Новые СанПиНы: тонкости организации обучения детей с РАС

В связи с принятием санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения обучающихся с ОВЗ (СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ОВЗ, далее – СанПиН) возникают вопросы по организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Возможности реального применения нового СанПиНа для организации обучения детей с РАС комментирует юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис.

Исходя из СанПиНа, дети с РАС могут обучаться только в условиях инклюзии. Однако надо понимать, что инклюзия – это не только обучение в среде сверстников без ОВЗ. Инклюзией считается и включение детей с определенными нарушениями развития в среду сверстников с иными нарушениями (отличными от нарушений этих детей), но имеющих сходные образовательные потребности. Обучение в среде сверстников без ОВЗ, исходя из федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598), предлагается для обучения ребенка с РАС по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС.

Второй вариант программы также может реализовываться в среде сверстников без ОВЗ. Однако возникает организационный вопрос. Обучение в начальной школе по 2-му варианту программы для детей с РАС предполагает пролонгированные сроки: 5 и 6 лет. Как школа будет обеспечивать обучение в среде сверстников без ОВЗ, если программа  их обучения рассчитана на 4 года?

Обратимся к Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015). Согласно его нормам учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, могут обучаться совместно с учащимися с задержкой психического развития, а учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью, могут обучаться совместно с обучающимися с умственной отсталостью, но не более одного ребенка в один класс.

Если сопоставить нормы Порядка с требованиями СанПиНа, то получается, что ребенок с РАС по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС может обучаться в классе для детей с ЗПР (СанПиН предусматривает, что класс для детей с ЗПР по 2-му варианту программы составляет не более 12 обучающихся, что соответствует требованиям к общей наполняемости класса при включении в него обучающихся с РАС). Отметим также, что обучение детей с ЗПР по 2-му варианту образовательной программы в соответствии с федеральными стандартами предусмотрено в течение 5 лет за счет введения первого дополнительного класса. Это также подтверждает цель законодателя: ребенок с РАС по 2-му варианту программы включается в класс для детей с ЗПР (обеспечиваются пролонгированные сроки обучения).

Что касается 3-го варианта образовательной программы для детей с РАС, то сопоставление норм Порядка и СанПиН предполагает включение ребенка с РАС в класс обучающихся с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Требования к общей наполняемости класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью – не более 12 обучающихся. При включении в такой класс ребенка с РАС требования к общей наполняемости ужесточаются: не более 9 обучающихся в классе. Обучение также предполагает пролонгированные сроки и для обучающихся с умственной отсталостью, и для обучающихся с РАС (в соответствии с федеральными стандартами).

Аналогично получается вывод и об обучении детей с РАС по 4-му варианту образовательной программы. Ребенок с РАС в таком случае включается в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) – не более 5 обучающихся в классе.

Таким образом, включение ребенка с РАС в обычный класс реально осуществимо только при наличии заключения ПМПК об обучении по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС. При этом СанПиН устанавливает ограничения общей наполняемости класса: не более 20 обучающихся при включении в класс одного обучающегося с РАС, не более 15 – при включении в класс двух обучающихся с РАС.

В остальных случаях инклюзия может быть иного характера. В класс для детей с ЗПР включаются не более двух обучающихся с РАС с заключением ПМПК об обучении по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС. Такой класс может быть организован в обычной школе. Дети с РАС по 3-му варианту включаются в класс для детей с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями), а по 4-му варианту – в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) при соответствующих заключениях ПМПК.

Необходимо отметить, что при наличии ресурсов и желания регионы могут организовывать обычные классы с численностью 12 обучающихся, в которые включать детей с РАС по 2-му варианту. Однако представить это в реальности трудно.

Категория:

Комментарии

  • Наталья. 20:28, 20.02.2016.

    С какого момента начинает действовать этот санпин? Это - закон? У меня рабенка с РАС вывели из класса ОВЗ (7 человек) на индивидуальное образование. Что предпринять?

    Ссылка
  • Екатерина. 12:54, 28.02.2016.

    Доброго времени суток! Хочу, пользуясь случаем, поблагодарить вас за организацию этого замечательного и очень полезного для нас ресурса. Тема нового СанПина для нас очень актуальна. У меня сын, сейчас ему 6,5 лет. Диагноз атипичный аутизм без умственной отсталости, ЗПР. Очень хотели бы, чтобы ребенок учился в инклюзии. Только я, прочитав статью, не совсем поняла, что изменилось. Дети с ЗПР по прежнему должны учится только в классе для детей с ЗПР, дети с умственнй отсталостью, только в классе для детей с умственной отсталостью - это обучение в школах 8 и 7 вида или классе КРО. Классы коррекции существовали и раньше в рамках обычных школ. Отдельных классов для детей с аутизмом у нас никогда не было. А ресурсы школ всегда ограничены. Может быть я чего то недопонимаю, но это, скорее возвращение к коррекционному образованию, чем к инклюзии. То есть, я так понимаю, что в школе просто могут сказать, что у нас нет возможности взять вас в класс с нормотипичными детьми и с этим ничего не поделаешь?

    Ссылка
  • Надежда (администратор). 23:45, 01.03.2016.

    Отвечает юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

    Наталья, Федеральный стандарт начального образования для обучающихся с ОВЗ применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Т.е. требования, предусмотренные стандартом, должны исполняться в отношении  детей,  начинающих обучение в школе в 2016 году. СанПиН для организации обучения детей с ОВЗ вступает в силу с 1 сентября 2016 г. также.

    "Вывод" Вашего ребенка из класса с ОВЗ не может быть связан с рассматриваемыми документами. Как происходил вывод ребенка, по каким мотивам?

    Ссылка
  • Надежда (администратор). 23:49, 01.03.2016.

    Отвечает юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

    Екатерина, Федеральный стандарт начального образования для обучающихся с ОВЗ применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Т.е. требования, предусмотренные стандартом, должны исполняться в отношении детей, начинающих обучение в школе в 2016 году. СанПиН для организации обучения детей с ОВЗ вступает в силу с 1 сентября 2016 г. также.

    На Ваш вопрос «Может быть я чего то недопонимаю, но это, скорее возвращение к коррекционному образованию, чем к инклюзии.» необходимо пояснить следующее.

    Вследствие того, что вопрос обучения детей с ОВЗ активно обсуждается последнее время, и особенно часто поднимается вопрос об инклюзии, возникло искаженное представление о целях законодателя, которые были заданы новым федеральным законом об образовании, принятым в конце 2012 году.

    Ликвидация коррекционного образования не являлась целью законодателя. Правительство неоднократно высказывалось по этому вопросу (например, письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07).

    Целью является «в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.» Т.е. чтобы любой ребенок мог получать образование в тех условиях, которые ему необходимы, в рамках имеющейся образовательной инфраструктуры.

    Надо отметить, что далеко не во всех регионах, населенных пунктах дети с аутизмом получали образование. В обычных классах не предусматривалось создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ. И даже если действовали декларативные нормы о создании условий для обучения, реальные механизмы обеспечения таких условий не были установлены.

    Действительно СанПиНы задают в отношении включения детей с аутизмом в группы детей достаточно жесткие требования. Но это вызвано объективными причинами, здесь учитываются интересы и детей с РАС, и детей, в группу которых такой ребенок включается, и возможности педагога.

    Соблюдение требований СанПиНов к общей наполняемости класса обязательно, но все мы знаем, что в настоящее время найти обычный класс в обычной школе с наполняемостью не более 25 человек (а именно такое требование к наполняемости обычных классов установлено) достаточно сложно. На нарушение такого требования государственные органы закрывают глаза, т.к. обеспечение права на образование все-таки приоритетнее соблюдения требования о наполняемости класса. И средняя наполняемость класса 28-30 человек – привычное явление.

    Не сомневаюсь, что образовательные организации будут активно использовать ограничения СанПиНов для того, чтобы отказывать в приеме в класс ребенка с РАС. Преодоление нежелания школ «брать» детей с РАС может оказаться нелегким. Однако норма закона об обеспечении равного доступа к образованию здесь приоритетнее. Поэтому, если даже в классе уже 24 ученика (а не 20, как предусмотрено СанПиНом при включении в обычный класс ученика с РАС), при желании администрации школы ребенок с РАС может быть принят в такой класс.

    Также необходимо обратить внимание, что вариант программы обучения (1,2,3,4) определяется ПМПК. Таким образом при наличии заключения ПМПК с рекомендацией об обучении по 1 варианту программы отказать в приеме в обычный класс крайне сложно. Формально надо просить письменный отказ (напишут «нет мест»). В этом случае должно последовать обращение в орган образования за содействием в устройстве в школу, ближайшую к месту жительства ребенка, в соответствии с заключением ПМПК. И не исключено, что орган образования решит, что вполне можно взять ребенка с РАС в класс, в котором уже более 20 обучающихся. Главное в этом процессе – регистрировать заявление о приеме в школу надлежащим образом. Зачисление в школу осуществляется в порядке поступления заявлений с необходимыми документами. Поэтому при своевременном обращении в школу предположить, что заявление о приеме в школу ребенка с РАС окажется последним, когда численность класса уже перевалила за 20 человек, крайне сложно. Прием заявлений о приеме в школу детей с ОВЗ осуществляется в общем порядке, отдельная очередь формироваться не должна (это нарушение порядка, установленного законодательством). Другой вопрос, что школа должна знать, что принимает ребенка с ОВЗ, чтобы как раз пытаться соблюдать требования СанПиНов.

    Ссылка
  • Екатерина. 23:56, 04.03.2016.

    Надежда, спасибо большое за подробные пояснения.


     

    Ссылка
  • Ольга Смирнова. 14:38, 07.07.2016.

    Здравствуйте, правильно ли я поняла, что в соответствии с новыми СанПиН, ребёнокс с РАС, которому рекомендовано обучаться по программе 8.3 или 8.4, может обучаться в классе с детьми без ОВЗ наполняемостью 9 и 6 человек соответственно? Имею ли я право требовать от администрации школы или органов образования открыть такой класс?

    Ссылка
  • Анна. 20:30, 20.09.2016.


    Уважаемая Елена! В своем комментарии вы трактуете понятие "инклюзия" в том числе и как включение детей в среду сверстников с иными нарушениями развития. Мы нигде не встречали такого определения. Пожалуйста, поясните, на что вы опираетесь, когда это говорите? Хотелось бы ссылок на нормативные документы, таким образом объясняющие инклюзию.

    Спасибо!

    Ссылка
  • Татьяна Вишнягова. 21:15, 18.10.2016.

    Здравствуйте, Надежда. Первый год обучаю слабовидящих детей. Пытаюсь создать рабочую программу. Подскажите, как часто по нормам необходимо пересаживать таких детей?. Заранее благодарю.

    Ссылка
  • Павел Кантор. 14:16, 06.03.2017.

    По вопросам разработки программы образования для слабовидящих детей Вам следует взаимодействовать со специалистами в этой сфере – тифлопедагогами и т.п. Что касается нормативного регулирования, то согласно СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", для слабовидящих обучающихся начального общего образования при различных видах учебной деятельности продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не должна превышать 10 минут; для слабовидящих обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего образования, - не более 15 минут. Обучающиеся с остаточным зрением для усвоения учебной информации по рельефной системе Брайля должны чередовать не менее 2-х раз за урок тактильное восприятие информации с непрерывной зрительной работой по 5 минут.

    Каких-то специальных требований именно к пересадке таких детей, кроме общих правил установленных  СанПиН 2.4.2.2821-10 (не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту), мне не известно.

    Ссылка
  • Надежда (администратор). 22:18, 06.03.2017.

    Татьяна, посмотрите, пожалуйста, ответ Павла Кантора на следующей странице комментариев!

    Ссылка
  • Надежда (администратор). 23:19, 10.01.2017.

    Отвечает юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

    Анна, добрый день!

    К сожалению Федеральный закон «Об образовании в РФ» не дает определения термина «инклюзия». Инклюзивное образование определено в законе как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

    Если обратиться к СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26), то приложение 1 «Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ» предусматривает обучение ряда категорий обучающихся в условиях инклюзии: по первому варианту образовательной программы все категории обучающихся учатся в условиях инклюзии совместно со сверстниками без ограниченных возможностей здоровья, обучающиеся с расстройствами аутистического спектра обучаются по всем вариантам образовательной программы в условиях инклюзии (не более 2 обучающихся с РАС в один класс (группу), при этом  инклюзия может быть в среде обучающихся с ЗПР, с умственной отсталостью. Если обратиться к Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015), то в нем определено, в каких случаях допускается «совместное обучение» детей с разными нарушениями развития: например, п. 26 предусматривает совместное обучение слепых и слабовидящих учащихся, а также учащихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении, п. 29 - совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, и совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью.

     Тем самым «инклюзия» в рамках российского законодательства – это возможность обучения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья не в отдельных классах, группах, школах для обучающихся, имеющих тождественные нарушения здоровья, а в среде обучающихся, не имеющих нарушений здоровья или имеющих иные нарушения здоровья, но со сходными образовательными потребностями. Например, слепой ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей может обучаться в классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и созданием специальных условий обучения в связи со слепотой или наоборот. Это является инклюзией. Т.е. не обязательно создавать отдельный класс, школу для слепых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Достаточно включить ребенка в среду детей со сходными образовательными потребностями и создать дополнительные условия для обучения, обусловленные особенными образовательными потребностями. Такой же механизм инклюзии и в среде здоровых сверстников.

    Отмечу, что вводя регулирование возможности обучения в условиях инклюзии, законодатель тем самым создает «границы» усмотрения образовательных организаций при формировании классов (групп) обучающихся в целях зашиты прав всех участников образовательного процесса.  Законодатель не обозначил полные границы инклюзии, что дает образовательной организации достаточную свободу в организации образовательного процесса в зависимости от особенностей обучающихся. Законодательство дает возможности включения любого ребенка с любыми образовательными потребностями в образовательный процесс. Например, ученику, который в соответствии с нормативами не подлежит включению в состав класса, составляется индивидуальный учебный план, в соответствии с которым он присутствует на отдельных уроках этого класса. Это тоже инклюзия, обеспечение доступа к образованию с учетом разнообразия образовательных потребностей и возможностей.

    Необходимо упомянуть и о том, что создание отдельного класса для детей с ограниченными возможностями здоровья в обычной школе – это тоже инклюзия. Обучающиеся с ограниченными возможностями оказываются в обычной социальной среде, но при этом им обеспечивается специальная образовательная среда.

    Ссылка
  • Надежда (администратор). 23:27, 10.01.2017.

    Отвечает юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

    Ольга Смирнова, добрый день!

    Образовательная деятельность организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся с ОВЗ.

    Отмечу, что классы формируются так, чтобы процесс обучения для всех его участников был максимально эффективным. Если обратиться к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ, то станет понятным, что только вариант программы 8.1. предполагает обучение детей с РАС в условиях инклюзии в среде здоровых детей. Результаты обучения по вариантам программы 8.3. и 8.4.  не сопоставимы с результатами обучения по программе 8.1. Обучающийся по программе 8.3. или 8.4. не рассматривается как обучающийся, имеющий сходные образовательные потребности с обычно развивающимися детьми, в связи с чем его включение в класс с ними скорее нерационально. Хотя теоретически предположить, что школа откроет класс, состоящий из 9 детей без нарушений развития и одного ребенка с РАС, можно. В этом случае в классе будут реализовываться две разные образовательные программы, и должны быть обеспечены условия для эффективного обучения всех детей, что может быть дорогим удовольствием для школы. Предположить, что школа пойдет на открытие такого класса по требованию родителей, очень сложно. Скорее такая ситуация возможна в малокомплектных школах, в целях более рациональной организации образовательного процесса.  

    Обучающиеся по вариантам программы 8.3. и 8.4. подлежат включению в класс с обучающимися со сходными образовательными потребностями – с легкой умственной отсталостью и умственной отсталостью других видов, множественными нарушениями развития соответственно. Для детей с РАС в таких классах также должны создаваться специальные условия, обусловленные их особенными образовательными потребностями. Т.е. семьи, получившие заключения ПМПК с рекомендациями обучения по указанным вариантам адаптированной образовательной программы для обучающихся с РАС, должны обращаться в школы, в которых реализуются образовательные программы для детей с умственной отсталостью. Школа не может отказать в приеме с такими заключениями ПМПК. До настоящего времени мы сталкиваемся с ситуациями, когда школы, в которых функционируют классы для детей с умственной отсталостью, считают, что они не обязаны принимать детей с РАС, которым рекомендовано обучение по вариантам образовательной программы 8.3. и 8.4. Новые требования к образованию обучающихся с ОВЗ и перестройка системы образования – дело непростое. Родителям приходится выступать проводниками новых требований законодательства.

    Ссылка
  • Ольга. 09:31, 21.02.2017.

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как обучать ученицу 8 класса с диагнозом умственная отсталость в условиях инклюзивного обучения? До 8 класса обучалась надомно не в пролонгированные сроки обучения. В общем классе без нее 13 учащихся. По СанПиН 2.4.2.3286-15 мне не совсем понятно, стоит прочерк: не сказано про предельную наполняемость и не указано количество таких учащихся,т.е. без ограничений (что не написано) или для нее нет таких вариантов (что так же не неписано) и необходимо ее обучать отдельно?

    Ссылка
  • Надежда (администратор). 16:15, 05.06.2017.

    Отвечает юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

    Ольга, добрый день! Уточните, пожалуйста, что указано в заключении ПМПК и по какой программе ребенок обучался на дому. Для детей с умственной отсталостью не предусмотрено инклюзии в обычном классе. Поэтому в стандартах отсутствуют ограничения предельной наполняемости обычных классов при обучении в них ребенка с умственной отсталостью. Это возможно как исключительное организационное решение, если в населенном пункте отсутствуют отдельные классы для детей с умственной отсталостью. Если все-таки такое решение принято (ребенок для обучения по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью зачислен в обычный класс), то при сложностях с организацией непосредственного обучения школе целесообразно обращаться за методической помощью в ПМПК, в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (такие центры в соответствии со статьей 42 Федерального закона "Об образовании в РФ" должны оказывать методическую помощь школам) для получения помощи в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся. При отсутствии в школе необходимых для проведения коррекционной работы с ребенком специалистов возможна сетевая форма организации обучения, при которой для реализации образовательной программы  привлекаются специалисты других организаций (статья 15 Федерального закона "Об образовании в РФ").
    Результаты образования по программам для обучающихся с умственной отсталостью и по обычным программам разные. В результате обучения по программам для обучающихся с умственной отсталостью ребенок не получает цензового образования, аттестата. Поэтому и содержание программ критически разное. Обучении ребенка по программе для обучающихся с умственной отсталостью в обычном классе скорее возможно только по индивидуальному учебному плану.

    Ссылка
  • Анна. 15:34, 13.03.2017.

    Здраствуйте. В школе говорят, что открывают пролонгированный 1 класс как понять, что это за класс? 

    Ссылка
  • Мария. 22:13, 06.05.2017.

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как быть в нашей ситуации. Директор принял решение об открытии класса для детей с РАС. Планируется, что в классе бедет 5 детей с программой 8.2 и 8.3. Как быть в данном случае с Новыми Санпинами, ведь они только для инклюзии??? Грозит ли какой-то штраф, если придет проверка РОСПОТРЕБНОДЗОРА  или открытие такого класса будет правомерно?  Насколько я знаю, пребывание детей с ОВЗ в данном случае может регламинтироваться Локальным актом, который не противоречит законодательству. Так ли это?

    Ссылка
  • Наталья. 19:03, 30.08.2017.

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, дети с ЗПР и УО, которые не обучаются по ФГОС (1-2 класс), должны иметь в учебном плане внеурочную деятельность, согласно новому СанПин?

    Ссылка

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии