Обеспечение ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации

Вопрос: 

При оформлении инвалидности я сумела заставить комиссию вписать в ИПР ходунки, вертикализатор, 4 пары ортопедической сложной обуви, санаторно-курортное лечение (СКЛ), ортезирование и памперсы. При обращении в ФСС мне дали направление только на получение ортопедической обуви (которую мы благополучно получили). Никакой путевки в течение 2006 года нам не дали. Также нам не дали памперсов, ходунков и ортезов. В этом году я вторично принесла заявление на СКЛ. Заявление приняли, но на мою просьбу принять заявление на памперсы, ходунки и ортезы в соответствии с ИПР и вновь полученным медико-техническим заключением, отказали, мотивируя полным отсутствием денег в ФСС. Я быстренько написала заявления на все эти вещи, зарегистрировала у секретаря, и уведомила заведующую ФСС о своем намерении подавать в суд на их действия. при этом честно сказала, что ничего личного никакой личной неприязни к ним не питаю. Имеет ли смысл тратить время и деньги и пытаться-таки отстаивать свои права? Есть ли где-то положительная арбитражная или судебная практика?

Ответ: 

Как стало понятно из сообщения, за срок действия ИПР родитель получил через Фонд социального страхования РФ (ФСС) только 4 пары ортопедической обуви. Однако, указанные в ИПР ребенка технические средства и санаторно-курортное лечение включены в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р):
- ходунки относятся к п. 6 Федерального перечня – «Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни»;
- вертикализатор относится к ортезам (п. 8 Федерального перечня) в соответствии с п. 2.3.2. Письма Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2006 N 2317-ВС Методические рекомендации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду»;
- ортезирование - п. 4 Федерального перечня;
- санаторно-курортное лечение – п. 3 Федерального перечня.

Поскольку перечисленные выше технические средства реабилитации указаны в Федеральном перечне реабилитационных услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, Фонд обязан производить их оплату. Таким образом, основания для обращения в суд у родителя определенно есть. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 ч.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Оспаривать в суде необходимо отказ ФСС в предоставлении санаторно-курортного лечения и технических средств реабилитации в соответствии с Федеральным перечнем. Но для этого родителю необходимо получить письменный отказ ФСС в предоставлении технических средств и санаторно-курортного лечения ребенку.

«Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета» - ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В законе также сказано, что если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду (ст. 11 ч. 6).

Т.е., родитель вправе самостоятельно обеспечить своего ребенка техническими средствами реабилитации, приобретя их за свой счет и получить в будущем компенсацию затрат на их приобретение. Либо родитель может обратиться сначала в ФСС, а затем и в суд, с требованием выплатить компенсацию на том основании, что указанное в ИПР техническое средство реабилитации не может быть предоставлено его ребенку.

Действие установленных законодательством льгот может быть парализовано исключительно только двумя возможными способами – это либо отмена данных льгот, либо приостановление их действия. Причем данные решения могут быть приняты только в форме федерального закона. Таким образом, отменить льготу одним лишь фактом отсутствия средств, необходимых для ее финансирования в законе о бюджете недопустимо.

Федеральным законом о бюджете не приостанавливалось финансирование льгот, предоставляемых ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» как в 2006, так и в 2007г. Соответственно, все принятые государством обязательства, гарантирующие получение инвалидами реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации, должны неукоснительно выполняться.

Свежим примером (от 11.04.2007г.) положительной судебной практики может служить решение Пресненского районного суда г. Москвы по заявлению Бондаренко О.В. в интересах несовершеннолетней Юковой П.И. о компенсации затрат на платные реабилитационные услуги, полученные в рамках ИПР. Материалы по судебной практике можно посмотреть на Сайте «Особое детство» / «Права» / «Информационная база» / папка «Судебная практика».

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии