Сопровождение (тьютерство) особого ребенка на уроках

Вопрос: 

Как обеспечить право ребенка на сопровождение в образовательном процессе?

Ответ: 

    Во-первых, следует сказать о том, что вопрос о сопровождающем для детей с особенностями развития в процессе получения ими образования на практике только поднимается, в связи с чем в настоящее время достаточно трудно практически добиться такой услуги. Однако, наша позиция неизменна: чиновники думают, что если не просят – значит и не надо, следовательно, надо заявлять о своих потребностях и отстаивать свои права.

    Конечно, в первую очередь потребность в сопровождении в процессе обучения в школе (или только на период адаптации) должна быть включена в индивидуальную программу реабилитации (далее-ИПР) ребенка. Данное условие получения образования должно быть предусмотрено и в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (далее-ПМПК), поскольку бюро МСЭ в этом вопросе, прежде всего, будет полагаться на мнение ПМПК.

    В настоящее время трудно представить, что ПМПК или бюро МСЭ спокойно вписывает в свои заключения услуги по сопровождению, но бороться за это необходимо. Требовать услуги сопровождающего по своей собственной инициативе достаточно сложно, т.к. мнение родителя – это его субъективная оценка ребенка. Как и в других случаях желательно иметь рекомендации от специальных педагогов, психологов, иных специалистов, наблюдающих ребенка, о том, что в процессе обучения (или на период адаптации к условиям обучения) ребенок нуждается в помощнике. При этом хорошо бы, чтобы было описано, в чем необходима помощь ребенку в процессе сопровождения.

    Образовательное учреждение может и самостоятельно определить потребность ребенка в таких услугах. В идеале, конечно, в этом случае образовательное учреждение должно дать рекомендацию для дополнения ИПР или для соответствующего заключения ПМПК (включение услуг в указанные документы необходимо для определения порядка финансирования услуг).

    Надо пробовать разговаривать с администрацией образовательного учреждения о такой рекомендации. Причем разговор должен основываться на следующих мотивах: школа по каким-то причинам считает, что в классе ребенку тяжело в плане поведения, что учитель не может отвлекаться на ребенка постоянно, т.е. учитель не может в одиночку помогать ребенку в классе, т.е. ребенку требуется помощь персонального сопровождающего (это мотивы для разговора, если у ребенка эмоционально-волевые проблемы). Совершенно иные мотивы, если у ребенка проблемы иного характера. Говорим о том, что законодательство предоставляет возможность создания специальных условий при получении образования, значит надо ее использовать. Для этого необходима рекомендация образовательного учреждения для внесения такой услуги в ИПР.

    Далее говорим о том, каким образом государство может обеспечить ребенку сопровождение в процессе обучения. В настоящее время мы можем требовать услуги по сопровождению либо у образовательного учреждения или в соответствии с законодательством в сфере социального обслуживания населения. Конечно, разговор, и прежде всего, результативный разговор может получиться, если директор школы поймет, что он в решении этого вопроса может оказать содействие ребенку, родителям (и поймет каким путем), а не получит кучу проблем.

    Если мы просим помощника у образовательного учреждения, то в этом случае образовательное учреждение самостоятельно решает проблему, исходя из своих возможностей, или обращается к учредителю за решением вопроса. Ведь помощник не обязательно должен быть персональным, это может быть помощник (например, социальный педагог) на всю группу класса. Надо иметь в виду, что в настоящее время в Мосгордуме находится проект Закона г. Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве», который прямо предусматривает право лица с ограниченными возможностями здоровья пользоваться услугами помощника во время проведения образовательного процесса.

    При решении рассматриваемого вопроса опираться необходимо на следующие нормативные акты:
        в соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство создает гражданам с ограниченными возможностями             здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
        в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» государство обеспечивает инвалидам     получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Одним из принципов политики города Москвы в области образования в соответствии со ст. 3 Закона г. Москвы «О развитии образования в г. Москве» является признание права на специальные условия проведения образовательного процесса для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, связанные с наследственными и иными причинами. В соответствии со ст. 9 указанного Закона несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья (имеющие отклонения в физическом и психическом развитии) имеют право на получение образовательных услуг, содержание и условия предоставления которых соответствуют состоянию их здоровья и обеспечивают социальную адаптацию этих лиц. Согласно пункту 3 ст. 9 Закона несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи в государственных образовательных учреждениях. Согласно ст. 1 Закона г. Москвы «Об общем образовании в г. Москве» органы государственной власти города Москвы обеспечивают равные возможности получения общего образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов для всех детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); безнадзорных детей; детей с девиантным поведением; одаренных детей, а также других категорий детей, для которых требуется создание особых условий реализации ими права на образование. При применении законодательства о социальном обслуживании населения обращаемся в управление социальной защиты населения с заявлением о содействии в получении услуг по сопровождению: в какое учреждение социального обслуживания необходимо обращаться за реализацией указанного ниже права.

    Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. ГОСТ Р 52885-2007 «Социальные услуги семье», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 563-ст, устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе, семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями.

    Учреждения социального обслуживания семьи в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности при определении в своих Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг семье должны выполнять требования указанного стандарта.

    Пункт 4.1.2.3. указанного стандарта предусматривает, что семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома, предоставляются социально-бытовые услуги, в том числе, сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей на лечение, обучение, участия в культурных мероприятиях.

    Таким образом, учреждение социального обслуживания семьи обязано предоставить семье с ребенком с ограниченными возможностями, в том числе, и услуги помощника в школе. Порядок предоставления соответствующих услуг устанавливают региональные власти. В случае, если учреждение социального обслуживания отказывает в соответствующей услуге, необходимо на основании указанных выше норм обращаться в управление социальной защиты населения за содействием в реализации права.

    Если разговоры о сопровождающем зашли в тупик и не находим поддержки у администрации учебного заведения, если в услугах по сопровождению Вам отказывают, то обращайтесь к юристам, специализирующимся в сфере социального права. Пионерам всегда трудно.

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии