить хорошие отношения, но иметь при этом твердую позицию.

Ответ: 

Во-первых, при беседе с директором школы необходимо осознавать, что Вы как родитель не только можете, но и обязаны добиться для своего ребенка получения образования с учетом его особенностей.

Во-вторых, вывести из школы ребенка «в никуда» тоже нельзя, и директор это прекрасно понимает сам. При отсутствии поблизости адекватной коррекционно-образовательной помощи для особого ребенка необходимо добиваться от местных властей выполнения их обязанности — создания такого учреждения, либо такого класса в составе обычной школы. До тех пор, пока такой класс не создан, ребенок, в соответствии с законом, имеет право посещать обычный класс общеобразовательной школы.

Основное общее образование является обязательным, и это требование применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет!.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому (ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Образование в Российской Федерации осуществляется в рамках образовательных программ. Т.к. ребенок учится в общеобразовательной школе, то и программа должна быть общеобразовательная (основная и дополнительная). Сроков освоения вспомогательной образовательной программы мы не обнаружили в законодательстве. Ребенок сейчас находится внутри государственного образовательного пространства, и то , что истекли сроки вспомогательной программы, и педагоги не знают как работать с ребенком, не может являться причиной для исключения (вывода) в никуда.

В период между началом работы по новым образовательным и профессиональным программам и утверждением соответствующих федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, а также специальных государственных образовательных стандартов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии действуют временные требования, утверждаемые Министерством образования Российской Федерации.

Эти временные требования, утвержденные ПРИКАЗОМ Минобразования РФ от 19.05.1998 N 1236, действуют в настоящее время и распространяются на всех обучающихся, берутся за основу при разработке программ для обучения. Директору необходимо опираться на эти требования при разработке индивидуального учебного плана для девочки с учетом ее образовательных возможностей.

В соответствии с Законом РФ № 3266-1 «Об образовании» «неусвоение» ребенком общеобразовательной программы и непрохождение им промежуточной аттестации не влечет за собой никаких «оргвыводов» по отношение к нему (примеч. при неусвоении образовательной программы ребенка могут оставить на второй год). Непрохождение итоговой аттестации (по окончании 9 или 11 классов) не дает ему права на получение документа о получении образования в форме аттестата; в этом случае ему выдается лишь справка установленного образца. Закрытие же для него доступа к образованию в любой выбранной родителями форме означают дискриминацию ребенка и отказ в реализации его права на обучение (Приказ Минобразования РФ от 3 декабря 1999г. № 1075).

Таким образом, если соответствующей образовательной программы у школы нет, то следует разработать ребенку индивидуальную программу для обучения на дому с учетом существующей в школе образовательной программы и образовательных возможностей ребенка (например, срок освоения образовательной программы может быть увеличен, гибкость учебного плана как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения количества часов и т.д.). Помощь в разработке такого учебного плана могут оказать педагоги, которые будут заниматься с ребенком и знать его особенности, возможно некоторые рекомендации сможет дать учительница начальных классов.

Важно объяснить директору, что интернат это учреждение социальной защиты, где дети живут, а Вы хотите решить вопрос об образовании ребенка, никакой другой альтернативы здесь просто нет. Если директор будет и дальше продолжать сомневаться, попытайтесь «вежливо» выяснить от кого необходимо получить разрешение на то чтобы ребенок остался в школе, может следует обратиться в органы управления образования для помощи в разрешении подобной ситуации, для разработки индивидуального учебного плана и т.д. Заверьте директора, что Вы не претендуете на получение ребенком аттестата об образовании, готовы даже написать заявление-отказ об этом. Старайтесь всячески хвалить работу педагогов этой школы. Обязательно скажите, что процессы интеграции в образовании сейчас активно развиваются повсеместно и данная школа в этом случае – образец интеграции. При дальнейшем развитии этих процессов возможно будет дополнительное финансирование образовательных учреждений, включающих в образовательный процесс и детей с особенностями и нарушениями развития наряду с детьми не имеющими таких нарушений и особенностей.

Наши рекомендации обусловлены Вашим нежеланием ссориться с директором. Однако, и пожаловаться можно в любом случае, т.к. закон на Вашей стороне, у ребенка есть индивидуальная программа реабилитации, где есть соответствующие рекомендации по получению образования и они являются обязательными для исполнения всеми учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии