По какой программе обучать детей с тяжелой умственной патологией

Вопрос: 

Я педагог по образованию и периодически подрабатываю в детском саду. После очередного анализа «защиты от нас» (родителей детей с тяжелой умственной патологией) со стороны органов образования у меня созрела некоторая система развивающей программы наших детей, которая не требует дополнительных затрат для её осуществления, и с которой я познакомила чиновников из органов образования. Но теперь для наших органов по образованию возникла следующая преграда. Какие педагоги будут работать? Так как по моему замыслу эту работу могут осуществлять педагоги-воспитатели детского сада, желающие работать с такими детьми, а не педагоги-дефектологи, то проблема нехватки специалистов автоматически отпадает. Остается Ещё проблема на базе чего будут существовать эти группы или классы? Ведь «дошкольное образование не пересекается со школой» (утверждение специалиста из городского отдела образования), предложенная программа относится к дошкольному образованию, а дети школьного возраста (12 лет).

Ответ: 

Нет нужды решать за органы образования вопрос организации обучения детей с особенностями и нарушениями развития (хотя, конечно, Вы можете предлагать им свои варианты разрешения этой ситуации). С принятием 122-го Закона Российская Федерация передала своим субъектам всю ответственность по организации образовательного процесса в регионах. Поэтому, если детям не предоставляется необходимая психолого-педагогическая коррекционная помощь в специальном образовательном учреждении, они могут привести своих детей учиться в обычную школу в обычный класс, или оформить надомное обучение (если родители не возражают).

Детям уже исполнилось 12 лет, поэтому логичнее, чтобы дети все-таки учились в школе. Если нет подходящей ребенку образовательной программы, возможно, необходимо разработать каждому ребенку индивидуальный учебный план, который будет ориентирован на общеобразовательную программу, но с учетом образовательных возможностей ребенка. Будет ли это программа основного или дополнительного образования это вопрос к чиновникам образования, их главная обязанность организовать образовательный процесс в регионе. Что касается педагогов, которые будут заниматься с детьми, будь то воспитатель детского сада или другой педагог, приглашенный органами управления образования – это также вопрос чиновников.

В общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем (региональные органы управления образованием) и с учетом интересов родителей (законных представителей) могут открываться классы компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы для детей с нарушениями развития. Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) учеников на основании заключения комиссии, состоящей из психологов, медицинских работников и педагогов (Закон «Об образовании», ст. 50, п. 10). Общеобразовательное учреждение руководствуется при организации работы специальных (коррекционных) классов Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Право на образование «особого» ребенка закреплено в весьма значимых международных и российских нормативных актах. В частности, в Конституции РФ (ст. 43), Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 18, 19), Законе РФ «Об образовании» (ст. 5, 50, 52).

С момента, когда ребенку исполняется шесть лет и шесть месяцев, его родители (законные представители) могут обратиться в общеобразовательное учреждение (школу), которая должна обеспечить получение ребенком образования в соответствии с составленной при очередном переосвидетельствовании в бюро медико-социальной экспертизы индивидуальной программой реабилитации (раздел «Программа психолого-педагогической реабилитации»).

Родителю необходимо осознавать, что он не только может, но и обязан добиться для своего ребенка получения образования с учетом его особенностей. При отсутствии поблизости адекватной коррекционно-образовательной помощи для особого ребенка необходимо добиваться от местных властей выполнения их обязанности — создания такого учреждения, либо такого класса в составе обычной школы. До тех пор, пока такой класс не создан, ребенок, в соответствии с законом, имеет право посещать обычный класс общеобразовательной школы. Основное общее образование является обязательным и это требование применительно конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет! Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет. Для категорий обучающихся, указанных в пунктах 10 - 12 статьи 50 (дети с отклонениями в развитии) настоящего Закона, предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен (как правило 23 года).

Часто «особые» дети не могут посещать общеобразовательные школы, поскольку в них отсутствуют пандусы и лифты. Порядок приспособления зданий для доступа к них инвалидов установлен ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ст.15) и Градостроительным кодексом РФ от 07.05.1998г. ст. 17. Новые здания (все строительные объекты, проектно-строительная документация на которые была утверждена после 14 мая 1998г.) в обязательном порядке оборудуются приспособлениями, облегчающими доступ в них инвалидов. Здания возведенные по проектно-строительной документации, утвержденной до указанной даты, подлежат приспособлению для доступа инвалидов при реконструкции и капитальном ремонте. Вопрос об установке пандусов, при необходимости, также необходимо решать в настоящее время. Для этого необходимо обратиться с письменным заявлением в местные органы по градостроительству и архитектуре (например, в Москве это Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции).

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии