Нормативы на жилплощадь при оформлении опеки

Вопрос: 

Мы хотим взять ребенка с синдромом Дауна на воспитание в семью. В органах опеки (по нашему месту жительства) нам дали положительное заключение, но заметили, что у нас мала жилплощадь. Хотелось бы знать, существуют ли сейчас нормативы на жилплощадь при усыновлении или/и для приемной семьи. Какие законы и нормативные документы существуют на эту тему? Юрист администрации нашего города ссылается на постановление совета местных депутатов и говорит, что на 1 человека должно быть 18 кв. м. У нас частный дом 53.4 кв. м. Проживают пока 5 человек. Но по этим нормативам выходит, что мало кто в состоянии усыновить ребенка!

Ответ: 

Действительно, к гражданам, намеревающимся усыновить ребёнка, возникает требование, чтобы они сразу имели возможность предоставить ребёнку жильё, отвечающее некоторому минимальному социальному стандарту.

Требования к усыновителям по жилищно-бытовым условиям устанавливает пункт 1 абз. 9 и 11 статьи 127 Семейного кодекса РФ (СК РФ), где зафиксировано:

«1 Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: …лиц, не имеющих постоянного места жительства;
…лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам…».

При рассмотрении конкретного дела суд (при усыновлении) в силу пункта 1.1 статьи 127 СК РФ вправе отступить от положений, закрепленных в абзаце одиннадцатом пункта 1 статьи 127 СК РФ, относительно наличия у усыновителя жилья, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в тех случаях, когда он с учетом интересов ребенка и других заслуживающих внимания обстоятельств придет к выводу о необходимости удовлетворения заявления об усыновлении (например, если ребенка усыновляет его родственник; до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем; усыновитель проживает в сельской местности и имеет подсобное хозяйство; усыновитель имеет жилье, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта). Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, должны быть отражены в решении суда (часть 4 статьи 198 ГПК РФ). Таким мотивом, в Вашем случае, несомненно, будет являться перспектива семейного воспитания по сравнению с интернатной формой воспитания, препятствующей полноценному развитию ребенка, особенного ребенка, для развития которого необходимо прикладывать дополнительные усилия. Семейный кодекс Российской Федерации в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка к основным началам (принципам) семейного законодательства относит принцип приоритета семейного воспитания ребенка (пункт 3 статьи 1) и закрепляет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (пункт 2 статьи 54). Правовой институт усыновления является одной из основных гарантий соблюдения этого важнейшего права ребенка в случае утраты им родительского попечения.

В новом Жилищном кодексе РФ (ЖК РФ) отсутствуют статьи, устанавливающие общие требования по благоустройству жилья и закрепляющие, как раньше, запрет на заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. Также ЖК РФ не содержит общего понятия «норма жилой площади» и устанавливает взамен неё в пункте 1 статьи 50 только «норму предоставления жилой площади» и только в случае социального найма. Установление величины нормы предоставления пунктом 2 этой же статьи отнесено к ведению органов местного самоуправления.

Проверка жилищно-бытовых условий усыновителя (приемного родителя) проводится по формальным признакам и фактическому состоянию. Для уточнения формальных данных усыновители (приемные родители) предоставляют: выписку из домовой книги; копию финансово-лицевого счёта, свидетельства либо другие документы, подтверждающие право собственности на жильё, в которых указаны основные параметры квартиры/дома; количество зарегистрированных на данной жилплощади людей и кто является владельцем какой доли жилья или ответственным квартиросъемщиком.

Фактическая часть проверки жилищно-бытовых условий осуществляется при обследовании жилищно-бытовых условий кандидатов органом опеки и попечительства. Поскольку желающие взять ребёнка в семью не обязаны предоставлять никаких других справок, кроме указанных выше, то обследование является основным элементом проверки. Обследование должно выявить фактическое состояние жилья, количество проживающих в нём людей, материальное положение семьи, санитарное состояние, наличие места для размещения ребёнка – место для занятий, сна, игр, оценить готовность будущих родителей создать нормальные условия для проживания и развития ребёнка. Специалисты органов опеки, социальный педагог школы, общественный инспектор - эти лица могут проводить обследование по поручению органов опеки и попечительства - обязаны осмотреть жильё и дать оценку его пригодности для проживания ребёнка.

Таким образом, для усыновителей (приемных родителей) не установлены нормативные ограничения по размеру и качеству жилья, а органы опеки обязаны руководствоваться нормами местного (регионального) законодательства:

1) при даче рекомендаций в суде быть усыновителями;
2) при даче заключения быть приемными родителями при решении вопроса о заключении соответствующего договора.

При отсутствии таких (местных, региональных) норм, суд (органы опеки и попечительства при заключении договора с приемными родителями) вправе самостоятельно решать вопрос о соответствии состояния жилья заявителей санитарным и техническим требованиям для усыновления (для оформления договора с приемными родителями).

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии