Сопровождаемое проживание людей с инвалидностью обсуждалось на Всероссийском форуме социальных работников

27 марта в Ярославле прошел Всероссийский форум социальных работников. Среди вопросов, поднятых на форуме, прозвучала и тема поддерживаемого проживания людей с инвалидностью – с рассказом об опыте Псковской области выступил директор псковского Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения, член Общественной палаты РФ Андрей Царев. По его словам, психоневрологические интернаты, даже самые хорошие, — это клетка, выходом из которой может стать программа сопровождаемого проживания.

Как отметил Андрей Царев, несмотря на то, что индивидуальная поддержка инвалидов на дому более удобна для людей и экономически более выгодна, эта форма социального обслуживания пока практически не распространена. По его словам, сейчас весь пакет социальных услуг инвалид может получить только в стационаре, так как финансируются не сами услуги, а учреждения, которые их предоставляют. Чтобы изменить это, по мнению Андрея Царева, нужны поправки в законодательство для возможности оказания адресной поддержки, а также равноправие между некоммерческими организациями, оказывающими такие услуги, и государственными учреждениями. Также директор псковского ЦЛП отметил, что необходимо тщательно готовить и мотивировать социальных работников, работающих с инвалидами. Для этого Андрей Царев предложил разработать «Национальную стратегию действий в интересах людей с инвалидностью», аналогично уже существующей «Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста».

Как можно уже сейчас начать улучшать жизнь людей в интернатах? Вот что думают об этом сотрудники правовой группы  московского Центра лечебной педагогики:

О путях эффективного реформирования интернатов

1. Основные проблемы интернатов (взрослых и детских) в их действующем виде:
– нацеленность на сегрегацию, а не интеграцию проживающих;
– конфликт интересов (законный представитель – опекун и исполнитель соц. услуг в одном лице, сам себя контролирует);
– отсутствие стимулов для предоставления качественных социальных услуг.

2. Все это приводит к крайней закрытости интернатов от общества. В результате:
– как и в любых закрытых сообществах, там поддерживается почва для дедовщины и насилия, передающихся «по наследству» – от старших к младшим;
– проживающие тотально поражены в правах: конфликт интересов часто ведет к тому, что люди не получают необходимых медицинской помощи, реабилитации, образования, возможности достойно трудиться и социализироваться;
– в закрытых сообществах малоэффективны традиционные формы контроля, в том числе и общественный; жалобы проживающих не имеют шанса выйти «наружу».

3. Экстенсивный путь (строительство новых интернатов и финансовая поддержка существующих) проблемы не решает, поскольку не предлагает способа преодолеть закрытость. Он вступает в противоречие с основными трендами нового закона о соц. обслуживании: приоритета социального обслуживания на дому и развития альтернативных форм жизнеустройства – поддерживаемого проживания. Средства, выделяемые на расширение интернатов, могли бы быть использованы в конкурентной борьбе с альтернативными формами – тогда это всем пойдет на пользу и вырастет качество услуг.

4. Кардинальный выход – диверсификация социальных услуг и опеки, ведущие к созданию конкурентной среды и ликвидации конфликта интересов.

А. Диверсификация социальных услуг закреплена законодательно – ее предусматривает новый закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»:
приоритетными формами социального обслуживания названы нестационарные формы. Однако органы социальной защиты в регионах еще не перешли на новые рельсы. Они нуждаются в поддержке, чтобы развернуться и начать предлагать получателям необходимый для жизни набор услуг в нестационарных формах – ведь такие услуги значительно дешевле (не нужно финансировать землю, здания, сооружение, персонал);
закон предлагает финансировать конкретные услуги, оказываемые получателю. Регионам надо помочь ввести это в практику, чтобы средства работали эффективно, а не  засасывались в «интернатную» прорву;
СО НКО поставлены законом в равные с госорганизациями условия оказывать социальные услуги и получать на них финансирование. Поэтому надо срочно создавать реестры поставщиков, а не привлекать к оказанию социальных услуг по старинке исключительно государственных поставщиков.
Федеральный Закон носит рамочный характер; в этой сфере очень многое зависит от воли и разума регионов. Регионы же будут смотреть на сигналы, которые дает Федерация. Поэтому так важно, чтобы федеральные программы серьезно поддержали движение в развитие новых позиций законодательства, а не вспять.

Б. Диверсификация опеки состоит в создании и введении в действие механизмов, обеспечивающих проживающим в интернатах детям и взрослым «внешнего опекуна» – физическое лицо или организацию, выполняющих функции опеки по отношению к проживающим в отдельных сферах их жизни: медицинских услугах, реабилитации, образовании, организации поддерживаемого трудоустройства, досуга, социализации. Внешний опекун в конкретной сфере будет иметь все полномочия и ответственность опекуна. Это позволит преодолеть «конфликт интересов»: заказчиком услуг станет ответственный человек со стороны, он выберет наиболее эффективные услуги для своего подопечного и организует в полной мере реализацию конкретных прав подопечного.

Законопроект, предлагающий подобные механизмы, готовится к внесению Советом Федерации.

5. Срочные реальные шаги, которые могут предпринять местные власти для преодоления закрытости интернатов, не дожидаясь введения в действие механизмов диверсификации социального обслуживания и опеки, – разнесение заказа и исполнения услуг:
– социальное обслуживание в интернатах ограничить непосредственно стационарными услугами: предоставлением крова, питания и жизнеобеспечения, обеспечивающим нормальный микросоциум семейного типа. Все остальные услуги необходимо вывести наружу;
– медицинское обслуживание должна осуществлять медицинская организация извне – тогда точно будет понятно, кто отвечает за здоровье проживающих. Из этого следует, что находиться интернаты могут только там, где неподалеку есть необходимая внешняя медицинская инфраструктура;
образование должно осуществляться вне интерната – в близлежащих образовательных организациях на всех уровнях – от детского сада до обучения профессии. Из этого, в частности, следует, что все интернаты должны быть перенесены в такие места, где существует необходимая для их контингента образовательная инфраструктура;
работать проживающие должны в основном за пределами интерната, при необходимости – на сопровождаемых рабочих местах. В противном случае они не смогут освоить макросоциум, поскольку для взрослых основным способом социализации и личной самореализации является труд на благо общества со всеми сопутствующими правами и ответственностью. За организацию трудоустройства проживающих должно отвечать специализированное подразделение в местном органе труда и занятости.
– в бюджете интерната обязательно должны быть предусмотрены статьи расходов на устройство ребенка в семью и подготовку взрослых к автономному поддерживаемому проживанию.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии