«У меня не «лежак», а ребенок!»

Никто формально не откажет родителям в обучении ребенка-инвалида. Ведь это право гарантировано Конституцией РФ. Но при этом родителям запросто могут предложить фактически отказаться от ребенка. Потому что другого пути для того, чтобы ребенок-инвалид со сложной патологией смог реализовать свое право на образование, чиновники от педагогики зачастую не видят. Или видеть не хотят.

У девятилетнего Васи Ильина – детский церебральный паралич, задержка психомоторного и речевого развития, он не может ходить. Вася живет в семье вместе с папой Петром, мамой Еленой и двумя сестрами – старшей и младшей. Он – очень общительный и любознательный, умеет складывать буквы в слова, считает в пределах десяти, любит играть.

Родители возят сына в группу «Особый ребенок» в Детский сад № 5 Невского района Санкт-Петербурга. О школе они задумались год назад вместе с другими мамами и папами детишек из этой группы.

Ильины обратились в районное управление образования. Казалось бы, чего проще – обратились родители к чиновникам, которые обязаны решить их вопрос, и чиновники начали его решать. Но, оказывается, не специальные школы созданы для детей с особыми проблемами, а дети должны быть «подстроены» под школу. Коррекционных учреждений у нас существует несколько видов, для каждой патологии свой.

Однако Васе, к примеру, нужна школа шестого вида с программами школы седьмого и восьмого вида. То есть школа для детей с поражением функций опорно-двигательного аппарата (шестой вид коррекционной школы) и одновременно школа для детей с задержкой психического развития (седьмой вид) и умственной отсталостью (восьмой вид). Такой «комплексной» школы в Невском районе нет, но Ильины получили пространную отписку из Управления образованием Невского района, где были перечислены все коррекционные учреждения. Но для Васи-то школы не было!

Ильины решили узнать, сколько имеется таких же, как их сын, детей, которые после садика сидят с родителями по домам и нигде не учатся. Оказалось, что такие сведения получить все равно, что узнать засекреченные разведданные, – получить у районных властей такие списки можно только по запросу прокуратуры. Но Ильины не успокоились, через знакомых и знакомых знакомых они проделали колоссальную работу и «вызвонили» список из 120 детей школьного возраста, детей с сочетанной патологией. Зачастую это дети из неполных семей, на грошовую пенсию, но не «сдают» детей в интернаты, справедливо полагая, что ребенок имеет полное право жить в семье.

Параллельно Ильины продолжали добиваться того, чтобы Васю устроить в школу. Для этого ему надо обязательно пройти Городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ГПМПК). В этом Государственном образовательном учреждении различные специалисты – психологи, неврологи, логопеды, дефектологи – должны обследовать ребенка и посоветовать родителям приемлемое образовательное учреждение либо помочь разработать индивидуальный образовательный маршрут.

Первое, что услышала Лена Ильина от специалистов ГПМПК: «У вас – «лежак!». «У меня не «лежак», а ребенок, – говорит Лена, – почему я должна выслушивать слова о том, что на образование моего ребенка не надо тратить ни сил, ни средств, поскольку он все равно не принесет никакой пользы обществу». Заключение ГПМПК о возможности обучения Васи в школе было лаконичным: «Подлежит определению в учреждение социальной защиты населения». «Но мы же не спрашиваем, где наш ребенок должен жить, а решаем вопрос, где он может учиться!», – возмутились Ильины. Только со второго раза удалось получить на руки рекомендации ГПМПК с вписанным после рекомендации «собеса» пунктом: «При открытии с IX 2004 класса «Особый ребенок» для детей с сочетанной патологией – пробное пребывание». Попытки достучаться до Управления образованием Невского района в лице Людмилы Жариковой и наладить конструктивный диалог закончились ничем, отношения сотрудничества и понимания не сложились. Прислали и родителям Васи из Управления письмо, в котором перечислили все коррекционные школы района, а на еще одно письмо вообще ответа не было. Зато Ильиным однажды даже позвонили из Управления и попросили писем больше не писать, дабы не докучать и не отвлекать от работы.

В Петербурге есть две школы, где обучаются дети, которые не могут самостоятельно передвигаться. Это – школа «Динамика», где учатся дети с двигательными нарушениями, но с сохранным интеллектом, и школа «Озерки» для детей с сочетанной патологией. Однако до этой школы Васе и другим детям из Невского района нужно добираться около двух часов в один конец. В Невском же районе есть школа-центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами № 34 (ул. Шотмана, д. 12, к. 1). Но там Васе будет сложно передвигаться – школа не приспособлена для инвалидов-колясочников.

Ильины поняли, что надо организовывать школу самим (примерно так в свое время возникла школа «Озерки»). Понимание было найдено в Комитете по образованию Санкт-Петербурга. Возглавляющая Комитет Ольга Иванова выслушала родителей и сказала, что город готов поддержать инициативу по созданию городской школы для детей с сочетанной патологией. Но инициатива ее создания должна исходить из района!

К заместителю главы Администрации Невского района Санкт-Петербурга Петр Ильин по этому вопросу больше ни ногой: «Пока я у нее сидел, она при мне позвонила кому-то по телефону и сказала: “Слушай, мне нужны списки дурачков, больных на голову, да чтоб не ходили!”».

Можно не одну страницу посвятить тому, как Ильины сами выясняли, сколько же и каких пустующих или занятых под баню (детсад № 118), стоматологию (детcад № 337), парикмахерскую (детcад № 14), оздоровительный центр (детcад № 97) есть в округе детских садов. Особого рвения в помощи родителям в поиске помещения районные власти не проявляли – ищете сами, и хорошо ищите. Хотя они уже тогда имели соответствующие указания из Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Комитет по образованию Санкт-Петербурга принял решение открыть школу для особых детей с 1 января 2005 года. До января был предложен промежуточный вариант – учебно-реабилитационный центр для детей с поражением функций опорно-двигательного аппарата на базе детского сада № 85 при школе № 17.

ГПМПК «пропустила» только пятерых детей из обширного списка Ильиных. «Мы «отбили» еще троих детей», – добавляют родители.

Потом власти поменяли место для организации учебно-реабилитационного центра – теперь это детский сад № 97.

На дворе уже середина июня. Документы об организации школы еще не прошли всех необходимых согласований. А ведь нужны еще документы, чтобы найти деньги на переоборудование помещений и ремонт, надо укомплектовать штат педагогов. Открыть школу к 1 сентября явно не получится. Почти год назад Ильины озаботились обучением Васи и детишек, посещающих вместе с ним группу «Особый ребенок». Год нервотрепки, переписки, обращения к Президенту РФ, в Министерство образования РФ, в газеты. Всё лишь для того, чтобы реализовать конституционное право на образование своего ребенка, зафиксированное и во Всеобщей декларации прав человека, а не «сдавать» своего сына в интернат.

«Мы для себя вопрос с учебой сына решили, – говорит Петр Ильин, – Васю зачислили в «Озерки», я буду возить его на машине. Сейчас мы боремся за тех родителей и детей, которые стоят за нами. Власти, к сожалению, проблемы существования нигде не обучающихся и сидящих в четырех стенах детей-инвалидов признать не хотят». «Конечно, теперь вам никто не скажет, что ваш ребенок необучаемый, – продолжает Лена, по профессии, кстати, врач-невропатолог, – вам просто предложат передать его в интернат, фактически лишив при этом семьи, либо организовать обучение на дому, лишив тем самым ребенка общения со сверстниками и необходимых навыков социализации».

…Год назад я была в Швеции и встречалась с профессором Карлом Грюневальдом, тем самым, который вместе с единомышленниками добился того, что в Швеции не осталось огромных домов-интернатов. Там все дети с проблемами, подобными Васиным, живут дома, учатся в школах или специальных центрах, по закону им положен даже индивидуальный помощник. Карл Грюневальд рассказывал нам о негативных последствиях помещения детей с нарушениями интеллекта в закрытые учреждения. Но нас, журналистов не надо было убеждать в этом. Тогда Карл Грюневальд сказал, что он бы хотел встретиться не с журналистами, а с чиновниками, чтобы растолковать им простую истину: «Можно измерить интеллект, но нельзя измерить ценность человека». Об этом он пишет в своей книге «Нормализация жизни», посвященной ликвидации закрытых учреждений в Швеции.

А недавно я ездила в Псков – там организован центр обучения для детей, которых раньше считали необучаемыми и которые сидели в четырех стенах, потому что не могут сами ходить. Каждое утро ребят вместе с родителями или волонтерами забирает специальный автобус, через четыре-пять часов они возвращаются домой. Конечно, до Швеции нам далеко, а Псков – город маленький, ездить проще.

В Санкт-Петербурге же и на дорогах пробки, и чиновникам от слова «лежак» никак не отвыкнуть…

 

Галина Артеменко, «ЧАС ПИК», Радио «Петербург». «МЫ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА» Cанкт-Петербургская городская социально-политическая газета Н И К Т О Н Е З А С Т Р А Х О В А Н . . . Выпуск № 3-4(14-15) Август 2004 г. (251)

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии