Компетенция ПМПК

Вопрос: 

Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) при решении вопроса об обучении в специальном (коррекционном) образовательном учреждении ребенка-инвалида с множественными нарушениями выдают заключение о направлении ребенка в учреждения социальной защиты. Но данные учреждения ни в коей мере не являются аналогом школы, куда можно ежедневно приводить ребенка на занятия и растить при этом его в семье.

Ответ: 

Право на образование "особого" ребенка убедительно закреплено в основополагающих российских нормативных актах: Конституции РФ (ст. 43), Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в РФ" (ст. 18), Законе РФ "Об образовании" (ст. 5, 50, 52).

В частности, Закон "Об образовании" в ст. 5 подтверждает право на получение образования независимо от состояния здоровья. Пункт 6 данной статьи указывает на обязанность государства создать для граждан с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", одним из основных направлений реабилитации инвалидов является их обучение и образование.

ПМПК дает заключение, на основании которого ребенок-инвалид направляется в специальное коррекционное учебное заведение, класс, группу (Закон "Об образовании" ст. 50 п. 10). Федеральных нормативных актов, детально регулирующих деятельность ПМПК, нет. Есть Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.07.2003 г. № 27/2967-6 "О психолого-медико-педагогической комиссии".

В соответствии с п. 5 этого письма, а также на основании Закона РФ "Об образовании" ПМПК лишь определяет специальные условия для получения образования детьми, имеющими нарушения развития и ни в коей мере не призвана определять, имеет ли ребенок право на образование, - оно, согласно Конституции РФ, принадлежит каждому. ПМПК должны содействовать и инициировать организацию условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, содействовать процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии (п. 6 Письма). ПМПК и органы управления образованием должны гарантировать доступность образования и не выставлять успешное выполнение тестов в качестве условия поступления детей в школы или детские сады.

Министерство образования не раз обращало внимание органов образования субъектов Федерации на недопустимость заключения о необучаемости ребенка, выносимого ПМПК. Такое решение противоречит пп. 1 и 6 ст. 5 Закона "Об образовании", в соответствии с которыми государство гарантирует гражданам получение образования "независимо от их состояния здоровья" и "создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов".

Федеральное законодательство не содержит каких-либо противопоказаний к обучению детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Напротив, п. 10 ст. 50 Закона РФ "Об образовании" и ряд иных правовых норм закрепляют право детей с отклонениями в развитии, включая детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта, на обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) при согласии их родителей (законных представителей).

В Письме Минобразования России № 01-50-25/32-05 от 21.01.2003 г. органам исполнительной власти субъектов Федерации, в частности, рекомендуется:

"Обеспечить неукоснительное соблюдение ст. 43 Конституции РФ и п. 10 ст. 50 Закона РФ "Об образовании" психолого-медико-педагогическими комиссиями при вынесении ими заключений в отношении детей-инвалидов, страдающих глубокой умственной отсталостью, не допуская при этом вынесения заключений, препятствующих осуществлению права на образование".

В инструктивном письме Министерства образования Российской Федерации от 03.04.2003 г. № 27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект" отмечено, что содержание образования в специальных классах и группах коррекционного учреждения направлено на решение таких задач, как "формирование представлений о себе; формирование навыков самообслуживания; формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде; формирование коммуникативных умений; обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности; обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников; овладение доступными образовательными уровнями".

К сожалению, сотрудники ПМПК, призванные гарантировать доступность образования и рекомендовать адекватное возможностям ребенка образовательное учреждение, очень часто заявляют родителям, что их детям с нарушениями развития учиться вообще ни к чему. При этом ПМПК не направляет ребенка в специальную (коррекционную) школу, мотивируя тем, что он не справится с учебной программой. Принимая меры по защите прав детей-инвалидов на образование, Министерство образования РФ направило в органы управления образованием субъектов Российской Федерации инструктивное письмо от 14.12.2000 № 3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования Росссии от 04.09.1997 г. № 48", в котором предложено, например, в составе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида открывать классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью.

Именно выводы ПМПК часто выступают основанием для отказа в приеме ребенка в школу. Обязанность данных комиссий заключается в содействии организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка (Инструктивное письмо Министерства образования РФ № 27/2967-6 от 14.07.2003 г. "О психолого-медико-педагогической комиссии, п. 6).

ПМПК не должна направлять ребенка в учреждение социальной защиты, так как в данном случае:

  1. не обеспечивается гарантированное законом право на образование;
  2. нарушается приоритет семейного воспитания (статья 54 Семейного кодекса РФ).

Таким образом, на ПМПК возлагается обязанность подобрать ребенку соответствующее образовательное учреждение при воспитании его в семье. Родители детей, которых признают на ПМПК необучаемыми, получая отказы в приеме ребенка в ту или иную школу, должны знать, что права их детей нарушаются.

Примечание: В Москве существует городская и окружные комиссии. Положение о городской комиссии по комплектованию специальных (коррекционных) школ 8 вида утверждено Приказом комитета здравоохранения Правительства Москвы и Московского комитета образования от 19, 21 декабря 1998 г. № 574/579.

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии