Все – за получением социальных услуг!

Мы уже обсуждали, что запуск Закона об основах социального обслуживания – в наших руках («спасение утопающего…»)  Опытный юрист Елена Митюшкина, досконально изучив Закон, отважно взялась составить пробное Руководство для потенциального получателя социальных услуг о том, как их все-таки получить. С учетом законодательных новелл – тема весьма объемная, в рамках краткого текста  охватить все ее стороны нелегко. Однако надо с чего-то начинать – а практика внесет свои коррективы, и мы их надеемся обязательно отразить в дальнейшем. На данном этапе (при отсутствии правоприменительной практики) порядок действий выглядит так (в качестве примера выбрана Москва). (Большинство документов, упоминаемых в Руководстве, можно найти в правовом Навигаторе.)

С учетом того, что вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, порядок действий в получении социальных услуг необходимо рассматривать как в рамках федерального законодательства, так и регионального.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) установлены основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Субъектами РФ принимаются нормативные правовые акты (НПА) с учетом установленных 442-ФЗ полномочий в этой сфере. Так, вопросы предоставления социальных услуг в Москве регулируются постановлением Правительства Москвы № 829-ПП от 26.12.2014 г. № 829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве», которым утверждены Порядок предоставления гражданам социальных услуг в Москве, Состав социальных услуг и требования к стандартам социальных услуг и др. документы.

С учетом небольшого времени действия 442-ФЗ и только создающейся правоприменительной практики, НПА субъектов РФ в рассматриваемой сфере необходимо сопоставлять с 442-ФЗ, так как ранее на практике имели место случаи ненадлежащего нормативного правового регулирования со стороны органов субъектов РФ. Причиной этого, чаще всего, являлась правовая неопределенность отдельных положений федерального законодательства (несовершенство закона), что влечет за собой выход субъектами РФ  за рамки установленной компетенции и др. Достаточно часто такие «нестыковки» встречались и в НПА Москвы…

(Интересны оказались и Административные регламенты предоставления государственной услуги по признанию гражданина, нуждающимся в социальном обслуживании, утвержденные в субъектах РФ (в Москве подобного административного регламента найти не удалось). Практика показывала, что  административные регламенты – полезные документы. – Прим. Е.М.)

1. Ознакомление гражданина с информацией о своих правах и обязанностях в сфере получения социальных услуг

(на примере Москвы)

1.1.  В соответствии с Законом, гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Перечень таких обстоятельств установлен Законом, при этом  субъекты РФ наделены полномочиями дополнять данный перечень иными обстоятельствами, признанными ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан, путем принятия соответствующих региональных НПА (ст. 15).

1.2. В соответствии со ст. 9 Закона получатели социальных услуг имеют право на бесплатное получение в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг.

1.3. Обеспечение бесплатного доступа к информации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания (ст. 8 Закона).

В Москве право на получение информации реализуется путем  издания и распространения среди населения печатной продукции: памятки, буклеты, брошюры, листовки) о видах и порядке предоставления соцуслуг. Информация о правах и обязанностях получателей и поставщиков социальных услуг, порядке их взаимодействия размещается на информационных стендах в органах и организациях социального обслуживания населения. Действует «горячая линия» Департамента социальной защиты населения города Москвы по вопросам предоставления соцуслуг жителям Москвы, информация размещается на официальных порталах Департамента, органов и организаций соцзащиты населения города Москвы.

2. Подача заявления о предоставлении социальных услуг

2.1. В соответствии со ст. 14 Закона основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания (либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия).

Обращает на себя внимание следующее.

В статье 14 указан «законный представитель». Случаи законного представительства исчерпывающе установлены законодательством. Вместе с тем, ГК РФ предусматривает возможность передачи лицом своих полномочий другому (уполномоченному) лицу на основании  выданной в установленном порядке доверенности на представление своих интересов. Исходя из  ст. 14 Закона, никто, кроме законных представителей, не может подать заявление. Учитывая существующие в жизни, например, родителей с особыми детьми, проблемы, связанные с невозможностью оставления своего ребенка одного дома, данная норма лишает родителей возможности поручить другому лицу подать заявление о предоставлении социальных услуг. Вместе с тем, ППМ № 829-ПП установлено, что «интересы гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании, могут представлять иные лица, уполномоченные гражданином в установленном порядке (уполномоченное лицо).

2.2. Форма заявления утверждена Приказом Министерства  труда и социальной защиты РФ от 28.03.2014 г. № 159н. (форма заявления размещена на сайте Министерства, должна размещаться на информационных стендах в органах и организациях социального обслуживания населения).

2.3. Получатели социальных услуг обязаны в соответствии с НПА субъекта РФ предоставлять сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг (ст. 10 Закона).

В Москве перечень документов, которые предоставляются гражданином либо его уполномоченным лицом при обращении о предоставлении социального обслуживания в управление соцзащиты населения по месту жительства гражданина в городе Москве, установлен п.п. 2.2 - 2.4 Порядка предоставления гражданам социальных услуг в городе Москве, утвержденным ППМ № 829-ПП от 26.12.2014 г. «О социальном обслуживании граждан в городе Москве».

(Интересно было бы узнать: можно ли подавать заявления  о предоставлении социальных услуг на портале госуслуг? в МФЦ? действует ли принцип экстерриториальности? – Прим. Е.М.)

2.4. Уполномоченный орган (на примере Москвы – ППМ № 829-ПП от 26.12.2014 г. ):

-  регистрирует заявление с приложениями (в день обращения);

- осуществляет проверку представленных сведений (не позднее 2-х рабочих дней со дня регистрации заявления);

- устанавливает размер среднедушевого дохода гражданина, организует обследование материально-бытовых и социальных условий проживания гражданина по месту его жительства, по результатам которого составляет акт обследования по утвержденной форме (в срок не позднее трех рабочих дней со дня регистрации заявления);

- принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления (ст. 15 Закона) (в Москве - в срок не позднее двух рабочих дней со дня завершения вышеперечисленных мероприятий);

- о принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме (ст. 15 Закона) (в Москве – «уведомляет гражданина либо его уполномоченное лицо в срок не позднее двух рабочих дней со дня принятия решения с приложением копии решения способом, обеспечивающим подтверждение получения данных документов»).

2.5. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно (ст. 15 Закона). В Москве: «При обращении в уполномоченный орган гражданина, нуждающегося в предоставлении срочных социальных услуг, либо получении уполномоченным органом информации о гражданине, нуждающемся в предоставлении срочных социальных услуг, решение о предоставлении срочных социальных услуг принимается уполномоченным органом безотлагательно». (Интересно узнать, чем не понравилось московской власти слово «немедленно» и в чем смысл его замены на                  «безотлагательно»…Прим. Е.М.)

2.6. В соответствии со ст. 15 Закона решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.

(С 15 сентября 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ от 8 марта 2015 г., в соответствии с которым  суды рассматривают и разрешают административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. – Прим. Е.М. )

Есть еще и досудебный порядок обжалования принятых решений – через надзорные и контролирующие органы.

3. Составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг

3.1. После принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (в Москве - не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения) органом соцзащиты составляется, исходя из потребности получателя в социальных услугах, индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее – ИП), один экземпляр которой передается гражданину (уполномоченному лицу) (в Москве -  не позднее двух рабочих дней со дня составления).

Форма ИП предоставления социальных услуг утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.11.2014 г. № 874н.

ИП является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению

3.2. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер (ст. 16 Закона).

3.3.  В соответствии со ст. 9 Закона получатели социальных услуг имеют право на участие в составлении индивидуальных программ (при этом процедура такого участия не определена ни Законом, ни НПА МосквыПрим. Е.М.).

3.4. Для предоставления срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи ИП уполномоченным органом не составляется.

4. Обращения гражданина к поставщику социальных услуг для заключения договора о предоставлении социальных услуг

4.1. Гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании и получивший ИП, выбирает поставщика социальных услуг в Реестре поставщиков социальных услуг и обращается к нему для заключения договора о предоставлении социальных услуг.

В Москве обращение получателя социальных услуг к поставщику социальных услуг для заключения договора осуществляется в срок не позднее 180 календарных дней со дня принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и не позднее истечения половины срока предоставления социальных услуг, который указан в решении о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и индивидуальной программе.

4.2. Поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивают доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети Интернет, в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания (ст. 13 Закона).

На сайте Департамента социальной защиты населения города Москвы размещен «Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы». Реестр включает в себя: наименования поставщиков, их почтовые адреса, сайты в сети Интернет, телефоны, перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг (на дому, полустационарная, стационарная), информацию об условиях предоставления социальных услуг, информацию о результатах проведенных проверок, информацию об опыте работы поставщика социальных услуг и др. сведения, позволяющие гражданину выбрать для себя поставщика соответствующих соцуслуг, определенных ИП.

Также на сайте указанного Департамента размещен «Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы (информация об учреждениях, работающих с семьями с детьми)».

5. Договор о предоставлении социальных услуг

5.1. Для заключения договора с поставщиком социальных услуг гражданин (уполномоченное лицо) предоставляет копию решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и индивидуальную программу (в Москве договор заключается в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обращения гражданина к поставщику социальных услуг с указанными документами).

5.2. Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления ИП поставщику социальных услуг (ст. 17 Закона).

(В ППМ № 829-ПП отсутствует эта важная норма о начале предоставления услуг по заключенному договору. Можно допустить, что в московской  практике может возникать ситуация, когда договором будет предусмотрена иная дата начала предоставления услуг, так как в ст. 17 Закона установлено, что отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации – а в соответствии с ГК РФ дата исполнения договора устанавливается по соглашению сторон. – Прим. Е.М.)

5.3. Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.11.2014 г. № 874н.

5.4. Для предоставления срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи договор не заключается. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе социальных услуг и поставщике социальных услуг, предоставленных срочных социальных услугах, сроках, дате и условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью получателя социальных услуг.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии