Форумы сайта Особое детство

этический кодекс близких людей особого ребенка

мамаПоли - 3-7-07 в 19:20

Не очень давно я получила письмо от владельца портала "Город Золотой"
В письме была просьба - помочь в написании этического кодекса близких людей особого ребенка.

В США работники социальных служб, занимающихся проблема инвалидов, разработали специальные правила для общения:

когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, который присутствует при разговоре;

когда вас знакомят с инвалидом, не бойтесь пожать ему руку (правую или левую), даже если ему трудно двигать рукой или он пользуется протезом;

когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами;

если вы предлагаете помощь инвалиду, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать;

обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми; называйте их по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы;

опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе; инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует;

когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно; будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу; не поправляйте его и не договаривайте за него; никогда не притворяйтесь, что вы понимаете его, если на самом деле это не так;

когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам легче будет разговаривать;

чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу; смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам; расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно;

если вы случайно допустили оплошность, не смущайтесь и постарайтесь ее загладить.


А у нас? Что вы думаете по этому поводу?
Давайте напишем все вместе этот кодекс

мамаПоли - 3-7-07 в 19:37

Цивилизованное общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если существует социальная изоляция инвалидов, если инвалиды не имеют равных условий и возможностей с другими людьми, если они лишены права жить независимо, осмысленно, активно. В 1948 году ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, которая провозглашала равенство прав "всех людей без исключения", но в нее не были включены разделы об отношении к инвалидам. В последующие годы прогнозы динамики роста численности инвалидов в мире, особенно активного трудового возраста, оказались весьма настораживающими. В среднем 10% жителей нашей планеты (около 500 млн. человек) имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности, и этот показатель постоянно растет. Происходит это главным образом за счет ухудшения здоровья населения Земли, а также расширения критериев определения инвалидности. В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины – более 44%, люди пожилого возраста – около 75%. В среднем каждая четвертая семья в мире имеет в своем составе инвалида. Не случайно в 1975 году ООН приняла Декларацию прав инвалидов, в которой говорилось: "Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной". В 1994 году в Основной Закон Германии (в стране в 1999 году по официальным данным насчитывалось 6,6 млн. инвалидов) была внесена поправка следующего содержания: "Никто не должен притесняться из-за своих недостатков (умственных или физических) ". В дальнейшем Кодекс социального законодательства был дополнен разделом "Реабилитация и участие инвалидов в жизни общества", который вступил в силу с 1 июля 2001 года. В этом разделе были обобщены юридические предписания, касающиеся вопросов реабилитации и обеспечения прав инвалидов. Особое внимание со стороны государства в Германии оказывается не только социальной защите и реабилитации инвалидов, но и предупреждению инвалидности, профилактике детской инвалидности, выявлению признаков инвалидности на ранней стадии, ранней реабилитации инвалидов, профессиональной подготовке и переподготовке инвалидов с учетом их физических возможностей, склонностей, профпригодности, опыта и др. Для этой цели служат специальные реабилитационные центры, специальные учебные заведения, в том числе заведения профтехобразования, особые тренировочные центры и пр., выделяются значительные средства.

Человека, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-нибудь врожденной аномалии, болезни, ранения, увечья в русском языке называют инвалидом (от лат. invalidus – бессильный, слабый). В немецком языке его называют behindert ("ограниченный в возможностях", от behindern – затруднять), а в английском – disabled: "неспособный" (выполнить определенные действия). Разные термины характеризуют и разное отношение. Как и любые меньшинства, права которых ущемляются большинством (согласно статистике, число инвалидов колеблется в пределах примерно 7-10% населения страны), инвалиды очень чувствительны к словам. Сказать о человеке, который передвигается с помощью коляски: "он прикован к инвалидной коляске...", – значит лишний раз подчеркнуть безнадежность его положения. А ведь можно сказать по другому – "он пользуется инвалидной коляской...". Человеку, который плохо слышит, сказать, что он "глухой, как пень" – значит отрицать возможность всякого общения с ним. У инвалидов существует свой язык общения, свой сленг, которым они пользуются между собой. Такие слова как "колясочник", "спинальник", "шейник" и др. они считают нормальными и необидными для себя. Но инвалиды не любят, когда эти термины употребляют применительно к ним другие люди.

Ola - 4-7-07 в 18:54

Очень важная тема, хорошо, что она возникла. Правила, работников социальных служб США довольно разумные, надо подумать, что нужно было бы добавить. Только вот очень трудно ничего не забыть - но наверное можно будет что-то добавлять, если ещё вспомнится.

oksanka - 18-11-09 в 15:30

наверное, не стоит в присутствии особого ребенка высказывать в различных формах мысль о "безнадежности"... Надежда у ребенка всегда должна быть, наверное...