Трудоустройство «особых» взрослых – что нужно и что мешает?

Публикуем предложения Благотворительного фонда помощи людям с нарушениями развития «Жизненный путь» по результатам заседания Круглого стола «Совершенствование медико-социальной помощи людям с нарушениями психического здоровья, их поэтапная лечебно-трудовая реабилитация и рациональное трудоустройство»:

По итогам состоявшегося 10 апреля круглого стола и на основании собственного опыта работы с гражданами с ментальной инвалидностью различной степени выраженности БФ «Жизненный путь» полагает важным отметить нижеследующие обстоятельства и внести соответствующие предложения.

1. Крайне важно, чтобы государственная политика в области трудовой реабилитации и трудоустройства граждан с психическими расстройствами проводилась не только в отношении граждан, являющихся пациентами медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, но и в отношении граждан, проживающих дома (в семьях), а также в стационарных организациях социального обслуживания для граждан с психическими расстройствами. Для этого необходимо обеспечить взаимодействие (в том числе путем межведомственного взаимодействия между органами власти в области медицины, социального обслуживания, образования и занятости) и преемственность между лечебно-трудовыми мастерскими, существующими или создаваемыми на базе медицинских организаций и организациями, осуществляющими трудоустройство, профессиональное обучение и/или трудовую реабилитацию таких граждан за их пределами, в том числе – социально ориентированными некоммерческими организациями.

2. Опыт работы с этой категорией граждан показывает, что для многих из них трудовая деятельность вообще либо в течение продолжительного периода возможна лишь при наличии сопровождения на рабочем месте, осуществляемого квалифицированными специалистами (не обязательно медиками). При этом даже для тех из них, кто в настоящее время не способен выполнять работу, которая по своей производительности и экономическому эффекту могла бы достойно оплачиваться на открытом рынке труда, сам факт трудовой деятельности позволяет в значительной степени повысить уровень социальной адаптации и улучшить самочувствие.

В этой связи представляется целесообразным использовать механизмы, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 20 указанного закона, получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей, предоставляются, в том числе, социально-трудовые услуги, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией.

При этом в примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. № 1236, включены лишь услуги по оказанию помощи в трудоустройстве, обучению трудовым навыкам и содействию в профессиональном образовании (обучении). Указанный перечень не является исчерпывающим, а конкретный перечень социально-трудовых услуг утверждается на уровне субъектов Российской Федерации. Приходится констатировать, что подавляющее большинство субъектов РФ ограничивается в своих перечнях услуг воспроизведением услуг из примерного перечня.

Однако включение в перечень социально-трудовых услуг таких услуг как постоянное (временное, регулярное) сопровождение на рабочем месте позволило бы существенно расширить круг получателей таких услуг и, как было указано выше, повысить их качество жизни и уровень социальной адаптации.

Кроме того, к оказанию таких услуг могли бы быть привлечены как СО НКО, уже в настоящий момент занимающиеся такого рода деятельностью, так и социальные предприниматели, готовые использовать труд таких инвалидов, но не имеющие возможности в настоящий момент обеспечить им необходимые уровень поддержки (сопровождения).

В этой связи представляется целесообразным рекомендовать Правительству России включить в вышеуказанный примерный перечень услуги по сопровождению на рабочем месте, а субъектам Российской Федерации – не дожидаясь этого включать соответствующие услуги в свои перечни услуг и разработать стандарты и тарифы соответствующих услуг. Также необходимо разработать профессиональный стандарт специалиста (специалистов) в области сопровождаемой трудовой деятельности для лиц с психическими расстройствами.

Со своей стороны, готовы, на основе собственного опыта и обобщения опыта СО НКО и социальных предпринимателей, оказать в такой работе методическую поддержку.

3. В городе Москве одним из препятствий для деятельности по трудоустройству граждан с психическими расстройствами является их опасение, что заключение ими трудового или аналогичного по смыслу гражданско-правового договора приведет к отмене (уменьшению) ежемесячной региональной доплаты к пенсии для неработающих пенсионеров. При том, что уверенности, что вознаграждение по такому договору сможет, тем более в среднесрочной перспективе, возместить эти потери у них нет (в том числе из-за нестабильности состояния психического здоровья таких граждан).

Несмотря на то, что законодательство г. Москвы в принципе предусматривает ежемесячную региональную доплату к пенсии для отдельных категорий работающих пенсионеров, в том числе для инвалидов 1 и 2 группы, независимо от места работы и занимаемой должности, а также инвалидов 3 группы, работающих в организациях, применяющих труд инвалидов, взаимодействующих с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, механизм назначения и расчета этих выплат непрозрачен, тем более для лиц с психическими расстройствами.

В этой связи представляется важным в явной форме, не оставляющей возможности для неоднозначного понимания и истолкования, зафиксировать в законодательстве г. Москвы, что трудоустройство инвалидов, страдающих психическими расстройствами, не повлечет для них уменьшения размера доплаты к пенсии и других социальных выплат и не потребует от них выполнения дополнительных бюрократических процедур и представления документов.

Во всяком случае, указанное правило должно распространяться на тех инвалидов с психическими расстройствами, кто признан нуждающимся в социально-трудовых услугах и/или лечебно-трудовой реабилитации по медицинским показаниям.

 

Директор БФ «Жизненный путь»                                                                               И.Н. Рожанский

Юрист                                                                                                                      П.Ю. Кантор

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии